Решение задач табличным способом
Логика – это основа рационального мышления и фундамент для развития интеллекта ребенка. Решение логических задач дает возможность научиться анализировать ситуацию, формировать стратегию, применять в нужном месте свои знания и навыки. Это умение пригодится не только в учебе, но и в обычной жизни. Рассуждая логически, ребенок может грамотно выразить свое мнение, дать обоснование всевозможным явлениям, быстро ориентироваться в любой ситуации.Поэтому решение логических задач должно быть неотъемлемой частью детского развития и образования. Один из способов решения логических задач является табличный способ.
Решение задач табличным способом:
Задача 1
Условие задачи
У Сони, Маши, Антона, Кости и Юры есть домашние животные. У каждого из ребят живет кошка собака, или попугай. Вот только девочки собак не держат, а у мальчиков нет попугаев. У Сони и Маши разные питомцы, а вот у Маши с Антоном – одинаковые животные. У Сони нет кошки. У Кости с Юрой живут одинаковые животные. А у Антона с Костей – разные. Какие животные живут у каждого из детей?
Решение:
Чертим таблицу, где столбцы имена детей, а строки – животные.
Ставим знаки(+) или (-), опираясь на условия задачи.
Девочки собак не держат, ставим (-)
Мальчики не держат попугаев, ставим (–)
У Сони нет кошки, ставим (–)
Значит у Сони живет попугай, ставим (+)
У Сони и Маши разные животные. Получается, что у Маши живет кошка. Ставим (+).
У Маши с Антоном одинаковые животные, значит, у Антона тоже живет кошка, ставим (+) и ставим (–) в графе собака.
У Антона с Костей разные животные, значит, у Кости нет кошки, ставим (-), и ставим (+) в графе собака.
У Кости с Юрой живут одинаковые животные, ставим (+) в графе собака.
СОНЯ ![]() | МАША ![]() | АНТОН ![]() | КОСТЯ ![]() | ЮРА ![]() | |
Кошка ![]() | - | + | + | - | - |
Собака ![]() | - | - | - | + | + |
Попугай ![]() | + | - | - | - | - |
Так мы узнали какие животные живут у ребят (ячейки со знаком +).
Ответ: У Сони – попугай, у Маши и Антона – кошка, А у Кости и Юры – собака.
Задача 2.
Три девочки — Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.
Какие цветы вырастила каждая из девочек?
Так как в задаче идет речь о трех девочках и трех видах цветов, то составим таблицу:
Читаем условие задачи: Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы... Следовательно, Роза не выращивала маргаритки.
Ставим (-).
Читаем далее: Ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов. Следовательно, Роза не выращивала розы, Маргарита не выращивала маргаритки, а Анюта не выращивала анютины глазки.
Ставим (-)
Роза
![]() | Маргарита
![]() | Анюта
![]() | |
Розы ![]() | - | + | - |
![]() | - | - | + |
Анютины глазки
![]() | + | - | - |
Из полученной таблицы видно, что Роза выращивает анютины глазки (в данной столбце свободна только одна ячейка). Ставим (+).
Так как мы только что узнали, что Роза выращивает анютины глазки, то Маргарита их не выращивает.
Ставим (-)
В строке про девочку Маргариту осталась одна свободная ячейка, ставим там «+» (Маргарита выращивает розы)
Так как мы только что узнали, что Маргарита выращивает розы, то Анюте остается только цветок маргаритка