Кожедуб Иван Никитович (1920-1991).




Тема: Подвиг работников Горьковского авиационного завода и моего прадеда в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война1941-1945 коснулась каждой семьи. На фронте, в тылу и партизанских отрядах люди отважно защищали свою Родину. Не обошла война стороной и мою семью.

 

На примере истории Горьковского авиационного завода можно увидеть Подвиг всех работников тыла. И моего прадеда, в частности.

В ноябре 1941 на авиационном заводе был создан отдел главного конструктора с подчинением ему опытного производства: его возглавил будущий Генеральный конструктор Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством были созданы истребители ЛаГГ-3 (совместно с Гудковым и Горбуновым), Лa-5, Ла-5ФН, Ла-7, сходившие с конвейера Горьковского авиационного завода в годы Великой Отечественной войны (предприятие поставило фронту 17691 самолет: это каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами страны).

В начале Великой Отечественной войны на фронт ушли сотни заводчан. Несмотря на это, резко увеличилось количество выпускаемых машин, что в условиях необходимости восполнения огромных потерь, понесенных советскими ВВС, имело большое значение. Роль нашего завода еще более возросла, когда практически все самолетостроительные заводы, включая и предприятия Московского авиапромышленного узла, эвакуировались на восток. На наш и Саратовский заводы легла основная задача по снабжению ВВС истребителями. В ноябре-декабре 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве самолетов в СССР составила 34-38 %.

За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов завод № 21 им. С. Орджоникидзе Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1941 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же 121 сотруднику завода вручили правительственные награды.

В ноябре 1941 года были объединены ОКБ и СКО, и создан отдел главного конструктора завода с подчинением ему опытного производства. Так сформировалось ядро будущего ОКБ им. С. А. Лавочкина.

 

С января 1942 года Горьковский авиационный завод начал наращивать производство истребителей ЛаГГ-3. Однако вскоре последовао решение Государственного Комитета Обороны (ГКО) о переходе завода на выпуск истребителя Як-7. Производство ЛaГГов на нашем заводе отстоял нарком А. И. Шaхурин, который поддержал предложение заводского руководства по модернизации истребителя. Чтобы отстоять серийный завод, следовало резко улучшить летные характеристики «ЛаГТа». Конструкторы завода К. В. Слепнев, Е. П. Склянин, Е. И. Миндрoв, А. И. Федоров предложили установить на ЛаГГ-3 звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82 взлетной мощностью 1650 л.с. и использовать документацию на капот, разработанный для самолета «7211». Предложение приняли. И в марте 1942 года летчик-испытатель завода Василий Яковлевич Мищенко поднял в воздух будущий Ла-5. Работники ОКБ и серийного производства довели машину до стадии государственных испытаний, по результатам которых в мае 1942 года ГКО принял постановление об организации серийного производства самолета Лa-5.

Создатели легендарных истребителей «Лавочкиных».

Фото из архива Музея истории и трудовой славы НАЗ «Сокол» - филиал АО «РСК «МиГ»

 

 

 

В 1942 году конструкторский коллектив завода возглавил Е. И. Миндров. На его плечи легла ответственнейшая задача по устранению недостатков Ла-5, о которых писали фронтовые летчики, и совершенствованию машины, повышению его летных характеристик. В итоге появился Ла-5Ф. Резкий скачок повышения летных характеристик произошел после установки на самолете двигателя AШ-82ФН мощностью 1850 л.с. Одновременно улучшили теплоизоляцию кабины, снизили усилия на ручке управления и педалях, облегчили шасси.

 

 

 

 

С 1942 по 1944 год на авиационном заводе им. С. Орджоникидзе построили 11262 самолета Лa-5 и модифицированного Ла-5ФН.

 

 

В конце 1943 года в ОКБ на базе Ла-5ФН разработали истребитель Ла-7. Он имел тот же двигатель и размеры, но за счет переделки крыла и введения металлических лонжеронов появилась возможность увеличить объем топливных баков, облегчить на 100 кг планер, установить три пушки калибра 20 мм и поднимать до 200 кг бомб. Перенос воздухозаборника маслорадиатора под фюзеляж позволил снизить аэродинамическое сопротивление и повысить скорость до 680 км/ч. Лa-7 стал последним самолетом, который завод выпускал в годы Великой Отечественной войны.

Легендарный истребитель Лa-7.

За годы Великой Отечественной войны горьковские авиастроители поставили фронту более 19 тысяч истребителей семейства «Лавочкины».

 

 

 

Всего за 1941-1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19202 самолета типов ЛаГГ и Ла, то есть каждый третий отечественный истребитель дали фронту горьковчан.

Самолеты на аэродроме горьковского авиационного завода перед отправлением на фронт.

На самолетах Ла-5 и Ла-7 летал всемирно известный летчик Иван Кожедуб.

Кожедуб Иван Никитович (1920-1991).

Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (62 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза.

Всего, за время Великой Отечественной войны, совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и лично сбил 62 самолёта противника. 18 августа 1945 года ему было присвоено звание трижды Героя Советского Союза.

В 1944 году объем производства самолетов возрос по сравнению с 1941 годом при сокращении производственных площадей и количества работающих. Это стало возможно только благодаря активной механизации производства. К 1944 голу сборку самолетов и их агрегатов перевели на конвейер. Темп выпуска достиг 26 самолетов в сутки.

В течение всей войны специалисты завода помогали другим предприятиям наладить производство Ла-5 и запасных частей к ним. Ремонтные бригады горьковчан систематически выезжали во фронтовые авиасоединения для восстановления пострадавших в бою самолетов. Одной из лучших была ремонтная бригада В.Е. Слугина. Только в оперативной группе ВВС Ленинградского фронта она восстановила 40 самолетов. За самоотверженную работу по ремонту боевых машин и оказанию технической помощи по их эксплуатации командование авиационных частей неоднократно отмечало бригады завода № 21. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года бригаде Каринцева-Козлова была объявлена благодарность. Всего за период войны в строй возвращено несколько тысяч машин.

 

Сейчас один из легендарных истребителей стоит в Нижегородском Кремле и к нему приходят правнуки и праправнуки тех заводчан,которые работали над его созданием.

 

 

Одновременно с выпуском самолетов работники завода (и мой прадед, в частности) принимали участие в создании заградительных сооружений около Горького, рыли окопы (причем как мужчины, так и женщины)дежурили на заводе при авиационных налетах, проходили военную подготовку, осваивали радиодело в сформированных подразделениях народного ополчения, трудились на участках, выделенных под посадку овощей, заготавливали топливо на зимний период.

 

Нельзя обойти стороной личный вклад тружеников завода, которые сдали на строительство самолетов эскадрильи «Валерий Чкалов» почти 1250 тысяч рублей.

На фото: Боевым летчикам вручаются истребители Ла-5 эскадрильи «Валерий Чкалов», построенной на авиационном заводе им. С. Орджоникидзе на личные средства горьковчан.

 

 

В 1943 году завод выполнил большое задание по оснащению тракторного парка области запасными частями и деталями для оборудования газогенераторных установок. Однако основной задачей, стоявшей перед конструкторами и технологами завода, оставалось обеспечение выпуска самолетов для фронта. С этой целью они разработали специальный план, основой которого стало освоение взаимозаменяемости агрегатов и организация поточного производства в агрегатно-сборочном и сборочном цехах.

На авиационном заводе им. С. Орджоникидзе с февраля 1943 года и до окончания в годы войны была создана Детская фронтовая бригада «Дружные ребята».

На фотографии Детская фронтовая бригада «Дружные ребята» работает на конвейере в сборочном цеху 1942г

(Фото из архива Музея истории и трудовой славы НАЗ «Сокол» - филиал АО «РСК «МиГ»)

 

 

 

 

Труд работников завода высоко оценило правительство. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года большую группу заводчан наградили орденами и медалями. Тем же указом главному конструктору завода С.А. Лавочкину за выдающиеся заслуги в области создания новых конструкций самолетов-истребителей присвоили звание Героя Социалистического Труда.

 

В 1946 году главному инженеру завода Б. В. Куприянову, инженерам Е. С. Волкову, П. А. Иванькину, В. А. Мюрисепу, Б. Д. Протопопову, Д, А. Филиппову за коренное усовершенствование технологии и организацию высокопроизводительного поточного метода производства самолетов присудили Государственную премию СССР. За период войны коллективу завода, как победителю соцсоревнования, 25 раз вручалось переходящее Красное знамя ГКО, которое в 1946 году передали ему на вечное хранение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: