Тема: «Социология как наука»




Социология – наука о обществе

Критерий науки:

Определение предмета науки

Разработка категориального аппарата

Объект науки – это та часть окружающего мира, которая подлежит изучению и существует объективно (не зависимо от человека)

 

Предмет науки – часть или сторона объекта, угол зрения под которым рассматривается объект

 

Объект социологии – общие специфические закономерности возникновения развития и функционирования социальных систем, а так же механизмы действия и формы проявления этих закономерностей деятольности индивида, социальный круг и структура общества

 

Категории – основные понятия науки, которые отражают существенные черты, стороны и свойства реальности

 

Социальное - главная категория социологии

 

Социология – это наука df (дифиниция - научное определение) о закономерностях ставновления, функционирования, развития общества и общественно – социальных отношений

 

Социология как наука возникает в середине 19 века

 

Причины возникновения социологии:

Развитие промышленного производства => возникновение потребностей в крупных социальных группах работников (общие интересы взаимодействия в процессе производства, обмена и потребления)

Формирование гражданского общества, основанного на согласования действий независящих от государства / гражданское общество – демократическая прослойка между человеком и государством

 

Объект изучения социологии – Общество

 

Одна из дифиниций общества – это объективно – существующая реальность не зависящая от исследователя

 

Общество – исторически сложившаяся большая устойчивая общность связанных между собой разнообразными узами людей, облик, который определяется прежде всего совокупностью отношений между отдельными индивидами и группами

 

Социология изучает - предмет современное структуированное общество и сложные взаимосвязи между членами такого общества пролегающие через разнообразные социальные институты

 

Социология в отличии от социальной философии (теоретические представления, логика) является позитивной эмпирической (эмпирео – опыт) то есть, строит свои вывод на основании опытного экспирементального познания социальной реальности

 

Метод науки - это сознательный способ достижения какого – либо результата, решение задач, с помощью последовательности действий, сформированной на основе осознаваемого, контролированного плана

 

Метод науки – совокупность средств, приемов использованных ученными для исследования предмета науки

 

Метод в социологии – совокупность средст, получения и систематизации научного знания о социальной реальности

 

Методы в социологии (классификация методов в социологии):

по масштабу применения:

а) Общенаучные (примеры: математические, наблюдение, эксперимент и т/п)

 

2) по уровню знания:

а) Теоритические (дедуктивные, индуктивный методы)

б) Эмпирические (анализ документов, тестирования и т/п)

 

3) По этапам исследования:

а) методы сбора информации

б) методы обработки информации

в) методы анализа информации

 

В социологии часто используют термин методика:

Методика – это реализация метода в конкретном исследовании

 

КСИ (конкретно социологические исследования)

 

Методика – совокупность последовательных приемов работы с объектом исследования, с данными исследования и с инструментами исследования

 

Структура социологического знания – это не просто совокупность различных представлений, взглядов и научных понятий об обществе, а определенная упорядоченность знаний о нем, его явлениях и процессах. (Структура – строение, расположение, порядок).

Наиболее распространенной является трехуровневая структура социологического знания, в которой выделяются:

1) общесоциологические теории;

2) специальные (частные) социологические теории;

3) конкретные социологические исследования.

Эти три уровня различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой обобщений и выводов.

 

Задание к семинару:

 

История становление и развитие социологии

История становления учений об обществе

Возникновение социлогии

Огюст Конт основоположник научной социологии, учения Г. Спенсера общества

Классический период в развитии социологии

Вклад Карла Маркса в развитие социологии (немецкая школа)

Социология немецкого еченого Макса Вебер

Социологияя Дюркгейма (французская социологическая школа)

Американская социологическая школа 19 и 20 веков

Социология в России (Михайловский, Данилевский) ШКОЛА русская социологии

Развитие социологии в современных условиях

 

 

Французский просветитель Жан Жак Русоль, гильвеций, Будро – стали авторами гражданской позиции

Преодоление вне свободы методом морального совершенствования личности и общетсва

Утопический социлолизм – Милье Мрели Пабли Бобев, за обществе

 

Функции социологии можно разделить на две группы:

1. Гносеологические (гнозис – знание) – познание тех или иных сторон социальной жизни

2. Социальные – нахождение путей и способов воздействия на социальную жизнь.

Социальные функции:

Критическая (исследуя общество или его элементы социология ставит социальный диагноз и помогает найти эффективные пути восстановления социального здоровья)

Гуманистическая (разработка программ для оптимизации деятельности индивидов и социальных групп)

Прогностическая (воспроизведение перспектив развития социальных отношений)

Прикладная (проведение КСИ по заданной тематике)

КСИ-конкретные социологические исследования.

 

Тема: «История становления и развития социологии»

История становления учений об обществе. Возникновение социологии.

Классический период в развитии социологии.

Социология в России.

Развитие социологии в современных условиях.

В середине 1 тысячелетия до н.э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости.

Конфуций, Будда, Заратустра.

На западе социальная мысль достигла своего в 4-5 веках до н.э. Сократа, Платона и Аристотеля.

 

Два направления:

Выдвигает и обосновывает приоритета общего (Платон «Государство»: государство = огромный человек) человек 3 начала души:

А) разумное

Б) яростное

В) вожделеющее

Совещательное, защитное и деловое государство – идеальное государство.

Соответствуют 3 сословия: Правители, войны и производители(земледельцы).

Главный принцип устройства государства – справедливость: чтобы каждое сословие дожно заниматься своим делом.

Неравенство – естественное и исходно–преопределённое явление.

2 направление: идея приоритета интереса личности и индивида. Один из основателей был Эпикур и Аристотель. Аристотель критикует государство Платона, приоритет индивидуальных интересов, приоритет личности.

Первое противоречит второму направлению. Противоречие общественного и индивидуального. Огромную роль сыграло христианство в 1 веке.

Христианство призывало к нравственному обновлению, революционное переустройства общества, на основе ликвидации частной собственности.

Революционное переустройство мира, но 2-3 века непротивленческий аспект христианства, идея божественного происхождения власти, ориентация на потустороннее воздаяние.

В средневековье развитие социальных отношений под контролем системы нравственных и религиозных норм – это оказало влияние на развитие социальной мысли. Фома Аквинский был ярким представителем, он модернизировал раннесредневековое христианство на основе комментариев Аристотеля, это называется томизм. Духовная власть католицизма над развитием социальной жизни. В 19 веке это стало основным суждением.

Реформация католицизма. Учение Лютера, Цвингли, Кальвина – они представляли бюргерско-буржуазное направление. Т. Мюнцер – вождь народной реформации (личная ответственность человека и отрицание посредничества церковной иерархии).

16-17 века зарождение пролетариата. Появляется помимо католицизма и православия протестантизм. Макс Вебер: раскрыл воздействие протестантизма на становление европейского капитализма (почему?).

В 16 веке оформляется социалистическое социально-политическое течение, т.е. идеология нарождающегося пролетариата. Утопический социализм Т. Мор (1478-1535) «Остров утопия».

Таким образов переход от Средневековья к Новому времени взаимодействие двух направлений: взаимодействие двух направлений(индивидуального и общественного) приобретает форму борьбы индивидуалистической (либеральной) и социалистической доктрин.

18 век Ж.Ж. Руссо, Гельвеций, Дидро и другие: они стали авторами гражданской концепции.

Гражданская концепция – преодоление всех форм несвободы методом морального совершенствования личности и общества.

Утопический социализм – начал Томас Мор, продолжили Мелье, Морелли, Мобли, Бабёф: преодоление неравенства за общественную собственность и т.д.

19 век Канун возникновения социологии как самостоятельной науки, авторы Сен-симон, Фурье Оуэн, Декуланж, Кетле, Бенталь.

 

античность средневековье возрождение просвещение новое новейшая

 

VIII – VII век до н.э. V-XV век XV-XVI-XVII века XVII-XVIII XIX

- V век н.э.

 

Антропоморфизм – представление предметов живыми и наделение качествами, присущими человеку.

 

Тема: “Общество целостное социо – культурная система”

 

Вопрос 1: понятие общества, общество как субъект социальной жизни

Вопрос 2: структура и исторические типы обществ

Вопрос 3: цивилизационный подход к анализу общества

 

 

Общество- Та часть окружающего мира, которая:

1) Выделилась из природы

Отлична от природы

Относится к природе как к естественной среде обитания

 

Общество (научное определение) - обособившаяся от природы часть материального мира представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей

 

Специфика человеческого общества:

Отношение людей друг к другу, а не только отношение к природе

 

Карл Маркс говорил: Общество - продукт взаимодействия людей

 

Онтропосоциогенез - (онтропоз – “человек”), (социо –“общество”), (генез – “происхождение”)

 

Общество –совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей


Общество - это система

 

Система – это целое, которое больше суммы образующих его частей

 

Общество – это открытая саморазвивающаяся система общения и взаимодействия индивидов

 

 

Способы взаимодействия индивидов в обществе:

Непосредственная социальная связь: связь между людьми, находящимися в данное время и данном месте (сотрудничество, материальная и физическая связь)

Опосредованная связь (через что – либо) связь между людьми разделенными либо:

А) географически (Сотрудничество на базе разделения труда)

Б) временными рамками (апосредственная связь когдалюди разделены времеными рамками)

 

Примеры спобов взаимодействия:

Дружба с конкретными людьми, отношение между

 

В узком понимание слово «общество» употребляется для любых типов, видов, социальной общности

 

На основе этого определния выделяется: подсистемы, функции структурыа подструктура

 

 

Исторические этапы ставновления понятия общества

 

Первый этап:

Представление древних об обществе (космическая мироощущение – общечеловеческое явление)

Существовало несколько тысячилетий (Египет, Вавилон, Китай, Индии, Древней Греции)

Слово «космос» в его до научном смысле обозначало порядок

 

Второй этап:

 

Отождевление общества и государства (Платон)

 

Третий этап:

 

Новое время

Трактовка общества исходит из концепции «естественного состоянии» и общественного договора (авторы концепции: Томасс Гопс, Спенсер, Жан Жак Русо, Джон Лог, Теннис)

 

Суть концепции: в основу социальности положены рациональные договорные начала, формально – юридические понятия, взаимная полезность

 

Большое значения имели труды Конта: вырабатывает такие понятия как «социальная статика», «социальная динамика», закон трех стадий, выдвигает идеи социального прогресса и социального порядка.

 

Четвертый Этап:

Современный

В современных условиях переосмысление понятия общество связано с информационной революцией, с новом видением мира:

Особенности информационного периода:

Формируется всепланетная цивилизация на основе единства и неделимости мирового сообщества

а) множественности относительнной сомостоятельности народов и культур

 

Общество, как систему характеризует:

целостность (целевая направленность, деятельность людей направленная на

а) общности территории в рамках одного государства

б)Общность языка

в) общность производства и распределение товаров и услуг

г) общность культуры

д) общность внешней культуры и политики

 

социальность (взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности)

устойчивость и определенный консерватизм общества (сохранение, воспроизводство и развитие самого общества)

Автономность и самодостаточность (обеспечение необходимых условий для реализации целевой программы данного социума, а так же развитие способностей и удовлетворений различных потребностей индивидов)

Способность к саморегуляции (которая пародирует система норм, ценностей и правил общежития, плюс создала самостоятельные регулирующие механизмы; различные управленческие структуры)

Открытость общества (обеспечивает самоорганизацию и самосовершенствование социума за счет информационного обмена с окружающей средой)

 

Ответ на 2 вопрос: структура общества или основные элементы структуры общества

 

Важнейшими макроэлементами социальной системы является:

1)экономическая

стратовая

политическая

духовная сфера

 

Основные системо - образующие элементы каждой из этих сфер:

Социальные группы и общность в основе которых лежат социальные отношения

Социальные институты и организации (в основе которых институциональные и организационные связи)

Социальные нормы и ценности в основе которых лежат связи социального контроля

Общество, как целостный организм:

Социальные группы и общности – более или менее многочисленная совокупность взаимодействующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность для реализации своих целей

 

Общество, как социо- культурная система:

 

В человеческом обществе 3 элемента:

Природная среда (плодородные почвы «для существования»)

Люди, которые составляют различные социальные группы

Культура, которая интергриирует общество в единную систему

 

 

Культура (в социологи) – созданное людьми искусственное, материальное (предметное) и идеальная среда, определяющая социальную жизнь людей

 

Культура, как социальный смысл – система ценностей, норм и образцов повидения, которая определяет социальную среду взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют своё повидение

 

Культура – результат взаимодействия людей с природной средой

 

Таким образом элементы природы плюс люди плюс культура => саморазвитие и взаимодействие => сложное самонастраивающаяся динамическая система человеческого общества

 

Идеальная составляющая культуры:

1) Ценности (образцы определяющие социальное повидение людей и социальных групп)

2) социальные нормы

3) Образцы повидения (готовые алгоритмы действий, выработанные на основе социальных ценностей и норм, «соответствующие социальным ожиданиям»)

 

Характеристики и критерии информационного общества:

Технологический (критерий: информационные технологии)

Социальный (информация важный стимулятор изменения качества жизни, формирует информационное сознание)

Эконоический (информация выступает в качестве ресурса, информация экономический ресурс)

Политический (информация идет в политическому процесу, который характеризуется сглаживанием конфликтов разных слоев общества)

Культурный (признание культорной ценности информации в интересах развития отдельного индивида и общества в целом)

 

Наука – производительная сила:

 

Когда новейшие достижения науки стали использоваться для замены ручного труда машинным, механизации и автоматизации трудоемких процессов в технологии производства, применения компьютеров и другой информационной техники в разных отраслях народного хозяйства.

 

Продвижению новейших достижений науки в производство во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследованиям и конструкторским разработкам(НИОКР), перед которыми была поставлена задача по доведению научных проектов для их непосредственного использования в производстве. Установление такого промежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и их воплощением в конкретных конструкторских разработках содействовало сближению науки с производством и превращению ее в реальную производительную силу.

 

Цивилизация- устойчивое культурно-историческое образование, отличающееся общностью:

а) духовно-нравственных ценностей

б) культурных традиций

в) материально-производственной и социально-политической жизни

г) образа жизни и типа личности

Цивилизация – совокупность всех форм жизнедеятельности общества (материально – экономическая, политическая, духовная,) в их историческом развитии и единстве

 

 

Основные элементы структуры общества.

Важнейшими макроэлементами социальной системы является экономическая стратовая, политическая и духовная сфера. Каждая из этих сфер представляет собой систему.

Основные системообразующие элементы:

социальные группы и общности, в основе которых лежат социальные отношения

социальные институты и организации, в основе которых институциональные и организационные связи

социальные нормы и ценности в основе которых лежат связи социального контроля.

Общество как целостный организм.

Социальные группы и общности представляют собой многочисленную совокупность взаимодействующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность для реализации своих целей.

Структура общества.

Структура общества отражает способ связи и взаимодействия индивидов. Основания выделения структурных частей (подсистем общества):

Естественные природные факторы, разделившие людей по полу, возрасту, расам – можно выделить

социально-территориальные общности (жители города, села)

социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь)

социально-этнические (род, племя, народ, нация)

Факторы, сделавшие возможным само рождение человеческого общества:

Труд, общение, познание – основание выделения трёх главных сфер жизнедеятельности общества и общественных отношений:

экономические

социально-политические, правовые

духовно-культурные (религия, наука, мораль, искусство) связи-взаимодействия

Эти три сферы определяют основные функции общества.

материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества (рост материального достатка, благосостояние)

социально-политические (этические) гарантии выживания человечества, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений.

духовно-интеллектуальное, научно-эстетическое развитие людей

Социальные общества разделяются по объёму:

малые группы (характеризуется непосредственным прямым контактом) «лицом к лицу»

большие группы – взаимодействие через посредника à становятся необходимыми социальные институты (экономические, политические, культурные) – институты власти, семьи, образования, церкви и т.д.

Вывод. Это анализ общества (изнутри)

НО! Анализ общества как целостного организма à различные типы обществ

Ретроспективный взгляд à общество прошло различные этапы.

I) Формационный подход К. Маркса объясняет процесс развития человечества как восхождение от одной формации к другой. Выделяет 5 общественно- экономических формаций:

Первобытнообщинные (обмен собственности на средства производства, нет имущественной деференциации)

Рабовладельческая (рабы, рабовладельцы)

Феодальная (феодалы и крепостные крестьяне)

Капиталистическая (буржуазия, пролетариат)

Коммунистическая (общественная собственность)

Характер производственных отношений и их основа – форма собственности отличают одну общественную формацию от другой. Процесс производства материальных благ – основа общественной жизни.

II) Сорокин. Для него типообразующий признак – разум, сознание. Сознание определяет целостность социальных явлений в строении общества два уровня организации:

уровень культурных систем (истина, добро, красота, справедливость)

уровень социальных систем.

Первенство принадлежит культурным системам. Нравственность – один из системообразующих признаков: совершенствование моральных норм развития общественной нравственности от примитивной первобытной морали к признанию общечеловеческих нравственных ценностей – направление совершенствования всех сторон общественной жизни.

III) Подход на основании анализа цивилизационных революций: предмет внимания не одна сторона бытия (Маркс – экономическая сторона), а совокупность всех форм жизнедеятельности общества – материально-экономической, политической, идейной, религиозной, культурно-нравственной и т.д.

Цивилизация – в качестве методологического принципа классификации типов общества:

Цивилизационные революции:

Аграрная (6-8 тыс. лет назад) и осуществляла переход человечества от потребительской к производящей деятельности.

Индустриальная

Информационная

Отсюда, в социологии аграрное (традиционное) или индустриальное характерны преобладания аграрного уклада в экономике низкие темпы развития производительных сил, консервативные структуры, низкая социальная мобильность, жёсткий социальный контроль, неприятие инноваций, резко ограничена свобода личности.

Индустриальное общество сформировалось на основе индустриальных революций, имеет гибкие социальные структуры, высокая социальная мобильность, свобода личности – высшая ценность. С 60 годов 20 века разрабатывается концепция постиндустриального (информационного) общества. Общество потребления.

Жан Бордийяр «Общество потребления»

Синкретическое (недифференцированное) знание о мире – любое знание входило в состав философии.

Контуры информационного общества:

технологические (информационные технологии)

социальные (информация формирует или утверждает информационное сознание, информация – стимулятор изменения качества жизни)

экономические (информация, ресурс, источник добавочной стоимости и занятости)

политические (информация ведёт к политическому процессу, который характеризуется консенсусом с социальными классами и слоями, сглаживает конфликты)

культурные (признание культурной ценности информации в интересах развития индивида)

«Цивилизация» употребляется и для характеристики уровня социального и культурного развития общества.

Цивилизация – совокупность всех форм жизнедеятельности общества (материально-экономической, политической, духовной) в их историческом развитии и единстве.

Древневосточные цивилизации (прим. 10 тысячелетий назад) были первыми, они определяли направление развития всего мира. В середине 1 тысячелетия до н.э. на передний план выходит античная Греция и начинает заметно лидировать. Цивилизация это преобразование материала нетронутой природы в предметы и процессы, тоесть «во вторую природу». Человечество как бы удваивает природу.

Основные черты цивилизации:

преобразование нетронутой природы во «вторую природу»

противоречивое вмешательство человека в природные процессы

противоречивое, но в целом поступательное развитие товарного производства и обмена.

в тенденции к предоставлению комфорта всё к большему числу людей.

в предоставлении человеку всеобщих прав, свобод, гарантий, возможности участвовать в решении своих судеб, судеб нации, страны, мира.

духовно-нравственный компонент цивилизации (работа по созданию всеобщих идеальных образцов предметной деятельности и норм принципов человеческого общежития)

всемирно исторический общечеловеческий характер и значение её опыта.

Современные цивилизации равноправны и уникальны: на сегодняшний день учёные фиксируют 5 цивилизаций:

западно-христианская (католическая и пратистанская

православно-христианская

индийская (индо-буддийская)

дальневосточная (китайско-конфуцианская)

исламская (арабо-мусульманская)

Чаще выделяют две: западная цивилизация (первые 2) и восточная цивилизация (3 последних). К восточной относится 3\4 планеты.

Запад Восток
Индивидуализм Коллективизм, группизм
Сверхпотребление и вещизм Умеренный достаток
Предпочтение вещественных отношений Предпочтение личностных отношений
Религиозная нетерпимость Веротерпимость
«посюстороннее ориентация личности» «потусторонняя ориентация личности»
Правда – справедливость Правда – истина
Ориентация на инновации Следование испытанным методам
Ориентация на изменение мира Ориентация на совершенствование самого человека
Установка на управление природой Осторожный экологизм
Демократия Авторитаризм
Насилие Ненасилие
Антропоцентризм (человек в центре вселенной) Теоцентризм (бог в центре)

 

Социальные изменения и социальный прогресс.

социальные изменения, их формы

социальный прогресс. Проблема его критериев

современное общество: тенденции и перспективы развития

В процессе развития социума просматривается две модели поведения общественных систем, две основные формы социальных изменений: эволюция и революция.

Представители эволюционной социологии Конт, Спенсер пытались доказать единство законов развития в природе и социуме.

Эволюция - внутренне направленный процесс появления всё более сложных социальных форм. (Спенсер)

Источники развития социальных процессов: противоречия и способы их разрешения. При этом выделяют антогонестические и неантогонестические, внутренние и внешние, разрешаемые мирно и средствами насилия.

Социальная революция это способо перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в крайне неравновесном состоянии. Развитие прерывное определяется случайными факторами. Социальная революция это высшая точка социального конфликта в революционные эпохи темпы развития ускоряются, в активную социальную деятельность вовлекаются широкие массы народа. вместе с тем нарушение «равновесия» социальных сил приводит к дестабилизации системы à общество в атмосферу беспорядка, насилия, трагедии, хаос и т.д.

Развитие общественной системы может идти извне, когда инициатива исходит от других цивилизаций – это революционный путь, путь агрессии против чужой культуры. Возможен второй путь через естественные изменения собственной культуры, экономики и политики, это эволюционный путь поступательного перехода от низшей ступени к высшей, путь традиционный и гуманный. Вопрос о направленности социальных изменений и факторов, обусловливающих их.

Первый фактор: превращение человечества в единый организм (возникают общие стандарты поведения, государственного устройства и другие) à планетарная общность.

Второй фактор: проблема сохранения жизни на земле. (войны, катастрофы) ответ на вопрос о факторах социальных изменений далеко неоднозначен.

Представление об социальных изменениях:

от низшего к высшему (прогресс)

концепция регресса

теория циклического круговорота (платон, аристотель)

 

Ответ на вопрос: Cоциальный прогресс и проблемы его критериев

Идея прогресса стала утверждаться в 17 – 18 веках

Социальный прогресс – однна из форм развития общества, основанная на таких не обратимых изменениях в нем в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостоянию людей, осуществляется и развивается человеческая личность

Социологическое понятие прогресса включает понятия: общество и личность

 

Позитивные последствия социального прогресса:

1) Материальное производство: соверешенствование средств и организация труда => рост эффективности

2) Изменение в характере трудовых отношений (рабство древнего мира сменилось феодальным устройством, а оно сменилось наемным трудом)

3) НТП (научно – технический прогресс) => урбанизация, рост культуры, возможности досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижения смертности и продления жизни

 

Негавтивные результаты социального прогресса:

Люди начинают осозновать что:

Неограниченное удовлетворение желаний не является путем к счастью

Экономический прогресс коснулся лишь немногих богатых наций, и пропость между богатыми и бедными увеличивается

Независимые хозяевами своей жизни мы не стали, а стали винтиками бюрократической машины

Технический прогресс создал опасность окружающей среде и угрозу ядерной войны

Человек, превратившийся в сверхчеловеком, наделенный сверчеловеческой силы не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума

 

Причины негативных последствий многие авторы видят в индустриальной системе, где привлекает все механическое, безжизненное, жажда разрушения, забытым оказывается человек и кризис личности – это одна из самых сложных проблем современной цивилизации

 

Два критерия прогрессивного развития общества:

Уровень производительности труда (базисный)

Степень свободы личности в обществе (настроичный)

Первый критерий: Если в индустриальном обществе уровень жизни определялся качеством товаров, то постиндустиальное общество определяется качеством жизни, измеряемый обслуживанием и услагами (образование, лечение и т/п)

Второй критерий: уровень свободы личности

Феномен свободы личности нельзя рассматривать, как единственную цель социально – политического развития общества, человек нуждается не только в свободе, но и в ответственности за других

Третий критерий: уровень нравственности в обществе

 

Анализ критериев позволяет выделить особенности современного мира и перспективы его развития:

Глобальный, всемирный характер современной цивилизации, её единство и целостность (суть единного человечества в самом человеке, как первоначале, у всех людей схожи потребности и желания, все имеют единную общность человечества, далее мир связан в единное целое: НТП, интернационализация мировых связей, ролью СМИ и комуникаций и глобальными проблемами человества)

Индустриальная и техногенная цивилизации (20, начало 21), переходит в информационную

Многополюсность и сегментность

Противоречивость современного мира: между человеком и природой 2) государством и личностью 3) сильными и слабыми странами 4) возможности и потребностями человека в природных, материаильных, энергетических ресурсов = эти противоречия пораждают глобальные проблемы человечества, проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты, представляет угрозы для её выживания, а поэтому требуют неотложного решения усилиями народов всех стран

 

 

Функции культуры:

Воспитательная

Интегративная (преобщение человек с другими народами)

Дезинтергративная (разъединение человека с другими народами)

Ценностно – ориентационная

Информационный

Коммутикативная

Прогностическая

Нормативно – регулирующая

Адаптеционая

 

 

В соотношении понятий «культуры и цивилизации» три

Выступает как синоним (Тойнби)

Вторая точка зрения:

 

Социология личности

 

Вопросы:

Социологическое понятие личности. Её структура.

социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты.

Личность и общество. Проблемы взаимоотношений.

личность в современном обществе

Социализация - усвоение условий, правил и норм, выработанных человеческим общежитием. Включение человека в общественные отношения.

Индивид + соц. качества – личность

Личность – это человек общественный. Вне общества – личности нет. (К. Маркс) Личность – индивидуальное бытие общественных отношений. Личность - отражение объективного мира в социуме.

Личность – биологический субъект и социальный субъект.

То, что отличает одну личность от другой, называется индивидуальностью, так как не может быть одинаковых личностей.

Социологический подход к человеку: человек – как социальное существо, как представитель социальной общности, характерных для него социальных качеств. Личность всегда исторически конкретна. Личность – индивид, включённый в социальные связи и отношения.

Социологический анализ личности предполагает определение её структуры. Концепция Фрейда:

оно (ид) – наше подсознание, где господствуют бессознательные инстинкты, 2 фундаментальные потребности: либидозная и агрессивная.

я (эго) – сознание, связанное с бессознательным и эго стремится реализовать бессознательно в приемлемой для общества форме

сверх-я (суперэго) «нравственный цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, т.е. внутренний контроллёр.

Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между бессознательными инстинктами с одной стороны и моральными запретами, диктуемыми «сверх я» с другой. Механизм разрешения этих конфликтов – сублимация или вытеснение «оно». Достоинства концепции личности в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности, поведения человека, где сочетается биологическая и социальная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: