Социально-культурная работа с пожилыми людьми




Опарин Г.А.

acis@mail.vis.ru

Социально-культурная работа с пожилыми людьми является одним из направлений социальной работы в России. В организации социальной работы необходимо учитывать биологические, физиологические, социальные, психологические, культурологические особенности, характерные для пожилых людей как особой социальной группы, и индивидуально-личностные особенности. Существует ряд социально-культурных факторов, «которые определяют специфику процесса старения и положения пожилых людей в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания, работоспособность, традиции и религия, ролевая неопределённость, потеря ролей, потеря будущего…» [2, С.196]. Изменение социального статуса человека с выходом на пенсию связано, прежде всего, с сокращением активной трудовой деятельности, социальных ролей, масштабов и интенсивности общения. Наиболее сильным стрессом является одиночество как непонимание и безразличие со стороны окружающих. Невостребованность пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Потенциально, пожилые люди обладают большим ресурсом времени, по сравнению с другими возрастными группами. Жизнь пожилого человека, как правило, не отличается разнообразием и богатством положительных эмоциональных впечатлений. Незначительные бытовые дела и события повседневной жизни становятся субъективно значимыми на фоне монотонной повседневности. С возрастом ускоряется субъективное восприятие течения жизни. Отчасти это происходит из-за отсутствия новых впечатлений.

Социально-культурная работа с пожилыми людьми осуществляется преимущественно в учреждениях социальной защиты населения. В настоящее время сформировалась и активно действует система, в которой значительное место занимают учреждения стационарного и полустационарного социального обслуживания – пансионаты для лиц пожилого возраста и инвалидов и центры социального обслуживания. На базе центров социального обслуживания работают отделения дневного пребывания. В отделениях дневного пребывания осуществляется полустационарное социальное обслуживание, которое включает «социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни» [3, С.98]. Рассмотрим основные функции социально-культурной работы с пожилыми людьми.

  • Социально-терапевтическая функция направлена на социально-психологическую поддержку человека, возрастную самоидентификацию и формирование у него навыков социального функционирования.
  • Социально-педагогическая функция предполагает социально-возрастную самоидентификацию и культурно-творческое саморазвитие.
  • Коммуникативная функция удовлетворяет природную потребность в общении с другими людьми.
  • Консультативная функция состоит в предоставлении «консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты [3, С.82-83].

В стационаре дневного пребывания временно находятся пожилые люди и инвалиды, способные самостоятельно передвигаться и осуществлять самообслуживание. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество и замкнутость социального пространства существования. В отделении имеются помещения для медицинских кабинетов, где производятся простейшие медицинские процедуры: измерение давления, ингаляция, массаж и т.п. Под руководством инструктора в специально оборудованном тренажёрном зале проводятся занятия лечебной физкультурой. Для клиентов дневного стационара работает библиотека с небольшим, но разнообразным фондом литературы ориентированной на потенциальных читателей.

У пожилых людей множество проблем материального, физиологического, социального, психологического характера. При всей остроте перечисленных проблем актуальной все же является проблема физического и психического здоровья, которая не всегда может быть решена путём повышения пенсий, выплаты пособий, предоставления льгот, поскольку наличие денег не может напрямую обеспечить крепкое здоровье. В социальном аспекте для пожилого человека может иметь значение оценка его заслуг со стороны общества и государства, оценка, которая может носить материализованные формы денежных выплат. Поэтому повышение пенсий и здравоохранение являются приоритетными направлениями государственной социальной политики. Очевидно также и то, что ни здоровье, ни отношения с людьми за деньги не купить, но возможно физическое, психическое и социальное здоровье укрепить.

Жизнь пожилых людей не сводится к удовлетворению только материальных и биологических потребностей. Полноценное человеческое существование предполагает удовлетворение социальных, психо-эмоциональных, духовных потребностей. Ограниченные финансовые и физические возможности не позволяют реализовать социальные и духовные потребности. Социально-культурная деятельность является одним из способов адаптации, интеграции и консолидации пожилых людей, в процессе которой удовлетворяются высшие человеческие потребности и реализуются способности. Грамотно и профессионально организованная социально-культурная работа положительно влияет и на психосоматическое состояние людей.

В социально-культурной работе с пожилыми людьми активно используются научно-практические разработки и опыт работы в области медицины, педагогики, психологии, культурологии, искусствознания, антропологии, библиотековедения, досуговедения. В практике работы стационаров дневного пребывания центров социального обслуживания активно используются анимационные технологии. Анимация (от лат. anima – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность [1, С. 8]. Социально-культурная анимация способствует удовлетворению потребностей людей в общении, культуре, творчестве, движении, приятном времяпрепровождении, развлечении. Социальным результатом анимационной работы является удовлетворение социокультурных потребностей людей. Некоторые виды анимации рассматриваются Н.И. Гараниным и И.М. Булыгиной [1, С.26]. По степени проявления активности участников анимационных социально-культурных программ существуют следующие разновидности.

Зрелищные социально-культурные мероприятия. Они не предполагают высокой степени проявления внешней активности зрителей. Для зрелища характерна высокая степень эмоциональности за счёт использования ярких выразительных форм и внешних эффектов. В социально-культурной работе наиболее широкое распространение получили зрелищные программы с использованием различных видов искусства. В учреждениях социальной защиты концертно-зрелищные мероприятия проводятся силами участников детской и взрослой художественной самодеятельности.

Созерцание как разновидность социально-культурной анимации отличается от зрелища тем, что в процессе зрелища публике показывают, а в процессе созерцания люди смотрят, т. е. повышается активность субъекта созерцания. Это возможно в процессе знакомства с музейной или выставочной экспозицией, созерцания природных или городских пейзажей.

Культурно-просветительные анимационные программы характеризуются информационной направленностью. При подготовке культурно-познавательных программ необходимо учитывать интересы пожилых людей. Следует подбирать и преподносить информацию, в получении которой заинтересованы пожилые люди. Наряду с информацией по вопросам культуры, литературы, искусства широкое распространение получили лекции и беседы с врачами, геронтологами, диетологами, юристами, кулинарами, агрономами, социальными работниками. Специфика подобных мероприятий состоит в том, что слушатели могут непосредственно обращаться с вопросами к специалистам и обсуждать интересующие их проблемы. Подобные мероприятия можно проводить в форме устных журналов, в которых последовательно рассматривается несколько тем.

Обучающие программы в отделениях дневного пребывания направлены на то, чтобы дать знания и некоторые навыки по отдельным видам деятельности, имеющим жизненно важное значение, или досуговым увлечениям. Для пожилых людей могут иметь значение навыки оказания первой доврачебной помощи, лечебной физкультуры, самомассажа, лечебного питания, кулинарии, рукоделия. Эту работу должны проводить специалисты владеющие методикой обучения.

Праздничные мероприятия для пожилых людей включают в себя всё многообразие календарных праздников в течение года. В практике работы учреждений социального обслуживания проводятся «День пожилого человека», «День победы», «Международный женский день», «День матери», «Новогодний праздник». Праздничные мероприятия готовятся работниками социальных служб и общественными организациями с активным привлечением всех заинтересованных граждан. Специфика праздничных программ состоит в разнообразии праздничных действий, последовательно или параллельно осуществляемых в процессе проведения мероприятия и активности посетителей – гостей праздника.

Подвижно-рекреационные программы проводятся в виде прогулок на свежем воздухе в скверах, парках, на рекреационных территориях. Прогулки могут сопровождаться небольшой экскурсионной программой, свободным общением и действиями развлекательного характера.

Подвижно-развлекательные программы строятся на вовлечении пожилых людей в соответствующее возрасту активное движение. Такие мероприятия проводятся в виде игровых конкурсов, состязаний, коллективных танцев. Подобные мероприятия следует планировать и проводить с учетом особенностей контингента с тем, чтобы не допускать перегрузок организма пожилых людей.

Любительские анимационные программы предполагают вовлечение людей в активную творческую деятельность, которая в учреждении социального обслуживания может осуществляться кратковременно или систематически и продолжительно.

Физкультурно-оздоровительные программы должны проводиться по рекомендации и под контролем специалиста-медика в области лечебной физкультуры, с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья клиента.

Спортивно-оздоровительные программы проводятся для людей, не имеющих противопоказаний для занятий любительским спортом. Для организации этой работы необходимы соответствующие условия: спортивные сооружения, доступные для пожилых людей; специалисты, готовые работать с пожилыми; отсутствие социально-бытовой дискриминации в отношении спортсменов преклонного возраста. В общественном сознании следует преодолеть социокультурные стереотипы отношения к пожилым людям как к «прошлому веку».

Нервная система стареющего организма нуждается в постоянном стимулировании, в эмоциональной поддержке, притоке приятных и радостных впечатлений. В отделении дневного пребывания Железнодорожного района г. Самара, ведётся разнообразная работа по нескольким направлениям:

  • культурно-досуговая программа;
  • оздоровительно-консультативная программа;
  • просветительно-образовательная программа.

Практическая реализация программ осуществляется в клубных формах работы.

Клуб «Вдохновение» занимается подготовкой и проведением литературно-музыкальных вечеров: «Я встретил Вас…», «С песней по жизни», «Я люблю тебя, жизнь», которые проводятся в гостиной отделения дневного пребывания.

Клуб «Лейся, песня» – это любительский вокальный коллектив, которым руководит квалифицированный специалист-вокалист. Члены клуба участвуют в подготовке всех мероприятий, проходящих в отделении.

Клуб «Общение» готовит и проводит литературно-музыкальные композиции «Она была звездой» - к 100-летию Л. Орловой, «Всё будет так, как было прежде» - творчество К. Шульженко.

Творческий коллектив «Улыбка» под руководством профессионального актёра исполняет интермедии, юмористические сценки.

Клуб «Бодрость» объединяет группы здоровья, работающие по различным методикам: общеукрепляющая гимнастика, восточная гимнастика, дыхательная гимнастика, классический массаж, Су-Джок, звукотерапия, смехотерапия.

Просветительно-образовательная программа в отделении дневного пребывания действует на основе концепции непрерывного образования. Эта концепция признаёт учение как нормальную и необходимую деятельность человека во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность для человека любого возраста обновлять, дополнять и постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру.

Клуб «Геронтолог» ведёт врач-геронтолог, заведующая отделением Н.В. Бедлинская. Некоторые темы занятий: «Один день из жизни пожилого человека. Мудрость проживаемого дня». «Великие идеи ХХ века. Люстра Чижевского», «Лекарства и здоровье». Занятия клуба проводятся в рамках «заезда» и в клубах Всероссийских обществ слепых и глухих.

Клуб «Оптимист» создан для пенсионеров и инвалидов с целью формирования позитивного философского взгляда на жизнь, повышения самооценки, решения проблем одиночества и общения. Кроме того, решается проблема психологической поддержки пациентов с тяжёлыми органическими заболеваниями, инволюционными нарушениями психики в латентной форме. Руководит клубом врач-психотерапевт. Занятия проводятся в комнате эмоциональной разгрузки.

Клуб «Орхидея». Основные направления – растениеводство, огородничество, уход за комнатными растениями, изготовление композиций из природного материала, участие в выставках и ярмарках. Объединение пенсионеров на основе общих увлечений приносит радость от общения, поддерживает жизненные силы, вдохновляет на растениеводческое творчество.

Клуб «Золотые ручки» объединяет любителей декоративно-прикладного творчества: вязание крючком, спицами, макраме, вышивка. Кроме еженедельных занятий в гостиной устраиваются выставки работ членов клуба. Добровольный труд на основе увлечения является важным фактором социальной реабилитации.

Пожилые люди, пенсионеры являются одной из слабо защищённых социальных групп. Люди старшего возраста обладают жизненным опытом и способны принести пользу обществу. Нельзя допускать, чтобы пенсионеры замыкались в себе и своих проблемах. Активное взаимодействие с окружающими, расширение социокультурных контактов – главное условие достойной жизни. Социально-культурная работа с пожилыми людьми направлена на оптимизацию жизни пожилого человека в обществе.

Литература

1. Гаранин, Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации [Текст] / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина. – М., 2004. – 128 с.

2. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психологии [Текст] / Е.А. Сорокоумова. – СПб., 2006. – 208 с.

3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (15.11. 1995) [Текст] /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо // Организация работы органов социальной защиты. – М., 2001. – С. 79-88.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: