Дивидендные политика и ее типы.
Дивидендная политика – это часть финансовой политики предприятия, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой и реинвестируемой (капитализируемой) частями прибыли с целью увеличения его рыночной стоимости и благосостояния собственников.
Практическое использование различных теорий привело к разработке трех основных подходов к формированию дивидендной политики:
· - консервативный,
· - умеренный (компромиссный),
· - агрессивный.
Они позволили сформировать 5 типов дивидендной политики.
Избранный тип характеризуется показателем – коэффициент дивидендных выплат:
Кдв = div/ EPS,
где div – дивиденды, выплаченные на 1 акцию,
EPS – чистая прибыль в расчете на 1 акцию
Основные типы дивидендной политики:
Консервативная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, основной целью которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу.
Компромиссная (умеренная) дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных потребностей.
Агрессивная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с агрессивной надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой раскрутки предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия.
|
Факторы, определяющие дивидендную политику.
Формирование дивидендной политики включает в себя несколько этапов:
1. Первый этап – оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики. При этом все факторы принято подразделять на четыре группы.
Факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации:
· стадия жизненного цикла предприятия, поскольку на ранних этапах развития предприятие вынуждено большую часть средств инвестировать в воспроизводство;
· конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является предприятие, поскольку в период подъема конъюнктуры значительно возрастает значение капитализации прибыли и сокращаются возможности дивидендных выплат;
· необходимость расширения инвестиционных программ предприятия, так как при активизации инвестиционной деятельности по обновлению основных фондов и нематериальных активов возрастает потребность в реинвестируемой прибыли и сокращается размер дивидендов;
· степень готовности планируемых инвестиционных программ к реализации, поскольку при благоприятной конъюнктуре рынка для их осуществления потребуется концентрация собственных финансовых ресурсов.
Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников:
· достаточность резервов собственного капитала, величина нераспределенной прибыли прошлых лет;
· стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
· стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;
|
· доступность кредитов на финансовом рынке;
· рейтинг кредитоспособности предприятия.
Факторы, связанные с объективными ограничениями:
· уровень налогообложения дивидендов;
· уровень налогообложения имущества организаций;
· достигнутый эффект финансового левериджа;
· фактический размер получаемой прибыли и уровень рентабельности собственного капитала.
Прочие факторы:
· уровень дивидендных выплат организациями-конкурентами;
· неотложность платежей по ранее полученным кредитам;
· возможность утраты контроля над управлением предприятием.
Второй этап – выбор типа дивидендной политики, которая соответствует стратегии предприятия.
Третий этап – определение механизма распределения прибыли, соответствующего стратегии предприятия.
Четвертый этап – оценка эффективности дивидендной политики предприятия. Для оценки эффективности проводимой дивидендной политики используется множество показателей.
Коэффициент дивидендного выхода показывает, какая часть чистой прибыли предприятия направляется на выплату дивидендов по обыкновенным акциям:
где Доа– дивиденд на одну обыкновенную акцию;
ЧПоа– чистая прибыль, причитающаяся на одну обыкновенную акцию.