Социально-ответственное поведение как результат проектирования индивидуальных достижений подростков




__________________________________________________________

Р.С. Бондаревская, педагог-психолог ГОУ СОШ №234

 

«Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.» Достоевский Ф.

 

Опыт оказания психолого-педагогической помощи подростков, склонных к девиантному поведению, свидетельствует об эффективности проектирования с ними их индивидуальных достижений. Научить подростка ставить реальные цели и приходить к достижениям, значимым для них самих и не противоречащих нравственным устоям общества возможно, если психолог, социальный педагог, тьютер готовы сопровождать его на пути важного для него самого жизненного изменения, которое без поддержки взрослого он осилить не мог. Опыт достижения повысит мотивацию созидательной деятельности, будет способствовать нормализации самооценки и уровня притязаний, а полученное умение проектировать ото достижение позволит подростку и в дальнейшем более осознанно и ответственно относиться к своей жизни.

Проектирования индивидуальных достижений может использоваться не только в «автономной» работе педагогов различного профиля, оно может лечь в основу взаимодействия педагогического коллектива в осуществлении психолого-педагогической реабилитиции детей и подростков, оказавшихся в «группе риска».

Теоретическое основание проектированию индивидуальных достижений дает системно-деятельностный подход, разработанный классиком отечественной психологии В.Д. Шадриковым. Деятельность человека всегда побуждается определенными мотивами, связанными с удовлетворением его потребностей. К наиболее распространенным мотивам можно отнести удовольствие от самого процесса деятельности, прямой результат деятельности (созданный продукт, усвоенные знания и т.п.), вознаграждение за деятельность (плата, похвала, повышение статуса), избежание наказания, которое угрожало бы в случае уклонения от деятельности. Это распространяется на людей любого возраста.

Почему же ученики одного и того же класса, имеющие на первый взгляд схожие мотивы и потребности, могут так сильно разниться в своем желании заниматься определенным видом деятельности? Дело в том, что активность человека, его актуальная мотивация к определенной деятельности зависит не только от мотивов. Наряду с ними значительную роль играют ситуативные факторы: сложность предполагаемой работы, наличие необходимых для её выполнения знаний и умений, возможность получить помощь, психологический климат в коллективе, отношения с руководителем. Следует подчеркнуть, что ситуативные факторы могут играть главенствующую роль, не смотря на то, что они очень часто бывают субъективными. Например, сложность работы может как недооцениваться, так и переоцениваться.

Таким образом, человек включается в какую-либо деятельность, если соблюдаются два условия: у него есть мотивы заниматься этой деятельностью и есть достаточная степень уверенности, что он может придти к желаемому результату. Очень часто подростки «группы риска» отказываются от учебной деятельности именно в силу второго условия.

Как научить подростка проектировать свои индивидуальные достижения?

Первый этап – постановка цели.

Цель – это образ потребного (желаемого) будущего. Помогая подростку поставить конкретную цель, педагог учит его создавать образ своих возможных достижений, зримо представлять их. В основу проекта лучше всего положить цель, которая удовлетворяет двум условиям: она эмоционально привлекательна для подростка, и, в тоже время, представляются ему вполне осуществимой.

Ученик, который оказался на консультации у педагога, потому что у него, как он сам понимает, есть проблемы, не просто настроится на достижения. Он, скорее всего, находится во власти стереотипа «получения общих указаний по поводу устранения неудобств, которые он создает для окружающих». Этот стереотип не создает благоприятный фон для создания образа будущего. Проектирование достижений потребует решительного перевода разговора от трудностей и проблем к обсуждению имеющегося положительного опыта, перспектив и планов.

Приведем примеры вопросов, которые помогут направить общение в нужное русло:

- Что ты умеешь делать лучше всего?

- Можешь ли ты вспомнить момент в своей жизни, когда ты действительно чувствовал себя победителем?

- Чем ты думаешь заняться в будущем?

- Где собираешься продолжить свое образование?

- Ты себе выбрал профессию? Какую?

- Если твоя жизнь сложится наилучшим образом, чем ты будешь заниматься через год, через два года, через пять лет?

Результат первого этапа проектирования: принятие подростком конкретной цели, которую он действительно хочет достичь. О привлекательности цели для подростка можно судить не столько по его словам, сколько по воодушевлению, которое проявляется в мимике и жестах. Помогает выяснить мотивацию достижений хорошо известный психологам тест «Самооценка и уровень притязаний» Дембо-Рубинштейн. Самый большой разрыв между желаемым и наличествующим указывает направление, в котором строить разговор о достижениях.

Желательно, чтобы первый проект индивидуальных достижений был рассчитан на средний временной промежуток. Если подросток ставит более удаленную цель, стоит условно разделить продвижение к ней на насколько этапов и сконцентрировать усилия на той части, которая укладывается в сроки от одного до трех месяцев.

Второй этап – это поиск возможных способов достижения поставленной цели.

Как правило, самостоятельно подросток может назвать три-четыре способа, которые он уже использовал ранее. У подростков, имеющих большой опыт неудач (а именно они чаще всего попадают в «группу риска») часто формируется подсознательная установка, что способов вообще не существует – «все равно ничего не получится». Нужно расширить их представления о путях достижения целей, привести ободряющие примеры (вспомним хотя бы Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого). На этом этапе можно использовать «помощь друга»: методом мозгового штурма вместе генерировать всевозможные варианты. Очень важно объяснить, что обращение за помощью – это тоже один из способов достижения цели. Здесь будет уместно дать телефоны и адреса различных служб, оказывающих помощь подросткам, прорепетировать обращение или вместе позвонить в одну из служб. В последствие подростку будет значительно легче самому обратится к специалисту. Обсуждая способы достижения, следует сразу их оценивать их последствия, включая социальные.

Приведем один достаточно показательный пример. Ученица восьмого класса ставила перед собой цель – хорошее знание алгебры. Показателем достижения должна была стать оценка «4», вместо тройки в предыдущей аттестации. Среди способов продвижения к цели девочке было предложено посещать факультатив по этому предмету, на который она, к большому удивлению психолога, на момент консультации не ходила. Выяснилось, что в начале года ученица один раз пришла на занятие с опозданием, и учитель не разрешил ей остаться. Других попыток она не предпринимала. Психолог предложил ей обсудить с учителем возможность посещения факультатива и прорепетировал с ней соответствующий диалог. В результате ученица уже со следующей недели приступила к занятиям факультатива. Данного способа оказалось достаточно: в четверти желаемая оценка была получена.

Третий этап – выбор подходящих способов достижения целей, согласование их с другими целями.

Выбирая с подростком оптимальные пути достижения поставленной им цели, нужно помнить, что новая деятельность повлияет на привычный образ жизни подростка, возможно, ему придется в чем-то себе оказать, изменить свои планы. К этим изменениям подросток должен подготовиться, настроится на них. Иначе, будучи в данный момент воодушевленный одной целью, он запланирует действия, которые в будущем не сможет или не захочет осуществлять. Поэтому, если, к примеру, ученик считает, что ему надо на два часа больше заниматься уроками, то следует сразу выяснить, чем он обычно занимался в это время и как теперь быть с этими делами: если он гулял с собакой, то кого попросит гулять вместо себя; если проводил время с друзьями, то какими словами объяснит им свое отсутствие.

Чем подробнее продуманы детали, тем легче будет осуществлять проект.

Четвертый этап – планирование действий.

На что тут надо обратить внимание? Во-первых, план надо записать. Конечно, и записанные индивидуальные планы не всегда выполняются в полном объеме, но, всё же, делается значительно больше, чем в случае, если план остался только в голове. Во-вторых, как бы старательно мы ни старались продумать все наперед, жизнь все равно внесет свои коррективы. Поэтому «линейная» стратегия, в котором за одним пунктом в обязательном порядке следует другой, как правило, не является наилучшей. Заслуживают внимания циклическая (рис.1) и разветвленная (рис.2) стратегии.

Рисунок 1.Циклическая стратегия

    Этап 1    
    ò    
    Этап 2  
       
    ò    
    Продолжить или вернуться?    
       
    ò    
    Этап 3    
    ò    
    Продолжить или вернуться?    
    ò    
    Этап 4    
         

 

Рисунок 2. Разветвленная стратегия

 

    Этап 1    
ò   ò   ò
Этап 2а или Этап 2б или Этап 2в
    ò    
    Этап 3  
    ò    
    Продолжить или вернуться?  
    ò    
    Этап 4    

 

Пятый этап – реализация плана.

Для подростка, который, возможно, никогда не планировал свою жизнь осознанно, это не простое дело. Очень полезной будет поддержка педагога, интерес к реализации проекта, помощь в ключевые моменты продвижения к цели. Сложно бывает определить степень поддержки. Если она будет избыточной, педагог по существу возьмет на себя ответственность за результат, а подросток будет просто исполнителем и не научится самостоятельному проектированию своих достижений. Если поддержка окажется недостаточной, - это в первую очередь касается ситуации, когда в план надо вносить коррективы, - ученик может решить, что цель для него недостижима и отказаться от неё.

Шестой, заключительный этап заключается в подведении итогов и анализе результата. Конечно, самое главное и естественное – разделить с подростком радость победы. Стоит попросить его рассказать по порядку, что он сделал, чтобы придти к этому достижению, а уже потом спросить, что он сможет сделать еще лучше в следующий раз. Показать не только личную, но и социальную значимость его достижения. Предложить (но не навязывать) поставить следующую цель.

Самое трудное на этом этапе - помочь подростку пережить неудачу, если он не смог достичь цели. Конечно, он буде наполнен тяжелыми чувствами: удручен, зол или расстроен. Рядом с взрослым, понимающим его состояние, подростку будет легче пережить эти чувства. Когда это произойдет, педагог может попросить подростка рассказать о своих страхах, связанные с поражением и трезво оценить сложившуюся ситуацию. Никогда отрицательный результат проектирования не бывает только отрицательным: за время работы по реализации проекта подросток развивает положительные качества, отношение к нему меняется к лучшему, да и несколько шагов к поставленной цели он сделал и, в дальнейшем, достичь ее, всего скорее, будет легче. Кроме того, уже сама возможность обсудить свои неудачи с заинтересованным взрослым – это плюс. Крайне важно, чтобы подросток сделал конструктивные выводы в отношении причины неудачи: осознал, что конкретно зависит он него самого, что он может изменить к лучшему в стратегии будущих достижений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: