Тема 3. Инновационный процесс: понятие, эволюция, структура




Инновационный процесс (ИП) — это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.

Эволюция инновационного процесса.

 

Этап 1 (первое поколение инновационного процесса) – линейный подход к определению инновационного процесса (1950-ые – середина 1960-х годов): развитие, которое подталкивается технологиями (technology push-model), то есть простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов производства (см.Рис. 1).

Рис. 1. Первое поколение инновационного процесса

 

Такой подход к описанию инновационного процесса наиболее распространен в отечественной литературе.

 

Этап 2 (второе поколение инновационного процесса – конец 1960-х, начало 1970-х годов): та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (need pull model) – см. Рис. 2.

Рис. 2. Второе поколение инновационного процесса

Этап 3 (третье поколение инновационного процесса – начало 1970-х, середина 1980-х годов): сопряженная модель (coupling model) – в значительной степени комбинация I и II поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка (см. Рис. 3).

Рис. 3. Третье поколение инновационного процесса

Этап 4 (четвертое поколение инновационного процесса – середина 1980-х годов – настоящее время): японская модель передового опыта – отличается тем, что акцентируется внимание на параллельную деятельность интегрированных групп (одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях) и на внешние горизонтальные и вертикальные связи.

Этап 5 (пятое поколение инновационного процесса – настоящее время – будущее): модель стратегических сетей (strategic networking model ) – стратегическая интеграция и установление связей. Отличается тем, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это – процесс ведения НИОКР с использованием новейших информационных технологий.

В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не завершается внедрением новой технологии и появлением нового продукта на рынке. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые потребительские свойства.

Диффузия (распространение) инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии нововведения определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого нововведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: