Программа
сетевого инновационного проекта по теме
«Развитие межуровневого взаимодействия по патриотическому воспитанию: организации, уровни, формы, технологии»
Разработчики проекта:
Сыресина Елена Леонидовна, директор ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат»,
Попова Ирина Михайловна, старший методист ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат»,
Бородай Елена Иосифовна, директор
ГБПОУ «Катайский профессионально-
педагогический техникум»,
Дрыгина Елена Юрьевна, заместитель директора
ГБПОУ«Мишкинский профессионально-
педагогический колледж»,
Научный руководитель проекта:
Ушакова Надежда Николаевна, доцент кафедры
гуманитарного и эстетического образования
ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент.
Шадринск, 2017
Логотип проекта | ||
Организация-заявитель (Название, юридический статус, адрес, телефон, электронная почта) | ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат», Адрес: 641886, Курганская область, г.Шадринск, Мальцевский тракт, 7, Телефон: 8(35253) 36823; 8(35253) 36821. Электронный адрес: shadrkadet@gmail.com Официальный сайт: shkad.ukoz.ru | |
Руководитель организации (ФИО, наименование должности, адрес с индексом, тел., факс, эл. почта) | Сыресина Елена Леонидовна, директор, 641886, Курганская область, г.Шадринск, Мальцевский тракт, 7, 8(35253) 36823, shadrkadet@gmail.com | |
Наименование организаций соискателей проекта (ФИО, должность в организации, адрес с индексом, телефоны: рабочий, мобильный, эл. почта) | ГБПОУ «Катайский профессионально-педагогический техникум», руководитель Бородай Елена Иосифовна 641700 г. Катайск, ул. Матросова, 81, (8-35251) 2-22-76, kpu@kataisk.zaural.ru ГБПОУ «Мишкинский профессионально-педагогический колледж», руководитель Андреюк Дмитрий Анатольевич 641040, Курганская область, п. Мишкино, ул. Павших борцов, 4, 8 (35247) 2-10-84,mppkru@yandex.ru | |
Опыт инновационной деятельности
|
В 2004 году в городе Шадринске создан новый вид учебного заведения - кадетская школа-интернат, поэтому прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания пришли в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика и общества. Перед коллективом школы-интерната возникла задача перевести школу из этапов становление и функционирование на этап развития. Решению этой задачи способствовало – работа школы в инновационном режиме.
В 2006 году школа получила статус областной опытно-экспериментальной площадки по теме «Педагогическая система кадетской общеобразовательной школы-интерната как средство социализации обучающихся», в 2010 году стала областной внедренческой площадки по теме «Социализация обучающихся в условиях кадетской школы-интерната».
С 2014 по2016 года школа являлась областной стажерской площадкой по теме «Формирование социально активной личности школьника в условиях кадетской школы-интерната».
Актуальность и анализ текущей ситуации
В первых статьях Федерального закона от 29 декабря 2012 года№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что воспитание лежит в основе образовательного процесса. В утвержденных в ноябре 2014 года Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года воспитание патриотично настроенной молодежи названо ключевой задачей молодежной политики.
|
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Среди основных направлений развития воспитания - обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, в том числе «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания».
Государственная политика в сфере патриотического воспитания заложена в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493), в которой говорится о формировании системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества.
К основным задачам программы относятся: «совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства; развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан».
|
По данным мониторинга, доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовки молодежи, составляет в среднем 21,6 процента общего количества молодых граждан в стране.
В Курганской области сложилась определённая система патриотического воспитания населения. Особое внимание уделяется воспитанию патриотизма среди обучающихся образовательных организаций. Свой вклад вносят районные и городские организации ветеранов войны и труда, ветеранов боевых действий, оборонные организации, общественные и иные некоммерческие организации патриотической направленности.
В Курганской области организована работа 67 общественных организаций патриотической направленности, количество членов которых составляет более 8 тысяч человек.
Немаловажным направлением является краеведческая работа. Все профессиональные образовательные организации Курганской области имеют военно-патриотические музеи или историко-краеведческие экспозиции. В регионе функционируют 111 школьных музеев, музейных комнат и комнат боевой славы.
В Курганской области развивается патриотическое направление волонтерского движения молодежи, организуются общероссийские и областные патриотические акции.
Ежегодно в течение учебного года допризывная подготовка обучающихся юношей осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 - 11 классах во всех общеобразовательных организациях Курганской области, а также на 1 и 2 курсах в профессиональных образовательных организациях Курганской области. Важной составляющей допризывной подготовки обучающихся юношей являются практические занятия во время прохождения ими пятидневных учебных сборов.
Наиболее эффективно система патриотического воспитания реализуется в кадетских школах. В настоящее время кадеты обучаются в 28 образовательных организациях Курганской области: в 20 общеобразовательных школах, 2 губернаторских кадетских школах-интернатах, 6 профессиональных образовательных организациях, в том числе в казачьем кадетском корпусе.
В образовательных организациях области проведено исследование уровня патриотизма обучающихся. Обратимся к некоторым результатам.
Результаты социологического опроса свидетельствуют о том, что показатели по патриотическому воспитанию гораздо выше именно в кадетских школах, в которых имеются необходимые ресурсы, подготовленные специалисты и выстроенная система работы.
Патриотическое воспитание охватывает в той или иной мере все уровни образования – от дошкольного до высшего образования. Практически в каждой образовательной организации выстроена система патриотического воспитания. Часто эта система включает в себя и межведомственное взаимодействие, наличие различных социальных партнеров и образовательных партнеров организаций одного уровня или направленности.
Однако исследования, проведенные в последнее время, выявили противоречия между запросом государства и социума на воспитание гражданина и патриота своей Родины и недостаточным уровнем системы патриотического воспитания образовательных организаций общего и профессионального образования.
Эта проблема подтверждается данными, демонстрируемыми обучающимися образовательных организаций: степень патриотического сознания среди учащихся и молодежи - 52%, доля юношей призывного возраста, готовых служить в армии по призыву – 63%, количество детей, задействованных в мероприятиях патриотической направленности – 38%, доля участия обучающихся в волонтерском движении патриотической направленности – 20%, число желающих уехать за пределы своего региона – 58%, доля электорально активной молодежи – 27%.
Существует проблема отсутствия системы взаимодействия между организациями, решающими задачи патриотического воспитания. Отсутствует преемственность программ патриотического воспитания между уровнями образования, общие целевые индикаторы и методики оценки уровня патриотизма. Недостаточный уровень материально-технической базы учреждений не позволяет в полной мере достичь желаемых результатов. На качество работы также влияет отсутствие в организациях, либо слабая подготовленность специалистов по патриотическому воспитанию.
Учитывая все вышеизложенное, мы считаем актуальным проект по организации межуровневого взаимодействия по патриотическому воспитанию обучающихся.
Сроки и этапы реализации Проекта:
Первый этап – подготовительный (январь-июнь 2017г.) | ||
№ п/п | Мероприятие | Сроки реализации |
1. | Разработка проекта «Организация межуровневого взаимодействия по патриотическому воспитанию» | Январь – март 2017г. |
2. | Рассмотрение проекта на ОКЭСИД | Апрель 2017 г. |
3. | Организация и проведение круглого с целью обсуждения проекта с организациями соискателями проекта и организациями-партнерами проекта. | Апрель –май 2017 г. |
4. | Создание Координационного совета сети. | Апрель –май 2017 г. |
5. | Заключение договоров межуровневого сетевого взаимодействия по патриотическому воспитанию. | Май-июнь 2017г. |
Второй этап – организационный (сентябрь 2017 года – февраль 2020 года) | ||
1. | Реализация плана-графика мероприятий по внедрению межуровневого взаимодействия по патриотическому воспитанию обучающихся. | 2017-2020 г.г. |
2. | Мониторинг результативности реализации проекта, управление изменениями. | 2017-2020 г.г. |
3. | Поиск и привлечение внебюджетных средств. | 2017-2020 г.г. |
4. | Анализ и рассмотрение промежуточных результатов реализации проекта. | 2017-2018 г.г. |
Третий этап – заключительный (март 2020 – декабрь 2020 года) | ||
1. | Оценка результативности реализации Проекта в соответствии с целевыми показателями и индикаторами. | 2020 г. |
2. | Анализ результатов реализации проекта и обобщение опыта работы. | 2020г. |
3. | Отчет о результатах реализации проекта на ОКЭСИД | 2020г. |
Организации – партнеры проекта:
- МБДОУ «Детский сад № 10 «Умка» г. Шадринска,
- МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Шадринска,
- ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».
Цель проекта: создать условия для межуровневого взаимодействия по патриотическому воспитанию обучающихся через сетевое партнерство образовательных организаций разных направленностей.
Задачи проекта:
1. Разработать и апробировать модель ресурсного центра сетевого взаимодействия «Патриотический навигатор».
2. Разработать и апробировать нормативно-правовую базу по реализации инновационного проекта.
3. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности и процесса патриотического воспитания в условиях ФГОС.
4. Разработать и апробировать критерии и показатели, диагностические материалы для мониторинговых исследований.
5. Разработать методические рекомендации и материалы, способствующие функционированию развития школы как центра патриотического воспитания.
6. Диссеминировать опыт организаций – участников проекта.
План мероприятий проекта
№ | Мероприятие | Срок | Ответственный | Целевая аудитория |
1. | Организация и проведение круглого стола по вопросам патриотического воспитания | Апрель-май 2017г. | Директор ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат» | Руководители и педагоги ОО |
2. | Создание Координационного совета сети | Июнь 2017г. | Директор ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат» | Руководители и педагоги ОО |
3. | Разработка локальных актов | Апрель-июнь 2017г. | *Координационный совет, **рабочие группы | Руководители и педагоги ОО |
4. | Заключение договоров межуровневого сетевого взаимодействия по патриотическому воспитанию | Апрель-июнь 2017г. | Координационный совет | Руководители и педагоги ОО |
5. | Создание рабочих групп сети | Апрель-июнь 2017г. | Руководители образовательных организаций | Руководители и педагоги ОО |
6. | Разработка единого взаимосогласованного плана работы сети «Патриотический навигатор» | Август 2017г. | Координационный совет | Руководители и педагоги ОО |
7. | Проведение входного социологического опроса участников образовательного процесса | Сентябрь-ноябрь 2017г. | Рабочие группы | Обучающиеся |
8. | Подготовка и согласование сметы расходов по проекту | Август 2017г. | Координационный совет | Руководители |
9. | Разработка медиа-плана и организация работы сети по взаимодействию со средствами СМИ в целях информационного сопровождения проекта | Сентябрь-ноябрь 2017г. | Координационный совет | Руководители, педагоги, обучающиеся |
10. | Создание страниц на сайтах организаций, групп в социальных сетях, канала на Ютубе | 2018 год | Рабочие группы | Руководители, педагоги, обучающиеся |
11. | Сетевое событие «Патриотический навигатор. Стартуем вместе» | Декабрь 2017г. | Координационный совет | Руководители, педагоги, обучающиеся |
12. | Разработка комплекса мероприятий по обеспечению безопасности | Сентябрь-ноябрь 2017г. | Рабочая группа | Руководители, педагоги, обучающиеся |
13. | Повышение квалификации и переподготовка педагогов через систему внутрисетевого взаимодействия | 2017-2020г.г. | ГАОУ ДПО ИРОСТ, ШГПУ | Педагоги |
14. | Поиск и привлечение внебюджетных средств | 2017-2020г.г. | Руководители организаций-партнеров | Руководители |
15. | Приобретение оборудования для организаций-партнеров | 2017-2020г.г. | Руководители организаций-партнеров | Руководители |
16. | Организация внесетевого партнерства | 2018 год | Рабочие группы | Руководители, педагоги, обучающиеся |
17. | Информационное сопровождение мероприятий на сайтах организаций, групп в социальных сетях, канала на Ютубе | 2017-2020г.г. | Рабочие группы | Руководители, педагоги, обучающиеся |
18. | Разработка Интернет-площадки сетевой электронной газеты | 2018г. | Рабочая группа | Руководители, педагоги, обучающиеся |
19. | Разработка бренд-бука и изготовление брендовой продукции | 2020г. | Рабочая группа | Руководители, педагоги, обучающиеся |
20. | Разработка и формирование банка методических материалов | 2020г. | Рабочие группы | Руководители, педагоги |
21. | Отбор и разработка диагностического инструментария | 2019-2020г.г. | Рабочая группа | Руководители, педагоги |
22. | Реализация единого плана работы сети | 2019-2020г.г. | Рабочие группы | Руководители, педагоги, обучающиеся |
23. | Мониторинг реализации проекта | 2020г. | Рабочие группы | Руководители, педагоги, обучающиеся |
24. | Проведение итогового социологического опроса участников образовательного процесса | 2020г. | Рабочие группы | Руководители, педагоги, обучающиеся |
25. | Проведение анализа деятельности сети «Патриотический навигатор» и подготовка аналитического материала | 2020г. | Рабочие группы | Руководители, педагоги |
26. | Организация форума по итогам реализации и перспективам проекта | Ноябрь 2020г. | Координационный совет | Руководители, педагоги, обучающиеся |
27. | Поощрение участников проекта | Ноябрь 2020г. | Координационный совет | Руководители, педагоги, обучающиеся |
28. | PR-кампания итогов проекта | 2020г. | Координационный совет | Руководители, педагоги, обучающиеся |
*Координационный совет:
Представители Департамента образования и науки Курганской области, Управления социальной политики Правительства Курганской области, Управления культуры Курганской области, военного комиссариата Курганской области, ДОСААФ, общественных организаций - областного совета ветеранов, «Боевое братство», казачества, руководители и специалисты организаций-участников.
**Рабочие группы: специалисты организаций-участников проекта.
Потребители проекта: руководители, специалисты, педагоги, обучающиеся образовательных организаций Курганской области, родители (законные представители) обучающихся.
Сроки реализации проекта: 2017-2020 г.г.
Ожидаемые результаты проекта
№ | Ожидаемые результаты | Критерии эффективности |
1. | Разработаны механизмы взаимодействия и согласованности на всех уровнях организации деятельности по патриотическому воспитанию. | 1.Организована сетевая работа ресурсного центра и отдельных образовательных учреждений. 2.Идет сбор и обобщение информации по основным проблемам. 3.Осуществляется взаимодействие с партнерами на договорной и плановой основе. 4.Разработана система оценки эффективности работы как всего ресурсного центра, так и отдельных образовательных учреждений, входящих в сеть. 5.Разработана система контроля за деятельностью ресурсного центра и отдельных образовательных учреждений. |
2. | Сформирована база методических материалов по организации патриотического воспитания обучающихся. | 1.Разработаны сетевые проекты на базе ресурсного центра. 2.Разработаны научно-методические рекомендации. |
3. | Повышается уровень профессиональной компетентности специалистов. Происходит расширение социального и профессионального партнерства. | 1.Создана система кадрового сетевого распределения (педагогические и административные работники ресурсного центра активно работают в рамках всей сети). 2.Организована система повышения профессионального мастерства педагогов ресурсного центра и образовательных учреждений (система повышения квалификации, теоретические и практические семинары, круглые столы, конференции, мастер-классы и пр.). |
4. | Обеспечено информационное взаимодействие между участниками проекта. | 1.Разработаны отдельные информационные материалы. 2.Созданы информационные базы. 3.Создана система информирования всех участников сети о собранных базах данных. 4.Организован постоянный обмен информацией внутри сети ресурсного центра. 5.Организована система информационного консультирования. |
Ожидаемые продукты проекта:
1.Модель межуровневого сетевого взаимодействия.
2.Методические пособия и рекомендации.
3.Статьи и публикации.
4.Материалы мониторингов, обобщение опыта.