Ребёнок будет развязывать / завязывать и шнуровать обувь.
Нежелательным поведением считается выполнение, в ходе которого Ребёнок прячется, убегает, кричит и др.
Поощрение: ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого после каждого правильного выполнения развязывания / завязывания или шнуровки обуви (например, «Здорово!»), одновременно получает жетон (промежуточное поощрение), прикрепляет его на планшетку или отправляет в контейнер. Когда ребёнок собрал нужное количество жетонов (3-5 жетонов) и выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Готово, - супер!»). После выполнения задания можно предложить выбрать ребёнку вкусняшку, любую игрушку или значимый вид деятельности в обмен на планшетку или контейнер с жетонами.
Если ребёнок ошибается, даём подсказку, физическую или через указательный жест. Стараемся избегать вербальных подсказок. Могут быть трудности:
1) неудобная, тесная обувь; сложные застёжки;
2) не определяет левый-правый ботинок;
3) не шнурует (особенности моторики, зрения, навык не развит);
4) неудобное место для обувания (стульчик, скамеечка).
При обучении желательно учитывать индивидуальные особенности ребёнка:
1) выбирать толстые и упругие шнурки, удобную обувь;
2) делать заметный наконечник у шнурка;
3) использовать шнурки с контрастными половинами (черная – белая);
4) выбирать шнуровку, наиболее простую для ребёнка;
5) выбирать удобное место и положение тела для обувания и шнуровки.
Внимание! Если ребёнок систематически прячется, убегает, кричит или показывает другое нежелательное поведение, либо имеет особые трудности, препятствующие развязыванию / завязыванию или шнуровке обуви, необходимо дополнительно обратиться к специалисту для составления индивидуального тренинга.
|
Начинаем работать с подготовительного этапа.
Заполняем бланк фиксации результатов: фиксируем самостоятельность или необходимость в подсказке при развязывании / завязывании или шнуровке обуви - минимум 1 раз в день. Если заполненная ячейка соответствует критериям перехода к следующему этапу, переходим к следующему этапу обучения.
Внимание!!!!! Если два раза подряд самостоятельность выполнения или необходимость в подсказке снижается, то надо перейти на предыдущий этап обучения навыку, т.е. на предыдущую строчку в таблице.
Последовательность Обучения – этап. | Как учим | Критерий перехода к следующему этапу |
Подготовительный. | 1. Подбираем минимум 3 поощрения ребёнка (вкусняшка, игрушка или значимый вид деятельности). 2. Наблюдаем самостоятельность / необходимость в подсказке при выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви. Фиксируем результаты в бланке - колонка «Холодная проба» (прил. А). Развязывание / завязывание или шнуровка обуви наблюдается и фиксируется в таблице отдельно. | 3 поощрения ребёнка. Уровень самостоятельности / необходимости в подсказке при развязывании / завязывании или шнуровке обуви. |
1. Полная подсказка. | Взрослый с ребёнком развязывает / завязывает или шнурует обувь; каждый раз обеспечивает правильное выполнение. При выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви оказываем подсказку того уровня самостоятельности, какой был зафиксирован при наблюдении в колонке «Холодная проба» (Прил. А). Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «Развязывай» / «Завязывай» или «Шнуруй»; показывает на предмет обуви (или модель, либо игрушку, максимально похожую на оригинал) и сразу для безошибочного обучения предоставляет подсказку. Взрослый оказывает ребёнку полную подсказу при выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви. После каждого правильного выполнения инструкции даёт эмоциональную обратную связь («Здорово!») и жетон за это. Ребёнок прикрепляет жетон на планшетку или отправляет его в контейнер. Когда ребёнок собрал нужное количество жетонов (3-5 жетонов) и выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Готово, - супер!»). Можно предложить выбрать ребёнку поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Взрослый фиксирует результаты в бланке (прил. А). Развязывание / завязывание или шнуровка обуви отрабатывается и фиксируется в таблице отдельно (прил. А). | 3 раза подряд правильно выполняет развязывание / завязывание или шнуровку обуви с полной подсказкой с тремя взрослыми и в двух помещениях. |
2. Частичная / эпизодическая подсказка. | Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «Развязывай» / «Завязывай» или «Шнуруй». Взрослый оказывает ребёнку частичную / эпизодическую подсказу при выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви. После каждого правильного выполнения инструкции даёт эмоциональную обратную связь («Здорово!») и жетон. Когда ребёнок собрал нужное количество жетонов и выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Готово, - супер!») и предложить выбрать поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Взрослый фиксирует результаты в бланке (прил. А). Развязывание / завязывание или шнуровка обуви отрабатывается и фиксируется в таблице отдельно. | 3 раза подряд правильно выполняет развязывание / завязывание или шнуровку обуви с частичной / эпизодической подсказкой с тремя взрослыми и в двух помещениях. |
3. Самостоятельное выполнение (без подсказки). | Взрослый не оказывает ребёнку подсказу при выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви. После каждого правильного выполнения даёт эмоциональную обратную связь («Здорово!») и жетон. Когда ребёнок выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Готово, - супер!») и предложить поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Взрослый фиксирует результаты в бланке (прил. А). Развязывание / завязывание или шнуровка обуви отрабатывается и фиксируется в таблице отдельно. | 3 раза подряд правильно выполняет развязывание / завязывание или шнуровку обуви самостоятельно (без подсказки) с тремя взрослыми и в двух помещениях. |
Навык считать сформированным, когда ребёнок 3 и более раз подряд самостоятельно выполняет развязывание / завязывание или шнуровку обуви с тремя взрослыми и в двух помещениях.
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бланк записи результатов формирования навыка: Обувь и шнурки
ФИО: ____________________________________________________________________________________
БП – без подсказки (самостоятельно).
ЧП / ЭП – с частичной / эпизодической подсказкой.
П – с полной подсказкой.
Дата | ||||||||
I. Развязывание | Холодная проба | |||||||
Дата | ||||||||
II. Завязывание | Холодная проба | |||||||
Дата | ||||||||
III. Шнуровка обуви | Холодная проба | |||||||