Общественный строй древних германцев по данным античных авторов




Вопросы Характеристика на основе учебной и научной литературы, с привлечением цитат из источников
Характеристика источников   тип источника; время его создания; особенности источника; степень объективности и критический анализ   Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне –мемуары, точная дата написания неизвестна (последняя книга дописана после смерти Цезаря). Четко и последовательно изложены семь лет войны. Каждая книга посвящена одному году, повествование ведется в третьем лице. Объективность информации вызывает сомнения, так как по большей части Цезарь акцентирует внимание на своей деятельности (оправдывает и превозносит ее), чем пытается замолчать некоторые нелицеприятные факты, которые имели место быть во время ведения боевых действий, а так же усилить свою репутацию в глазах современников. Хотя некоторую объективную информацию он все же дает (по большей части о устройстве и нравах галльских племен).
Гай Плиний Старший. Естественная история –энциклопедия, окончена в 77 г. н.э. Практически самый длинный текст на латыни античного периода, прообраз всех последующих энциклопедий, характеризуется четкой последовательностью изложения, охватывает все основные области знаний и концентрируется на их практическом применении. Факты, дополнены историческим экскурсом, парадоксальным свидетельством или рассуждением о моральной стороне явления, чтобы сформировать целостное представление о нём. Обьективность – высокая, так как многое подтвердил на личном опыте или на опыте современников. Проделал колоссальную работу, в которой использовал как базу более 2 тысяч книг 400 античных авторов. На протяжении следующей тысячи лет являлась одним из важнейших источников по времени античности.
Страбон. География –научно-практическое сочинение, окончена около 7 г. до н.э. Характеризуется хаотичностью изложения, наличием вставок не связанных с основной темой, отсутствием четкого плана. Объективность – под вопросом так как очень часто придирчив и мелочен в оценке чужих мыслей. На ее основе реконструировались многие античные трактаты – в этом ее ценность. С практической точки зрения – первая попытка описать известные на тот момент земли. Пользовались только как описательным текстом.
Публий Корнелий Тацит. Германия –этнографическое описание (монография), написанное около 98 г. н.э. Условно делится на две части — общую и специальную. В первом разделе Тацит описывает германцев целиком, во втором — каждое племя в отдельности. Объективность – высокая, так как перечислены и недостатки, и положительные черты – на основании сведений от римских солдат-ветеранов, купцов. Является крайне ценным источником по истории древних германцев.
Общественный строй древних германцев Особенности хозяйственной жизни и быта германцев в I в. до н.э - I в. н.э В связи с географическими особенностями региона наибольшее распространение получили занятия земледелием и скотоводством. При этом скотоводство было на первом месте, а земледелие носило вспомогательный характер. Наличествовала переложная система земледелия, поля были не очень большими по размеру. «Хотя [их] страна и различна до некоторой степени по своему виду, но, в общем, она представляет собой или страшный лес, или отвратительное болото. Для посевов она плодородна, но не годится для разведения фруктовых деревьев» - Тацит «О происхождении и местожительстве германцев» гл. V)(Гуревич «Аграрный строй варваров», гл. 2. «Они каждый год меняют пашню, и [все-таки] еще остается [свободное] поле» - Тацит, гл. XXVI. Выращивали преимущественно ячмень, пшеницу, рожь, овёс, просо, бобы и горох, так как пахотных земель было немного, а так же эти культуры были необходимы скоту. «Они ведь не борются с [естественным] плодородием почвы и ее размерами при помощи труда – они не разводят фруктовых садов, не отделяют лугов, не орошают огородов; они требуют от земли только [урожая] посеянного [хлеба]». «Бобы растут и без посева [и притом] во многих местностях, как, например, на островах Северного моря, которые наши соотечественники называют, поэтому бобовыми» - Тацит, гл. XXVI и 121. Для обработки использовались легкий плуг и соха (Гуревич «Аграрный строй варваров, гл. 2). Удобрения для повышения плодородия почвы. «Одни только убии, хотя и возделывают плодороднейшую почву, тем не менее, вскапывают каждый участок земли до глубины 3-х футов и посыпают землю слоем [мергеля] толщиной в фут, делая ее, таким образом, еще более плодородной. Но это [удобрение] действительно не более, чем на 10 лет. Эдуи и пиктоны достигают большого плодородия почвы путем удобрения ее известью» - Плиний Старший «Естественная История», книга XVII. гл. 47. Так же выращивали капусту, корнеплоды (Горский «Великое переселение народов, ст. 2). В пищу употребляли – сыр, хлеб, мясо, рыбу, дикорастущие плоды. Не употребляли приправ. Пили – молоко, пиво, воду, некоторые употребляли вино но ему не отдавали предпочтение при выборе. «Напитком им служит жидкость из ячменя или пшеницы, превращенная [посредством брожения] в некоторое подобие вина. Ближайшие к берегу покупают и вино. Пища простая: дикорастущие плоды, свежая дичь или кислое молоко; без особого приготовления и без приправ они утоляют ими голод» - Тацит, гл. XXIII. «Они не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главным образом молоком, сыром и мясом» - Цезарь «Записки о галльской войне», гл. 22. Скотоводство – крупный рогатый скот, лошади, козы, овцы, свиньи, домашняя птица. Наличие скота и его многочисленность считалось признаком богатства. «Скотом изобильна, но он большей частью малорослый; даже рабочий скот не имеет внушительного вида и не может похвастаться рогами. Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства» - Тацит, гл. V. (Горский «Великое переселение народов, ст. 2). Землей пользовались на общих основаниях посредством дележа и сменой мест. «И никто из них не имеет точно отмеренного земельного участка или владений в частной собственности, но должностные лица и старейшины ежегодно отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько они найдут нужным земли, а через год принуждают их перейти на другое место» - Цезарь, гл. 22. «Земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников, и вскоре они делят ее между собой по достоинству; дележ облегчается обширностью земельной площади» - Тацит, гл. XXVI. Мужчины занимались охотой, пчеловодством, рыболовством и воинскими упражнениями. Женщины – ткачеством, гончарным ремеслом, другими делами по хозяйству. (Горский, ст. 2). Носили одежду из шкур зверей, холста, льна. «Одеждой для всех служит короткий плащ, застегнутый пряжкой или, за ее отсутствием, колючкой. Самые зажиточные отличаются одеждой. Носят и звериные шкуры, ближайшие к берегу – какие попало, более отдаленные – с выбором, так как у них нет нарядов [получаемых] от торговли. Одежда женщин такая же, как и у мужчин, с той только разницей, что они часто носят покрывала из холста, которые расцвечивают пурпуровой краской; верхняя часть их одежды не удлиняется рукавами, так что остаются обнаженными руки и ближайшая к ним часть груди» - Тацит, гл. XVII. «Вся Галлия носит льняные ткани, да и наши зарейнские враги – тоже; [более того]: германские женщины считают такую одежду самой красивой» - Плиний Старший, книга XIX. гл. 8–9. Вели счет по ночам, а не дням как римляне, была развита преимущественно меновая торговля, не знали ростовщичества. «Германцы и не одержимы такой страстью к обладанию [драгоценными металлами] и к пользованию ими [как другие народы]; Впрочем, ближайшие [к Рейну и Дунаю племена] ценят золото и серебро для употребления в торговле; живущие же внутри страны пользуются более простой и древней формой торговли, а именно – меновой» - Тацит, гл. V. «Германцы не знают отдачи денег в рост и наращивания процентов; [и таким неведением] они лучше защищены [от этого зла], чем, если бы оно было запрещено [законом]» - Тацит, гл. XXVI. Крупных городов не имели жили преимущественно хуторами (несколько домов) или отдельными усадьбами, так как при наличии большого количества скота нужно было свободное место под выпас. «Достаточно известно, что германские народы совсем не живут в городах и даже не выносят, чтобы их жилища соприкасались друг с другом; селятся они в отдалении друг от друга и вразброд, где [кому] приглянулся [какой-нибудь] ручей, или поляна, или лес. Деревни они устраивают не по-нашему – в виде соединенных между собой и примыкающих друг к другу строений, но каждый окружает свой, дом [определенным] пространством или для предохранения от пожара, или же по неумению строить» - Тацит, гл. XVI.
Общественный строй и социальная структура германского общества в I в. до н.э - I в. н.э. Жили племенами. Высшим органом власти являлось народное собрание, в которое входили все свободные члены племени (вооруженные). Собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Еще одним органом власти был Совет старейшин - обсуждал все дела племени и лишь, затем вносил важнейшие из них на одобрение народного собрания. Высшую исполнительную и распорядительную власть осуществлял выборный вождь (предводитель, конунг, король). «Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]. В мирное время у племени нет общего правительства; старейшины отдельных областей и округов творят там суд и улаживают споры» - Цезарь, гл. 23. «О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных – все, причем те дела, о которых выносит решение народ, [предварительно] обсуждаются старейшинами. Сходятся в определенные дни, если только не произойдет чего-нибудь неожиданного и внезапного, а именно в новолуние или полнолуние, так как германцы верят, что эти дни являются самыми счастливыми для начала дела. Когда толпе вздумается, они усаживаются вооруженные. Молчание водворяется жрецами, которые тогда имеют право наказывать. Затем выслушивается король или кто-либо из старейшин, сообразно с его возрастом, знатностью, военной славой, красноречием, не столько потому, что он имеет власть приказывать, сколько в силу убедительности. Если мнение не нравится, его отвергают шумным ропотом, а если нравится, то потрясают фрамеями: восхвалять оружием является у них почетнейшим способом одобрения». «Перед народным собранием можно также выступать с обвинением и предлагать на разбирательство дела, влекущие за собой смертную казнь. Наказания бывают, различны, смотря по преступлению: предателей и перебежчиков вешают на деревьях; трусов и дезертиров, а также осквернивших свое тело топят в грязи на болоте, заваливши сверху хворостом. Эта разница в способах казни зависит от того, что, по их понятиям, преступление надо при наказании выставлять напоказ, позорные же деяния – прятать. Более легкие проступки также наказываются соответствующим образом: уличенные в них штрафуются известным количеством лошадей и скота; часть этой пени уплачивается королю или племени, часть – самому истцу или его родичам. На этих же собраниях производятся также выборы старейшин, которые творят суд по округам и деревням. При каждом из них находится по 100 человек свиты из народа для совета и придания его решениям авторитета» - Тацит, гл. XI – XII. Верили во множество богов и духов, гадания, прорицания. Храмов в привычном понимании не имели но наличествовали так называемые сакральные места (святилища). «Рассказывают о следующем обычае кимвров: их жен, следовавших с ними в поход, сопровождали жрицы-предсказательницы, седовласые, в белых одеждах, в полотняных, застегнутых [фибулами] мантиях, в медных поясах и босые» - Страбон «География», гл. II. «Из богов германцы больше всего почитают Меркурия, которому в известные дни разрешается приносить также и человеческие жертвы. Геркулеса и Марса они умилостивляют назначенными для этого животными. Часть свевов приносит жертвы также Изиде. Германцы считают не соответствующим величию божественных существ заключать их в стены храмов, а также изображать их в каком-либо человеческом виде; они посвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, что созерцают только с благоговением». «Гадание по птицам и по жеребьевым палочкам они почитают, как никто» - Тацит, гл. IX – X. «За ними следуют ревдигны, авионы, англы, варины, эвдозы, сварины и нуитоны, защищаемые реками и лесами. Каждое из этих племен в отдельности ничем не замечательно, но все они поклоняются Нерте, т.е. Матери-Земле, и думают, что она вмешивается в дела людей и объезжает народы». «Правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображения кабанов» - Тацит, гл. XL – XLV. У германцев присутствовало рабство, но оно было незначительно выраженно и было не пожизненным. Так же рабов можно разделить на две категории – посаженные на землю и личные (домашние). «Остальными рабами они пользуются не так, как у нас, с распределением служебных обязанностей между ними как дворовой челядью: каждый из рабов распоряжается в своем доме, в своем хозяйстве. Господин только облагает его, подобно колону, известным количеством хлеба, или мелкого скота, или одежды [в виде оброка]; и лишь в этом выражается его обязанность как раба. Раба редко подвергают побоям, заключают в оковы и наказывают принудительными работами; чаще случается, что его убивают, но не в наказание или вследствие строгости, а с горяча и в порыве гнева, как бы врага, с той только разницей, что такое убийство остается безнаказанным. Вольноотпущенники немногим выше рабов. Редко они имеют значение в доме и никогда – в государстве» - Тацит, гл. XXV. Гость для германцев – священен и неприкосновенен. Женщина почитаема, брак и нравы в нем – строги. Основная единица племени (общества) – крупная семья (род) – сильная кровная связь, а так же обычай кровной мести. Большую роль играла военная дружина, собранная на основе добровольной верности вождю. «Впрочем, и в самой дружине есть степени по решению того [вождя], за которым она следует. Велико бывает соревнование и среди дружинников, кому из них занять у своего вождя первое место, и среди [самих] вождей, у кого более многочисленная и удалая дружина. В ней его почет, в ней его сила: быть всегда окруженным большой толпой избранных юношей составляет гордость в мирное время и защиту во время войны. И не только у своего, но и у соседних племен вождь становится знаменитым и славным, если его дружина выдается своей многочисленностью и доблестью: его домогаются посольства, ему шлют дары, и часто одна слава его решает исход войны». «У [германских] племен существует обычай, чтобы все добровольно приносили вождям некоторое количество скота или земных плодов; это принимается как почетный дар, но в то же время служит для удовлетворения потребностей. [Вожди] особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер и ожерелий; мы научили их принимать также и деньги». «Они думают, что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний». «Несмотря на это, браки там строги, и никакая сторона их нравов не является более похвальной, ибо они почти единственные из варваров, которые довольствуются одной женой. Приданое не жена приносит мужу, а муж дает жене. При этом присутствуют родители и сородичи, которые и расценивают подарки; дары эти выбираются не для женской услады и не для того, чтобы в них наряжалась новобрачная, – это волы, взнузданный конь, щит с копьем и мечом. За эти подарки берется жена, а она в свою очередь приносит мужу какое-нибудь оружие. Это считается у них самыми крепкими узами, заменяет священные таинства и брачных богов». «Сын сестры в такой же чести у своего дяди, как и у отца, некоторые даже считают этот вид кровной связи более тесным и священным. Чем больше сородичей, тем многочисленнее свойственники, тем большей любовью окружена старость». «[У германцев] обязательно принимать на себя как вражду [своего] отца или сородича, так и дружбу. Впрочем, [вражда] не продолжается [бесконечно и не является] непримиримой. Ни один народ не является таким щедрым в гостеприимстве. Считается грехом отказать кому-либо из смертных в приюте. Каждый угощает лучшими кушаньями сообразно своему достатку. Когда [угощения] не хватает, то тот, кто сейчас был хозяином, делается указателем пристанища и спутником, и они идут в ближайший дом без приглашения, и это ничего не значит: обоих принимают с одинаковой сердечностью. По отношению к праву гостеприимства никто не делает различия между знакомым и незнакомым. Если, уходя, гость чего-нибудь потребует, то обычай велит предоставить ему [эту вещь], так же просто можно потребовать [чего-нибудь] в свою очередь [и от него]. Они любят подарки, но ни данный [ими подарок] не ставится себе в заслугу, ни полученный, ни к чему не обязывает. Отношения между хозяином и гостем определяются взаимной предупредительностью» - Тацит.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: