Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи
1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
2. Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.
3. Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
4. Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
5. Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
Грамматические средства связи
1. Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
2. Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
4. Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону»
5. Частицы.
6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Вводное слово, союз, частица, наречие | Использование |
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ | Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. |
КРОМЕ ТОГО | Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами. |
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО | Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. |
НАПРИМЕР, ТАК | Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. |
НАОБОРОТ | Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому. |
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ | Указывают на порядок изложения аргументов. |
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ | Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста». |
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО | Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. |
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА | Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. |
ТО ЕСТЬ | Используется для уточнения сказанного ранее. |
ОДНАКО, ЗАТО, НО | Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. |
ИМЕННО, ВЕДЬ | Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. |
ДАЖЕ | Вносят значение усиления. |
НЕ СЛУЧАЙНО | Имеет значение «по этой причине». |
ОЗНАЧАЕТ | Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли. |
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
5. Пояснительные: то есть, а именно
6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
7. В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
- Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
- Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
- Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
- Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
- Следствия: так что
- Уступительные: хотя, несмотря на то что
- Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
- Изъяснительные: что, как, чтобы
- В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.