Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»




 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения приемами развития ритмического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• повысить научно-методический уровень компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей дошкольников.

• расширить опыт педагогов в подборе развивающих и упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ.

• побуждать музыкальных руководителей дошкольных учреждений к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –

первоначальная задача обучения».

К.Д. Ушинский

Все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому в своей работе над развитием ритмического слуха я использую игровые методы и приёмы.

Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире... Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений - биение сердца, дыхание, стук капель дождя по подоконнику... Разные ритмы встречаются в быту, в работе. Трудно представить себе область, где бы человек не сталкивался с ритмом.

Так же ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения.

Разучивая стихи с детьми, вы, наверное, не раз сталкивались с тем, что ребенок плохо запоминает стихотворение, переставляет слова местами. И как бы вы не старались, результат оставался тем же. Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии? Почему плохо запоминает стихи?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с нарушением фонематического восприятия и слоговой структуры слова. Ученые давно доказали, что одной из причин задержки речевого развития является нарушение ритмического восприятия.

Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что залогом успешной учебной деятельности, правильного формирования речи является развитое чувство ритма. Которое, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей, укрепляя их сердечно – сосудистую систему, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку, способствует становлению творческой личности ребёнка.

«Музыкально-ритмические способности - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его." (Б.М.Теплов)

Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.

Я предлагаю игры и упражнения на развитие чувства ритма у старших дошкольников.

Клавесы. (Ритмические палочки), выполненные из бука или дерева. Игра на клависах развивает чувство ритма, слуховое внимание, память.

Метод, используемый в игре на клавесах - метод метрической организации, т.е. ритмической пульсации. Ребенок должен прочувствовать ритм через себя. Игры и упражнения производятся сидя на полу, на коленях., стоя, а также в движении. Руки должны быть перед собой, локти слегка расставлены в стороны, осанка прямая.На начальном этапе не надо требовать от ребенка воспроизведения сложных ритмов. Первым делом следует научить его умению равномерно передавать пульсацию долей. Работать с клавесами начинаю с младшей группы. Провожу такие игры и упражнения.

§ «Как тебя зовут!». Ребёнку предлагается не просто пропеть своё имя, а ещё и простучать простой ритмический рисунок. Например,

§ «Сделай, как я». Педагог показывает несколько движений с клавесами, а дети повторяют.

§ «Эхо». Педагог простукивает несложный ритмический рисунок, а дети поочерёдно его повторяют.

§ «Вы, скачите, палочки».

Вы, скачите, палочки, как солнечные зайчики. (Стучат по полу двумя клавесами одновременно).

Прыг-прыг, скок-скок. (2 раза одной палочкой, 2 раза другой палочкой).

Прискакали на лужок. (Стучат поочерёдно палочками по полу).

Правой ножкой топ – топ, (4 раза стучат правой рукой).

Левой ножкой топ-топ, (4 раза стучат левой рукой).

На головку сели, («рожки») песенку запели. (ставят рожки 4 раза ударяют палочкой о палочку).

Это доступно детям младшей группы. Далее даю понятие «долгие и короткие звуки». Для этого использую магнитики (большие и маленькие), картинки, видеопрезентации с изображением ритмических формул. С помощью магнитиков дети могут составлять ритмические цепочки, которые также проговаривают, прохлопывают в различных вариантах, проигрывают на клавесах и музыкальных инструментах.

Для старших дошкольников предлагаю такие игры и упражнения:

 

v Игра «Привет, мой друг!»

Цель: развитие ритмического слуха.

Задачи:

- развивать память, чувство метрической пульсации;

- закреплять умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево)

- развиватьумение работать в команде, выполнять движения синхронно.

Ход игры:

Дети садятся на колени по кругу. Педагог поочерёдно достаёт клавесы из коробки и начинает передавать по кругу. На слова «Привет, мой друг!» простукивает ритмический рисунок (ти-ти-ти-та), дети прохлопывают в ладоши. На слова «отдай» - кладёт клавесы перед ребёнком справа, на слова «бери» - ребёнок берёт клавесы, педагог берёт 2 пару клавесов. Далее продолжают пока все дети не проиграют и не передадут все клавесы педагогу. В следующий раз можно передавать клавесы влево.

(См. видеоролик).

 

v Упражнение «Слушай и повторяй!»

Цель: развитие ритмического слуха.

Задачи:

- учить различать з-х частную форму музыкального произведения;

- развивать умение соотносить ритм движения и игрой на клавесах;

- закреплять умение отмечать сильную долю такта, слабую долю.

Ход:

Вариант 1.

Под «Спортивный марш» Ю.Чичкова на 1 часть дети марширую друг за другом и на каждый шаг ударяют клавесам (на каждую четверть). 2 часть – стоят и ударяют на сильную долю такта. На 3 часть – повторяют движения 1 части.

 

Сложнее детям выделять слабую долю такта. Предлагаю второй вариант упражнения.

 

Вариант 2.

На 1 часть – на сильную долу разводят руки в стороны (пауза), на слабую долу ударяют. 2 часть – отстукивают ритмический рисунок (ти-ти-та). На 3 часть – повторяют движения 1 части.

(См. видеоролик).

 

v Речевая ритмическая игра «Доктор дятел»

Цель: развитие ритмического слуха и памяти.

Задачи:

- развивать выразительность речи;

- развивать коммуникативные качества;

Вариант 1.

Педагог проигрывает ритмический рисунок, дети повторяют. Хором произносят текст. После каждой строчки проигрывают заданный ритмический рисунок.

Доктор дятел сел на сук,

По коре стучит тук-тук.

- Вот что, дерево рябина,-

Доктор дятел говорит.

- Вы больны, у вас ангина,

Потому и хмурый вид.

Вот вам сладкая микстура,

Чтоб прошла температура.

А для каждой вашей ветки

Пропишу я вам таблетку.

Вариант 1.

Дети делятся на 2 команды. Педагог задаёт ритмический рисунок для каждой команды, дети повторяют. Хором произносят текст и поочерёдно проигрывают свой ритмический рисунок. После первой строчки – 1 команда, после второй – вторая и т.д.

(См. видеоролик).

 

Вариант 3.

Дети сами предлагают свой ритмический рисунок.

 

v Игра «Весёлые стаканчики»

Цель: развитие ритмического слуха.

Задачи:

- развивать память, чувство метрической пульсации;

- закреплять умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево)

- развивать мелкую моторику, координацию рук;

- развиватьумение работать в команде, выполнять движения синхронно.

Ход игры:

Дети садятся на колени по кругу. 1 часть (1 муз.фраза)- 2 раза поочерёдно ударяют стаканчиками по полу, 3 хлопка. 1 часть (2 муз.фраза)- 2 хлопка, 3раза поочерёдно ударяют стаканчиками по полу.

2 часть (1 муз.фраза)- 2 раза одновременно ударяют стаканчиками по полу и передают «соседу» справа.(4 раза)

2 часть (2 муз.фраза)- 2 раза одновременно ударяют стаканчиками по полу и передают «соседу» слева.(4 раза)

Маленький проигрыш – стучат ладошками по дну стаканчиков.

3 часть (1 муз.фраза)- на «раз» перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «два» - разводят в стороны и ударяют об пол; на «три»- перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «четыре» - разводят в стороны и ударяют об пол. 3 хлопка.

Далее на «раз» - перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «два» - разводят в стороны и ударяют об пол; на «три»- перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «четыре» - разводят в стороны и ударяют об пол. 3 хлопка, ещё 3 хлопка.

Маленький проигрыш – стучат ладошками по дну стаканчиков.

3 часть (2 муз.фраза)- на «раз» перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «два» - разводят в стороны и ударяют об пол; на «три»- перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «четыре» - разводят в стороны и ударяют об пол. 3 хлопка.

Далее на «раз» - перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «два» - разводят в стороны и ударяют об пол; на «три»- перекрещивают руки и ударяют стаканчиками об пол,на «четыре» - разводят в стороны и ударяют об пол. 3 хлопка, ещё 3 хлопка.

Всё сначала повторяется ещё раз.

Благодарю за внимание и предлагаю:
…Частичку души своей вкладывать
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: