Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения приемами развития ритмического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• повысить научно-методический уровень компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей дошкольников.
• расширить опыт педагогов в подборе развивающих и упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ.
• побуждать музыкальных руководителей дошкольных учреждений к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –
первоначальная задача обучения».
К.Д. Ушинский
Все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому в своей работе над развитием ритмического слуха я использую игровые методы и приёмы.
Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире... Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений - биение сердца, дыхание, стук капель дождя по подоконнику... Разные ритмы встречаются в быту, в работе. Трудно представить себе область, где бы человек не сталкивался с ритмом.
Так же ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения.
Разучивая стихи с детьми, вы, наверное, не раз сталкивались с тем, что ребенок плохо запоминает стихотворение, переставляет слова местами. И как бы вы не старались, результат оставался тем же. Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии? Почему плохо запоминает стихи?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с нарушением фонематического восприятия и слоговой структуры слова. Ученые давно доказали, что одной из причин задержки речевого развития является нарушение ритмического восприятия.
Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что залогом успешной учебной деятельности, правильного формирования речи является развитое чувство ритма. Которое, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей, укрепляя их сердечно – сосудистую систему, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку, способствует становлению творческой личности ребёнка.
«Музыкально-ритмические способности - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его." (Б.М.Теплов)
Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.
Я предлагаю игры и упражнения на развитие чувства ритма у старших дошкольников.
Клавесы. (Ритмические палочки), выполненные из бука или дерева. Игра на клависах развивает чувство ритма, слуховое внимание, память.
Метод, используемый в игре на клавесах - метод метрической организации, т.е. ритмической пульсации. Ребенок должен прочувствовать ритм через себя. Игры и упражнения производятся сидя на полу, на коленях., стоя, а также в движении. Руки должны быть перед собой, локти слегка расставлены в стороны, осанка прямая.На начальном этапе не надо требовать от ребенка воспроизведения сложных ритмов. Первым делом следует научить его умению равномерно передавать пульсацию долей. Работать с клавесами начинаю с младшей группы. Провожу такие игры и упражнения.
§ «Как тебя зовут!». Ребёнку предлагается не просто пропеть своё имя, а ещё и простучать простой ритмический рисунок. Например,
§ «Сделай, как я». Педагог показывает несколько движений с клавесами, а дети повторяют.
§ «Эхо». Педагог простукивает несложный ритмический рисунок, а дети поочерёдно его повторяют.
§ «Вы, скачите, палочки».
Вы, скачите, палочки, как солнечные зайчики. (Стучат по полу двумя клавесами одновременно).
Прыг-прыг, скок-скок. (2 раза одной палочкой, 2 раза другой палочкой).
Прискакали на лужок. (Стучат поочерёдно палочками по полу).
Правой ножкой топ – топ, (4 раза стучат правой рукой).
Левой ножкой топ-топ, (4 раза стучат левой рукой).
На головку сели, («рожки») песенку запели. (ставят рожки 4 раза ударяют палочкой о палочку).
Это доступно детям младшей группы. Далее даю понятие «долгие и короткие звуки». Для этого использую магнитики (большие и маленькие), картинки, видеопрезентации с изображением ритмических формул. С помощью магнитиков дети могут составлять ритмические цепочки, которые также проговаривают, прохлопывают в различных вариантах, проигрывают на клавесах и музыкальных инструментах.
Для старших дошкольников предлагаю такие игры и упражнения:
v Игра «Привет, мой друг!»
Цель: развитие ритмического слуха.
Задачи:
- развивать память, чувство метрической пульсации;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево)
- развиватьумение работать в команде, выполнять движения синхронно.
Ход игры:
Дети садятся на колени по кругу. Педагог поочерёдно достаёт клавесы из коробки и начинает передавать по кругу. На слова «Привет, мой друг!» простукивает ритмический рисунок (ти-ти-ти-та), дети прохлопывают в ладоши. На слова «отдай» - кладёт клавесы перед ребёнком справа, на слова «бери» - ребёнок берёт клавесы, педагог берёт 2 пару клавесов. Далее продолжают пока все дети не проиграют и не передадут все клавесы педагогу. В следующий раз можно передавать клавесы влево.
(См. видеоролик).
v Упражнение «Слушай и повторяй!»
Цель: развитие ритмического слуха.
Задачи:
- учить различать з-х частную форму музыкального произведения;
- развивать умение соотносить ритм движения и игрой на клавесах;
- закреплять умение отмечать сильную долю такта, слабую долю.
Ход:
Вариант 1.
Под «Спортивный марш» Ю.Чичкова на 1 часть дети марширую друг за другом и на каждый шаг ударяют клавесам (на каждую четверть). 2 часть – стоят и ударяют на сильную долю такта. На 3 часть – повторяют движения 1 части.
Сложнее детям выделять слабую долю такта. Предлагаю второй вариант упражнения.
Вариант 2.
На 1 часть – на сильную долу разводят руки в стороны (пауза), на слабую долу ударяют. 2 часть – отстукивают ритмический рисунок (ти-ти-та). На 3 часть – повторяют движения 1 части.
(См. видеоролик).
v Речевая ритмическая игра «Доктор дятел»
Цель: развитие ритмического слуха и памяти.
Задачи:
- развивать выразительность речи;
- развивать коммуникативные качества;
Вариант 1.
Педагог проигрывает ритмический рисунок, дети повторяют. Хором произносят текст. После каждой строчки проигрывают заданный ритмический рисунок.
Доктор дятел сел на сук,
По коре стучит тук-тук.
- Вот что, дерево рябина,-
Доктор дятел говорит.
- Вы больны, у вас ангина,
Потому и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Чтоб прошла температура.
А для каждой вашей ветки
Пропишу я вам таблетку.
Вариант 1.
Дети делятся на 2 команды. Педагог задаёт ритмический рисунок для каждой команды, дети повторяют. Хором произносят текст и поочерёдно проигрывают свой ритмический рисунок. После первой строчки – 1 команда, после второй – вторая и т.д.
(См. видеоролик).
Вариант 3.
Дети сами предлагают свой ритмический рисунок.
v Игра «Весёлые стаканчики»
Цель: развитие ритмического слуха.
Задачи:
- развивать память, чувство метрической пульсации;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево)
- развивать мелкую моторику, координацию рук;
- развиватьумение работать в команде, выполнять движения синхронно.
Ход игры:
Дети садятся на колени по кругу. 1 часть (1 муз.фраза)- 2 раза поочерёдно ударяют стаканчиками по полу, 3 хлопка. 1 часть (2 муз.фраза)- 2 хлопка, 3раза поочерёдно ударяют стаканчиками по полу.
2 часть (1 муз.фраза)- 2 раза одновременно ударяют стаканчиками по полу и передают «соседу» справа.(4 раза)
2 часть (2 муз.фраза)- 2 раза одновременно ударяют стаканчиками по полу и передают «соседу» слева.(4 раза)
Маленький проигрыш – стучат ладошками по дну стаканчиков.
3 часть (1 муз.фраза)- на «раз» перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «два» - разводят в стороны и ударяют об пол; на «три»- перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «четыре» - разводят в стороны и ударяют об пол. 3 хлопка.
Далее на «раз» - перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «два» - разводят в стороны и ударяют об пол; на «три»- перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «четыре» - разводят в стороны и ударяют об пол. 3 хлопка, ещё 3 хлопка.
Маленький проигрыш – стучат ладошками по дну стаканчиков.
3 часть (2 муз.фраза)- на «раз» перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «два» - разводят в стороны и ударяют об пол; на «три»- перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «четыре» - разводят в стороны и ударяют об пол. 3 хлопка.
Далее на «раз» - перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «два» - разводят в стороны и ударяют об пол; на «три»- перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «четыре» - разводят в стороны и ударяют об пол. 3 хлопка, ещё 3 хлопка.
Всё сначала повторяется ещё раз.
Благодарю за внимание и предлагаю:
…Частичку души своей вкладывать
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!