20. (Антипов.pdf) Антипов А.А. Культурно-философские основания цифровой культуры // Человек. Общество. Инклюзия. 2018. № 2 (34). С. 37–44. С татья посвящена анализу виртуального мира с позиции культуры. Показано, что виртуальный мир не может претендовать на статус культуры, так как не обладает ее ключевыми характеристиками: способностью к типизации форм, воспроизводимостью, этическими критериями. Отсутствие этических норм, духовных аспектов - одна из главных проблем феномена цифровой реальности. Наряду с несомненной практической пользой цифровизации, претензии «цифры» на то, чтобы заменить человека в искусстве выглядят опасными, так как могут лишить человека духовного развития. Перспективы развития цифровой культуры в антропологическом аспекте связаны с необходимостью ее философского осмысления и определением влияния на духовный мир человека.
21. Багаув Ю.Д. Современная художественная культура России: новизна визуализации / ЮД. Багаув, А.В. Бекишева, М.Ю. Кузьмина, Е.С. Ляшенко // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2013. №4 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-hudozhestvennaya-kultura-rossii-novizna-vizualizatsii Статья посвящена исследованию тенденций развития современной художественной культуры России, для которой характерен новый язык визуализации смыслов. Актуальность исследования обусловлена асимметричностью развития новейших технологий визуализации и недостаточной содержательностью передаваемых национальных образов. Основой появления новых форм визуализации, таких как электронный фольклор, инсталляции, перформансы, электронные образы, компьютерный монтаж в кинематографе, анимации, визуально-изобразительных практиках и др., является совершенствование технологических приемов, средств коммуникации, способствующих массовому потреблению, распространению, ускорению передачи информации, в том числе в области визуальной культуры. Авторы предлагают проект, который вносит вклад в исследование, классификацию и выявление закономерностей, принципов и основных тенденций новых форм языка современной художественной культуры, освоение новых возможностей визуального языка. Анализируются способы теоретического осмысления новых визуальных образов и проектирования теоретических моделей, направленных на оценку тенденций развития языка визуализации современной художественной культуры России. Основным подходом исследования является культурно-семиотический анализ форм проявления визуализации современной художественной культуры, семиотический подход способствует всестороннему раскрытию проблемы семантики современных форм визуализации.
|
22. Белозеров О.И. Цифровая живопись – замена современному искусству? / О.И. Белозеров, А.М. Селина // Academy. 2019. №2 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-zhivopis-zamena-sovremennomu-iskusstvu. В статье рассматриваются вопросы о создании, развитии цифровой живописи и её влиянии на современное искусство.
23. (Бражников.pdf) Бражников А.М. Современное технологическое искусство / А.М. Бражников, А.М. Бражникова // Вестник современных исследований. 2018. № 4.2 (19). С. 167-173. В статье рассматриваются основные понятия, характеризующие технологическое искусство, его особенности, формирование различных направлений. Основной акцент ставится на изучении становления и развития направлений кибернетического искусства, его существование и эволюция в до цифровую и цифровую эпоху. Прослеживается переход от «традиционной» скульптуры, к подвижным кинетическим образам, далее к роботизированным структурам, способных к взаимодействию со зрителем и их переход в цифровую форму. Для объяснения причин возникновения новых жанров приводится краткий анализ состояния мировой культуры и уровня развития технологий.
|
24. Григорьев А.Д. Развитие концепций цифрового искусства / А.Д. Григорьев, Т.Ю. Захарченко // Вестник ОГУ. 2015. №5 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kontseptsiy-tsifrovogo-iskusstva. Цифровое искусство рассматривается как философское и концептуальное направление в искусстве, выходящее за рамки графического изображения и традиционных принципов художественного искусства. Таким образом сформулированы три основополагающие концепции: 1. случайность доступа – (псевдо) недетерминированные, основанные на инструкциях, алгоритмы открывают возможность мгновенного доступа к элементам мультимедиа, которые могут перегруппировывать (перетасовывать), казалось бы, бесконечные комбинации; 2. виртуальность – физический объект преображается в виртуальный или концептуальный объект. Концепция сама по себе становится ощутимой с помощью виртуализации/восприятия; 3. интерактивность – зритель может принять на себя активную роль во влиянии и изменении самого произведения. Цифровое искусство может быть определено как искусство, которое исследует компьютерные, инженерные технологии и закодированное в цифре информационное содержание, как инструмент и материал для творчества. Цифровой контент определяется как информационный материал, способный стать проводником основной идеи, действовать для передачи сообщения или основного посыла.
|
25. Демшина А.Ю. Живопись в эпоху медиакультуры // Вестник СПбГУК. 2018. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhivopis-v-epohu-mediakultury. Медиакультура оказывается феноменом, работающим в двухстороннем режиме: с одной стороны, она порождение нашей цивилизации, с другой трансформирует нашу культуру. Здесь достижения изобразительного искусства выступают как инструмент, а художественное наследие превращается в часть стандартных схем для подачи авторского материала в интернет-пространстве. Со второй половины ХХ в. в центре актуального искусства находятся арт-объект, инсталляция или формы искусства, связанные с новыми технологиями. Традиционные формы изобразительного искусства: живопись, графика, редко становятся признанным центром нового в искусстве. Живописи остается утверждаться в этом медийном поле, в рамках существующих правил или устанавливать свои правила, или использовать возможности медиа в собственных целях. При анализе творчества многих художников становится видна их связь с технологическим развитием медиа-цивилизации. Если не рассматривать потенциал медиа как площадки бытия и музеефикации произведения искусства, то можно выделить несколько направлений развития живописи: использование инструментария и приемов из новых технологий; осмысление медиареальности как новой посюсторонности; демонстрация особой иллюзии достоверности в живописи; исследование недоступного, по мнению художника, для медиа культурного и субъективного опыта. Живопись обогащает себя за счет использования технологий и возможностей виртуальной реальности. На современного зрителя, привыкшего к медиаобразам, живопись подчас способна оказывать большее воздействие, чем образы, созданные с помощью компьютера или фототехники.
26. Ерохин С.В. Тенденции актуального искусства: виртуал-арт и научное искусство // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-aktualnogo-iskusstva-virtual-art-i-nauchnoe-iskusstvo. Статья посвящена исследованию процессов дигитализации и виртуализации актуального искусства. Рассматривается самый широкий круг проблем, связанных с формированием виртуал-арта и трансдисциплинарной области научного искусства.
27. Ерохин С.В. Цифровое искусство: преемственность традиций // Вестник ТГУ. 2009. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-preemstvennost-traditsiy. В статье рассматриваются особенности цифрового изобразительного искусства и прослеживаются истоки их формирования в традиционном изобразительном искусстве. Делается вывод о том, что цифровое изобразительное искусство лежит в общем русле развития современного изобразительного искусства, а также является основой формирования новой художественной парадигмы постпостмодернизма.
28. (Завьялов.pdf) Завьялов А.С. Генезис цифрового искусства: технологическое и кибернетическое искусство // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2015. № 4. С. 129-134. В статье рассматриваются два этапа развития техно-художественной гибридизации, предопределивших появление цифрового искусства. Опираясь на гипотезу о проходившем на протяжении XX вв. взаимопроникновении техники и искусства, автор определяет значимые события для становления цифрового искусства. Затрагивается проблема последствий техно-художественного взаимодействия до середины XX вв., а также в фокусе внимания автора оказывается последующий период, особенность которого определяется появлением кибернетики и компьютерных технологий. В заключение указываются трудности принятия компьютера как творческого инструмента, преодоление которых вызовет к жизни новое художественное течение – цифровое искусство.
29. Исаева О.А. Цифровая живопись как актуальное направление отечественного искусства // Вестник СПбГУК. 2017. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-zhivopis-kak-aktualnoe-napravlenie-otechestvennogo-iskusstva. Рассматриваются такие актуальные феномены, как цифровая живопись и цифровое искусство, выявляются характерные черты отечественной цифровой живописи, рассматривается творчество отдельных художников. Исследуются особенности российских цифровых художественных практик, в первую очередь, изобразительность и иллюстративность.
30. Лисенкова А.А. Виртуальные технологии в искусстве – новый фактор инкультурации и социализации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. №6 (86). С. 35-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-tehnologii-v-iskusstve-novyy-faktor-inkulturatsii-i-sotsializatsii
31. (Митина.pdf) Митина И.Д. Визуализация как парадигма современной массовой культуры в рамках культурологического анализа // Симбирский научный вестник. 2018. № 1 (31). С. 70-74. В статье раскрываются основные проблемы, связанные с «визуальной культурой» и ее развитием в современном мире. Процесс развития современной культуры связан с развитием ее визуальной составляющей. Именно она становится одной из доминант в рамках формирования специфики современной картины мира, которую творит художник, отображая эпоху, в которой он творит.
32. Соловьев А.В. Цифровое искусство: культурное господство инсталляции // Вестник МГУКИ. 2012. №6 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-kulturnoe-gospodstvo-installyatsii. Статья посвящена роли и месту инсталляции в современном цифровом искусстве. Автор анализирует интервенцию инсталляции в социокультурную сферу как транслятора новых идеологем и инструмента конвергенции видов и жанров искусства современности.
33. Солодовиченко Л.Н. Основания философии искусства в компьютерно-графическом творчестве. 2011.URL: https://www.rusnauka.com/3_ANR_2011/Philosophia/2_78694.doc.htm
34. Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Международный журнал исследований культуры. 2012. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kultura-ili-kultura-v-tsifrovuyu-epohu В статье подчеркивается, что цифровые технологии стали неотъ-емлемой частью жизни современного человека, что игнорировать их очевидную культурную значимость сегодня невозможно. Дается обзор основных этапов исследования цифровых медиа и Интернета, при этом особое внимание уделяется анализу категорий, которые стали базовыми для исследования новых феноменов: «цифровые (новые) меди», «киберпространство», «киберкультура», «цифровая культура». Показано, что использование исследователями понятия «цифровая культура» связано с их желанием отказаться от приставки «кибер» с ее технократическими коннотациями. Обосновывается идея о том, что сегодня исследовать цифровую культуру - значит не столько анализировать ее феномены и артефакты сами по себе, сколько изучать широкие трансформации, происходящие в связи с распространением цифровых технологий в культуре в целом.
35. (Столярова.pdf)Столярова Е.Г. Новейшее изобразительное искусство. основные тенденции и направления // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство: сборник статей / Под редакцией М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. Самара, 2019. С. 832–836. Тема статьи – раскрытие основных направлений развития изобразительного искусства новейшего времени. Изобразительное искусство - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, использующий художественные и технические средства выразительности и исторически сложившиеся идеи творчества. Материал статьи представляет исследование основных тенденций развития искусства современности. Актуальные художественные практики изобразительного искусства включают в себя средства медиа, рекламы, комиксов, цифровых технологий, художественные стратегии искусства граффити, фигуративного и нефигуративного искусства.
36. Строева О.В. Метафизика цифрового произведения искусства // Наука телевидения. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metafizika-tsifrovogo-proizvedeniya-iskusstva. Анализируя проект художника Константина Худякова «Тайная вечеря», автор приходит к выводу, что художники, интерпретируя сакральные культурные модели прошлого, пытаются открыть новые смыслы в старых символах, но, по сути, происходит лишь отсылка к прошлым смыслам. Новым в рассматриваемом проекте можно считать новую технологию творения. Возможно, в отчаянном поиске новых художественных технологий и состоит суть современного искусства.
37. (Художественная специфика.pdf) Художественная специфика и социальный потенциал современного искусства: сб. науч. ст. / Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; Гуманитарный университет; сост. и науч. ред. Л. А. Закс, Т. А. Круглова. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. – 281 с. В сборник научных статей вошли доклады теоретического семинара, объединенные едиными целями: проблематизировать зоны напряжения между художественной и социальной сферами; описать социально-антропологический потенциал актуальных художественных практик; исследовать места и способы сотрудничества современного искусства с новыми и старыми форматами культурного производства; выявить влияние цифровых медиа на трансформации социума, искусства и человека; рассмотреть реакции на опыты художников в публичном пространстве; разобраться в векторах смещения границ концепта «художественность» в контексте масштабных социокультурных процессов ХХ–ХХI вв.
38. Шавлыгин Д.О. Интеграция цифрового искусства в традиционную художественную среду / Д.О. Шавлыгин, А.М. Обморокова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-tsifrovogo-iskusstva-v-traditsionnuyu-hudozhestvennuyu-sredu. Все виды искусств на протяжении истории имеют тенденцию эволюционировать относительно постоянно меняющейся картины мира человечества. Сегодняшний человек окружен сферой цифровых технологий. Также складываются возможности для их полноценного использования в процессе творчества. Благодаря этому, в современном искусстве складываются предпосылки к формированию нового большого стиля. В данной статьей рассмотрен и проанализирован потенциал интеграции цифровых технологий в традиционную художественную среду. Упор в исследовании сделан именно на визуальные виды искусств, и, как следствие, задачей предстает показать формирование новой эпохи в искусстве, ознаменованной возникновением глобального стиля, который уместно назвать «цифровое искусство» («digital art»).
39. Шапинская Е.Н. Произведение искусства в эпоху его цифровой воспроизводимости // Человек. Культура. Образование. 2015. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvedenie-iskusstva-v-epohu-ego-tsifrovoy-vosproizvodimosti. В статье рассматривается влияние на произведения искусства современных процессов в культуре, связанных с информатизацией и дигитализацией. Автор анализирует концепцию ауратичности искусства и влияния на него массового воспроизводства, выдвинутую В. Беньямином, и развивает идеи немецкого ученого применительно к цифровому способу тиражирования, доминирующему в наши дни. На примере оцифровки произведений классической музыки исследуются положительные и отрицательные стороны этого процесса.
40. (Шиндина.pdf) Шиндина О.В. Искусство в эпоху цифровых технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. № 13. С. 136-141. В статье рассматриваются особенности процесса цифровизации культуры и искусства в современную эпоху. Автор анализирует влияние мультимедийных технологий на некоторые виды искусств, их жанровые особенности, а также на процессы сохранения и популяризации культурного наследия.
41. Югай И.И. Медиареальность в изобразительном искусстве // Наука телевидения. 2019. №15.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediarealnost-v-izobrazitelnom-iskusstve. В статье исследуется влияние медиа на современное изобразительное искусство в эстетическом, технологическом, социокультурном аспектах.
42. Яо М.К. Визуализация как тенденция форм культуры, искусства, коммуникации / М.К.Яо, С.Д. Бородина, Ю.Г. Еманова // Вестник ТГГПУ. 2011. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-kak-tendentsiya-form-kultury-iskusstva-kommunikatsii. В статье рассмотрены онтологические основания визуализации как формы коммуникации. Сферы и тенденции проявления визуализации в формах культуры, искусства и коммуникации детерминированы иерархическими уровнями восприятия человека. Диалектика визуализации и художественного образа. Системообразующим фактором становления визуализации выступает пространство текста. Обозначено проблемное сосуществование визуального и текстового пространств в информационном обществе и их влияние на профессиональную деятельность в сфере социальных коммуникаций. Влияние технологий на развитие форм визуализации.
Составитель: Г.И. Поташникова, зав. Сектором научной информации
по культуре, искусству, образованию, филологии (СНИКИОФ)
ГБУК "Самарская областная универсальная научная библиотека". E-mail: snikiof@libsmr.ru
Самара, 2020