Учебное задание. Прочитайте и сравните тексты о строительстве Исаакиевского собора в Петербурге. Объясните идею публицистического текста Н.А.Бесстужева.




История Исаакиевского собора в Петербурге. Рассказ руководителя научного отдела Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Анны Головановой: Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века. Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.

Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

Августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.

Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.

Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.

Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.

Рассказ руководителя научного отдела Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Анны Головановой: «Двести лет назад, в погожий пятничный день, к временной пристани на Английской набережной Невы причалило плоскодонное грузовое судно. Корабль был заметно перегружен, казалось, еще немного, и вода начнет заливать палубу. На борту - первые колонны для Исаакиевского собора, храма, о котором три десятилетия спустя заговорит весь мир.

Под стать величественному Исаакию - удивительная история создания и транспортировки громадных колонн для храма.

Строительство храма началось в 1818 году. На тот момент окончательный проект архитектора Огюста Монферрана (1786-1858) еще не утвердили, но было известно, что Исаакий будет строиться на европейский манер. А, значит, с колоннами.

Где брать гранит, вопросов не возникало. Добычу камня решено было вести в каменоломне Пютерлакс (на территории современной Финляндии), там же в свое время брали гранит для Казанского собора. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Не было сомнений и в том, кто станет первым исполнителем-подрядчиком.

Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Конечно, каменотес Самсон Суханов, который десятью годами ранее руководил созданием колонн в Казанском соборе. Выходец из крестьянской семьи, с Вологодчины, он занимался бурлацким делом, в 30 с небольшим переехал в Петербург, подрядился участвовать в строительстве Михайловского замка. В считаные месяцы Суханов освоил профессию. В свою бригаду Самсон Суханов набирал государственных крестьян из северных губерний. У них забирали паспорта. Аванс выдавали таким образом, чтобы работник все время оставался должен начальнику и вынужден был отрабатывать. Работа на каменоломне не прекращалась шесть дней в неделю, по будням продолжительность смены составляла 13 часов, в субботу отпускали на час раньше. Сохранился договор рабочего, устроившегося в каменоломню к Суханову в 1820 году: "Если кто-то из нас по воле божьей сделается болен, с таковых вычитать только одну плату, а ежели кто не выйдет работать за пьянством или за своими делами, то с таковых выщитывать за один день вдвое противо платы". Суханов показал себя хорошим организатором и, как сказали бы сейчас, начал быстро делать карьеру.

Руководил бригадой и, несмотря на свое происхождение, тянул из работников все жилы. Использовался и детский труд. 21 мая 1820 года проверяющий ход работ чиновник Барушкевич представил рапорт комиссии по перестройке Исаакиевского собора, где указал: "...у Суханова при работе находятся мальчики, коих сила по возрасту и летам, не соответствовала тяготам работы". Впрочем, в таких же условиях рабочие трудились и на других больших стройках той эпохи.

Через несколько месяцев после того, как на каменоломню пришел Суханов, комиссия заключила договор на изготовление колонн со вторым подрядчиком - олонецким купцом Архипом Шихиным. В бригаде Суханова работало 400 человек, у Шихина - 270. На изготовление одной колонны уходило несколько месяцев. Сначала рабочие выкалывали прямоугольную глыбу, потом вытачивали из нее цилиндр... Каждая колонна весила почти 9 тысяч пудов. Доставку взялся обеспечивать предприниматель Жербин. Специально для транспортировки были спроектированы два судна. А для выгрузки колонн (по проекту Третера) построили временную деревянную пристань - рядом со стройплощадкой, где колонны шлифовались. Этой работой тоже занимались камнетесы, и она хорошо оплачивалась. В месяц - до 85 рублей, больше платили только кузнецам (100 рублей), а разнорабочие получали 35-45 рублей.

Первые колонны доставили в Петербург в 1820 году Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.

 

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.

Еще в 1820 году в проекте Монферрана были обнаружены ошибки. Их исправление заняло несколько лет, работы на стройплощадке были временно заморожены. Это, впрочем, не коснулось колонн - их вырубка, доставка в Петербург и шлифовка шли в обычном режиме. Не обходилось и без ЧП: 24 июля 1824 года у Исаакиевского наплавного моста (соединял Васильевский остров с Сенатской площадью) затонул грузовой корабль с двумя колоннами. Их оперативно подняли со дна Невы, в операции были задействованы 600 человек. И это, скорее всего, не единственный случай.

Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.


Но после 1824 года колонны стали возить не на грузовых судах, а на барже, которую тянули два паровых буксира - их изготовили на заводе известного промышленника Чарлза Берда. Спустя 10 лет по той же технологии в Петербург доставили и Александрийскую колонну.

Она весила около 600 тонн - почти в 4,5 раза больше, чем каждая из колонн Исаакиевского собора!

Ошибка Огюста Монферрана, которая закралась в проект и приостановила ход работ, так и не была до конца устранена - еще во время строительства выяснилось, что у собора неравномерная осадка. Обследование, проведенное в 70-е годы XIX века, показало, что колонны отклонились от своей оси на несколько сантиметров. По стенам пошли трещины. Появились они и на колоннах.

В конце XIX века Исаакиевский собор вновь оброс строительными лесами. Мастера выравнивали основание колонн. Срезали их верхнюю часть. Делали реставрационные вставки в наиболее поврежденных местах.

Спустя десятилетия другие повреждения на колоннах решено было сохранить - следы от осколков, напоминание о бомбежках Великой Отечественной...

Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.

 

P.S. Строительство храма было закончено в 1858 году. В том же году скончался Огюст Монферран. Самсон Суханов не смог исполнить несколько подрядов и разорился. Умер мастер в безвестности и нищете еще до окончания строительства собора».

Список литературы для 10-11 классов

10 класс. Список литературы, рекомендуемый для обязательного чтения в 10 классе

А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Пиковая дама», «Медный всадник», «Повести Белкина»
Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Шинель»,
«Выбранные места из переписки с друзьями», отрывок «Птица-тройка» («Мертвые души») (наизусть)
И. А. Гончаров «Обломов»
А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка», Свои люди – сочтемся»
И. Тургенев «Отцы и дети», сборник «Записки охотника». Читать рассказы «Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Малиновая вода», «Бирюк»; повести – «Вешние воды», «Первая любовь»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша»
Н. Г. Чернышевский «Что делать?»*
Очерки 19 века. Н.А..Бесстужев «Колонны Исаакиевского собора»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: