Безопасность в сфере образования, науки, культуры




Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются:

сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;

сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;

повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.

Одним из главных направлений Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет технологическую безопасность. С этой целью совершенствуется государственная инновационная и промышленная политика, определяются в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, развивается государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводятся системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны.

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы:

комплексное развитие научного потенциала, восстановление полного научно-производственного цикла - от фундаментальных научных исследований до внедрения достижений прикладной науки в производство в соответствии с приоритетами социально-экономического, научного и научно-технологического развития Российской Федерации;

развитие национальной инновационной системы, стимулирование и поддержка развития рынка инноваций, наукоемкой продукции, в том числе наукоемкой продукции с высокой добавочной стоимостью;

формирование системы фундаментальных и прикладных научных исследований и ее государственная поддержка в интересах организационно-научного обеспечения реализации стратегических национальных приоритетов;

развитие перспективных высоких технологий (генная инженерия, робототехника, биологические, информационные и коммуникационные, когнитивные технологии, нанотехнологии, природоподобные конвергентные технологии);

развитие взаимодействия образовательных организаций и научно-исследовательских центров с промышленными предприятиями, расширение практики софинансирования государством и субъектами предпринимательства долгосрочных фундаментальных научных исследований и программ с длительными сроками реализации;

повышение качества подготовки научных работников, инженеров, технических специалистов, способных решать задачи модернизации российской экономики на основе технологических инноваций, обеспечить развитие науки и образования, разработку конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организацию наукоемкого производства;

развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями;

создание благоприятных условий для научной деятельности;

обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук;

развитие междисциплинарных исследований;

повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии;

повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий;

развитие системы поддержки талантливых детей, внешкольного дополнительного образования, детского технического и художественного творчества, решение проблем переполненности общеобразовательных организаций;

активное развитие международных связей в области науки и образования, наращивание экспорта качественных образовательных услуг, прежде всего в государства - участники Содружества Независимых Государств, повышение привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг.

Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей.

Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

Законодатель подчеркивает, что основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры. Что же можно отнести к традиционным российским духовно-нравственным ценностям? Это, прежде всего, приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Интеллектуальная безопасность РФ

Сегодня наиболее важным элементом развития современного общества является качество и уровень образования, науки и культуры, которые упорядочивают информационные и интеллектуальные процессы, создающие качественно нового человека, общество и государство в целом.

Именно понимаемая в широком смысле слова интеллектуальная культура общества аккумулирует, воспроизводит и создает особую информацию в виде системы ценностей (идеи, идеалы, традиции, формы и нормы общения и поведения и т.п.). Только эта культура дает свободу в разнообразии, что способствует самоорганизации важнейших социальных сил и движений.

Много спорят о «национальной» или «общенациональной» идее, способной сплотить и воодушевить народ. Для сегодняшней России национальная идея заключается в том, чтобы выжить, встать с колен, вновь стать великой державой и великим народом. Для этого необходимы, прежде всего, национальные ценности, расцвет научной мысли, подъем гражданского самосознания, высокая нравственность, которые являются синонимами личной сопричастности всему, что происходит в стране.

Сегодня мы наблюдаем, как рушатся многие социальные ценности и идеалы, как набирает скорость процесс культурно-нравственной деградации общества, как предаются забвению такие жизненно важные сферы и отрасли, как наука, образование,здравоохранение. Между тем мировой опыт показывает, что никакие жесткие меры политического, экономического и иного характера не предотвратят возможности социальных конфликтов (являющихся прямой угрозой безопасности обществу и государству), если соотношение наиболее богатых и наиболее бедных будет составлять больше, чем 1:10, если будет продолжаться «утечка мозгов» из страны. В России эти показатели давно превысили все допустимые нормы. Да и во внешнеэкономическом плане интеллектуальная бедность, научная и культурная нищета ведут к экономическому изматыванию и духовному оскудению общества, в какой-то мере обеспечивая его безопасность в одних сферах, но резко подрывая ее в других. Все, что помогает крупным державам оставаться едиными — патриотизм, экономическая заинтересованность, интеллектуальный, творческий потенциал и, наконец, сила, — катастрофически ослабляется.

Термин «национальная безопасность» стал активно применяться во второй половине XX в. в связи с возрастающим значением науки и образования. В 1958 г. в США была разработана программа реформирования образования в целях совершенствования вооруженных сил.

На протяжении десятилетий образование, как, впрочем, и другие сферы культуры, финансировалось по остаточному принципу. «Зараза невежества» распространяется в обществе, особенно среди молодежи. Согласно статистике, число учеников общеобразовательных школ в России сейчас меньше, чем в 1940 г. Общее полное (10–11 классов) среднее образование имеет менее трети населения России. Образование перестает быть народным, становится уделом избранных. Более 1,5 млн детей школьного возраста не посещают учебные заведения. Это реальная угроза безопасности страны.

Исключительно остро стоит проблема педагогических и научных кадров. Разрыв в оплате интеллектуального и неквалифицированного труда растет не в пользу первого. Между тем известно, что преподаватель гимназии К. Э. Циолковский мог на свое жалованье не только выстроить двухэтажный особняк и содержать большую семью, но и издавать за свой счет книги по космонавтике.

Государственная власть в развитых странах считает, что наука и образование — источники фундаментальных научных открытий, экономического и военного могущества. США вкладывает в науку и образование более 300 млрд долл. в год,профессора имеют статус государственных служащих и приравнены в зарплате к конгрессменам.

Российская высшая школа, недавно занимающая лидирующее положение в мире, в 90-е годы XX столетия оказалась в трудном положении. В результате невостребованности молодых специалистов, снижения социально-статусных позиций уровня жизни профессорско-преподавательского состава усилилась «утечка умов», что уже сейчас печально сказывается на развитии производительных сил России.

Угрозу национальной безопасности представляет миграция молодых талантливых специалистов. Страна несет большие материальные потери в связи с выездом ученых и специалистов. Количество математиков, выезжающих на Запад, и прежде всего в США, составляет 25 % от ежегодного выпуска элитарными вузами России.

Нищенская оплата труда, ухудшение условий для творчества, невостребованность научной интеллигенции явились причиной значительных потерь кадрового потенциала. Отток специалистов приобрел масштабный характер и продолжается как за счет ухода в другие сферы деятельности внутри страны, в связи с сокращением работников, так и за счет внешней миграции. С 1987 г. из науки ушло более 2/3 списочного состава, в том числе из категории «исследователи» — более 50 % занятых. Особенно сильно кризис ударил по отраслевой науке. Работники военно-промышленного комплекса (ВПК) оказались в наиболее сложном финансовом положении не только из-за резкого сокращения финансирования военных заказов, но и в связи с высокой вероятностью сменить сферу деятельности или место жительства.

Таким образом, научно-технический и интеллектуальный потенциал России —важнейшая основа безопасности страны — с начала 90-х годов характеризуют снижение объемных параметров (численность занятых, затраты) и резкое ухудшение важнейших качественных характеристик («вымывание» наиболее работоспособных сотрудников, научной молодежи, социально-психологическая деградация работников, старение и потеря материально-технической базы).

Другой аспект проблемы — резкое ухудшение региональной структуры российской науки. В рамках Академии наук СССР были созданы многочисленные филиалы,в том числе получившие международную известность Новосибирский Академгородок, Дальневосточный, Уральский и др. Особенность таких центров — относительная малочисленность научной школы и ее ориентация на одного или нескольких признанных лидеров. Отъезд последних приводит к резкому снижению уровня исследований или полному их прекращению.

При снижении численности научных кадров ниже «критической массы» и деформации структуры исследований происходит нарушение нормального режима воспроизводства национальных кадров, возникает реальная угроза безопасности государства в области сохранения и развития интеллектуального потенциала. В этой связи необходимо безотлагательно разработать эффективную концепцию повышения роли образования и науки с учетом российской специфики, в том числе программу государственного регулирования процесса «утечки мозгов» из России.

На смену силовым методам межгосударственной борьбы и войн сегодня пришли технологии soft power, сетевые войны и несиловые воздействия. В современном мире для поддержания потенциалов государственности важнее ракетно-ядерного потенциала стали массовое сознание, демография, культура, наука, образование,воспитание, нравственность, патриотизм. Разрушение этих потенциалов ведет к разрушению государства. Наука в современных условиях выступает одним из факторных несиловых оснований жизнеспособности государства (В. Э. Багдасарян). «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народовпервым будет всегда тот, который опередит других в области мыслей и умственной деятельности», — писал в свое время Л. Пастер, выдающийся французский микробиолог и химик, член Французской академии (1881).

Политическая стабильность, целостность страны для России — важнейший фактор национальной безопасности. В XXI в. национальная безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием системы образования, которая действует на всех уровнях безопасности: общества, государства, личности. Очевидно, что экономическая и военная безопасность государства без квалифицированных кадров

невозможна, технологическая безопасность невозможна без научных разработок.

Образование является фундаментом культуры, его основой, и общество не может нормально функционировать и развиваться без системы культурных ценностей.

Структурам образования принадлежит одно из первых мест в формировании культуры. Культура, охватывая самые существенные грани человека, способствует формированию профессионала. Однако не до конца решены проблемы всестороннего развития личности, его физического и нравственного здоровья, формирования гармоничного человека, ориентации на воспитание патриотизма, ответственности за Отечество, готовности и способности укреплять обороноспособность России.

Опыт истории свидетельствует, что национальная безопасность страны определяется духовно-нравственными ценностями образования, ориентированными на реализацию духовно-нравственных устремлений молодежи, понимание особенностей духовного потенциала России, ее культуры, нравственности, идеала. Без наращивания нововведений в культурной и духовно-нравственной сфере образования невозможно воспитание творческой, духовно-нравственной личности, отвечающей потребностям времени. Преодоление угроз национальной безопасности России, таких как социально-экономическая нестабильность, криминализация, наркомания,падение морально-нравственных ценностей, в том числе и патриотизма, могут быть преодолены на основе реализации духовно-нравственной программы, когда идеикультуры, гуманизма пронизывают весь учебный процесс.

Национальной безопасности России угрожают усилия по радикальной трансформации национального менталитета, разрыву с духовно-нравственными традициями русской культуры, любви к Отечеству. Обеспечение национальной безопасности России напрямую зависит от того, с какой образовательной подготовкой входит молодежь в XXI в., каковы будут ее нравственные и политические идеалы, социальные

ценности, уровень общей культуры и профессиональной подготовки. Рост производительности труда во многом зависит от уровня нравственности общества с развитой системой образования и воспитания.

В настоящее время образование выдвигается на одно из первых мест среди факторов развития человечества. Это связано с переходом цивилизации в постиндустриальную стадию развития, которую иногда определяют как информационное общество. Поэтому Россия должна принять радикальные меры, чтобы не оказаться в «хвосте» событий.

Выход из системного кризиса в России возможен только в результате совершенствования образования как главной антикризисной меры.

Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здоровья провели исследование проблем жизнеспособности различных наций и государств по 5-балльной системе. Высшего балла никто не получил. На 4 балла была оценена жизнеспособность Голландии, Дании, Исландии, на 3 — США, Японии, Германии, жизнеспособность России оценена в 1,4 балла (В. Н. Стригунов,И. Д. Эйнгорн).

Проблема образования становится еще более актуальной не только в связи с неблагоприятной экологией, ограниченностью природных ресурсов, но и в связи с низким уровнем ресурсосбережения, что усложняет условия нынешнего поколения, но еще больше — будущего. Крайне неблагоприятный характер приобрели демографические процессы. Начиная с 1990 г. естественный прирост населения снижается, происходит превышение смертности над рождаемостью. До 80 % новорожденных детей имеют отклонения от физических и психических норм. На снижение качества здоровья населения оказывает влияние ухудшение экологической обстановки.

Проблема трудовых ресурсов — составная часть национальной безопасности России. Уменьшение трудовых ресурсов можно компенсировать только улучшением их качества, повышая уровень образования. Совершенствование образования необходимо и с целью перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства в непроизводственную сферу. Развитие сферы услуг предполагает моернизацию образовательной системы переобучения и переквалификации. Ведущая роль в этом принадлежит образовательным учреждениям.

Опыт свидетельствует, что не всегда экономический спад сопутствует понижению роли высшего образования. Скорее, наоборот, высшая школа в интересах государственной безопасности должна формировать кадры будущего подъема экономики,разрабатывать для социально-экономического развития структурные, технологические, социальные новации, предупреждающие безработицу молодежи и, главным образом, для сохранения культурно-образовательного и научного потенциала.

В условиях рыночной экономики, постиндустриальной цивилизации решающее значение для стабилизации приобретает научная теория. Сегодня общесоциологический закон возрастания роли науки в жизни общества конкретизируется как объективная необходимость опережающего развития науки и образования по отношению к остальным видам человеческой деятельности.

Одну из ведущих ролей в этом процессе играет экономическая наука, определяющая основы моделирования и прогнозирования общественного развития. Новый уровень структурных научных взаимосвязей способствует реформированию содержания экономического образования, органическому включению науки в подготовку профессионалов.

Вызывает обеспокоенность принижение роли технического, инженерного образования. В России сложились оригинальные научные и педагогические школы по различным отраслям технического знания, и есть опасения их разрушения.

В укреплении национальной безопасности России важно сохранить подготовку инженерных кадров, в противном случае мы можем потерять профессиональный инженерный потенциал, что негативно скажется на оборонно-промышленном комплексе.

Определенную угрозу национальной безопасности России представляют некоторые средства массовой информации, которые демонстрируют безразличие к теме образования, ее нуждам и кадрам. Проблема образования и национальной безопасности может быть полем согласия широкого спектра политических сил страны. Однако некоторые политические партии и движения не проявляют интереса к отечественному образованию.

Какими бы сложными ни были проблемы отечественной системы высшего образования в настоящее время, государство должно четко сформировать приоритетный характер преобразования высшей школы, ее интеллектуальной, научно-технической,культурной составляющей, что и определит в XXI в. облик общества, национальную безопасность России. Для этого необходимы кардинальные меры по улучшению материального и социального положения профессорско-преподавательского состава,переоснащение учебного процесса, забота о воспитании, физическом и духовном здоровье студентов, усиление связи производства с наукой, воздействие образования на преодоление демографического кризиса. Эти меры будут способствовать внутриполитической и геополитической стабилизации как фактор ликвидации угроз национальной безопасности.

Составной частью концепции безопасности является реформирование высшей военной школы, направленной на профессиональную специализацию, использование современной военной науки для укрепления боеготовности Вооруженных сил. Главные угрозы безопасности России, как внутренние, так

и внешние, должны рассматриваться во взаимосвязи.

Вся система национальной безопасности должна быть приведена в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, отражать сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности, где особое место должна занимать высшая школа, от деятельности которой во многом зависит устойчивость развития общества и государства.

Национальная культура как устойчивый фактор национальной безопасности

Национальная культура — совокупность традиций, обычаев, обрядов, верований,нравов, норм и правил поведения, ценностей, зафиксированных в языке, в результатах хозяйственной, бытовой деятельности, искусстве этноса (народности, нации).

Являясь одной из разновидностей субкультуры, национальная культура объединяет людей, живущих на обширных пространствах и не обязательно связанных кровнородственными узами, чем и отличается от культуры этнической. Обязательным условием появления национальной культуры считается изобретение собственной письменности, посредством которой главным образом происходит распространение ее ценностей (Л. Г. Федорова).

Национальная культура складывается как результат индивидуального творчества образованных представителей данного этноса — научной и художественной интеллигенции. Наличие национальной литературы выступает тем наиболее устойчивым культурным фактором, благодаря которому появляется возможность установления качественно нового типа социальной коммуникации между членами данного этноса и осуществления акта этнической идентификации.

Основа национальной культуры — национальное сознание как совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и т.п. воззрений, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития соответствующей этнической общности. Национальное сознание включает в себя отношение этнической группы к материальным и духовным ценностям общества, оно отражает процесс ее исторического развития и современное состояние. Центральное место здесь занимают представления об общности происхождения членов данного этноса, их участии в развертывании исторических событий, о связях с родным языком, землей предков, равно как идеи необходимости сплочения ради осуществления интересов своего этноса и установления приемлемых отношений с другими этническими группами. Нижний, «обыденный», уровень национального сознания формируется стихийно, в процессе исторического бытия данного этноса, на основе обобщения жизненных условий и опыта повсе дневного общения его членов и объективируется в национальных чувствах (комплексе эмоций, в которых фиксируется субъективное отношение людей к собственному этносу, его образу жизни, а также к другим народам, эмоциональных установках на восприятие других культур), идеалах, представлениях об эстетически и нравственно должном и т.д. Верхний уровень национального сознания, идеология, возникает позже, в результате совместных усилий теоретиков в виде систематических исследований различных сторон жизни данного этноса.

Актуальным, концентрированным выражением национальной культуры, ее стержнем выступает национальное самосознание (чувство принадлежности к соответствующей этнической группе). С его возникновением культура этноса преодолевает локальную ограниченность и получает возможность вступать в диалоги с другими культурами.

Национальный характер объективируется в способах традиционного поведения людей, их образе мыслей, реакциях на различные ситуации, в складе ума, особенностях вкусовых пристрастий и т.п. (классическая иллюстрация русского национального характера дана А. К. Толстым: «Коль любить, так без рассудку, / Коль грозить, так нена шутку…»). Специфичность так или иначе проявляется во всех формах национальной культуры, хотя в материальной культуре она менее нарочита, чем в духовной,особенно в обычаях. Назначение обычаев, многие из которых имеют религиозную направленность, — служить проводником опыта семейного быта предшествующих поколений в относительно неизменном виде, выступать нравственным регулятором

отношений между людьми, а также создавать соответствующие ситуационные установки (эстетические, социальные и др.) у всех вовлеченных в их орбиту, формировать чувство национальной солидарности.

Исследование любой национальной культуры методологически целесообразно начинать с выделения и анализа ее «метаязыка», некоего общего субстрата, в котором фиксируются все составные элементы национального своеобразия, т.е. универсальных компонентов, присущих всем культурам вообще, но в каждой национальной культуре сочетающихся особенным, только ей соответствующим образом.

Система жизненных представлений человека определенной этносоциальной группы, способы восприятия и овладения миром, с помощью которых поток жизненных впечатлений осваивается и трансформируется в упорядоченное знание о нем, — вот та целостность, которую традиционно именуют миропониманием, мироощущением, а в последнее время — национальной моделью, картиной (образом) мира. Сюда входят исходные представления о пространстве, времени, числе, мере; соотношения мужское — женское, низ — верх, вертикаль — горизонталь, часть — целое, что? —почему?; как? — зачем?; традиционный набор ценностей (жизнь, свет, добро, красота, совершенство, простота, дом, семья, слово, Бог) и т.д. Оперируя этими компонентами по-своему, каждая культура моделирует только ей свойственную картину мира,отличающуюся от всех остальных национальным колоритом. Выражать все многообразие национальной духовной жизни, этнокультурное своеобразие своего народа конкретная национальная культура может лишь при ее включенности в общемировой культурный контекст, когда создаются предпосылки для ее активных диалогов с другими национальными культурами.

Законодатель в Стратегии 2015 года упоминает термин «культурный суверенитет». Так, укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют, согласно п. 82 Стратегии: обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, осуществление контроля в информационной сфере и недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости. К сожалению, термин не раскрывается ни в Стратегии, ни в других НПА. Что наш взгляд не способствует его обеспечению.

 

В ситуации глобальной культурной интеграции, проявившейся в последниедесятилетия XX в. и нередко проводимой в форме «культурной агрессии» (в первую очередь путем навязывания культуре чужого языка), сохранение и развитие национальных культур за счет их взаимного обогащения, «отзеркаливания»(М. Бахтин) сегодня рассматривается в качестве главного условия развития мировой культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: