Дорогие коллеги! Предлагаю избавиться от одного заблуждения, которое влечёт за собой бесконечное множество неверных толкований и действий. Заблуждение заключается в тезисе о том, что школа готовит детей, молодое поколение к будущей жизни.
Давайте сперва разберёмся, о какой подготовке и о какой будущей жизни идёт речь.
Чтобы готовить поступившего в первый класс ребёнка для будущей жизни, нам необходимо знать: какая будет эта жизнь спустя (хотя бы) два десятилетия. Нам нужно будет ответить на вопрос: эта будущая жизнь ждёт молодых людей там, или в том будущем пока пустота, и только своим приходом они наполнят её смыслом?
У нас нет ответа на эти вопросы. Знали бы мы точно, что ждёт подрастающее поколение в будущем, то мы, действительно, приняли бы педагогические меры, чтобы молодые люди, вступившие в неё, могли бы выжить, могли бы сохранить жизнь, или же, если она обязательно будет светлая, обогащали её.
Но знать на десятилетия вперёд, как изменится жизнь и, особенно, как в ней надо жить и действовать, мы пока не научились. Значит, подготовка нынешнего школьного поколения для жизни, которая наступит в 2040-2060-е годы, скорее станет нашим блужданием в потёмках.
Реальная школьная жизнь в целом, конечно, никакая не подготовка к будущему. Это также, как и нынешние поколения взрослых начиная, скажем, с 1950-х годов, не получили в школе никакой подготовки к будущей жизни, хотя только и шла речь о воспитании верных строителей коммунизма; и это считалось светлым будущим. Но настало время, пришло это будущее, стало оно настоящей жизнью 1980-1990-х годов и начала XXI века, - и в ней потеряли смысл ценности, к которым готовили поколения. Что же произошло с этими людьми? К ним пришли: разочарование, растерянность, непонимание и конфликт с новым временем, крушение надежд и т.д. и т.п.
Туманный смысл о подготовке поколения к будущей жизни не может стать в нашей образовательной деятельности более или менее естественным инструментом для воодушевления наших учеников, мы не можем им сказать: «Смотрите, к каким сияющим вершинам мы вас ведём».
Жизнь наших учеников далее будет строиться не на базе школьных, а на основе совсем других знаний, которые они приобретут сами по подсказке жизни и по велению собственных интересов и обстоятельств.
У нас нет никакой уверенности, что в школьных знаниях действительно заложены основы будущей жизни. Основы наук нельзя возносить над основами жизни. Эти знания, пусть даже обширные и глубокие, займут в многогранной жизни людей не столь значительное место, чтобы стоило из-за них жертвовать прекрасными годами. Роль, притом, важнейшую, в получении знаний могут сыграть, как это ни парадоксально, формальные удостоверения (аттестаты, дипломы и т.п.). Эти бумаги дадут им право продвигаться в некоей узкой сфере, дающей материальное обеспечение. Школьные знания не решают насущных проблем жизни: общения и труда, благородства и преданности, любви и верности, воспитания собственных детей и социальной активности, духовности, веры и т.д. Для школы все эти основания жизни или не существуют, или их лишь декларативно провозглашают.
***
Птицы отдали своих птенцов в школу Совы. Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и приступила к подготовке их к жизни.
Она дала им ЗУНы об основах наук безлунной ночи, о философии одиночества в дупле, о зверином правопорядке ночного леса.
Потом провела ЕГЭ, выдала всем аттестаты зрелости и сказала: «Живите!» Сама же срочно залезла в дупло, ибо наступило утро и взошло солнце.
Выпускники оглянулись: нет безлунной тьмы, нет одиночества, нет ночного леса. Как жить?
Они крикнули в дупло Сове:
- Ты готовила нас для ночной жизни в лесу, а мы - птицы Света. Как же теперь нам жить?
- Разберитесь сами... - выдохнула Сова из дупла и погрузилась в философию одиночества.
***
Дорогие коллеги! Этот философский экскурс понадобился мне, как вы, конечно, догадываетесь, для педагогических выводов. Школьников надо готовить не к будущей жизни, а к основам жизни.Для этого нужно:
· воспитывать в них жизнь с помощью самой жизни;
· помогать им впитывать в себя универсальный закон причин и следствий и учиться строить по нему жизнь;
· помогать им постигать смысл жизни: совершенствовать мир внутри и вокруг себя;
· развивать в них возвышенные образы и устремления к прекрасному, учить воплощать воображаемое в реальности;
· развивать в них способность направлять взор на свой внутренний мир, где они могут открыть своё предназначение;
· устремлять их сущность к благородству и великодушию.
Пусть забота о будущем нисколько не умалит жизнь настоящую, пусть будущее станет дыханием настоящего, пусть настоящее станет как будущее.
***
Кто есть Учитель Света? Любой, кто устремлён впитать в себя море Света. Устремлённый к Свету уже есть Светоносец.
Учителя Света живут, творят, общаются, как подобает Свету. Учитель Света общается не с самим учеником, какой он есть сейчас, а с его воображаемым светлым образом из ближайшего будущего.
Учитель Света верит в каждого ученика. Он отдаляется от понятий и слов, которые могут унизить или осквернить его учительское достоинство.
Учитель Света скромный, благородный, великодушный. Учитель Света перекрывает педагогическое невежество Светом.
Учитель Света на уроке - сама жизнь. Он -загадка для своих учеников. Он для них - неожиданность, удивление и восхищение.
Он - естественность, непосредственность и красота. Он - забота, защита, надежда. Он - открытость и честность.
Он благодарит учеников за то, что они помогают ему стать мастером педагогического труда. Он может позволить себе извиниться перед учениками: «Урок не получился». Он может сказать своим ученикам: «Дайте мне домашнее задание - какой урок для вас приготовить». Он может преподнести ученику в подарок Урок на день рождения.
Он позволит себе отменить программу, если она противоречит духовно-нравственному и познавательному развитию учеников. Выше всех программ, всех учебников, всяких тестов и экзаменов стоит для него воспитание личности школьника.
Каждую встречу с учениками или с учеником, где бы она ни состоялась, он воспринимает как Урок. Он дорисовывает каждого ученика, накладывая на него краски, которые следует проявить.
Он бережёт серебряную нить Учительства.
Любой ученик для него - загадка, разгадка которой укрепляет его мастерство и умножает творчество.
Он ведёт своих учеников впереди того времени, в котором живёт общество. Он воспитывает героев и сам свершает подвиги.
Он умеет улыбаться ошибкам, зная, что на них можно учиться, и зная ещё, что ошибка, совершённая в дерзании и творчестве, превращается в цветок смелости.
Он бережёт своё учительское имя и становится олицетворением Учительской Совести.
Его речь не терпит балласта слов и пустословия, она ясная, образная, содержательная. Он ищет располагающее звучание своего голоса.
Учителя Света - спасатели образования. Учитель Света - Божья Благодать на Земле.
Педагогичгский вестник "Три ключа", № 12, 2010. Из выступления на IX Международных педагогических чтениях по гуманной педагогике.