1. Охарактеризуйте основные функции контроля.
Функции контроля:
Обучающая – обучающиеся привлекаются к обсуждению результатов выполнения контрольных заданий, их дополнению и анализу.
Развивающая – контроль способствует всестороннему развитию личности учащихся.
Воспитательная – оказывает симулирующее воздействие на учащихся, содействует формированию мотивов умения.
Диагностическая – выявление уровня усвоения ЗУНов, отслеживание динамики развития качеств личности.
Оценочная – сопоставление результатов контроля по каждому оцениваемому показателю с эталоном.
Регулятивная – стимулирование средствами контроля деятельности учащихся и учителя по устранению выявленных недостатков, улучшению содержания и методов обучения.
Организующая – оптимизация процесса организации учебной, учебно-исследовательской, методической и воспитательной работ в школе.
Интегративная – взаимодействие всех видов, форм, методов и средств контроля и их подчиненности общей цели – повышения качества обучения.
2. Какие педагогические требования предъявляются к контролю?
К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:
• индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
• разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);
• всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);
|
• объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);
• дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);
• единство требований со стороны обучающих.
3. В чем преимущества и недостатки устного и письменного опросов?
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.
Плюсы устного опроса:
· Более гибкий, чем письменный.
· Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
· Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
· Развивает навыки выступления перед аудиторией.
· Заставляет работать в быстром темпе.
Недостатки:
· Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
· Не исключает давление авторитета учителя.
· Оставляет часть учащихся пассивными.
· Требует много времени.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.
|
Плюсы письменного опроса:
· Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
· Охватывает всех (или многих) учащихся.
· Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
· С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
· Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.
Недостатки:
· Требует тщательной подготовки.
· Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализации дифференцированного подхода.
· Тратится время на проверку ответов.
4. Каковы возможности машинного контроля?
С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.
5. Какая шкала оценок, на ваш взгляд, является перспективной?
Я считаю, что наиболее перспективной шкалой оценок является пятибальная.