Блок 6. Выражаем своё отношение к проблеме и аргументируем .




Блок 2. Зачин в сочинении-рассуждении

Актуализация знаний.

- Назовите структурные части сочинения-рассуждения.

- Чтение и анализ творческих работ

Теоретический материал.

Вступление, как и заключение, - это важные композиционные части сочинения. Вступление может

ü вводить тему текста

ü сообщать об основной проблеме текста

ü определять круг проблем, затронутых автором

ü быть основанием для объяснения основной проблемы

ü содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста

ü содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором

 

Формы зачинов:

ü Лирическое размышление

ü Рассуждение о заглавии

ü Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста

ü Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста

ü Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста

ü Описательное утверждение

Грамматические средства оформления зачинов:

ü Назывное предложение или ряд назывных предложений

ü Риторический вопрос

ü Цепочка вопросительных предложений

ü Вопросно-ответное единство

ü Цитата

 

Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.

Речевые клише:

ü Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…

ü Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…

ü Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)

ü Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…

Речевые клише. Формулируем проблему

ü Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

ü Касается … проблемы.

ü Уделяет внимание... проблеме.

ü Над какой-л. проблемой думать, работать.

ü Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

ü Автор затрагивает проблему...

ü Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

ü Автор очень эмоционально отстаивает идею...

ü Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…

Блок 4. Как прокомментировать проблему.

Теоретический материал

Комментировать – объяснять, пояснять.

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.

Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.

 

 

Концепционный комментарий

Примерные вопросы:

ü К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)

ü Насколько она злободневна?

ü Что делает её злободневной?

ü Традиционна ли эта проблема или нова?

ü Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

ü Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

ü Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

ü Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

 

Речевые клише

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги …

Блок 5. Формулируем позицию автора

Теория

Проблема – это вопрос, который волнует автора.

Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

1) Перечитать текст

2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):

ü Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

ü Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

ü Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Средства выражения авторской позиции
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…) Автор убедительно доказывает свою мысль… …- Так определяет автор своё отношение к … Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)… Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует… Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция… Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … Автор заставляет читателя самого решать сложные жизненные во­просы (делать нравственный выбор)… Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.)… Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений…; Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к... Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни… Автор показывает негативную сторону нашей жизни… Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы… Автор убеждает читателя в правоте своей позиции…   В словах автора звучит мнение большинства людей… Автор пытаться найти в читателе единомышленника… Автор пытается понять, почему … Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо… Изучая проблему, автор приходит к выводу, что… Авторская позиция ясна: … - Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально… Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях… Автор показывает образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни… Автор приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни… Точка зрения автора на выдвинутую проблему обозначена прямо.  

Блок 6. Выражаем своё отношение к проблеме и аргументируем.

Теория

Анализ критериев оценивания аргументации собственного мнения

Цель этой части работы – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Таким образом, выражая собственное мнение о выявленной в тексте проблеме, читатель может согласиться с точкой зрения автора или опровергнуть её.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: