Любая деятельность проходит пять этапов развития




В соответствии с ФГОС ДО»

 

 

с.Лётно-Хвалынское

 

Дошкольный этап детства у детей связан с активным периодом познания мира вокруг, осознанием собственного «я», а также динамично протекающей социализацией. Малыши приобщаются к культурному наследию и общечеловеческим морально-этическим нормам. Всё это определяет основную цель процесса образования в детском саду, а именно создание условий, благоприятствующих формированию личности ребёнка. И действенным способом её реализации считается вовлечение ребят в разные виды деятельности.

Суть понятия «деятельность»

Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия.

Настроить ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности, – это непростая задача, с которой педагог сталкивается по нескольку раз в день. И в этом смысле особое значение приобретает методический багаж приёмов, упрощающий этот самый переход. Следует сказать, что в методике нет жёстких рамок, какой приём на какой вид деятельности мотивирует. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приёма.

Выбор мотивационных приёмов зависит также и от индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

 

Пять этапов развития любого вида деятельности у ребёнка

Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов её развития. Остановимся на каждом, используя в качестве примера освоение лепки ребятами группы раннего возраста и младшей группы как элемента изобразительной деятельности:

· самостоятельная или свободная деятельность ребёнка (малыши группы раннего возраста пробуют приминать пластилин, греют его в руках, повышая пластичность материала);

· затруднения (дети не могут придать нужную форму пластилину);

· деятельность вместе со взрослым (педагог показывает, как нужно отрывать кусочек пластилина, раскатывать его между ладоней, придавая форму шарика, а затем, если нужно, приплющивать этот «шарик», чтобы сделать «блинчик»);

· деятельность рядом или совместно с товарищами (воспитанникам в младшей группе дается задание проложить «блинчиками» путь Колобка-«шарика» от картонного домика к бумажному лесу, где каждый малыш кладёт свою часть дорожки-«блинчик»);

· самодеятельность (к примеру, малыши делают «семью шариков» и разыгрывают ими сюжет сказки — придуманной, увиденной в мультфильме или по хорошо знакомой сказке «Репка»).

Каждый уровень освоения деятельности, безусловно, важен, но «переломным», то есть обеспечивающим возможность дальнейшей эволюции конкретного вида активности, является этап совместной работы со взрослым. На этой стадии освоения деятельности дети обогащают свой личный опыт, а также осознают ошибки этапа затруднения. В итоге они успешно переходят на уровень деятельности рядом или совместно с товарищами и самодеятельности.

Таким образом, третий уровень развития деятельности требует особой методической точности разработки.

 

Любая деятельность проходит пять этапов развития

Таблица: Мельникова О.И., конспект совместной образовательной активности с детьми средней группы в рамках темы «Мой друг робот» познавательно-исследовательской деятельности (фрагменты).

 

Этап занятия Содержание этапа
Организационно-поисковый или вводный Приветствие
— Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне: раз, два, три, четыре, пять — хочу вам предложить со мной поиграть. А вы хотите поиграть со мной в очень интересную игру, но только у нашей игры есть одно главное правило: если я во время игры буду задавать вам вопросы, вы на них будете отвечать полным ответом. Аня, повтори, какое правило есть в нашей игре? Воспитатель: — Ребята, ну, что принимаем правила игры, будем отвечать на вопросы полным ответом? Воспитатель: — Тогда, ребята, раз, два, три, четыре, пять, пора игру нам начинать. Я вам принесла что-то интересное. Посмотрите, что это? Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Правильно — это мешочек. А хотите узнать, что там внутри? А как мы узнаем что внутри? /различные ответы детей, дети предлагают различные варианты исследования предмета в мешочке/ Воспитатель: — Богдан пощупай пальчиками осторожно мешочек, догадайся, что там внутри? Воспитатель: — Хорошо, Богдан считает, что внутри кубики или коробочки. Ребята, а как мы ещё можем узнать, что внутри мешочка? Полина, ты как считаешь. Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Вы думаете, что нам надо заглянуть внутрь. Давайте заглянем, раз, два, три смотри. Что это ребята? Воспитатель: — Правильно — это коробочки. Я, предлагаю вам взять в руки по одной понравившейся вам коробочке и встать в большой круг Ребята, давайте рассмотрим наши коробочки, но мы будем их не просто рассматривать, а мы с ними поиграем. Эта игра на внимание и вам всем, надо быть какими? Воспитатель: — Правильно внимательными. Не забываем про правило отвечаем полным ответом.
Основной Дидактическая игра «Что в коробочке» Воспитатель: — Скажите, из чего сделаны наши коробочки? Воспитатель: — Правильно, из бумаги. Арсений, покажи ребятам свою коробочку. Ребята, скажите, какая коробочка у Арсения? Воспитатель: — Вы такие внимательные, правильно она большая, красная. Ребята, внимание, а сейчас поднимите вверх коробочки те ребята, чьи коробочки похожи на коробочки Арсения, такого же цвета и размера. Хорошо, Рома проверь, правильно ли все подняли кубики? Воспитатель: — Арина покажи ребятам свою коробочку. Ребята, скажите, какая коробочка у Арины? Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Правильно она средняя, белая. Внимание, ребята, а сейчас покачайте над головой коробочками, те ребята, чьи коробочки похожи на коробочку Арины. Хорошо…>
<… Воспитатель: Коля, а ты бы как хотел с нашими коробочками поиграть? Воспитатель: — Ребята, Коля хочет из них построить башню. А ты бы, Рома, как поиграл с коробочками? Воспитатель: — Рома бы построил дом. Хорошо. Да, но во все эти игры мы играем каждый день. Воспитатель: — А я знаю, что в нашем игровом уголке появилась новая игрушка. Ну-ка, ну-ка, ребятки, кто догадался какая? Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Правильно, это робот. А кто из вас любит играть с роботами, встаньте на носочки и поднимите высоко, высоко свои ручки? Все любят играть роботами, это так здорово. Ребята, давайте рассмотрим нашего нового друга и перечислим, что есть у нашего робота…>
Воспитатель: — А мы с вами сможем сделать такого же робота? Из чего мы с вами сможем его сделать? Воспитатель: — Правильно из цветных, бумажных коробочек. А хотите, чтобы и у вас дома был такой друг, с которым можно бы было играть? Воспитатель: — А как мы будем его собирать? Нам обязательно нужно составить план,как мы будем собирать робота. Богдан, что сделаем сначала, какую возьмём коробочку, назови и покажи. Воспитатель: — Ты предлагаешь взять большую красную коробочку, как ты считаешь, что мы сможем сделать из этой коробочки. Воспитатель: — Ребята, посмотрите правильно из этой коробочки, можно сделать туловище…>
<… Воспитатель: — Ребята, теперь каждый из вас попробует собрать робота. Получается? Нет? А почему? Воспитатель: Правильно! Все части робота нужно приклеить. И этим вы сейчас займётесь. А если кто-то из вас забудет, какую коробочку надо будет приклеить, то вам поможем наша схема подсказка, которую мы составили вместе и выложили на доске /самостоятельная работа детей/…>
<… Воспитатель: — Ребята, а мне кажется у ваших роботов, чего-то не хватает? Чего? Посмотрите внимательно на нашего гостя и на своих друзей. Чего не хватает? Воспитатель: — Правильно, лица, ротика, носика и глаз. А из чего мы их сделаем, ведь у нас больше ничего не осталось. Конечно, можно нарисовать. Давайте нарисуем.
Воспитатель: — Посмотрите, какой замечательный друг у каждого из вас получился. Ведь иметь много друзей это так здорово! Ребята, мы собрали, украсили, нарисовали лицо, чего не хватает? Ребята, скажите, а как мы будем обращаться к нашему роботу. Что нам надо сделать? Не забываем про правило отвечаем полным ответом. Воспитатель: — Правильно придумать имя. Вова, я знаю, ты очень любишь роботов, как ты назовёшь своего нового друга? Воспитатель: — Робик мне нравится. Ребята, мы с вами знакомы друг с другом, я знаю? как зовут тебя, тебя зовут Маша. Маша, а как зовут твоего друга робота…>
Рефлексивно-корригирующий или заключительный <… Воспитатель: — Как вы красиво все сейчас танцевали со своими друзьями роботами. Ребята, скажите, получилось ли у нас найти себе новых друзей во время нашей игры? Поднимите-ка высоко-высоко своих друзей и покажите нашим гостям. Ребята, а почему мы с вами смогли сделать роботов-друзей? Дарьяна, а чей робот-друг во время танца тебе понравился, кто, по твоему мнению, лучше танцевал. Вова, а твой робот-друг уже нашёл себе друга робота в нашей группе? Ребята, скажите, а какое у вас сейчас настроение? Мне очень понравилось, как вы все сегодня работали. Ребята, о чём вы расскажете сегодня вечером дома своим мамам и папам?/ Различные ответы детей. Воспитатель: — А теперь нам надо всем вместе привести в порядок место, где мы с вами трудились /дети убирают своё рабочее место/.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: