Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями




МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е.Львова

Центр правовой и деловой информации ЦГБ

Правовой всеобуч

«Как не стать соучастником правонарушения. Ответственность»

Алексин 2021

26.01.2021 года, 12.45

27.01.2021 года, 12.45

Уч- ся 9 и 10 классов МБОУ СОШ № 1

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся с разными аспектами последствий правонарушений с точки зрения закона.

2. Формировать умения обучающихся выбирать правильную позицию и уметь её отстоять.

3. Способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

4. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, памятки «Как не допустить правонарушение», видеоролик «Подросток и закон».

 

Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим с вами на важную тему – об ответственности подростков за совершение противоправных действий. Вы – несовершеннолетние, но, как любой гражданин, вы имеете права и обязанности и несёте юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми. Эта ответственность зависит от вашего возраста и тяжести совершённого проступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, вам нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних.

Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Ведущий: Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может всё. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путём, зарабатывая необходимые деньги, или вступить на путь преступления в поисках лёгкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем не менее количество малолетних преступников не убывает.

Ведущий: По последней статистике ФСИН в настоящее время в России насчитывается около 500 000 заключённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. А подростками ежегодно совершается более 45 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. Почти до 145 тысяч подростков ставится ежегодно на учёт подразделениями по делам несовершеннолетних. Вдумайтесь в эти цифры!

Ведущий: Как вы думаете, почему люди нарушают законы? (ответы ребят) Как называется нарушение правовых норм? (правонарушение) Именно о правонарушениях и ответственности за правонарушения пойдёт сегодня речь на нашем правовом всеобуче. Давным - давно люди придумали правила поведения, которые передавались из поколения в поколение. Как называем мы эти правила поведения в обществе? (Моральные нормы)

Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями

  • уважать родителей, педагогов;
  • выполнять данные обещания;
  • помогать нуждающимся;
  • не воровать;
  • не убивать;
  • не обманывать и т.д.

И всегда, во все времена осуждались:

  • предательство;
  • жадность;
  • жестокость;
  • клевета;
  • лицемерие;
  • трусость.

Позднее нормы морали определились в правовые нормы, или законы.

Чем отличаются правовые нормы от моральных норм? Как вы думаете?

(Нормы морали рекомендательные, а законы общеобязательные).

ЗАКОН – нормативно - правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве законы? И где они прописаны?(ответы детей)

В нашей стране, как и в любой другой, существует основной закон, по которому мы живём. Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.

Почему эта тема для вас сегодня особенно актуальна? Как вы думаете? (В силу вашего возраста)

Да, действительно, вы вступили в сложный, но интересный возраст - подростковый. Именно с этого возраста вы несёте особую ответственность за свои поступки.

Рассмотрим три понятия - Проступок. Правонарушение. Преступление. Необходимо этим понятиям дать определения.

Правонарушение – общественно опасное деяние или бездействие, приносящее вред человеку, обществу, государству.

Проступок – это нарушение правил поведения, менее опасное деяние или бездействие, приносящее вред человеку, обществу и государству, за которое наступает юридическая ответственность.

Преступление – особо опасное деяние или бездействие, приносящее вред человеку, обществу и государству, это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Ведущий: Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурно, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», - говорят они, когда приходится отвечать за содеянное. Нет, это не шалости и не мелочи. Стоит только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате их несёт материальный ущерб государство, морально или физически страдают другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой преступление.

Ведущий: Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия. Запомните!

Существует 4 вида юридической ответственности при правонарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (Убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

А теперь рассмотрим виды юридической ответственности при совершении различных нарушений.

Ситуация 1: (Ложное сообщение). В класс вбегает ученик и кричит:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Статья 207 УК. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей - наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет. Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, скорой помощи, полиции.

Ситуация 2: (Нанесение побоев): К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьёт его учебником по голове, «сообщивший» падает, встаёт, держась за голову, стонет, даёт сдачи и начинается драка.

Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трёх месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас - то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик.

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Ситуация 3: (Порча чужого имущества) Разговор на перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон. Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

- Если говорить о вреде, то причинён он может быть не только человеку, но и его имуществу. А ст. 1064 ГК предписывает ещё и возмещение материального ущерба в полном объёме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное («Я ведь не нарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Ситуация 4: (Угроза болтовнёй) В классе идёт спор двух учащихся:

– Ещё раз прицепишься - убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Статья 119 УК – Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Ситуация 5: (Оскорбление) Две девочки в классе ссорятся:

– Ах ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Статья 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Ситуация 6: (Осквернение зданий и транспорта) В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Ведущий: А сейчас давайте с вами проведём небольшой тест.

ТЕСТ

Познай людей и самого себя

Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:

  • Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
  • Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
  • Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь «забавные тексты»; нарисовал бы рисунки?
  • Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
  • Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении полиции, сделал бы я это или нет?
  • Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?

Подведение итогов. Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.

Ведущий: Хочу вам посоветовать, как сказать «нет», если вами манипулируют или оказывают на вас групповое давление:

• заявить уверенно о своём взгляде на вопрос правонарушения, преступления, курения, употребления алкоголя или наркотиков, т.е. уверенно сказать «нет»;

• повторять «нет», не объясняясь и не оправдываясь;

• задать встречный вопрос: «А почему ты на меня давишь (заставляешь)?»;

• отказаться вообще от продолжения данного разговора (предложения);

• не показывать свою неуверенность, слабость, возможность уговорить себя, сдаться напору и «дрогнуть»;

• помнить, что кто - то стремится нарушить вашу независимость, насаждает вам свою волю и решает за вас;

• сделать вид, что не расслышали, о чём идёт речь, или постараться изменить тему разговора;

• помнить, что манипуляторы отступают даже перед пассивной защитой;

• быть уверенным в себе и своём разумном решении.

Ведущий: Ребята!Вас заставил задуматься наш сегодняшний правовой всеобуч? Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем. Помните, что за все свои поступки вы всегда сами будете нести ответственность.

(Раздача памяток «Как не допустить правонарушение»).

А для закрепления материала давайте посмотрим видеоролик «Подросток и закон».

(просмотр видеоролика «Подросток и закон» – 9 мин.)

 

 

По материалам интернет – ресурсов составила

зав. ЦПДИ ЦГБ Н.А. Леонова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: