Духовная культура и традиционные верования




Браки у удмуртов совершались по сватовству, но практиковалось и похищение девушки, обычно, с согласия ее родителей. Молодая после свадьбы возвращалась в дом родителей на полгода и более. Архаические верования удмуртов отразились в похоронной обрядности, например, в обычае класть различные вещи, «необходимые» покойнику на «том свете» в гроб – хлеб, соль, блины, котелок, топор, нож. Умерших сородичей хоронили на родовых кладбищах, а остальных – на отдельных участках.

Христианские воззрения не вытеснили полностью традиционных верований и представлений. Сохранялись многие семейно-родовые культы, в частности почитание воршудов, под которыми понимался как сам род, так и его священные реликвии (их хранили в куале), и божества-покровители рода или семей, входящих в него, и совокупность родовых представлений и обрядов. В то же время воршуд обозначал связанных с данным культом экзогамное объединение родственников. У удмуртов зафиксировано около 70 воршудов. Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств, духов и мифологических существ, среди них Инмар – бог неба, Калдысин – бог земли, Шунды-муммы – Мать солнца и др., всего их насчитывалось около 40. Инмару как положительному божеству противопоставлялся Кереметь, или Шайтан, приносящий вред, его задабривали жертвами. В культе большую роль играло поклонение священным рощам и деревьям. Существовало жречество, руководившее проведением обрядов.

В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями и другими магическими действиями. Так, в дни зимнего солнцестояния отмечался праздник толсур с ряжением, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон – праздник выноса плуга, выль жук – обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С 19 в. проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря – Рождеству, Пасхе, Троице и др.

Широкое развитие в среде удмуртов получило песенное и танцевальное искусства, пение и танцы сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – гуслях, свирелях, волынках и др.

 

· 1 Свадьба

o 1.1 Отношение к семье

o 1.2 Термины свадебного ритуала

o 1.3 Сватовство

o 1.4 Сюан в доме невесты

o 1.5 Сюан в дом жениха

o 1.6 Ярашон

o 1.7 Послесвадебные обряды

· 2 Рождение ребенка

o 2.1 Дородовые обряды

o 2.2 Роды

o 2.3 Наречение имени

o 2.4 Послеродовые обряды

· 3 Проводы в армию

· 4 Похороны

o 4.1 Отношение к смерти

o 4.2 Приготовления к похоронам

o 4.3 Похороны

o 4.4 Поминки (кисьтон)

· 5 Ын вурон

· 6 Корка туй

· 7 Ныл кураськон

· 8 Литература

· Татары

1. Изначально название монгольского племени XI - XII века. Говорили на монгольском языке (монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин "татары" впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюкской языковой группы алтайской языковой семьи.

2. Татары (самоназвание - татар), этнос, составляющий основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1992). Общая численнось 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

·

Основной этнической территорией поволжских татар является Республика Татарстан, где по данным переписи населения СССР 1989 г. их проживало 1765 тыс.чел. (53% населения республики). Значительная часть татар проживает за пределами Татарстана: в Башкирии – 1121 тыс.чел., Удмуртии – 111 тыс.чел., Мордовии – 47 тыс.чел., а также в других национально-государственных образованиях и областях РФ. Немало татар проживает в пределах т.н. «ближнего зарубежья»: в Узбекистане – 468 тыс.чел., Казахстане – 328 тыс.чел., на Украине – 87 тыс.чел. и т.д.
Численность

Динамика численности татарского этноса по переписям страны имеет следующий вид: 1897 г. –2228 тыс., (общая численность татар), 1926 г. – 2914 тыс.татар и 102 тыс кряшенов, 1937 г. – 3793 тыс., 1939 – 4314 тыс., 1959 г.- 4968 тыс., 1970 г.- 5931 тыс., 1979 – 6318 тыс.чел. Общая численность татар по переписи 1989 г. составила 6649 тыс.чел., из них в РФ - 5522 тыс.

· Этнические и этнографические группы

Выделяется несколько довольно сильно различающихся этнотерриториальных групп татар, они иногда считаются отдельными этносами. Наиболее крупной из них является волго-уральская, которая в свою очередь состоит из татар казанских, касимовских, мишарей и кряшенов). Некоторые исследователи в составе волго-уральских татар особо выделяют астраханских татар, состоящих в свою очередь из таких групп как юртовская, кундровская и др.). Каждая группа имела свои племенные подразделения, например, волго-уральская – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, ногайбак и др. астраханская – нугай, карагаш, юрт татарлары.
Другими этнотерриториальными группами татар являются сибирские и крымские татары.

· Язык

татарский: В татарском языке выделяется три диалекта – западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Самый ранний из известных литературных памятников на татарском языке датируется 13 в., формирование современного татарского национального языка завершилось в начале 20 в.
Писменность

До 1928 г. татарская письменность основывалась на арабской графике, в период 1928-1939 гг. – на латинице, а затем на основе кириллицы.

· Религия

Мусульманство: Верующие татар в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен – православные.


Этногенез и этническая история

Этноним «татар» стал распространяться среди монгольских и тюркских племен Центральной Азии и юга Сибири с 6 в. В 13 в. во время завоевательных походов Чингиз-хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В результате сложных этногенетических процессов, происходящих в 13-14 вв., тюркские и монгольские племена Золотой Орды консолидируются, включая в свой состав как более ранних пришельцев-тюрок, так и местное финно-язычное население. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества, после вхождения этих ханств в состав России этноним «татары» стал переходить и на простонародье. Окончательно татарский этнос формируется только в начале 20 в. В 1920 г. составе РСФСР была создана Татарская АССР, с 1991 г. она носит название Республика Татарстан.
Хозяйство

В конце 19-начале 20 вв основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие с трехпольем в лесных и лесостепных районах и залежно-переложной системой в степи. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом сабаном, в 19 в. их стали сменять более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, ячмень, горох, чечевица и др. Животноводство в северных районах проживания татар играло подчиненную роль, здесь оно имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу, кряшены разводили свиней. На юге, в степной зоне животноводство не уступало по значимости земледелию, в некоторых местах имело интенсивный полукочевой характер – лошади и овцы выпасались круглый год. Здесь разводили также домашнюю птицу. Огородничество у татар играло второстепенную роль, основной культурой был картофель. Развито было пчеловодство, а в степной зоне бахчеводство. Охота как промысел имела значение только для приуральских мишарей, рыболовство носило любительский характер и только на реках Урал и Волга – промысловый. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

· Традиционные поселения и жилища

Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной – кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков. Постройки располагались внутри усадьбы, а улицу образовывала сплошная линия глухих оград. Упорядоченностью застройки отличались поселения лесостепной и степной зон. В центре поселения располагались мечети, лавки, общественные хлебные амбары, пожарные сараи, административные здания, здесь же проживали семьи зажиточных крестьян, духовенство, торговцы.
Усадьбы разделялись на две части – передний двор с жилищем, хранилищами и помещениями для скота и задний, где были огород, гумно с током, овином, мякинником, баня. Постройки усадьбы располагались либо беспорядочно, либо группировались П-, Г-образно, в два ряда и т.д. Строения возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетневой конструкции. Жилище было трехраздельным – изба-сени-изба или двухраздельным – изба-сени, у зажиточных татар пятистенки, крестовики, двух-, трехэтажные дома с кладовыми и лавками на нижнем этаже. Крыши были двух- или четырехскатные, они крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. Преобладала внутренняя планировка северно-среднерусского типа. Печь располагалась у входа, вдоль передней стены настилались нары с почетным местом «тур» в середине, по линии печи жилище разделялось перегородкой или занавесью на две части: женскую – кухонную и мужскую – гостевую. Печь была русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным. Отдыхали, ели, работали, спали на нарах, в северных районах они были укороченными и дополнялись лавками и столами. Спальные места огораживались занавесью или пологом. В оформлении интерьера большую роль играли вышитые матерчатые изделия. В некоторых районах обилен был наружный декор жилищ – резьбой и полихромной росписью.

· Пища

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное – баранина, говядина, птица, у мишарей популярна была конина. Впрок готовили тутырма – колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста с мясной начинкой делали бэлеши. Разнообразны были молочные продукты: катык – особый вид кислого молока, сметана, корт – сыр и др. Овощей ели мало, но с конца 19 в. заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки.

· Социальная организация

До начала 20 в. для общественных отношений некоторых групп татар было характерно родо-племенное деление. В области семейных отношений отмечалось преобладание малой семьи при наличии небольшого процента больших семей, включавших 3-4 поколения родственников. Существовало избегание женщинами мужчин, женское затворничество. Строго соблюдалась изоляция мужской и женской части молодежи, статус мужчины был намного выше статуса женщины. В соответствии с нормами ислама существовал обычай многоженства, более характерный для зажиточной верхушки.

· Духовная культура и традиционные верования

Для свадебной обрядности татар было характерно то, что о браке договаривались родители парня и девушки, согласие молодых считалось необязательным. Во время подготовки к свадьбе родственники жениха и невесты обговаривали размер калыма, который выплачивала сторона жениха. Существовал обычай умыкания невесты, который избавлял от выплаты калыма и дорогостоящих свадебных расходов. Основные свадебные обряды в том числе и праздничное застолье проводились в доме невесты без участия молодых. Молодая оставалась у своих родителей до уплаты калыма, и ее переезд в дом мужа иногда затягивался до рождения первого ребенка, он также обставлялся множеством обрядов.
Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. Наиболее значительными из праздников были Корбан гаете – жертвоприношение, Ураза гаете – окончание 30-дневного поста, Мэулид – день рождения пророка Мухаммеда. В то же время многие праздники и обряды имели доисламский характер, например, относящиеся к циклу сельскохозяйственных работ. У казанских татар самым значительным из них был сабантуй (сабан – "плуг", туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время. Во время него устраивались состязания по бегу и прыжкам, национальной борьбе керэш и конным скачкам, производилось коллективное угощение кашей. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю, но также содержали многие архаические элементы.
Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах - джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок.
Широкое развитие в духовной культуре татар получили фольклор, песенное и танцевальное искусство связанное с использованием музыкальных инструментов – курая (типа флейты), кубыза (губной варган), со временем распространение получила гармонь.

 

Бесермяне, бесерман

(самоназвание), народ в России на северо-западе Удмуртии, а также в сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926 составляла 10034 человек (в последующих переписях бесермяне не выделялись и включались в состав удмуртов). Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть.Чисто бесермянских деревень — 10. Язык бесермян — наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских языков. Распространены русский, татарский языки. Верующие бесермяне — православные, сохраняются элементы мусульманских и традиционных представлений.
Русские летописные источники XIII—XV вв. фиксируют народ под названием бесермяне на Волге и в нижнем течении реки Камы, письменные документы XVII века отмечают бесермян в бассейне реки Чепцы, часто называя их "чуваш", позднее за ними окончательно закрепляется этноним бесермяне. Видимо, бесермяне — это группа южных удмуртов, испытавшая сильное и длительное тюркское влияние. В состав бесермян, возможно, влилась какая-то раннетюркская группа, родственная чувашам. Очевидно, в Волжской Булгарии часть южноудмуртского населения приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса и получила название "бесермян" (возможно, восходящее к "мусульман"). Бесермяне бежали от монголо-татар в вятские леса и оказались в бассейне реки Чепцы и с тех пор живут среди северных удмуртов, но сохранили свою южноудмуртскую речь.
В июне 1992 Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление "О восстановлении исторического имени бесермянского народа".
Основное традиционное занятие бесермян — пашенное земледелие, они возделывали озимую рожь, ячмень, овёс, лён, коноплю; выращивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль играло животноводство. Занимались бортничеством. Были распространены отхожие промыслы в основном на сельскохозяйственные работы, извоз.
Основным социальным институтом сельских бесермян вплоть до 30-х гг. XX века была соседская община. До первой четверти XX века у бесермян наряду с малой семьёй существовали большие неразделённые семьи.
Деревни уличной планировки, располагались на возвышенности вблизи рек. Жилище — срубная бревенчатая изба с двускатной крышей, холодными сенями, с крытым крыльцом; планировка близка удмуртской. Характерная надворная постройка — двухэтажный, реже одноэтажный бревенчатый амбар с крытой галереей.
Основа традиционного женского костюма бесермян — рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, с широкой оборкой на подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета с вкраплением зелёного, жёлтого; чёрный служил для выделения контура. Носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток, передник без нагрудника (с нагрудником носили только пожилые женщины). Верхняя распашная одежда в виде халата. Характерны нагрудные украшения, шейные, чересплечные из раковин каури, коралла, бисера, монет; браслеты, кольца.
Девичий головной убор — небольшая остроконечная шапочка, украшенная раковинами каури, монетами, бисером. Головное покрывало невесты делали из красной ткани, обшивали тесьмой с длинными кистями, закрывающими лицо. Женский головной убор: головное полотенце из тонкого белого холста; шлемообразная шапочка, украшенная монетами, бисером. Сверху одевается ситцевый, атласный или кашемировый платок. В женской одежде бесермян выделяются чувашские элементы. Мужской костюм имел много общего с русской и удмуртской одеждой из домотканой пестряди и сукна.
Традиционная пища в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб, пироги и шаньги с различной начинкой, каши, супы.
Развита обрядовая поэзия: календарные и семейно-бытовые песни, сказки, загадки. Сохраняются элементы традиционной свадебной обрядности: сватовство, выкуп ворот и приданого, одаривание родственников, хождение за водой, развешивание приданого в избе, вручение подарков. Главным праздником года был весенний праздник плуга.

Финно-угорские народы (фи́нно-у́гры) — группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной,Северной и Восточной Европе. Классификация и численность

Финно-угорские народы разделены на две группы: финскую и угорскую.

Общую численность финно-угорских народов оценивают в 25 миллионов человек. Из них венгров около 14 миллионов, финнов 5 миллионов, эстонцев около 1 миллиона, мордвы 843 тысячи, удмуртов 637 тысяч, марийцев 604 тысячи. Каждый из остальных народов имеет численность менее полумиллиона человек[ источник не указан 773 дня ].

По новейшим данным, прибалтийская группа мигрировала из Южной Сибири в Европупорядка 10 тысяч лет назад и составила ядро прибалтийских финнов. Волжские икамские финны прибыли в Восточную Европу лишь 4 тысячи лет назад. Вопрос о саамской подгруппе остаётся открытым, так как несмотря на родственность языков имеются очень существенные различия в этногенезе (саамы — генетическиепалеоевропейцы с некоторым азиатским вкраплением, финские племена имеют от одной до двух третей азиатское (забайкальское) происхождение по отцовской линии).

Фи́нны, самоназвание «суомалайсет» (фин. Suomalaiset) — финно-угорский народ, основное население Финляндии.

Расселение

Составляют абсолютное большинство населения в Финляндии (4,6 — 4,9 млн человек или более 90 %). Финны живут также в США — более 623,6 тыс. человек по происхождению (2002)[3], Швеции — от 446 до 470 тыс. человек (оценка)[2], Канаде — более 130 тыс. человек по происхождению (2006)[4], России — 34,1 тыс. человек (2002)[7], Австралии — 21 тысяча человек по происхождению (2006)[8],Великобритании — более 11 тысяч человек (2001)[9], Эстонии — 10,6 тыс. человек (2010)[10], Норвегии — от 10 тыс. до 60 тыс. человек (оценка)[11].

Говорят на финском языке финно-угорской семьи. Письменность на основе латиницы. Верующие — в основном лютеране.

Происхождение

Этноним финны (греч. Φίννοι) впервые встречается в Географии Птолемея (Кн.3, гл. 5, 21), однако локализованы они были в Прибалтике по соседству с венедами.

Финны ведут своё происхождение от древних прибалтийско-финских племён, предположительно проникших во 2-м тысячелетии до н. э. на территорию современной Финляндии и к VIII веку заселивших её большую часть, оттеснивсаамское население на север и отчасти ассимилировав его.

Основными племенами при сложении финского этноса были сумь (суоми) и емь(хяме), позже в состав его была включена значительная часть карел, ассимиляция которых с точки зрения финских исследователей завершилась к середине XX века.

 

 

Историческая справка. Вхождение удм в рос

В сложной политической и исторической обстановке взоры удмуртского народа, его стремления были направлены к русскому народу,
который шел по пути укрепления единого централизованного государства.Исторически вхождение удмуртского народа в состав России, также как и других народов Поволжья и Приуралья, проходило
поэтапно.На первом этапе в процессе объединения русских земель вокруг Москвы в состав Русского государства вошли северные удмурты.Данный процесс завершился в 1489 году включением Вятской земли в состав Великого княжества Московского при Иване III.Второй этап охватывает время с момента взятия Казани войсками Ивана IV (октябрь 1552 г.), когда южные удмурты первыми из
числа нетатарских народов Казанского ханства «били челом» о добровольном присоединении к России. Завершившееся в 1558 году принятие удмуртов в российское подданство навсегда связало Удмуртию с Россией. Это событие способствовало дальнейшему развитию национальной самобытности и духовной культуры удмуртского народа, взаимообогащению и сотрудничеству с другими этносами страны.

 

Фольклор

Удмуртский фольклор представляет собой нераздельную часть культуры удмуртов, который имеет как в широкое значение (калык öнер, калык тодон-валан, калык визь - народное знание, народная мудрость), так и более узкое (калык кылос, калык кылбурет - народная поэзия, устно-поэтическое творчество). В быту фольклор не разделяется на жанры, воспринимается в единстве с материальной культурой, с религиозными, правовыми и этическими аспектами. Народные термины-определения вобрали в себя обрядовое действо (сям, нерге, йылол, кисьтон, куяськон, сюан, мадиськон), символически образное и магически образующее слова (мадькыл, выжыкыл, тункыл, кылбур), музыкально - хореографическое поведение (крезь, гур, шудон-серекъян, тэтчан, эктон)[4].

Место, роль и формы фольклора в жизни удмуртов наиболее ярко выражены в этимологии однокоренных терминах мадь, мадькыл, мадиськон, что означают соответственно "сказывать, рассказывать, славить, петь, загадывать, передавать тайное". Корень mo имеется почти во всех финно-угорских языках и имеет исконное значение "учить, советовать, передавать опыт, познавать мир". Магический смысл имеют различные заклинания, или тункыл: обращения к природе, зверям и птицам; клятвы, поздравления, проклятия, а также бытовые прибаутки, произносимые при выполнении обрядового действа или вне него (сбор первых плодов и ягод, переправа через реку, лечение, набор воды из источника, окончание жатвы и т. д.)[5]

Бытовые заклинания по обрядовой сущности близки к заговорам (куриськон), гадалкам (туно), знахарям (пелляськись). Лекарственные заговоры называются пеллян кыл - нашептанное слово, кыжкыл - слово заклинания и эмкыл - лечебное слово. Есть особые заговоры от болезней - например, виркыл - заговор от кровотечения, сын усем кыл - от сглаза, булык кыл - от лихорадки. Существуют также любовные заговоры. Но особенно выделяются хозяйственные заговоры - они выполняются на частных и общих молениях главой семьи или жрецами. В традиционных обращениях центральное место занимает тройка верховных богов - Инмар, Килдисин и Куазь; заступница семейно-родового счастья - Воршуд и др[6].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: