правил поведения в зрительном зале




Принятие официального приглашения

Accepting a formal invitation

(Имя) с благодарностью принимает Ваше приглашение принять участие в...... (прием), который состоится в........ (место)...... (дата) 200... года.

(Без подписи)

***

(Name) thanks the Managing Director of........ (firm) for his kind invitation to....... (function) to be held at....... (place) on...... (date) 200... at.... o'clock and has pleasure in accepting.

(No signature)

Отказ от официального приглашения

Refusing a formal invitation

(Имя) весьма признателен Вам за Ваше приглашение принять участие в...... (прием), который состоится в....... (место)....... (дата) 200... года, но к сожалению, не может его принять в связи с запланированной встречей на этот день.

(Без подписи)

***

(Name) thanks the Managing Director of....... (firm) for his kind invitation to...... (function) to be held at...... (place) on...... (date) 200... and regrets that he has a prior engagement on that day and is therefore unable to accept.

 

Если вы приняли приглашение, а затем по каким-либо причинам решили отказаться от него, то извинить вас могут только болезнь, смерть члена семьи или внезапный и неизбежный отъезд. В любом случае следует тут же сообщить о ваших намерениях устроителям приема.

Если вы под одним из вышеперечисленных предлогов ответили отказом, то уже не должны принимать другое приглашение, более интересное для вас. Всегда есть вероятность встретить на другом приеме знакомых, которые уверены, что вы больны или в отъезде.

Если вы не хотите идти на какой-то конкретный прием, то фраза «К сожалению, 13-го мы будем заняты» дает возможность принять любое другое предложение.

Если вас пригласили на прием, а вы не смогли прийти, то вам следует организовать ответное мероприятие. С точки зрения этикета, важно именно намерение пригласивших видеть вас, и поэтому вы должны ответить подобным приглашением.

 

ЗНАКОМСТВО, ПОРЯДОК ПРИВЕТСТВИЯ, РАССАДКА ЗА СТОЛОМ

 

Деловые приемы устраиваются по случаю национальных праздников, годовщин событий на двусторонней или многосторонней основе, в честь находящейся в стране иностранной делегации, открытии представительства фирмы, презентации товаров, а также в порядке повседневной работы.

Поводы светских приемов также разнообразны: день рождения, свадьба, рождество, Новый год, театральная премьера, открытие оперного сезона и т. д. Основными видами приемов являются: «Завтрак» («Lunch»), «Обед» («Dinner»), «Обед-буфет» («Buffet Dinner»), «Ужин» («Supper»), приемы типа «А-ля фуршет», «Коктейль», а также маленькие приемы — кофейный или чайный стол.

Приемы подразделяются на дневные и вечерние, а также приемы с рассадкой за столом и без нее.

Дневные приемы: «Бокал вина с сыром» или «Завтрак». Все остальные приемы относятся к вечерним.

На приеме необходимо следовать традиционным правилам представления и учитывать такие моменты, как: порядок представления, использование официальных титулов и званий, приветствие при представлении.

Знакомство.

Согласно строгим канонам этикета:

· младшие по возрасту представляются сначала старшим;

· лица, занимающие более низкую ступень в общественном положении, представляются тем, кто находится выше их в социальной иерархии;

· мужчина представляется женщине первым;

· один человек представляется группе (даже состоящей из двух лиц) первым;

· женщина не представляется сама.

При равенстве по одним условиям представления во внимание принимаются другие. Например, при равном общественном положении более молодой человек представляется более пожилому.

А как быть, например, если надо представить молодую студентку мужчине-профессору? В таких случаях необходимо учитывать ряд ситуативных и психологических моментов. На официальных мероприятиях или в случае, если студентку знакомят для дальнейшей работы с профессором, ее представляют первой. Если же встреча происходит в дружеском кругу, к тому же профессор не желает подчеркивать свой возраст и положение, первым представляют его. В целом же, как правило, мужчину представляют первым при «равенстве» других условий.

Трудности при представлении возникают также, если неизвестен, например, социальный статус человека. Подобных ситуаций следует избегать на официальных мероприятиях — там заранее должен быть известен список приглашенных. В иных же случаях следует ориентироваться на те параметры, которые очевидны — пол или возраст представляемых.

Современные правила этикета допускают самостоятельное представление женщины. Особенно на деловых встречах.

При официальном представлении используются титулы и звания представляемых. Это часто оказывается важным в дальнейшем при деловых контактах. Различают воинские, дипломатические, церковные, ученые звания. На официальных приемах указываются и дворянские титулы — барон, князь и другие.

При указании звания имя можно опустить. Например, «Разрешите представить вам генерал-лейтенанта Иванова». Однако, если очевидно, что собеседники в дальнейшем будут обращаться друг к другу по имени, можно сразу его назвать при представлении, допустим «Советник российского посольства господин Петров Владислав Михайлович» или «профессор Сергеев Илья Анатольевич».

Ученая степень также является титулом. Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве стран ученая степень кандидата наук отсутствует, поэтому при представлении она либо не упоминается, либо именуется как доктор.

Во многих странах профессорское звание означает, что человек преподает в университете. Это необходимо иметь в виду. Например, профессор университета Г. Киссинджер, будучи назначенным на должность государственного секретаря США, стал именоваться как доктор Киссинджер. Звание профессора к нему вернулось вместе с его возвращением в университет.

Не следует завышать звание представляемого вами человека. Вы можете оказаться в очень неловкой ситуации сами и поставить в такую же ситуацию других людей.

Порядок приветствия.

Во всех странах мира, в цивилизованном обществе люди при встрече приветствуют друг друга, выражая этим симпатию и доброжелательность. После приветствия обычно следует непродолжительная беседа. Приветствие сопровождается словами и действиями — рукопожатием, поклоном, целованием руки, снятием шляпы.

Согласно существующему этикету, первым приветствует:

· мужчина женщину;

· молодой человек — более пожилого;

· человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, — того, кто находится на более высокой ступени.

Если встречаются две женщины, одна из которых находится в обществе мужчины, а другая одна или в обществе другой женщины, то согласно этикету вначале здоровается первая. При встрече супружеских пар первыми здороваются женщины, потом мужчины приветствуют женщин, а после этого — друг друга.

Если к сидящему мужчине подходит женщина или старший по возрасту мужчина, то сидящий должен встать, приветствуя их. Однако, если они проходят мимо, достаточно лишь чуть приподняться.

Тот, кто подходит к стоящему, приветствует его первым. Первым также приветствует общество опоздавший, даже в том случае, если это женщина.

На официальных приемах, в гостях прежде всего приветствуют хозяйку и хозяина.

Очень неловко выглядит долгая пауза при встрече. Поэтому не следует слишком много времени тратить на «оценку» различий в возрасте или в социальном статусе человека, особенно, если они не очевидны. Не надо бояться поздороваться первым. Следуйте в таких ситуациях известному афоризму: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

У разных народов существуют особенности в порядке приветствия. Так, в мусульманских странах мужчина не должен первым приветствовать красивую женщину. Если у вас нет возможности подробно познакомиться с обычаями того или иного народа, следуйте общепринятым нормам.

Рассадка за столом.

Приемы с рассадкой за столом: «Завтрак», «Обед» и «Ужин». Согласно международной практике, наиболее почетны.

Места за столом делятся на более почетные и менее почетные. Самое почетное место на мужском приеме — справа от хозяина, а на смешанном приеме, когда присутствуют как мужчины, так и женщины — справа от хозяйки дома. Далее идут места слева от хозяйки и хозяина. По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными. Главное правило рассадки: на самых почетных местах сидят самые почетные гости. При рассадке за столом придерживаются также следующих правил:

· первыми по правую и левую руку от хозяйки сажают представителей сильного пола; хозяина окружают дамы. Затем места чередуются: рядом с женщинами сажают мужчин, и наоборот;

· женщину не сажают с женщиной и на торцы стола, если там не сидит мужчина;

· мужа никогда не сажают рядом с женой;

· два иностранца из одной страны также не сидят вместе;

· если прием деловой, то последние места за столом занимают сотрудники фирмы-устроителя приема, но не женщины.

Хозяин предлагает руку первой даме и первым проходит в столовую. Почетный гость предлагает руку хозяйке дома, и они входят последними. Гости занимают свои места после того, как сядет хозяйка приема. Если прием неофициальный, то руку дамам не предлагают. В этом случае хозяйка приема сопровождает женщин в столовую, а хозяин — мужчин. По окончании завтрака или обеда хозяйка встает из-за стола первой.

Чтобы гости без затруднений могли найти свои места за столом, в гостиной у входа в столовую выставляется или вывешивается план-карта стола, в которой указывается место каждого гостя. Кроме этого, на столе у каждого прибора (куверта), обычно на самый высокий бокал или рядом с прибором кладется кувертная карточка с фамилией гостя. Иногда гостю в приглашение вкладывается карточка со схемой стола.

 

 
 

 


Границы

 

ГРАНИЦЫПУНКТУАЛЬНОСТИ

Если вас пригласили на прием типа «Коктейль», «А-ля фуршет», то время начала и окончания приема четко обозначены на приглашении. Гости могут приходить и уходить в любой час указанного времени. Нормальным считается пребывание на приеме до 1,5 часов. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к устроителям приема. Позднее прибытие и ранний уход (без уважительной причины) рассматриваются как желание гостя подчеркнуть натянутые отношения с устроителями приема.

Если прием деловой, то грубым нарушением этикета считается приход сотрудников фирм, представительств и т. д. позже своего руководства.

Если вы опоздали, а хозяев приема нет там, где они должны встречать гостей, то желательно разыскать их и поздороваться.

В тех случаях, когда устраивается официальный прием с рассадкой за столом, следует учесть, что время, отведенное для сбора гостей составляет примерно 30–35 минут, после чего хозяева и гости садятся за стол. В ряде случаев на приглашениях ставятся два времени: например, 20 часов и 20 часов 30 минут, что означает: напитки будут в 20 часов, а ужин — в 20 часов 30 минут. Более чем на 10–15 минут после назначенного времени на прием опаздывать не принято.

Если вы сомневаетесь во времени начала приема, не стесняйтесь уточнить его у хозяев заранее.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСТЕЙ ЗА СТОЛОМ

 

Если приём носит официальный характер, хозяйке обязательно понадобится помощь либо домашней прислуги, либо нанятых для этого случая официантов. На приёмах с полным обслуживанием число гостей, обслуживаемых одним официантом, не должно превышать шести человек. Первыми обслуживают самых почётных гостей, затем хозяев и далее по мере удаления от них.

Тарелки наполняются на кухне, и - за исключением блюд с фруктами, сладостями и орехами – кушания на стол не ставятся. Все необходимые тарелки должны стоять перед каждым гостем до того момента, как будут убраны тарелки для салата перед десертом.

 

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА

 

Некогда существовал ныне уже почти забытый обычай «поворачивать стол», преследовавший простую цель: более или менее равномерно «распределять» застольную беседу между двумя соседями, рядом с которыми вы сидите. Хозяйка после первых двух блюд (или в любое другое время, когда ей того хотелось) переключала внимание с мужчины, который сидел по правую руку от нее, на соседа слева. Все сидевшие за столом дамы должны были, заметив перемену, тут же последовать ее примеру. Это, конечно, было искусственным средством переключить внимание гостей с одного соседа на другого, тогда как такое переключение должно происходить вполне естественно и без всяких специальных знаков. В настоящее время, как правило, беседу поддерживают трое или четверо сидящих рядом людей. Если же, тем не менее, вы заметили, что один из ваших соседей оставлен без внимания, обычная вежливость заставит вас либо вовлечь его в общую беседу, либо в перерыве обсуждения обратиться и к нему. Незыблемое правило сводится к тому, что во время застолья вы должны обменяться хотя бы несколькими фразами с каждым из своих соседей. Вы просто обязаны так поступить, и выбора у вас нет! Даже в том случае, если вы сидите рядом с человеком, к которому не испытываете совершенно никакого интереса, соображения хозяйки и некоторых других гостей требуют, чтобы вы ничем не выказывали к нему пренебрежительного отношения и хотя бы время от времени перебрасывались с ним парой фраз. Есть здесь и некоторые другие, более гибкие правила. Присутствующий среди гостей достаточно известный человек не должен все время говорить только о себе или своих профессиональных проблемах и всех учить жить. Ему следует выслушивать мнения соседей. Беседы на профессиональные темы легко могут нагнать скуку на присутствующих, если только все гости не заняты одним и тем же делом или не имеют одинаковых увлечений. Вы были когда-нибудь на вечеринке, организованной в субботу вечером, после того, как большинство присутствующих мужчин весь день играли в гольф? Если только вы сами не заядлый игрок в гольф, вам лучше было бы остаться дома с интересной книгой! Иначе говоря, любой гость, который обсуждает лишь одну тему, не принимая в расчет интересы слушателей, может им очень скоро надоесть. Гости, приглашенные на официальный обед, никогда не разговаривают с прислугой, хотя могут сказать: «Спасибо, не надо» или попросить о чем-то, что хозяйка забыла подать на стол. Конечно, если вы хорошо знакомы со служанкой и до начала обеда в узком кругу с ней не виделись, когда она что-то вам подаст, следует с ней поздороваться и сказать: «Добрый вечер, Мэри, рад вас видеть», или что-нибудь в этом роде.

 

МУЗЫКА НА ПРИЁМЕ

 

Любой прием выиграет от хорошо подобранной музыки. На официальном приеме могут выступить пианист, гитарист, камерный квартет или даже оркестр малого состава, исполняющие популярные пьесы. На небольшом семейном приеме принято давать записи камерной вокальной или негромкой инструментальной музыки. Важно, чтобы музыкальное сопровождение не было слишком громким, навязчивым, оно должно приносить удовольствие всем вашим гостям. Помните, что музыка на приеме отражает ваш вкус. Во время выступлений с речами или обмена тостами музыка замолкает.

В ходе официальных государственных приемов иногда исполняется государственный гимн, который все присутствующие слушают стоя.

Бывает и так, что в ходе официального приема для гостей может выступить известный певец, исполнитель-инструменталист с одним-двумя небольшими произведениями. Такие выступления, как правило, указываются в официальной программе вечера, которая раздается гостям или лежит на столе вместе с меню. Оно приурочивается к перемене блюд. Помните, что во время выступления приглашенного артиста нельзя жевать, стучать ножами, переставлять приборы, разговаривать друг с другом. Присутствующие должны быть подчеркнуто внимательны к исполняемой музыке и награждать выступающих аплодисментами.

 

С ЧЕМ МОЖНО ПРИЙТИ В ГОСТИ? ЦВЕТЫИ ПОДАРКИ

 

К выбору подарка следует относиться очень серьезно и внимательно, потому что люди чувствуют — выбран подарок с вниманием, или — лишь бы выполнить обязанность. В подарок нужно «вложить душу» — выдумку, изобретательность, остроумие, доброту — словом, все, на что вы способны. И дело не в цене подарка — в искренности ваших чувств.

Вспомните трогательную историю О’Генри «Дары волхвов» о супружеской паре. Героиня этого рассказа Дела отрезала и продала свои роскошные волосы, чтобы купить мужу цепочку к его единственной дорогой вещи — часам. А Джим продал свои часы, чтобы купить любимой жене черепаховый гребень к волосам. Желание доставить радость любимому было столь бескорыстным и сильным, что каждый из них расстался с тем лучшим, чем владел.

Даже если средства позволяют, не принято дарить слишком дорогие вещи, дабы не поставить хозяев в неловкое положение. Следует учитывать, что во многих странах официальным должностным лицам запрещается принимать дорогие подарки.

Даже на официальных встречах подарки должны носить оттенок личного отношения, внимания. Если вы едете к близким вам людям, подумайте о том, что бы им было приятно получить. Старайтесь выбрать что-нибудь интересное, как будто выбираете подарок для себя.

Выбор подарка зависит во многом от характера ваших отношений с тем, кому вы его собираетесь преподнести. Так, руководителю организации можно подарить какую-нибудь скульптуру, гравюру, памятную медаль, книгу или художественный альбом. Личные вещи — галстуки, рубашки, духи — можно дарить лишь самым близким людям.

Подарки, которые всегда уместны и которые можно дарить каждому, — это цветы, сладости, фрукты, книги, письменные принадлежности, изделия из стекла, хрусталя, серебра, кожи, керамики.

Лучший подарок — это книга. Если книга выбрана с учетом вкусов и интересов юбиляра, она займет достойное место в его доме и душе. Поэтому отнеситесь к выбору подарка из книжного магазина серьезно и даже, может быть, ответственнее, чем к поискам другого сувенира.

Не следует дарить неуместных подарков. Порой случается, что дорогой, но случайный подарок, может оскорбить национальное достоинство хозяев. Известен такой случай, происшедший во время пребывания на Мадагаскаре президента ФРГ Г. Любке. По окончании митинга в столице Малагасийской Республики Антананариву Любке вручил хозяевам подарок — цветной телевизор производства ФРГ. Об этом гости торжественно объявили многочисленной толпе. Однако подарок вызвал не восторг, а возмущение, обиду — ведь в стране тогда еще не было телевидения, ни черно-белого, ни тем более цветного. Как же были унижены люди, в глазах которых дорогой подарок — результат технического прогресса — напоминал им об экономической отсталости родной страны.

Также важна целесообразность, тактичность подарка. В противном случае может получиться, как в известной истории: «Старушке прислали в подарок кофейник, а пуделю — клетку и медный ошейник. Довольна старушка, а пудель не рад и просит подарки отправить назад». Поэтому иногда, если представится удобный случай, можно деликатно выяснить, что хотел бы получить тот, кому собираются делать подарок.

Выбор цветов зависит не только от времени года, но и от того, кому дарят букет и в каких отношениях с ним состоят. Иногда маленький пучок весенних фиалок может передать больше нежности и теплоты, чем пышные розы. Можно дарить и один крупный цветок или ветвь, например, розу, калу, гладиолус. Маленький цветок или букетик можно прикрепить к подарку.

Цветы обычно вручают, сняв с них упаковку, конечно, если она не декоративное украшение, при этом левой рукой протягивают цветы, а правую держат готовой для рукопожатия. Мужчинам дарят цветы, главным образом в день рождения, при посещении больного, поздравляя ветеранов.

Живые цветы — лучший подарок. Нет необходимости опасаться, что тому или иному цветку может быть приписано какое-либо особое скрытое значение и что подаренные вами цветы могут вызвать осложнение в ваших отношениях с теми, кому они преподносятся. За редким исключением можно дарить любые цветы (если вы находитесь за границей необходимо выяснить принято ли, согласно обычаям, дарить цветы в той или иной стране. Также необходимо выяснить какие цветы в данной стране дарить не принято; какие цветы дарятся по тому или иному поводу поводу). Следует помнить, что в некоторых странах гортензии и хризантемы, например, символизируют скорбь, а ярко-красные розы дарят только близким людям — матери, жене, сестре, невесте, так как считается, что красный цвет свидетельствует о любви.

Составляя букет, небесполезно помнить о биологической несовместимости некоторых цветов.

Лучше всего выглядят букеты, составленные из цветов одного вида. К ним возможны декоративные добавления типа аспарагуса. Правда, в последнее время дизайнеры удачно сочетают в цветочных композициях полевые и садовые цветы, и это выглядит очень эффектно.

Цветы можно дарить на любые праздники, в знак благодарности, например, за приятно проведенный вечер. Можно попросить продавца послать цветы по адресу, который вы укажете, вложив в пакет небольшую записку или свою визитную карточку. Цветы — приятный и ни к чему не обязывающий подарок.

 

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ТЕАТРА

 

Театр — это праздник души, в том числе и для работающих в нем. Вместе с тем это неотъемлемая часть человеческой культуры. У всех народов есть традиции театральных представлений, которые выражаются в разных формах. Любовь к театру не означает просмотр всех псевдобродвейских мюзиклов, но если человек не может поддержать беседу о театральных событиях, его могут не понять в определенных кругах общества.

Если вы причастны к такому пласту человеческой культуры, как театр, то необходимо узнать правила поведения во время его посещения.

 

Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной, а, кроме того, если вы собираетесь в театр с мужчиной, то желательно заранее согласовать форму одежды, чтобы гармонично дополнять друг друга.

Перед тем как отправиться в театр, не следует употреблять чеснок: этот запах неистребим. Вообще, сильных запахов следует избегать, потому что резкий и сильный запах даже очень дорогих и хороших, с вашей точки зрения, духов может вызвать у соседей в лучшем случае головокружение, а в худшем — приступ у соседа-астматика. А представьте, что будет, если в замкнутом пространстве зала смешаются десятки ароматов? Поэтому духами нужно пользоваться в меру.

В будний день, если вы знаете, что вам не представится возможность съездить домой и переодеться перед спектаклем, на работу следует отправляться чуть более празднично одетыми. Женщины могут преобразить свой деловой костюм и сделать его более нарядным, дополнив всевозможными аксессуарами. Мужчинам достаточно надеть темный костюм, светлую рубашку и галстук.

Особенно нарядной должна быть одежда, если вы идете на вечерний спектакль по особому приглашению. В таком случае дамам положено надевать вечерние туалеты, а кавалерам — смокинги.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать мужчину в театр, но в любом случае билеты и номерки всегда должны быть у мужчины.

Первой в театр входит женщина, причем мужчина открывает перед ней дверь. Мужчина (или приглашающий, если в театр идет целая компания) держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает приглашенных в фойе перед собой.

Войдя в фойе, мужчины снимают головные уборы, а при выходе надевают их только в дверях. В гардеробе мужчина помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина оставляет у себя. Номерок кладет в карман, чтобы не уронить его и не потерять.

Мужчинам не следует разглядывать свою спутницу в тот момент, когда она приводит себя в порядок перед зеркалом. Дамам перед спектаклем не следует освежать свои духи. Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе.

Также перед спектаклем мужчина должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не, позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края. Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

В зрительный зал мужчина входит первым. Показав билеты капельдинеру, он пропускает женщину, которая идет к своему месту первой. Если же служащий театра не провожает зрителей к местам, кавалер идет чуть впереди, показывая дорогу. К своему месту нужно проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство. Но так принято только в европейских странах, в американских театрах принято проходить вдоль ряда лицом к сцене.

Если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно. Если же проход узкий, вежливость предписывает встать и пропустить проходящего.

Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Усаживаясь, дама может лишь слегка придержать свое платье. Поднимать его, заворачивать недопустимо, поэтому разумнее надевать в театр туалеты из немнущихся тканей.

Если в театр пришли две пары, то первым по ряду идет мужчина, за ним — женщины, замыкает шествие второй мужчина. Так и садятся: женщины посередине, мужчины — по краям, причем обычно женщины рассаживаются так, чтобы не сидеть рядом со своими спутниками.

Если театр посещает более многочисленное общество, то первым между рядами проходит мужчина, а за ним — женщины и мужчины через одного, последним проходит также мужчина. Таким образом, женщины не рискуют оказаться рядом с незнакомыми людьми. Если вы пригласили друзей в театр, то о порядке рассадки можно договориться заранее. На боковые места, расположенные рядом с проходом, садится мужчина.

В европейских театрах принято, чтобы дама располагалась справа от кавалера. Но если место дамы оказывается у прохода и ее могут задеть или толкнуть, если с ее места хуже видна сцена, если перед дамой широкая спина или пышная прическа другого зрителя, — кавалер обязан предложить даме свое, более удобное место. Право дамы выбирать: принять его любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И. в том, и в другом случае она не нарушает правил приличия.

Опаздывать в театр неприлично. В ложу можно входить, когда гаснет свет. В ложах передние места предоставляются дамам. Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, даже незнакомая, сидела в ложе позади него. Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, он должен предложить свое место одной из них.

В случае отказа со стороны женщины, он должен настоятельно просить ее об этом. Если она отвечает отказом вторично, то настаивать больше не следует. Если же дама приняла это любезное предложение, то она должна расположиться так, чтобы дать возможность сидящим во втором ряду мужчинам видеть сцену.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих сзади, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит: «Да, немного», головной убор следует снять. Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически — бывает, из-за них не видно сцены. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно и учитывать этот момент.

На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения, во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты — предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места. Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Если вы встретили в театре знакомого и захотели сесть вместе, можно предложить своему ближайшему соседу поменяться местами, но только на равноценное или лучшее место. Если ваши места менее выгодные, обращаться с такой просьбой нельзя.

Увидев издали знакомого, неприлично привлекать его внимание размахиванием рук и криками. Принято обмениваться поклонами. Рукопожатием не обмениваются, чтобы не беспокоить зрителей. Разговоров и выкриков при этом также не допускается. Все делают в полтона и не через головы сидящих. Если к даме подходит знакомый — она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины просто обмениваются поклонами.

Если знакомый подходит к мужчине, то он должен встать. Обмен приветствиями не обязывает представлять гостя своей спутнице. При более длительной беседе учтивость обязывает это сделать.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. В Европе после первого акта в партер не пускают. Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Служащие театра в этом случае обычно отправляют опоздавших на балкон, где сесть можно только на свободные крайние места. Если в числе опоздавших есть дама, мужчине, сидящему недалеко от входа, следует уступить женщине свое место, но только, если это не потревожит окружающих.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать. Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.

Недопустимо подпевать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами, барабанить пальцами или дирижировать. Не принято во время спектакля вслух обсуждать недостатки чужого поведения. Если кто - то мешает вам своими разговорами или действиями, можно попросить вести себя потише. Делать замечания или отчитывать — не стоит.

Сидеть в театре принято прямо, спокойно и не менять позу каждые пять минут, так как те, кто сидят за вами, вынуждены будут также менять свое положение, чтобы видеть происходящее на сцене.

В театре принято полностью садиться на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла. Укладываться в кресле, как в шезлонге, полулежа, по меньшей мере, некрасиво. Не следует класть руки на оба подлокотника кресла: ваш сосед тоже захочет облокотиться. Нельзя опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами. Не рекомендуется закидывать ногу на ногу (можете задеть и испачкать соседа), сидеть, широко раздвинув ноги.

Не разглядывайте в бинокль других зрителей. Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на сидящих в партере. Не используйте программки вместо веера. В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу. Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров. Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет — дурной тон.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта. Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.

В антракте можно выйти в вестибюль. Курят в специально отведенных для этого местах. Если дама хочет остаться во время антракта на месте, кавалер остается с ней. Если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает ее.

Если женщина не выражает твердого намерения просидеть весь перерыв, то мужчина должен предложить ей прогуляться. Можно прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко.

Разглядывать людей, прогуливающихся по фойе, бестактно. Можно навестить своих друзей, сидящих в других ложах. Можно отправиться в буфет. Если кавалер с дамой, он обязан сопровождать ее туда и заботиться о ней.

Награда актерам — аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится — не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

Аплодировать принято:

- после поднятия занавеса;

- перед началом оперы или балета;

- при появлении дирижера за пультом;

- при выходе на сцену известного актера или певца;

- после некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах;

- после трудных арий или блестящего исполнения сложных;

- мест в опере или балете;

- после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера;

- в начале исполнения, если исполнитель начинает петь (танцевать) по просьбе зрителей;

- на симфонических концертах аплодируют не после каждой части, а после исполнения всего многочастного произведения (если вы не уверены, что это конец, не спешите хлопать, следите за дирижером: когда он поворачивается лицом к залу и начинает раскланиваться, тогда и наступает момент для аплодисментов);

- в театре сатиры, комедии — после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания;

- в цирке — после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера;

- на концерте солиста при исполнении целого цикла песен — после каждой песни, а на концерте джазового оркестра — после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами. Если спектакль понравился — восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков: «Браво!», «Бис!».

«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера — преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб. Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толче



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: