Музыка в жизни человека. (49часов)




Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональнх сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. (54 часа)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства, музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как о способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития.

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. (29 часов)

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчеств разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)  
  1. Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке. 2. Сборники песен и хоров. 3.Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки). 4. УМК к программе по музыке. Учебники по музыке. 5. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству. 6. Справочные пособия, энциклопедии  
  2. Печатные пособия  
  1. Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных оркестрах. 2. Транспарант: поэтический текст гимна России. 3. Портреты композиторов и исполнителей. 4. Атласы музыкальных инструментов.  
  3. Технические средства обучения  
  1. Классная магнитная доска 2. Экспозиционный экран 3. Интерактивная доска 4. Телевизор 5. Персональный компьютер 6. Мультимедийный проектор 7. МФУ 8. Принтер  
  4. Экранно-звуковые пособия / ЦОР  
  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. (CD диски с музыкальным материалом по классам) 2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов. 3. CD и DVD диски по темам курса  
  5. Оборудование класса  
  1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев 2. Стол учительский 3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.  

Класс

Номер урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения Оборудование урока
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.   25.-26.   27. 28-29. 30. 31. 32. 33. . Тема 1. «Истоки возникновения музыки». Музыка вокруг нас. Музыкальные и шумовые звуки. Регистры - высота музыкальных звуков. Колыбельные песни – начало познания музыки и жизни. Песенное дыхание. Человек танцующий. Маршевый порядок. Деятельность музыканта в жизни. Тема 2. «Содержание и формы бытования музыки» Отражение в музыке добра и зла. Отражение в музыке жизни и смерти. Отражение в музыке любви и ненависти. Отражение в музыке прекрасного и безобразного. Отражение в музыке дня и ночи. Отражение в музыке осени и весны. Картины природы в музыке. Наш гость песня. Наш гость танец. Наш гость марш. Встреча музыкальных жанров. Знакомство с оперой. Знакомство с балетом. Сказка в музыке. Музыка о Родине. Песни о Родине. Тема 3. «Язык музыки». Звуки музыкальные, смешные и печальные, далёкие и близкие, высокие и низкие. Музыкальная азбука. Музыкально-выразительные средства. Душа музыки – мелодия. Музыкальные инструменты. Сочиняем песню. Язык музыки.     Магни-тофон, компь-ютер, аудио пособие, портреты композиторов Магни-тофон, компь-ютер, аудио пособие, портреты композиторов. Магни-тофон, компь-ютер, аудио пособие,портрет композиторов.
  Итого за учебный год      

Класс

Номер урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения Оборудование урока
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.     9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18.     19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28.     29.   30. 31. 32. 33. 34. Тема 1. «Всеобщее в жизни и в музыке». «Три кита» – песня, танец, марш. Наш гость - марш. Виды марша. Наш гость - танец. Разновидности танцев. Наш гость - песня. Народная и композиторская песня. Встреча музыкальных жанров. Тема 2. «Музыка – искусство интонируемого смысла». Музыка и настроение. Человеческая речь. Музыкальная речь. Зерно интонации. Исполнительская интонация. Что выражает музыка. Как музыка передаёт характер человека. Что изображает музыка. Музыка и движение. Музыка и природа. Тема 3. «Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа». Содержание музыки. «Тема» - содержание и воплощение. Сюжетное развитие. Исполнительское развитие музыки. Динамическое развитие музыки. Контраст в музыке. Кульминация. Мажор и минор. Ладогармоническое развитие. Темповое развитие. Тема 4. «Развитие как становление художественной формы». Связь элементов музыкальной выразительности и содержания. Единство содержания и формы. Простая музыкальная форма. Простая 3-х частная форма. Форма рондо. Вариации.         Магни-тофон, компь-ютер, аудио пособие, таблицы, портреты композиторов. Магни-тофон, компь-ютер, аудио пособие, портреты композиторов. Магни-тофон, компь-ютер, аудио пособие, портреты композиторов. Магни-тофон, компь-ютер, аудио пособие, портреты композиторов.
  Итого за учебный год      

Класс

Номер урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения Оборудование урока
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.     9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.   21. 22. 23. 24. 25. 26.   27. 28.   29. 30.   31.   32. 33. 34. Тема 1. «Характерные черты русской музыки». Путешествие на родину русского музыкального языка. Едем в фольклорную экспедицию. Как это бывает, когда песни не умирают. Едем на Север. Едем на Юг. Специфика народной песни. Функции и особенности народной песни. Своеобразие песенного фольклора кубанских казаков. Тема 2. «Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности». Мелодизм, напевность народной песни. Жанры народной песни. Исторические песни и былинный эпос. Героико-патриотическая тематика. Лирические песни. Походные песни. Календарные песни. Обрядовые песни. Частушки и страдания. Плясовые наигрыши. Народная песня в царских палатах. Связь народной и композиторской музыки. Тема 3. «Истоки русского классического романса». Русский романс. Крестьянская песня. Городская лирика. Старинный романс. Городской салонный романс. Лирический романс. Тема 4. «Композиторская музыка для церкви». Музыка в храме. «Богородице Дево, радуйся». Тема 5. «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре». Обработка народных песен. Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов. Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов. Картины народной жизни в музыке композиторов. Сказка ложь, да в ней – намёк. Русская сказка в произведениях композиторов.             Магнитофон, компьютер, аудио пособие, видео пособие, портреты композиторов. Магнитофон, компьютер, аудио пособие, портреты композиторов. Магнитофон, компьютер, аудио пособие, портреты композиторов. Магнитофон, компьютер, аудио пособие, портреты композиторов.
  Итого за учебный год      

Класс

Номер урока Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения Оборудование урока
    1. 2. 3. 4. 5. 6.   7.   8. 9. 10.   11.   12.   13. 14.-15.     16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25.   26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Тема 1. «Многоцветие музыкальной картины мира». Музыка стран мира. Музыка западноевропейских стран. Музыка средиземноморья. Музыка США. Колыбельные песни разных стран. Интонационные черты танцевальной музыки мира. Танцевальная музыка народов мира. Тема 2. «Музыка мира сквозь «призму» русской классики». Композитор и его стиль. Восточные мотивы в русской классике. Мелодика Италии в произведениях П.И.Чайковского. Музыкальное «путешествие» М.И.Глинки в Испанию. Тема японской песни в произведениях Д.Б.Кабалевского. Тема мира в музыкальных произведениях. Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов. Тема 3. «Музыкальное общение без границ». Музыка Украины и Белоруссии. Вариации на тему славянских песен. Музыка Чехии и Польши. Музыка Венгрии, Болгарии, Молдавии. Музыка народов Балтии. Музыка Италии и Испании. Музыка Норвегии. Музыка Австрии и Германии. Музыка Закавказья. Музыка Средней Азии. Тема 4 «Искусство слышать музыку» Композитор, поэт, исполнитель. Симфонический оркестр и дирижёр. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Симфония. Концерт. Опера. Балет. Хоровые формы. «За семью печатями» (обобщение).               Магнитофон, компьютер, аудио пособие, портреты композиторов. Магнитофон, компьютер, аудио пособие, портреты композиторов. Магнитофон, компьютер, аудио пособие, портреты композиторов. Магнитофон, компьютер, аудио пособие, портреты композиторов.
  Итого за учебный год      

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: