Список использованных ресурсов




МБУК «АЛЕКСИНСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

Им. князя Г.Е. Львова

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

(195-лет со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина)

Составитель: Наталья Ивановна Тонких,

Библиограф СБО ЦГБ

Алексин 2021 год

Название: «Прокурор русской общественной жизни…» (к 195-летию со дня рождения М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА)

Форма проведения: Литературный этюд

Дата и время проведения: 28 января 2021 г., 11-20

Место проведения: МБОУ «Гимназия № 18»

Контингент: учащиеся 7 «а» класса МБОУ « Гимназия № 18»

Организаторы: Справочно-библиографический отдел МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова

Цели мероприятия: способствовать формированию у учащихся интереса к русской классической литературе; расширить представление о личности писателя; приобщить к литературному наследию великого писателя-сатирика; развивать эмоциональное восприятие, творческие способности, эстетический вкус

Задачи: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя-сатирика; прививать любовь к чтению; развитие интереса к чтению; воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру

Оборудование: мультимедийное оборудование для показа слайд-презентации, фрагмента мультфильма по одноимённой сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» («Союзмультфильм», 1965 г.) и по одноимённой сказке мультфильм «Премудрый пискарь» («Союзмультфильм», 1979 г.)

 

 

Ход мероприятия

Слайд 1.

В этом году исполняется 195-лет со дня рождения гениальному русскому писателю, непревзойденному мастеру сатирической прозы - Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину.

Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая – Салтыков, вторая – Щедрин – появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто делится на две части: Салтыков – чиновник, и Щедрин – литератор, сатирик, писатель.

Слайд 2.

«Прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних» - называли его современники.

«Цель моя – обличение того, от чего происходят и развиваются общие народные недостатки и бедствия, борьба против главного существенного зла, - всего порочного, бесчестного и недостойного человека» - писал Салтыков–Щедрин.

Слайд 3.

Миша Салтыков родился 27 января 1826 года в старинной дворянской семье в имении родителей в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Московская обл.). Салтыков-Щедрин вспоминал: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе».

Слайд 4.

Миша был шестым ребенком потомственного дворянина и коллежского советника (полковник) Евграфа Васильевича Салтыкова. Мать - урождённая Забелина Ольга Михайловна, из семьи московских купцов. Она была властной женщиной, жестоко наказывала не только крепостных, но и детей за малейшие проступки. Писатель вспоминал: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут... секут как следует, р о згою... Было мне тогда, должно быть, года два, не больше». И это несмотря на то, что Михаила мать любила больше всех остальных детей.

Слайд 5.

В 10 лет, он успешно сдал экзамены и поступил сразу в третий класс Московского дворянского института, где в своё время воспитывались Василий Жуковский, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов.

Через два года, в 1838, Салтыков в числе лучших был переведён казённокоштным (т.е. за государственный счет) воспитанником в Царскосельский лицей, где учился Александр Пушкин.

В лицее страсть Михаила к чтению соединялась со страстью к творчеству. Как говорил он:«…почувствовал решительное влечение к литературе, что и выразилось усиленною стихотворною деятельностью». Одноклассники за любовь к чтению и сочинительство стихов называли Михаила «поэтом» и «умником», а в кругу близких он получил прозвище «мрачный лицеист».

Учителя отмечали скверный характер лицеиста, грубость, жаловались на «писание стихов» «неодобрительного» содержания. Писатель вспоминал: «Я начал писать стихи, за которые был часто наказываем».

Слайд 6.

В 1842 году журнал «Библиотека для чтения» напечатал первое стихотворение Салтыкова «Лира», еще несколько его сочинений вышло в журнале «Современник». Но он понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи, и не любил, когда ему о них напоминали.Б о льшая их часть осталась неопубликованной и не дошла до нас. Всего известно одиннадцать стихотворений Салтыкова.

Вот одно из них, которое было впервые опубликовано — в журнале «Современник» в 1844 году:

НАШ ВЕК (Отрывок)

В наш странный век все грустью поражает

Не мудрено: привыкли мы встречать

Работой каждый день; все налагает

Нам на душу особую печать.

Мы жить спешим. Без цели, без значенья

Жизнь тянется, проходит день за днем -

Куда, к чему? не знаем мы о том.

Вся наша жизнь есть смутный ряд сомненья.

Мы в тяжкий сон живем погружены.

Как скучно - все младенческие грёзы

Какой-то тайной грустию полны,

И шутка как-то сказана сквозь слезы!

И лира наша вслед за жизнью веет

Ужасной пустотою: тяжело!

Усталый ум безвременно коснеет

И чувство в нас молчит, усыплено.

Что ж в жизни есть веселого? Невольно

Немая скорбь на душу набежит

И тень сомненья сердце омрачит...

Нет, право, жить и грустно да и больно!..

М. Салтыков, февраль 1844 г.

 

Слайд 7.

В мае 1844 г. Михаил Салтыков окончил лицей, а в августе его зачислили на службу в канцелярию военного ведомства и только через два года он получил там первое штатное место — помощника секретаря. Но скука и бессмысленность чиновничьего труда угнетали его:«…Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь…».

Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба.

Слайд 8.

«Отдушиной» в жизни Салтыкова становятся театр, посещения петербургских литературных кружков, собраний, которые по пятницам устраивал у себя дома его лицейский друг — философ-социалист Михаил Буташевич-Петрашевский, так называемые «пятницы» у Петрашевского. Но вскоре Салтыков перестал посещать эти собрания из-за политических разногласий.

Слайд 9.

Внутренний протест к существовавшим порядкам в России и разногласия с петрашевцами нашли свое проявление в литературных произведениях. В журнале «Отечественные записки» в 1847 г. Салтыков опубликовал повесть «Противоречия», а в следующем году еще одну — «Запутанное дело» (1848), которая привлекла внимание цензурного комитета и была запрещена немедленно из-за событий февральской революции во Франции 1848 года.

Слайд 10.

В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве читаем: «Неприятная история… Приказано арестовать чиновника… за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был Михаил Салтыков. В апреле 1848 его арестовали и посадили в Арсенальную гауптвахту Петербурга за «...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие». Так «вину» писателя определил царь.

Слайд 11.

А через шесть дней Салтыкову выдали предписание ехать в какую-то «северную трущобу». Так начинающий прозаик был отправлен – в ссылку в далёкий город Вятку. В течение почти восьми лет Михаил Евграфович находился под полицейским надзором, и все это время ему было запрещено писать. Несмотря на это он занимался литературными переводами.

Вряд ли стоит рассматривать эту ссылку как наказание. «Вятский плен» был спасением для Салтыкова от более сурового наказания. В 1849 г. правительство жестоко расправилось с кружком Петрашевского.

Слайд 12.

Провинциальная жизнь для начинающего писателя превратилась в великую школу, хотя и, по его словам «школу очень грязную». В Вятке молодой человек преодолел несколько ступеней чиновничьей карьеры: от канцелярского чиновника до правителя губернаторской канцелярии. Во время ссылки Салтыков проехал по делам губернии на лошадях более 7000км.

Слайд 13.

Красные точки на карте это места, посещаемые Салтыковым во время следствий и служебных командировок. В поездках по губернии, он наблюдал чиновный мир и крестьянскую жизнь, повсеместные пошлость, произвол, бесправие. Эти впечатления станут основой сатирического творчества писателя.

Слайд 14.

В ноябре 1855 г., после смерти императора Николая 1, Салтыкову разрешено было, наконец, покинуть Вятку. Он получает право «проживать и служить, где пожелает».Вернувшись в феврале 1856 в Петербург, был причислен к Министерству внутренних дел, где велась подготовка крестьянской реформы. Затем назначен чиновником особых поручений при министре.

Слайд 15.

В июне 1856 года Михаил Евграфович обвенчался с Елизаветой Аполлоновной Болтиной, дочерью вятского вице-губернатора, познакомившись с ней еще в 1852 году в Вятке. У них было двое детей: сын – Константин и дочь Елизавета. Несмотря на то, что брак был довольно сложным, прожили Салтыков и Болтина вместе всю жизнь.

Слайд 16.

После ссылки, Михаил Салтыков продолжает сочетать писательский труд с государственной службой. Как он вспоминал, «писал и служил, служил и писал».

В 1856–1857 гг. в московском журнале «Русский вестник» от имени «надворного советника Н. Щедрина» выходят «Губернские очерки», где автор изобразил целую галерею «паразитов, сосущих кровь народа» на основе личных наблюдений во время «вятского плена». Читающая публика назвала его наследником Гоголя. «Губернские очерки», принесшее писателю громкую славу, положили начало особому виду литературы, получившей название - «обличительной».

Слайд 17.

Михаил Евграфович занимал высокие административные должности. В 1858 году он был назначен вице-губернатором Рязани, через два года (1860) перевели на ту же должность в Тверь.

На службе он боролся со взяточничеством и воровством. Неоднократно вступался за бесправных крестьян. «Я не дам в обиду мужика. Будет с него, господа... Очень, слишком даже будет!» - эти слова, сказанные однажды вице-губернатором, передавались из уст в уста.

Вице-губернатора Салтыкова прозвали «вице-Робеспьером».

Слайд 18.

Параллельно службе писатель опубликовал сборники «Невинные рассказы» (1857-63) и «Сатиры в прозе» (1859-62), статьи по крестьянскому вопросу в журналах «Русский вестник», «Современник» и «Библиотека для чтения». Салтыков все больше убеждался в том, что деятельность чиновника - пусть даже честного и справедливого - не может привести к улучшению народной жизни при существующем общественном строе. В 1862 году он написал рапорт об отставке и переехал в Петербург.

Слайд 19.

По приглашению Николая Алексеевича Некрасова писатель вошел в редакцию журнала «Современник». Салтыков-Щедрин взял на себя писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь».

Однако журнал постоянно подвергался нападкам цензуры, начались внутрижурнальные разногласия. В 1864 году Салтыков вышел из редакции и вернулся на государственную службу.

Слайд 20.

В ноябре 1864 г. Михаил Евграфович был назначен управляющим Казенной палатой в Пензе, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 г. - в Рязань. За это время он опубликовал лишь одну статью – «Завещание моим детям».

Частая смена мест службы объясняется очень просто: во-первых, Салтыков имел прочную репутацию «осмеятеля чиновников», а во-вторых, сам был чиновником совершенно нетипичным – всеми силами боролся с казнокрадством и взяточничеством, отличался неумеренной честностью и отстаивал интересы людей низкого происхождения.

Слайд 21.

При назначении Михаила Евграфовича Салтыкова председателем Казенной палаты в Тулу присвоили генеральский чин - Действительного статского советника (чин генерал-майора).Но ехать в Тулу Салтыков не спешил. Приказ о переводе был подписан 11 ноября 1866 года. И только 29 декабря генерал Салтыков пожаловал в здание Тульской Казенной палаты на улице Киевской (сейчас это проспект Ленина).

Слайд 22.

Вот каким запомнил этот день старший делопроизводитель палаты Иван Михайлович Мерцалов: «…он приехал уже недели через три, когда мы перестали уже ожидать его, как прежде, изо дня в день… И вот в один из будничных дней, придя в палату, мы узнаем, что новый управляющий приехал еще накануне и сейчас будет у нас… Является он сам, суровый и мрачный на вид, быстро проходит в присутствие..» (присутственное место, помещение, им занимаемое)

С этого дня началась для служащих палаты беспокойная жизнь.

Однако все признавали, что новый управляющий знал толк в делах, требовал полной занятости служащих и чиновников, оперативного решения вопросов, внятности докладов, так как сам «быстро соображал и моментально схватывал суть дела, легко и свободно излагал свои мысли». Дотошно проверял, редактировал все документы, прежде чем поставить свою подпись.

Его могучая, неиссякаемая энергия поражала сослуживцев. «...Как живо кипела у него всякая работа! Как свободно передавал он на бумагу свои мысли! - вспоминает один из них.—...И вообще затруднений в делах для него как будто не существовало: самые сложные и запутанные дела, которые в несколько лет не могли распутать комиссии... он один решал в несколько дней».

Слайд 23.

К сожалению, Михаил Евграфович не успел как следует развернуться в Туле. Причиной тому стал конфликт с тульским губернатором Михаилом Романовичем Шидловским. Как вспоминали современники, спустя месяц после прибытия Салтыкова два генерала поссорились. Хотя первоначально ходили друг к другу в гости, играли в пикет. Естественно, ссора генералов сказалась и на служебных делах.

Слайд 24.

Ведущий 2: Писатель не скрывал своего негативного отношения к Шидловскому, прозвав его тульским «помпадуром». В это время Салтыков-Щедрин написал памфлет «Губернатор с фаршированной головой». Правда, до сегодняшнего времени этот памфлет не дошел. Хотя исследователи считают, что он лег в основу образа градоначальника города Глупова в романе «История одного города» - Ивана Пантелеевича Прыща, где присутствуют живые черты губернатора Шидловского.

Слайд 25.

Деятельность Салтыкова в Туле завершилась его удалением из города по причине остроконфликтных отношений с губернским начальством. Всего 9 месяцев он управлял Тульской казенной палатой. Но как признавал И.М. Мерцалов: «генерал от литературы за столь короткое время своей энергичною, неутомимою деятельностью оставил неизгладимый след в делах палаты».

Пребывание Салтыкова в Туле отмечено на здании бывшей Казенной палаты (сейчас это Коммунально-строительный колледж) мемориальной доской с надписью: «Здесь с декабря 1866 года по октябрь 1867 года работал в качестве председателя Казённой палаты великий русский сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин». Документы о служебной деятельности писателя хранятся в Государственном архиве Тульской области.

Слайд 26.

Тула и Алексин упоминаются Салтыковым-Щедриным в его произведениях «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) и «Как один мужик двух генералов прокормил» (1869). А в «Письмах о провинции» (1868-1869) писатель рассказал о своих наблюдениях за жизнью наших городов, краеведы сходятся во мнении, что тульские впечатления отразились и в других щедринских произведениях.

Вот такая история связывает русского писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина и наш родной край!

Слайд 27.

Произведения сатирика неоднократно экранизировались.

Давайте посмотрим фрагмент мультфильма по одноимённой сказке Салтыкова-Щедрина«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». («Союзмультфильм», 1965 г.)

Слайд 28.

Тула стала предпоследним городом в карьере генерала от сатиры. 13 октября 1867 года генерал Михаил Евграфович Салтыков был переведен в Рязанскую казенную палату.

А после жалобы рязанского губернатора «беспокойный человек» по повелению императора Александра II был окончательно уволен в отставку 25 мая 1868 года с формулировкой как «чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы».

Слайд 29.

Писатель переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где проработал 16 лет (1868-1884). После смерти поэта в 1878 г. Салтыков-Щедрин становится главным редактором журнала, отдавая журналу все свои силы, знания и талант. Пока существовали «Отечественные записки», писатель работал исключительно для них. В 1870-е годы были опубликованы: «Благонамеренные речи», «Господа Ташкентцы», «Помпадуры и Помпадурши», но бесспорно, «вершиной сатирического искусства» стал роман «История одного города» (1870).

Слайд 30.

В следующее десятилетие Салтыков-Щедрин выпустил в свет россыпь великолепных произведений: «За рубежом», «Недоконченные беседы», «Письма к тетеньке», «Современная Идиллия», «Пошехонские рассказы», но лучшим из которых, безусловно, стал социально-психологический роман «Господа Головлевы» (1880).

Слайд 31.

В апреле 1884 «Отечественные записки» закрыли за «вредное направление». Закрытие журнала было страшным ударом для редактора. Вот как изображает Щедрин свое настроение в эти тяжелые для него дни. «…Душа запечатана…» «Теперь у меня всё... отняли. Можно ли представить себе что-нибудь более жестокое, унизительное, позорное», «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем...» «Негде писать, совсем негде». «Я - литератор действующий, я труженик, обязанный держать перо в руке ежеминутно», - писал сатирик.

В январе 1889 Салтыков-Щедрин закончил последнее свое произведение - автобиографический роман «Пошехонская старина» (1887–1889) и частями публиковал его, как и все последние произведения, в журнале «Вестник Европы», а первое полное издание вышло после его смерти.

Слайд 32.

Особое место в творчестве писателя занимает «Сказочный цикл» из 32-х произведений и создавался он на протяжении 18 лет (1869-1886). Из-за цензуры писатель не смог издать полное собрание своих сказок. Один из цензоров писал: «…его сказки — та же сатира, и сатира едкая…».

Поэтому некоторые сказки распространялись подпольно в России и за рубежом. Свои первые сказки Михаил Евграфович напечатал в журнале «Отечественные записки», до его закрытия. И только в сентябре 1886 г. вышел в печать неполный сборник сказок писателя – «23 сказки».

Щедринские сказки вошли в Золотой фонд мировой сатиры. Самые известные из них: «Премудрый пискарь», «Бедный волк», «Карась-идеалист», «Баран непомнящий», «Дикий помещик» и в особенности «Коняга».

Слайд 33.

Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провел в постели, посетителям, которые приходили навестить больного, просил передать: «Я очень занят – умираю». Но при этом не переставал писать. За несколько дней до смерти Михаил Евграфович написал первые страницы нового произведения «Забытые слова». Щедрин писал: «Были, знаете, слова, ну, совесть, отечество, человечество, другие там ещё… А теперь, потрудитесь-ка их поискать!.. Надо же напомнить!»...

Помним ли мы сейчас эти слова? …

Знаете ли вы, что Салтыков-Щедрин - создатель новых слов. Такие слова как «мягкотелый», «благоглупость», «головотяпство» были рождены пером известного сатирика.

На протяжении всей жизни Салтыков-Щедрин сохранил веру в свой народ, свою историю. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России»- говорил писатель.

Умер М.Е. Салтыков-Щедрин 10 мая 1889 г. в Петербурге.

Слайд 34.

Современники называли его «сказочником», а его произведения – «странными фантазиями», оторванными от реальности. Но прошло уже более 100 лет, а книги Салтыкова-Щедрина кажутся написанными совсем недавно – его сатира до сих пор не потеряла своей злободневности.

Вот как об этом сказал сам писатель: «Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности.»

Показ мультфильма по одноимённой сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» («Союзмультфильм», 1979 г.)

Слайд 35.

Заканчивая наше мероприятие, хочу передать завещание М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Пусть меня меньше почитают, но больше читают».

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Список использованных ресурсов

1. Милонов, Н.А. М.Е.Салтыков-Щедрин // Милонов, Н.А. Русские писатели и Тульский край: очерки по лит. краеведению / Н.А. Милонов. - Изд. 3, доп. и перераб. - Тула, 2002. - С. 149-153: портр.;

2. Михайлов, И.И. Салтыков-Щедрин в Туле: (из воспоминаний сослуживца) / И.И. Михайлов // М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. - М., 1957. - С. 478-503.;

3. Писатель, который видел будущее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW. URL: https://diafilm.net/diafilm/3268-pisatel-gorechi-i-gneva-m-e-saltykov-shchedrin;

4. Писатель горечи и гнева (М.Е. Салтыков-Щедрин) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW. URL: https://diafilm.net/diafilm/3268-pisatel-gorechi-i-gneva-m-e-saltykov-shchedrin;

5. Пищулин, Ю.П. Из истории нелегальных изданий Сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина / Ю. П. Пищулина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW. URL: С. 619-630. Пищулин Ю.П. Из истории нелегальных изданий сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.pdf;

6. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович // Тульский биографический словарь. - Тула, 1996. - Т. 2. - С. 159-160. - Лит. в конце ст.;

7. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW. URL: https://velib.com/biography/saltykov_shhedrin/;

8. Салтыков-Щедрин Михаил. Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW. URL: https://lit-classic.ru/biography.php;

9. Соколова, И.Г. 175 лет со дня рождения (1826) М.Е. Салтыкова-Щедрина / И.Г. Соколова // Тульский край. Памятные даты на 2001 год. - Тула, 2000. - С. 40-41. - Библиогр.: 7 назв.;

10. Соколова, И.Г. Салтыков-Щедрин Тула и др. // И. Г. Соколова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW. URL: https://www.btula.ru/fullbrend_316.html.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: