Программа коррекционной работы с обучающимся с ОВЗ
Цель: создание условий для получения образования, корректирование нарушений развития и социальной адаптации.
Задачи: создать условия для получения образования, корректировать нарушения развития.
Основными направлениями коррекционной работы для ученика являются: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическая работа
Педагог-психолог
В результате психологической диагностики были выявлены следующие показатели.
1. Общие сведения
У ребенка преобладает вторая сигнальная система; мыслительный тип; логическое мышление; доминирование левого полушария.
1. Познавательная сфера.
Внимание. Выявлены низкие показатели объема внимания, при этом наблюдается низкая концентрация внимания. Показатели переключения и устойчивости внимания –низкие.
Память. Объем механической памяти при зрительном восприятии –низкий. Диагностика слуховой памяти показала, что объем слухового запоминания –низкий, скорость запоминания –низкая; объем запоминания снижается от первого задания к последнему (быстрая утомляемость). Образная память – в пределах нормы.
Мышление. При диагностики мышлении выявлены: низкий уровень обобщения; показатели словесно-логического мышления средние (ближе к низкому.
2. Эмоционально-волевая сфера.
У ребенка отмечается адекватная самооценка. Выявлена низкая школьная мотивация (неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, испытывает затруднения в учебной деятельности). Нравственные нормы у ребенка сформированы. Преобладающих страхов у ребенка нет. При диагностирование тревожности – общей школьной тревожности у ребенка не выявлено.
Учитель-дефектолог
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования: эмоционально спокойна, в контакт вступает сразу. В ситуации затруднения при выполнении задания всегда обращается за помощью к педагогу. Наблюдается повышенная утомляемость.
Развитие общей и мелкой моторики: мелкая моторика рук развита слабо.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно: инструкции повторяются по несколько раз, требуется разъяснение инструкции.
Обучаемость:-восприимчивость к помощи: требуется постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого, к помощи восприимчива.
Способность переноса на аналогичные задания перенос осуществляет с помощью взрослого, допускает ошибки.
Особенности организации деятельности структурные компоненты деятельности сформированы слабо, слабо выражена способность к волевому усилию, самоконтроль развит слабо (ошибки при выполнении заданий допускает, но не замечает их и не исправляет
Темп работы: низкий
Работоспособность: отмечается быстрая истощаемость
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация на низком уровне
Сформированность пространственно-временных представлений понимание предлогов нарушено, трудности в понимании лексико-грамматических конструкций
Особенности восприятия зрительное восприятие на уровне ниже среднего Особенности внимания: внимание низкопродуктивное
Память: зрительная
Мышление: испытывает трудности в аналитико - синтетической деятельности, снижены функции обобщения (не отражает существенные свойства и признаки предметов и явлений)
Общая характеристика речевого развития словарь в пределах бытового обихода, испытывает трудности построения развернутых речевых высказываний
Сформированность учебных навыков:
Математика: вычислительные операции, решение арифметических задач возможно на предметной основе с помощью педагога.
Русский язык: девочка допускает много ошибок на письме, под диктовку, при списывании с текста.
Чтение: темп чтения медленный, читает по слогам, изменяя окончания, смысл прочитанного часто не понимает
Общая характеристика учебной деятельности: учебная мотивация снижена, низкий уровень самостоятельной работы, способность к волевому усилию на низком уровне, нарушены планомерность деятельности, самоконтроль, произвольность
Заключение: трудности формирования учебных навыков, низкий уровень познавательной деятельности
Логопед
Слу х: – в норме.
Зрение: - в норме.
Общая характеристика речи: соответствует возрастному уровню.
Уровень самостоятельности повествования: средний уровень, чаще всего отвечает по наводящим вопросам.
Типы используемых предложений: чащепростые, чем сложные.
Подбор слов и правильность их использования: не всегдаподбирает и использует слова правильно.
Общее звучание речи: голос нормальный, темп умеренный, дыхание ровное, речь не выразительная.
Звуковая сторона речи. Ритм нормальный, выразительный, паузы и ударения употребляет правильно, говорит односложно. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Разборчивость речи нарушена.
Понимание речи. Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.
Словарный запас.
Общая характеристика словарного запаса: словарный запас у ребенка не достаточный;пассивный преобладает над активным.
Называние частей целого: называет, но допускает ошибки.
Обобщающие понятия: называет, обобщает не все слова, затрудняется в обобщении.
Называния действий: называет.
Подбор определения к слову: подбирает с ошибками.
Подбор синонимов: подбор осуществляет на достаточном уровне.
Подбор антонимов: отсутствует понимание значения определения, затрудняется в подборе.
Подбор родственных однокоренных слов: затрудняется в подборе.
Использование различных частей речи: в речи использует существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
Грамматический строй речи.
Словоизменения: смысловые неточности, пропуск частей предложения.
Словообразования: бывают ошибки, неверно образовывает формы.
Синтаксис: использует простые предложения.
Словосочетания: согласование, реже управление и примыкание.
Понимание грамматических форм и конструкций: понимает простые конструкции.
Понимание текста: содержание текста понимает, скрытого смысла не всегда понимает.
Состояние звукопроизношения. Нарушено звукопроизношение звука р, рь.
Звуко-слоговая структура речи. Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).
Письмо.
Особенности графики: испытывает трудности при письме под диктовку. Написание некоторых слов расходится с их произношением. При списывании с печатного и рукописного текста затруднений не испытывает.
Специфические ошибки: трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Темп письма – средний.
Чтение.
Техника чтения: послоговое,несоответствует возрасту и программным требованиям.
Понимание прочитанного: не всегда понимает прочитанное, отвечает на вопросы после стимулирующей помощи (с помощью наводящих вопросов).
Характеристика ошибок: допускает пропуски слов.
Заключение:трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при звукопроизношении и переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную. Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
Рекомендации:коррекционные занятия с логопедом; развитие звукового анализа и синтеза; пополнение словарного запаса.
Коррекционно-развивающая работа
Специалисты сопровождения | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота |
Логопед | · Коррекция письменной речи | Групповая работа | 2 раза в неделю, продолжительность по 30мин |
Педагог-психолог | · Развитие высших психических функций | Индивидуальная работа | 1 раз в неделю, продолжительность 25 минут |
Учитель-дефектолог | · Развитие базовых учебных действий в рамках программы обучения | Групповая работаработа | 2 раза в неделю, продолжительность по 25 минут |