ПАМЯТКА
Педагогам и родителям о детях
С синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Встречаются примерно у 15% младших школьников.
РЕБЕНОК С СДВГ – КАКОЙ ОН?
· Невнимательный
o С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
o Часто допускает ошибки изза небрежности
o Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
o Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
o Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
o Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.
o Часто теряет свои вещи
o Легко отвлекается на посторонние стимулы
o Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
· Гиперактивный
- Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.
- Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
- Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
- Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым
· Импульсивный
- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
- Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.
- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
|
Основными признаками СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность (которые подробно описаны в предыдущем разделе). Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья.
Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5- 15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию. В связи с этим у таких детей бывают довольно специфичные пробелы в знаниях
Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках) для того, чтобы лучше воспринимать информацию.
Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.
Рекомендации учителям:
-- ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
— старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
|
— не забывайте включать в урок физкультминутки;
· разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор;
· предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
· направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
· спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
· избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
— давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
· большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
· не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
· для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
— создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
|
· научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
· когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
· старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
· если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.
· старайтесь освободить ребенка от всякой второстепенной работы. Взрослые могут провести поля, отметить точкой место, откуда надо начинать писать и т.п. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает, что, найдя нужное место, работать уже не в состоянии.
· обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
· регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
— объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
· объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
· придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.