Авраам с юных лет своих имел женою себе Сарру, свободную, а не рабу Авраам ведь от юности своей Сарру имел женой – свободную, а не рабу | Бог испокон веков изволил и рассудил послать Сына Своего в мир и Им явить благодать Бог ведь прежде век изволил и замыслил Сына Своего в мир послать и тем явить Благодать |
сказала Сарра Аврааму: вот, предназначил мне Господь Бог не рождать; войди же к служанке моей Агари и будешь иметь детей от неё сказала Сарра Аврааму: вот, предназначил мне Господь Бог не рождать; войди же к служанке моей Агари и будешь иметь детей от неё | благодать сказала Богу: если не пришло ещё время сойти мне на землю и спасти мир, сойди на гору Синай и утверди закон.благодать сказала Богу: если не пришло ещё время сойти мне на землю и спасти мир, сойди на гору Синай и утверди закон. |
внял Авраам речам Сарриным, и вошёл к служанке её Агаривнял Авраам речам Сарриным, и вошёл к служанке её Агари | Внял же и Бог словесам благодати и сошёл на СинайВнял же и Бог словесам благодати и сошёл на Синай |
родила Агарь-рабыня от Авраама: рабыня — сына рабыни; и нарек Авраам имя ему Измаил родила Агарь-рабыня от Авраама: рабыня — сына рабыни; и нарек Авраам имя ему Измаил | Принёс же и Моисей с Синайской горы закон, а не благодать, тень, а не истину. Принёс же и Моисей с Синайской горы закон, а не благодать, тень, а не истину |
вился Бог Аврааму <...>И Авраам, выйдя навстречу Ему, поклонился Ему до земли и принял Его в скинию свою | Когда же век сей близился к концу, посетил Господь род человеческий. И сошёл Он с небес, войдя в лоно Девы. И приняла Его Дева с поклонением в телесную скинию Свою... |
отверз Бог ложесна Саррины, и, зачав, родила она Исаака: свободная — свободного | когда посетил Бог человеческое естество, открылось уже неведомое и утаенное и родилась благодать — истина, а не закон,сын, а не раб. |
вскормлен млеком был младенец Исаак и окреп, устроил Авраам великий пир | Когда Христос явился на земле, тогда еще благодать не была окрепшей<...> |
явился Бог Аврааму<...>И Авраам, выйдя навстречу Ему, поклонился Ему до земли и принял Его в скинию свою | Когда же век сей близился к концу, посетил Господь род человеческий. И сошёл Он с небес, войдя в лоно Девы. И приняла Его Дева с поклонением в телесную скинию Свою |
отверз Бог ложесна Саррины, и, зачав, родила она Исаака: свободная — свободного | когда посетил Бог человеческое естество, открылось уже неведомое и утаенное и родилась благодать — истина, а не закон, сын, а не раб. |
вскормлен млеком был младенец Исаак и окреп, устроил Авраам великий пир | Когда Христос явился на земле, тогда еще благодать не была окрепшей <...>Когда же затем вскормлена была и окрепла благодать и явилась на реке Иорданской (см.: Мф. 3,13—17) всем людям (Тит. 2,11), устроил Бог трапезу и великий пир с Тельцом, вскормленным от века |
увидев, как Измаил, сын Агарин, играет с сыном её Исааком и Исаак терпит от Измаила обиды, Сарра сказала Аврааму: изгони рабу вместе с сыном её, ибо не наследует сын рабынин с сыном свободной | По вознесении же Господа Иисуса, когда ученики и иные уверовавшие уже во Христа были в Иерусалиме и иудеи и христиане пребывали все совместно, тогда благодатное крещение терпело обиды от законного обрезания<...>увидев, что чада её, христиане, терпят обиды от иудеев, сынов работного закона, вознесла свободная благодать вопль свой к Богу: изгони иудеев вместе с законом и рассей между язычниками, ибо что общего между тенью и истиной, иудейством и христианством? |
изгнана была Агарь-рабыня с сыном её Измаилом, а Исаак, сын свободной, стал наследником Аврааму | Изгнаны были и иудеи и рассеяны среди язычников, а чада благодати, христиане, стали наследниками Богу и Отцу |
исчезает свет луны, лишь только восходит солнце; и холод ночной проходит, если солнечное тепло согревает землю | Так и закон миновал в явление благодати. И уже не теснится человечество в ярме закона, но свободно шествует под кровом благодати. |
Иудеи ведь соделывали своё оправдание в мерцании свечи закона | христиане же созидают своё спасение в сиянии солнца благодати |
иудейство посредством тени и закона оправдывалось, но не спасалось | Христиане же поспешением истины и благодати не оправдываются, но спасаются. |
В иудействе тем самым — оправдание. И оправдание — в сем мире. иудеи услаждались земным | в христианстве — спасение. спасение — в будущем веке. христиане же(услаждались) — небесным |
Исполнилось благословение, преподанное Манассии, на иудеях | а воспринятое Ефремом — на христианах |
Манассиино старшинство было благословлено левой рукой Иаковлевой,Ефремове младшинство — правой | Подобно и иудейство: хотя и прежде явилось, но благодатию христианство стало большим, нежели оно. |
Когда Иосиф сказал Иакову: «На этого, отче, возложи десницу, ибо он — первенец»,— Иаков ответил: «Знаю, сын, знаю; и от него произойдёт нapод, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его», и род его будет во множестве языков | Закон ведь прежде был и несколько возвысился, но миновал. А вера христианская, явившаяся и последней, стала большей первого и распростёрлась во множество языков. |
как человек, Он, возрастая, ширил материнское лоно | но, как Бог, исшел из него, не повредив девства |
как человек, Он питался материнским млеком | но, как Бог, повелел ангелам с пастырями воспевать: «Слава в вышних Богу» |
ак человек, Он был повит пеленами | но, как Бог, звездою путеводил волхвов |
как человек, Он возлежал в яслях | но, как Бог, принял от волхвов дары и поклонение |
как человек, Он бежал в Египет | но, как Богу, поклонились Ему рукотворения египетские |
как человек, Он пришёл воспринять крещение | но, как Бога, устрашившись Его, Иордан обратился вспять |
как человек, обнажившись, Он вошёл в воду | но, как Бог, приял свидетельство от Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» |
как человек, Он сорок дней постился и взалкал | но, как Бог, победил искусителя |
ак человек, Он пошёл на брак в Кане Галилейской | но, как Бог, претворил воду в вино |
как человек, Он спал в корабле | но, как Бог, запретил бушевать ветрам и морю — и они повиновались Ему |
как человек, Он прослезился, восскорбев о Лазаре | но, как Бог, воскресил его из мертвых |
как человек, Он воссел на осла | но, как Богу, Ему возглашали: «Благословен Грядущий во имя Господне!» |
как человек, Он был распят | но, как Бог, Своею властью распятого с Ним благоразумного разбойника ввёл в рай |
как человек, Он, вкусив отца, испустил дух | но, как Бог, помрачил солнце и потряс землю |
как человек, Он положен был во гробе | но, как Бог, разрушил ад и страждущие там души освободил |
как человека, запечатали Его во гробе | но, как Бог, Он исшел, целыми печати сохранив |
как человека, тщились иудеи утаить воскресение Его, мздовоздавая страже | но, как Бога, познанием и ведением Его исполнились все концы земл |
пришед, римляне пленили Иерусалим и разрушили до основания его. И тогда иудейство пришло к погибели, а затем закон, как вечерняя заря, угас и иудеи рассеяны были среди язычников, чтобы зло не пребывало в скоплении. | вера благодатная распростёрлась по всей земле и достигла нашего народа русского |
И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу | Иудея молчит |
Христос прославляется | иудеи проклинаются |
язычники приведены | иудеи отринуты |
И уже не идолопоклонниками зовёмся | но христианами, не без упования ещё живущими, но уповающими на жизнь вечную. |
И уже не капища сатанинские воздвигаем | но церкви Христовы созидаем |
уже не друг друга бесам закалаем | но Христос за нас закалаем, закалаем и раздробляем в Жертву Богу и Отцу |
И уже не как прежде, жертвенную кровь вкушая, погибаем | но, пречистую Кровь Христову вкушая, спасаемся |
«Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,— Господи, кто устоит» (Пс. 129,3)? Если будешь воздавать каждому по делам его (ср.: Пс. 102,10),— Господи, кто спасется? Ибо «у Тебя прощение» (Пс. 129,4), ибо у Тебя «милость и многое... избавление» (Пс. 129,7) и души наши в руке Твоей и дыхание наше в воле Твоей (Дан. 5,23; см.: Ис. 42,5; Деян. 17,25)! И пока благопризираешь на нас — благоденствуем, если же с яростью воззришь — исчезнем, как утренняя роса (Ос. 6,4). Ибо не может противостоять пыль — буре, а мы — гневу Твоему.
|
|
|
Да не отпадут от веры слабые в вере, в меру наказывай, но безмерно милуй, в меру уязвляй, но милостиво исцеляй (ср.: Ос. 6,1) в меру ввергай в скорбь, но вскоре утешай, ибо не в силах естество наше долго сносить гнев Твой, как и солома — огонь!
Молитвами и молением Пречистой Твоей Матери, и святых небесных сил бесплотных, и Предтечи Твоего и Крестителя Иоанна святых апостолов, пророков, мучеников, преподобных и молитвами всех святых яви нам милосердие Твое, Боже, и помилуй нас, да, милостию Твою пасомые, в единении веры совместно славим с веселием и радостью Тебя, Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и с Пресвятым Духом, Троицу нераздельную, единобожественную, царствующую на небе и на земле, владычествующую ангелами и человеческим родом, видимым же всем и невидимым, ныне и присно и во веки веков. Аминь!