Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста




Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Задачи сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие координации движения кистей рук;

- формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Что такое сенсорное развитие ребенка? Психолог Венгер Л.А. утверждает, что «сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.». По мнению Павловой Л.Н., ребенок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. Задача взрослых – выявить их и своевременно способствовать их дальнейшему развитию. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. Оно направлено на формирование наиболее полного восприятия окружающего мира и служит основой познания действительности.

Первой ступенью познания действительности является чувственный опыт малыша. Успешность физического, умственного и эстетического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня его сенсомоторного развития, т. е. от того, насколько хорошо ребенок умеет видеть, слышать и осязать окружающий мир.

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.

Не менее важную роль сенсомоторика играет в психическом развитии ребенка, поскольку дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития и совершенствования органов чувств, а также для накопления наиболее ярких и верных представлений об окружающем ребенка мире.

Раннее детство - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним свойствам: величине, форме, положению в пространстве. Главное, чтобы ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста

Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка – игра. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что даёт ребёнку игра:

- удовольствие;

- знакомство с нормами, правилами жизни;

- общение со сверстниками;

- возможность выражать свои эмоции;

- возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, место);

- внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной. Акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры - эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика – двигательная активность. Не всем нам нравится, когда ребёнок много бегает, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, нужно подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Дети очень любят играть на полу. Для того чтобы создать им комфортные условия, можно сшить им валики, подушки в виде гусеницы разноцветной и с пуговицами, для развития мелкой моторики сшить сенсорный коврик «Сказочный лес»; «юбку-забаву» и на этой юбке расстегивают и застегивают пуговицы, учатся шнуровать, закрывают и открывают карманы на липучках и т. д.

Для игр с водой необходимо оборудование: ведерки, тазики, лейки, воронки, плавающие игрушки, бутылки, баночки и т.д. Дети на время игр надевают специальные фартучки. Из игр с водой можно предложить следующие: «Спасатели», «Что как плавает», «Капитаны», «Тёплый – холодный» и т. д. Из всего арсенала игр с водой, наиболее интересной для детей, является игра с мыльными пузырями. Малыши пускать пузыри сами не могут. Это делает взрослый. Это прекрасное зрелище, воспринимаемое малышами радостно и эмоционально.

Детям раннего возраста необходимо предоставлять бумагу. Они её комкают, мнут, пытаются разорвать, что им в начале, конечно, не удается. Издаваемый, при этом, бумагой звук доставляет им удовольствие. Пользоваться, в этом случае, можно абсолютно чистой бумагой. Газеты давать детям не рекомендуется, так как газетная краска содержит цинк в больших количествах. Нельзя давать и книги, так как детей необходимо приучать к бережному отношению к книгам. К тому же они начинают проявлять интерес к собиранию кусков порванной бумаги. Это надо поощрять: детям предлагается корзинка или ведерко. Дети очень любят наблюдать за тем, как взрослые вырезают ножницами что-либо из бумаги. Со временем они начинают просить ножницы. Можно привлечь детей к наклеиванию вырезанных фигур на бумагу. Конечно, в начале, работа может идти беспорядочно, но постепенно техника совершенствуется, работа становится чище.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если в играх с детьми использовать такие игрушки и пособия:

- игрушки для нанизывания, которые имеют сквозные отверстия и предназначены для нанизывания на стержень;

- игрушки для прокатывания и группировки по форме, цвету или величине;

- игрушки для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок и подбора их по цвету, величине и форме;

- народные игрушки, которые легко собираются и разбираются.

Игры с подобными игрушками способствуют развитию ориентации в пространстве и умению составлять предметы из нескольких отдельных частей. Игрушки и пособия рекомендуется постепенно обновлять и дополнять новыми, более сложными и более разнообразными моделями.

Что касается развития тактильной формы ощущений, то подобные ощущения дети получают через кожу. Со временем они осознают, что такое холодное, что горячее, что твердое, что мягкое, что сухое, а что мокрое. Тактильные ощущения напрямую связаны с процессом мышления, с помощью них ребенок познает окружающий мир. Наиболее благоприятными для развития тактильных ощущений считаются игры на песке и игры с водой.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: