Методики для оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада
Цветовая диагностика «Домики»
(Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.)
Методика помогает определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду. Была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда.
Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев пребывания в нем. Предложите детям в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. Используйте синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный цвета.
Инструкция: Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли).
После выбора домика проведите беседу с ребенком:
¾ Кате нравится ходить в детский сад?
¾ Что Катя будет делать в детском саду?
¾ Что Кате больше всего нравится в детском саду?
¾ Что Кате не нравится в детском саду?
В ходе диагностики показатели фиксируйте и протоколируйте.
Типы реакции на задание
1. Резко негативная реакция на предложенное задание. Отказ от участия.
Негативная реакция на задание.
¾ Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбирает дополнительные цвета – коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой или другими членами семьи лучше.
¾ Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбирает серого, черного или коричневого цветов. Проявляет нежелание общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.
3. Безразличная реакция на задание. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада, так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, черный, коричневый).
Тревожная реакция на задание.
¾ Быстро и охотно включается в задание, но при этом проявляет нервозность, большую подвижность. Домики выбирает фиолетового либо красного цвета. Ответы на вопросы показывают, что ребенку в саду нравится играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.
¾ Доброжелательно реагирует на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики демонстрирует нерешительность при выборе цвета домика и при ответах на вопросы. В детском саду хочет больше играть с детьми, а также чтобы взрослые – воспитатели – уделяли ему большое внимание. Выбирает зеленый или синий цвет. Когда начинает выполнять задание, почти полностью отсутствует речевое сопровождение. К концу методики использует речь значительно чаще.
5. Позитивная реакция на задание. Активно и доброжелательно участвует в задании. Домики выбирает желтого или красного цвета. В детском саду любит играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождает речью.
На основании полученных данных определите тип отношения ребенка к детскому саду.
1. Негативное отношение. Отмечается у детей 1-й и 2-й группы реагирования, у которых преобладают отрицательные эмоции в ходе проведения диагностики.
2. Амбивалентное отношение. Отмечается у детей 3-й и 4-й группы реагирования, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание.
3. Положительное отношение. Отмечается у детей 5-й группы реагирования, у которых в ходе выполнения задания преобладали позитивные эмоций.
Схема наблюдения за поведением ребенка
при психологическом обследовании по цветовой диагностике «Домики»
Помогает определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду.
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
Группа __________________________________________________________
Возраст _________________________________________________________
Дата ____________________________________________________________
Показатели | Оценка | Примечание |
1. Принятие задания: ¾ негативная реакция (вплоть до отказа от участия в тесте); ¾ безразличная реакция на задание; ¾ быстрое включение в задание; ¾ доброжелательная реакция | ||
2. Включенность в ситуацию: ¾ пассивное участие в задании (ребенок неохотно принимает участие в игре, речевое сопровождение практически отсутствует, плохо вступает в контакт с экспериментатором); ¾ активное участие (ребенок охотно и быстро принимает ситуацию, охотно вступает в контакт с экспериментатором) | ||
3. Эмоциональные состояния: ¾ преобладают негативные эмоции; ¾ равное проявляются как положительные, так и отрицательные эмоции; ¾ явно преобладают позитивные эмоции | ||
4. Выбор цвета: ¾ выбор темных цветов (черного, коричневого, серого), что говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувства тревоги, страха, реакции протеста; ¾ выбор красного и фиолетового цветов, что говорит о преобладании раздражительности и агрессии, связанных с посещением детского сада; ¾ выбор зеленого и синего цветов, что говорит о наличии чувства беспокойства, тревожности; ¾ выбор желтого, красного цветов, что говорит о преобладании положительных эмоций | ||
5. Речевое сопровождение: ¾ речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность (ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, ответы в основном односложные); ¾ нормальная речевая активность (ребенок охотно вступает в контакт с экспериментатором, отвечает на вопросы предложениями, сопровождает свои действия речью); ¾ чрезмерная речевая активность (речь сопровождает действия ребенка, от ответа на вопросы переходит к рассказам из жизни) |
Выводы. Тип отношения ребенка к детскому саду:___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________