Начинаем работать с подготовительного этапа.




Ребёнок будет развязывать / завязывать и шнуровать обувь.

Нежелательным поведением считается выполнение, в ходе которого Ребёнок прячется, убегает, кричит и др.

Поощрение: ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого после каждого правильного выполнения развязывания / завязывания или шнуровки обуви (например, «Здорово!»), одновременно получает жетон (промежуточное поощрение), прикрепляет его на планшетку или отправляет в контейнер. Когда ребёнок собрал нужное количество жетонов (3-5 жетонов) и выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Готово, - супер!»). После выполнения задания можно предложить выбрать ребёнку вкусняшку, любую игрушку или значимый вид деятельности в обмен на планшетку или контейнер с жетонами.

Если ребёнок ошибается, даём подсказку, физическую или через указательный жест. Стараемся избегать вербальных подсказок. Могут быть трудности:

1) неудобная, тесная обувь; сложные застёжки;

2) не определяет левый-правый ботинок;

3) не шнурует (особенности моторики, зрения, навык не развит);

4) неудобное место для обувания (стульчик, скамеечка).

При обучении желательно учитывать индивидуальные особенности ребёнка:

1) выбирать толстые и упругие шнурки, удобную обувь;

2) делать заметный наконечник у шнурка;

3) использовать шнурки с контрастными половинами (черная – белая);

4) выбирать шнуровку, наиболее простую для ребёнка;

5) выбирать удобное место и положение тела для обувания и шнуровки.

Внимание! Если ребёнок систематически прячется, убегает, кричит или показывает другое нежелательное поведение, либо имеет особые трудности, препятствующие развязыванию / завязыванию или шнуровке обуви, необходимо дополнительно обратиться к специалисту для составления индивидуального тренинга.

Начинаем работать с подготовительного этапа.

Заполняем бланк фиксации результатов: фиксируем самостоятельность или необходимость в подсказке при развязывании / завязывании или шнуровке обуви - минимум 1 раз в день. Если заполненная ячейка соответствует критериям перехода к следующему этапу, переходим к следующему этапу обучения.

Внимание!!!!! Если два раза подряд самостоятельность выполнения или необходимость в подсказке снижается, то надо перейти на предыдущий этап обучения навыку, т.е. на предыдущую строчку в таблице.

 

Последовательность Обучения – этап. Как учим Критерий перехода к следующему этапу
Подготовительный. 1. Подбираем минимум 3 поощрения ребёнка (вкусняшка, игрушка или значимый вид деятельности). 2. Наблюдаем самостоятельность / необходимость в подсказке при выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви. Фиксируем результаты в бланке - колонка «Холодная проба» (прил. А). Развязывание / завязывание или шнуровка обуви наблюдается и фиксируется в таблице отдельно. 3 поощрения ребёнка. Уровень самостоятельности / необходимости в подсказке при развязывании / завязывании или шнуровке обуви.
1. Полная подсказка. Взрослый с ребёнком развязывает / завязывает или шнурует обувь; каждый раз обеспечивает правильное выполнение. При выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви оказываем подсказку того уровня самостоятельности, какой был зафиксирован при наблюдении в колонке «Холодная проба» (Прил. А). Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «Развязывай» / «Завязывай» или «Шнуруй»; показывает на предмет обуви (или модель, либо игрушку, максимально похожую на оригинал) и сразу для безошибочного обучения предоставляет подсказку. Взрослый оказывает ребёнку полную подсказу при выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви. После каждого правильного выполнения инструкции даёт эмоциональную обратную связь («Здорово!») и жетон за это. Ребёнок прикрепляет жетон на планшетку или отправляет его в контейнер. Когда ребёнок собрал нужное количество жетонов (3-5 жетонов) и выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Готово, - супер!»). Можно предложить выбрать ребёнку поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Взрослый фиксирует результаты в бланке (прил. А). Развязывание / завязывание или шнуровка обуви отрабатывается и фиксируется в таблице отдельно (прил. А). 3 раза подряд правильно выполняет развязывание / завязывание или шнуровку обуви с полной подсказкой с тремя взрослыми и в двух помещениях.
2. Частичная / эпизодическая подсказка. Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «Развязывай» / «Завязывай» или «Шнуруй». Взрослый оказывает ребёнку частичную / эпизодическую подсказу при выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви. После каждого правильного выполнения инструкции даёт эмоциональную обратную связь («Здорово!») и жетон. Когда ребёнок собрал нужное количество жетонов и выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Готово, - супер!») и предложить выбрать поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Взрослый фиксирует результаты в бланке (прил. А). Развязывание / завязывание или шнуровка обуви отрабатывается и фиксируется в таблице отдельно. 3 раза подряд правильно выполняет развязывание / завязывание или шнуровку обуви с частичной / эпизодической подсказкой с тремя взрослыми и в двух помещениях.
3. Самостоятельное выполнение (без подсказки). Взрослый не оказывает ребёнку подсказу при выполнении развязывания / завязывания или шнуровки обуви. После каждого правильного выполнения даёт эмоциональную обратную связь («Здорово!») и жетон. Когда ребёнок выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Готово, - супер!») и предложить поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Взрослый фиксирует результаты в бланке (прил. А). Развязывание / завязывание или шнуровка обуви отрабатывается и фиксируется в таблице отдельно. 3 раза подряд правильно выполняет развязывание / завязывание или шнуровку обуви самостоятельно (без подсказки) с тремя взрослыми и в двух помещениях.

Навык считать сформированным, когда ребёнок 3 и более раз подряд самостоятельно выполняет развязывание / завязывание или шнуровку обуви с тремя взрослыми и в двух помещениях.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Бланк записи результатов формирования навыка: Обувь и шнурки

ФИО: ____________________________________________________________________________________

 

БП – без подсказки (самостоятельно).

ЧП / ЭП – с частичной / эпизодической подсказкой.

П – с полной подсказкой.

 

  Дата
                 
I. Развязывание   Холодная проба              
               

 

 

  Дата
                 
II. Завязывание   Холодная проба              
               

 

 

  Дата
                 
III. Шнуровка обуви   Холодная проба              
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: