Позиция наших праведных предшественников в отношении подобных хадисов




Акыда саляфов и последователей хадиса

(Вероубеждения первых поколений мусульман и последователей хадиса)

Автор: Шейхуль-Ислам, имам Абу ‘Усман Исма’иль ибн ‘Абдур-Рахман ас-Сабуни
(373-449 г.х.)

Подготовлено редакцией сайта: «salaf-forum»

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Часть

Введение

Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, к Нему взываем о помощи и прощении. Прибегаем к Аллаху от зла наших душ и дурных деяний, кого Он ведет прямым путем, никто не введет в заблуждение, а кого Он оставил – никому не вывести к истине! Свидетельствую, что нет истинного божества кроме Аллаха Единого и нет Ему равных ни в чем, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник!

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Али ‘Имран 3: 102).

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (ан-Ниса 4: 1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (аль-Ахзаб 33: 70-71).

А затем:

Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Наихудшие же деяния – это нововведения, каждое нововведение – ересь, любая ересь – заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.

Воистину, правильные вероубеждения (‘акыда) – это самое лучшее и главное в религии Ислам, ведь именно с их помощью человек истинным образом познает своего Господа.

Когда Малик ибн Динар сказал: “Обитатели этого мира покинули его, так и не отведав наилучшего в нем”. Его спросили: “Что же это, о Абу Яхья?” Он сказал: “Познание Аллаха Всевышнего!” ад-Динури 1879, Абу Ну’айм 2/358.

Известно, что ученые прошлого и современности уделяли огромное внимание науке вероубеждения и ее первостепенности в сравнении с остальными областями шариатского знания, и объяснению этого факта существует ряд важнейших причин:

Во-первых, вероубеждение (аль-‘акыда) является основой Ислама и опорой его учения, без которых деяния человека не будут приняты, а все его высказывания будут неверны. Всевышний Аллах сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры» (аль-Маида 5: 5).

Во-вторых, правильные вероубеждения заложены в человеческой природе. Всевышний Аллах об этом сказал: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество (фитра), с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (ар-Рум 30: 30).

А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый человек рождается в своем естественном состоянии, будучи мусульманином, но затем его родители обращают его в иудаизм, христианство или огнепоклонничество. Это подобно тому, как любое животное рождается со всеми своими конечностями. Вы ведь не видели, чтобы животные рождались с отрубленным носом, ухом и т.п.». Затем Абу Хурайра, передававший этот хадис, сказал: “Читайте об этом слова Всевышнего: «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (ар-Рум 30: 30)”. аль-Бухари 6599, Муслим 2658.

В-третьих, правильные вероубеждения – это первая обязанность каждого мусульманина. Так, пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправляя своего сподвижника Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) с призывом в Йемен, напутствовал: «Ты придешь к народу, который является обладателем Писания. Пусть первым, к чему ты их призовешь, будет свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха (ля иляха илля-Ллах)». аль-Бухари 3/225, Муслим 19.

Эту же мысль выразил имам аль-Бухари (да помилует его Аллах) начав свой «Сахих» с глав «С чего началось откровение», «Книга веры» и «Книга знания», как бы давая понять читателю, что первой обязанностью человека является вера (иман), обретаемая посредством знаний, а источником их обоих является божественное откровение – Коран и Сунна.

Известный сподвижник Джундуб ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) говорил: “Мы были молодыми и резвыми людьми, находясь с пророком (мир ему и благословение Аллаха), и мы изучали веру (иман) прежде, чем приступать к Корану. Затем, изучая Коран, мы увеличивали им свою веру”. Ибн Маджах 61, аль-Байхакъи 3/120, аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 271. Достоверность подтвердили хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани.

‘Абдуль-Гъанни аль-Муджаддиди сказал: “Из этого извлекается то, что изучать вопросы, связанные с вероубеждением следует прежде, чем изучать фикъх и Коран”. См. “Инджах аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах” 1/63.

В-четвертых, всем посланникам было велено призывать свои общины в первую очередь именно к вероубеждениям. Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (аль-Анбия 21: 25).

Всевышний Аллах также сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагъута!”» (ан-Нахль 16: 36).

Вот лишь несколько примеров из Корана, разъясняющих нам, в чем заключались методология и базовый принцип призыва всех пророков:

Нух (мир ему): «Мы послали Нуха к его народу, и он сказал: “О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 59).

‘Иса (мир ему): «Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”» (аль-Маида 5: 117).

Худ (мир ему): «Мы отправили к ‘адитам их брата Худа. Он сказал: “О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 65).

Салих (мир ему): «Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: “О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 73).

Шу’айб (мир ему): «Мы отправили к мадьянитам их брата Шу’ейба. Он сказал: “О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 85).

Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “О люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него”» (аль-А’раф 7: 158).

Наипервейшая задача призыва – это средоточие и укрепление верных убеждений в сердцах и умах людей, и именно в этом заключался метод всех пророков. Чтобы лишний раз убедиться в этом, давайте вспомним историю заточения в темницу пророка Юсуфа (мир ему) и людьми, которые оказались с ним в одной темнице. Когда они обратились к нему с просьбой растолковать их сновидения, он, дабы не упустить этот удобный момент, когда все их внимание было приковано к нему, сказал: «О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (Юсуф 12: 39-40).

В-пятых, правильные вероубеждения – это цель, ради которой были созданы джинны и люди. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарият 51: 56).

Да и может ли быть иначе? Ведь ‘акыда единобожия является основой и фундаментом для сплочения людей. ‘Акыда единобожия – это призыв мусульман, обращенный к представителям других религий. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей, и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”» (Али ‘Имран 3: 64).

В-шестых, на значимость и важность единобожия помимо прочего указывает факт свидетельства Самого Аллаха о Своей единственности. Всевышний Аллах сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (Али ‘Имран 3: 18).

Вероубеждения есть суть божественного руководства, благодаря которому мы познаем нашего Господа, пречист Он и славен. Эти знания заставляют нас ревностно соблюдать Его повеления и отказываться от Его запретов, и благодаря им мы знаем, какая награда уготована для покорных Его рабов, а также какие наказания ожидают ослушников.

К достоинству и ценностям верных убеждений, несомненно, можно отнести также следующее:

— Полное спасение в мире будущем ожидает именно тех, кто имел правильное вероубеждение и это, безусловно, самая радостная весть для всех единобожников.

— Тот, из числа совершавших тяжкие грехи, кто придерживался единобожия и правильных убеждений, будет спасен от вечного пребывания в Аду, а быть может благодаря им будет сразу прощен Аллахом и избежит наказания за свои грехи.

— Правильные убеждения являются главной причиной избавления от печали и бедствий в обоих мирах.

— Обладатель правильных убеждений в этом мире наделен руководством Аллаха и Его содействием, а в мире будущем – безопасностью.

— Благодаря им человек чувствует присутствие и близость Аллаха к нему, и удостаивается Его помощи.

— Носителям верных убеждений обещана поддержка твердым словом в мире ближнем и будущем.

Что бы ни постигло раба Аллаха из печалей этого мира, смотря на них сквозь призму правильной ‘акыды, а также зная об их великих достоинствах, он обретет терпение и довольство.

Таким образом, правильные вероубеждения – это то, к чему необходимо призывать в первую очередь, ибо как сказал имам Малик ибн Анас: “Невозможно исправить положение поздних поколений этой общины иначе как при помощи того, что привело в порядок дела первых”. См. “аш-Шифа” 2/88, “аль-Икътида” 2/762.

Призыв в области убеждений заключается в строгом исповедании ‘акыды ахлю-Сунна уаль-джама’а (приверженцев Сунны и единой общины). Что же касается призыва в области поклонения Аллаху, то это необходимость приведения его в точное соответствие с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) и полное повиновение ей, не допускающее никакого ослушания или новшеств.

Все это, а также многое другое побудило ученых нашей общины уделять первоочередное внимание этой науке. Следует также отметить, что вне всяких сомнений, правильнее и лучше кого-либо иного в этой общине суть исламского вероучения познали наши праведные предшественники во главе со славными сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). Могло ли быть иначе, если Сам Аллах повелел всем мусульманам, пришедшим после них, верить так, как верили они, сказав: «Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем» (аль-Бакъара 2: 137).

А пророк (мир ему и благословение Аллаха) о них сказал: «Лучшие люди – это мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них». аль-Бухари 3651, Муслим 2533.

По той причине, что праведные саляфы были близки к пророческому периоду, они лучше всех понимали религию во всех ее аспектах, и в частности в вопросах убеждения и веры. А что касается последователей хадиса, то они лучше всех знали о том, чего придерживались праведные саляфы и оберегали эти чистые убеждения от всего лишнего и не имеющего к ним отношения. Ведь о сторонниках хадиса пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «В каждом поколении это знание несут справедливые, которые отгоняют от него искажение излишествующих, добавление заблудших и толкование невежд». аль-Байхакъи 10/209, аль-Хатыб 1/29. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Лялякаи, Ибн ‘Абдуль-Барр, аль-‘Укъайли, аль-Къасталяни, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Итак, представляем вниманию русскоязычных мусульман послание шейхуль-Ислама и предводителя мусульман, (как выразился о нем аль-Байхакъи) знатока хадисов и толкователя Корана, имама ахлю-Сунна уаль-джама’а своего времени – Абу ‘Усмана ‘Исма’иля ибн ‘Абдур-Рахмана ас-Сабуни, скончавшегося в 449 году по хиджре.

Данное послание, которое он назвал: «Вероубеждения первых поколений мусульман и последователей хадиса», очень важный и полезный труд, на который опирались и которому уделяли внимания имамы и ученые во все времена. Не раз в своих книгах такие ученые как шейхуль-Ислам Ибн Таймия и имам Ибн аль-Къайим, обращались к нему, приводя из него цитаты по рассматриваемому вопросу. См. “Шарх ‘акыда аль-Асфахания” 29, “Дар ат-та’аруд аль-‘акъль уа-ннакъль”, “Иджтима’уль-джуюш аль-ислямия” 97.

Комментарии (шарх) к вероучению имама ас-Сабуни, делали также и многие ученые нашего времени, среди которых особо следует выделить комментарии шейха ‘Абдуль-‘Азиза ар-Раджихи, шейха Салиха ас-Сухейми, шейха Раби’а аль-Мадхали. Особо ценным этот труд делает также и то, что имам ас-Сабуни был близок к поколению саляфов, ведь он родился в 373 году по хиджре.

Для лучшего усвоения материала и облегчения чтения русскоязычным читателем, мы сократили упоминание цепочки передач (иснад), которые автор ас-Сабуни приводил вплоть до цитируемого хадиса или слов кого-либо из саляфов, также мы не стали упоминать слабые хадисы и асары, которые приводил автор, а достоверные сообщения снабдили необходимыми ссылками на источник. Для этой цели были использованы три издания данного труда имама ас-Сабуни с редакцией и примечаниями современных исследователей.

Просим Всевышнего Аллаха благословить данный труд и сделать его полезным для каждого, кто прочтет его. А также, воздать великим благом всем, кто трудился над этой книгой, включая самого автора, передавших этот труд до наших дней, исследователей и переводчиков.

Часть

Краткая биография автора и похвала ученых в адрес имама ас-Сабуни

Великий историк и имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, писал о нем в «ас-Сияр» (18/40):

“Выдающийся ученый, имам, образец для подражания, наставник, хадисовед, толкователь Корана, шейхуль-Ислам, Абу ‘Усман Исма’иль ибн ‘Абдур-Рахман ибн Ахмад ибн Исма’иль ибн Ибрахим ибн ‘Абид ибн ‘Амир ан-Найсабури ас-Сабуни. Родился в 373 г.х. Первое свое собрание с полезными наставлениями он устроил в возрасте девяти лет, сменив в этом своего отца, который был убит в 382 г.х.

Он передавал хадисы и предания от: Абу Са’ида ‘Абдуллаха ибн Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба; Абу Бакра ибн Михрана; Абу Мухаммада аль-Мухалляби; Абу Тахира ибн Хузеймы; Абу-ль-Хусейна аль-Хаффафа; ‘Абдур-Рахмана ибн Аби Шурейха; Захира ибн Ахмада аль-Факъиха.

От него передавали: аль-Къаттани; ‘Али ибн аль-Хусейн ибн Сасари; Наджа ибн Ахмад; Абу-ль-Къасим ибн Аби Я’ля; аль-Байхакъи; его сын ‘Абдур-Рахман ибн Исма’иль; а также многие другие, последним из которых был Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн аль-Фадль ибн аль-Фарауи.

Абу Бакр аль-Байхакъи, передавая от него что-либо, говорил: «Рассказал нам истинный предводитель мусульман и настоящий шейх-уль-Ислам Абу ‘Усман ас-Сабуни…», и только затем приступал к самому сообщению.

Абу-ль-Хусейн аль-Багъдади рассказывал: “Когда Абу ат-Тайиб (шейх имама ас-Сабуни) находился на каком-либо собрании, будь то праздник, похороны или другие мероприятия, его непременно и единодушно назначали главой собрания, даже если среди присутствующих были люди, не разделяющие его взгляды. Более того, не будь его там, собрания не состоялось бы и вовсе! Ему поручали право первого и последнего слова, и именно он задавал тему этих собраний. Увлекающиеся фикъхом, в его присутствии, обращались со своими вопросами только к нему, и когда он погружался в разговор на эти темы, то непременно делал это в самом лучшем виде и доводил их до конца. После чего он, обычно, велел Абу ‘Усману занять его место, и тот сразу же взбирался на него, продолжая разговор и растолковывая людям суть и смысл рассматриваемых вопросов, когда же он заканчивал и обращался к Аллаху с мольбой, Абу ат-Тайиб вставал и уходил, а люди расходились вслед за ним. Надо отметить, что тогда имам ас-Сабуни был всего лишь подростком”.

Абу ‘Абдуллах аль-Малики говорил: “О безупречности Абу ‘Усмана в передачах преданий и тафсире свидетельствовали самые благородные мужи его времени”.

‘Абдуль-Гъафир в «ас-Сиякъ» писал о нем так: “Толкователь Корана и знаток хадисов, духовный наставник, шейхуль-Ислам Абу ‘Усман Исма’иль ас-Сабуни, был уникальной личностью своего времени. Он радовал своими наставлениями мусульман на протяжении целых семидесяти лет, двадцать из которых делал это с минбара одной из соборных мечетей. Он был усердным в поисках знаний, хафизом, оставив после себя много научных трудов. Он много путешествовал с целью изучения хадисов: был в Найсабуре, Герате, Сархасе, Хиджазе, Шаме и т.д. Наряду с этим сам являлся передатчиком и рассказывал хадисы в Хоросане, Индии, Горгане, Шаме, Хиджазе и Иерусалиме.

Будучи наделенным великим достоинством и авторитетом не только в религиозных кругах, он являл собой украшение любой местности, где бы ни был. Его слова имели вес и принимались всеми, согласными с его мнением или же нет. По свидетельству ученых его времени ему не было равных. Без преувеличения можно сказать, что он был мечом Сунны и грозой нововведений. Его отец – имам Абу ан-Наср был одним из самых известных проповедников в Найсабуре. Во время мазхабного преследования он был арестован и впоследствии казнен. Имаму ас-Сабуни тогда было всего девять лет, однако это не помешало ему продолжить дело отца. Он стал устраивать собрания посвященные проповедям и наставлениям мусульман, и многие имамы его времени присутствовали на них. Один из них, имам Абу ат-Тайиб ас-Са’люки, взял на себя дело его воспитания и попечительства. Также его проповеди посещали такие ученые как Абу Исхакъ аль-Исфараини и Абу Бакр ибн Фаурак и все они поражались красоте помыслов и совершенству его ума. В такой атмосфере рос и воспитывался наш имам, пока не достиг того уровня, благодаря которому прославился. Большую часть своего времени он уделял поклонению и богоугодным делам, так что люди начали приводить его в пример, когда речь заходила об этом”.

‘Абдуль-Гъафир аль-Фариси в своей книге «ат-Тарих» говоря о причине смерти великого имама своего времени – Абу ‘Усмана ас-Сабуни (да смилуется над ним Аллах), сказал:
“Когда Абу ‘Усман находился на минбаре, увещевая людей, ему передали письмо, пришедшее с Бухары, в котором упоминалось о великой чуме, которая там бушевала. Тогда он стал созывать богатых мусульман, чтобы они оказали им помощь в их испытании. Когда он прочитал это письмо, оно так повлияло на него, что ему сразу стало плохо. Он начал испытывать сильную боль в животе и спустился с минбара. Эта боль длилась неделю, и никакие лекарства не помогали ему, после чего он скончался. Да смилуется над ним Аллах”. См. “Тахзиб Тарих Ибн ‘Асакир” 3/34, “Табакъат аш-шафи’ия” 3/122.
Да помилует Аллах этого великого имама, на которого так болезненно повлияло бедственное положение мусульман того времени на другом конце земли!

‘Абдуль-Гъафир также писал: “В своем письме с выражением соболезнования в связи с кончиной ас-Сабуни, Зайн аль-Ислам ибн Тус писал: “Разве не затаился в его время всякий лжец, желающий возвести ложь на пророка (мир ему и благословение Аллаха)?! Разве при нем Сунна не торжествовала над нововведением?! Разве не посвятил он всю свою жизнь призыву к Аллаху и наставлению рабов Его на путь истинный?! Когда он был ребенком, то не тратил время на юношеские увлечения, а когда достиг зрелости и дожил до преклонных лет – не допускал ошибок и промахов, что так свойственно людям этого возраста! О писатели, отставьте свои чернильницы и седлайте лошадей, ибо не стало того, кого вы так хорошо знали! О вещающие с минбаров, да сделает Аллах великой вашу награду, умер ваш имам, умер ваш господин!”

Аль-Каттани сказал: “Я не видел ни одного шейха, который своим аскетизмом и знанием был бы похож на Абу ‘Усмана”.

Он был один из имамов хадиса, автором известного труда о Сунне и убеждениях первых поколений мусульман. / Речь идет о данном труде имама ас-Сабуни «Вероубеждения первых поколений мусульман и последователей хадиса», который представлен уважаемому слушателю./ И любой, кто, беспристрастно и без предубеждений, ознакомится с ним, обязательно отдаст ему должное”. Закончились слова аз-Захаби. См. “Сияр а‘лям ан-нубаля” 18/40-44.

Ма’мар ибн Рашид рассказывал: “Я слышал как ‘Абдур-Рашид ибн Насыр рассказывал со слов Исма’иля ибн ‘Абдуль-Гъафира, а он со слов Абу-ль-Ма’али аль-Джууейни, сказавшего: “Я был в Мекке и не мог определиться в том, какой мазхаб является истинным. Тогда во сне ко мне явился пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Ты должен придерживаться убеждений ас-Сабуни»”.

Причина написания данного послания

Сказал имам Абу ‘Усман ас-Сабуни:

Хвала Аллаху – Господу миров, благой исход уготован для богобоязненных! Да благословит Аллах Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

А затем:

Однажды в своем путешествии к Запретному Дому Аллаха, а также с целью посещения могилы Его пророка Мухаммада (прим.1), да благословит Аллах его, его семью и благородных сподвижников, я делал остановку в селениях Джиляна, а также в Амуле, что находится в Табаристане.

Там, мои братья по вере обратились ко мне с просьбой составить для них послание в виде кратких глав по основам религии, которых придерживались прежние поколения из числа имамов, ученых мусульман и праведных предшественников (саляф). (прим.2) Убеждений, к которым они призывали и следовали сами, отрицая и запрещая искренним, богобоязненным верующим все, что могло бы им противоречить. Убеждений, последователей которых они любили и считали своими соратниками, а с теми, кто их не придерживался, враждовали, обвиняя в нововведении или даже неверии. Убеждений, благодаря которым, они и те, кто последовал за ними, удостоились божественной благодати, счастья, и награды.

В ответ на их просьбу, я испросил у Аллаха благословения, совершив молитву истихара, и составил это небольшое и простое послание, в надежде, что оно принесет пользу всем обладающим умом. Но именно Аллах – Тот, кто воплощает задуманное нами в жизнь, и оказывает нам Свою бесконечную милость, указывая верный путь и содействуя в строгом следовании ему!

Прим.1 - Следует отметить, что не дозволено отправляться в путь именно с целью посетить могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха) в соответствии с хадисом: «Не дозволено отправляться в путь, кроме как к трем мечетям: к этой моей мечети (в Медине), к Заповедной мечети (в Мекке) и мечети аль-Акъса». Аль-Бухари 1179, Муслим 1397.

Некоторые исследователи этой книги имама ас-Сабуни изменили слово «могила» на слово «мечеть». Поступив так, они попытались свести суть этого вопроса к пониманию, которое вкладывал автор в эти слова, и желая тем самым найти им хоть какое-то оправдание. Однако все же более правильным было бы оставить слова автора в неизменном виде, а уж затем сделать к ним необходимое пояснение. Нет сомнения в том, что имам ‘акыды ахлю-Сунна – ас-Сабуни имел в виду под посещением могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), посещение его мечети, поскольку некоторые имамы действительно называли это посещением могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха). Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Часть ученых называла посещение мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) посещением его могилы. Так они говорили: «Желательно посетить его могилу» или «желательно совершить путешествие для посещения его могилы», под этим они подразумевали то, что имели в виду первые поколения, а именно посещение мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа”27/246.

Но, тем не менее, не является правильным называть посещение мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) посещением его могилы, ибо подобное выражение нуждается в пояснении. Ибн Таймия сказал: “Также среди имамов были и те, кто не называл посещение мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) посещением его могилы, более того они порицали это, не говоря уже о том, чтобы называть это путешествием к его могиле”. См. “Маджму’уль-фатауа” 27/245.

И если порицалось даже просто называть посещение мечети посещением могилы пророка (мир ему и благословение Аллаха), то что же тогда можно сказать о том, что бы на самом деле отправляться в путь лишь для посещения его могилы, или могилы кого-либо иного из пророков и праведников? Ибн Таймия сказал: “Выход в путь не для посещения трех известных мечетей, а для посещения каких-либо могил, следов пророков или иных мечетей не является обязательным и даже желательным исходя из текстов (Сунны) и единогласного мнения (иджма’). Однако выход в путь для посещения мечети нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) является желательным исходя из текстов (Сунны) и единогласного мнения (иджма’). И именно это имеют в виду ученые, которые говорят, что желательно посещать его могилу. И это то, в чем единогласны сподвижники, их последователи (таби’ины) и те, кто был после них из числа муджтахидов”. См. “Маджму’уль-фатауа” 27/252.

Следует знать, что дозволено посещать могилы в Исламе, ибо они напоминают о смерти. Однако порицается именно отправляться в путь ради посещения могил, кому бы они ни принадлежали. Но, например, если человек посетил мечеть в Медине, то нет ничего порицаемого и в том, чтобы посетить его могилу, если человек при этом не будет совершать ничего запретного и порицаемого, как: взывание к нему, просьба посредством него, или считать, что мольба возле его могилы лучше и т.п. Сообщается от ‘Али ибн аль-Хасана, что однажды он увидел человека, который приходил к могиле пророка (мир ему и благословение Аллаха) и заходил туда через отверстие, и взывал там. Он запретил ему это и сказал: “Не сообщить ли тебе хадис, который я слышал со слов своего отца, а он со слов деда, слышавшего от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Он говорил: «Не превращайте мою могилу в место собрания! И не превращайте свои дома в могилы. Обращайтесь за меня с мольбой, поистине, ваши мольбы будут до меня доходить, где бы вы ни были!» Ибн Аби Шайба 2/358, Абу Я’ля 469, Ибн Аби Асым в “Фадль ас-саля ‘аля ан-наби” 26. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади, имам Сулейман ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шейх, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и др. См. “ас-Сарим аль-мунки” 414, “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 1/628, “Тахкыкъ Фатхуль-Маджид” 285.

Прим.2 - Имам ас-Саффарини сказал: “Под «мазхабом саляфов» подразумевается то, на чем были благочестивые сподвижники, а также лучшие из числа таби’инов, а после них признанные имамы религии, о предводительстве которых свидетельствовали и величие которых признавали”. См. “Ляуами’ аль-ануар” 1/20.

Часть

Убеждения последователей хадиса, носителей истины и призывающих к ней, в отношении атрибутов Аллаха

Я утверждаю, и да сопутствует мне Аллах, следующее:

Последователи хадиса (прим.1), строго придерживающиеся Корана и Сунны, да сохранит Аллах живых из их числа и проявит Свою милость к тем, кого уже нет, свидетельствуют об абсолютной единственности Аллаха, а также о пророчестве и посланнической миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Прим.1 - Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Последователи хадиса (асхаб аль-хадис) – это наши предшественники (саляф), жившие в первые три века, а также те, кто последовал их пути из числа последующих поколений (халяф)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 6/355.

Также Ибн Таймия сказал: “Последователи хадиса – наиболее знающие люди о хадисах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) его жизни, стремлениях и делах”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/95.

Аш-Шахристани говоря о причине, почему их стали называть так, пишет: “Все дело в том, что они уделяли большое внимание изучению хадиса и преданий, их передаче и извлечению законоположений Ислама на основе шариатских текстов, избегая разного рода аналогий и игнорируя их до тех пор, пока по исследуемому вопросу у них не оставалось никакого хадиса или предания”. См. “аль-Миляль уа-ннихаль” 1/243.

Шейх Абу-ль-Хасанат аль-Люкнауи говорил: “Тот, кто погрузится в океаны фикъха и основы религии с открытым разумом, не позволяя предрассудкам завладеть собой, увидит, что в большинстве главных и второстепенных вопросов, относительно которых среди ученых есть разногласия, мазхаб знатоков хадисов сильнее остальных мазхабов. Всякий раз, когда я анализирую различные мнения, мнение мухаддисов оказывается наиболее близким к истине. А как же может быть иначе, если они являются наследниками пророка (мир ему и благословение Аллаха) и искренними распространителями его шариата?! Да включит нас Аллах в их число и да внушит нам любовь к ним вплоть до самой смерти!” См. “Имамуль-калям” 156.

Они познают своего Господа посредством тех атрибутов, о которых сказано в ниспосланном Им Откровении, или тех, о которых поведал Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) в достоверных преданиях, дошедших до нас благодаря надежным и достойными доверия рассказчикам. (прим.2)

Другими словами, они описывают Аллаха лишь теми качествами, которыми Он Сам описал Себя в Коране или Сунне, и к их убеждениям не относится уподобление качеств Аллаха качествам Его творений.

Прим.2 - Следует знать, что Сунна, которая состоит из хадисов, переданных от пророка (мир ему и благословение Аллаха) охраняема Аллахом и оберегаема Им так же, как и Коран! Да и как может быть иначе, ведь Сунна разъясняет нам Коран и указывает на тонкости религии, обучая тому, как именно следует поклоняться Аллаху.

Упомянув следующие аяты:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание (Зикр), и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр 15: 9).

«Скажи: “Я предостерегаю вас посредством откровения”. Но глухие не слышат зова, даже когда их предостерегают» (аль-Анбия 21: 45).

Имам Ибн Хазм сказал: “Всевышний Аллах сообщил, что слова Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются откровением, а откровение без каких-либо разногласий является Напоминанием (Зикр), а Напоминание охраняемо Аллахом, как на это указывает Коран! И достоверно известно, что слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) охраняемы Аллахом”. См. “аль-Ихкам” 1/98.

Также Ибн Хазм об аяте: «Мы ниспослали Напоминание (Зикр), и Мы оберегаем его», сказал: “Слово «Зикр» охватывает все, что ниспослал Аллах, будь то Коран или Сунна”. См. “аль-Ихкам” 1/115.

Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Известно, что все слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о религии являются откровением от Аллаха, а все откровения являются Напоминанием (Зикр), ниспосланное Аллахом. Всевышний Аллах сказал: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость» (ан-Ниса 4: 113). Писание – это Коран, а мудрость – это Сунна! А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему!» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2870. И он сообщил о том, что Сунна была дарована ему так же, как и Коран. А Аллах Всевышний сообщил, что Он взял на Себя полномочие охранять то, что Он ниспослал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы это было доводом против рабов до Судного дня”. См. “Мухтасар ас-Сауа’икъ” 2/371.

Так, они утверждают, что Аллах создал Адама Своими Руками, как Он Сам ясно сказал об этом: «О иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?» (Сад 38: 75).

И они не искажают смысл этих слов, подменяя их другими значениями и истолковывая их как: «Его милость» или «мощь» (прим.3), подобно тому, как это делают му’тазилиты (прим.4) и джахмиты (прим.5), да погубит их Аллах! Также они не представляют Руки Аллаха в каком-либо образе, и не заявляют об их схожести с руками Его творений, подобно секте уподобляющих (мушаббиха) (прим.6), да покинет их Аллах!

Прим.3 - Дословно – «толкуя две руки Аллаха, как две Его милости или две мощи».

Прим.4 - Основатель секты му’тазилитов – Уасыль ибн ‘Ата. В свое время он являлся учеником аль-Хасана аль-Басри, однако был изгнан им из кружков знания, после объявления о своих убеждениях. Он был вынужден отделиться (и‘тазаля), благодаря чему сам и все его последователи получили свое название – му’тазиля (отделившиеся). К наиболее серьезным их отклонениям можно отнести отрицание предвечных качеств Аллаха; утверждение о невозможности увидеть Аллаха воочию в Судный день; приписывание людям способности создания своих деяний; утверждая, что предопределение Всевышнего не имеет к ним никакого отношения; а также введение некого промежуточного состояния между верой и неверием и утверждение на этом основании, что человек, совершающий тяжкие грехи (кабаир) не является ни мусульманином, ни неверным, однако вечно будет пребывать в Аду. Все это заблуждение, не имеющее ничего общего с вероучением сторонников Сунны и хадиса!
Прим.5
- Родоначальником джахмизма является Джахм ибн Сафуан. К их наиболее опасным заблуждениям относится: заявление о сотворенности Корана; утверждение о конечности Рая и Ада; отрицание степеней веры, так как согласно их убеждениям вера, являясь лишь познанием сердца, не может увеличиваться или уменьшаться, и к ней не имеют отношения не только деяния человека, но и даже ее словесное подтверждение.

Прим.6 - Мушаббиха – те, кто утверждают о всецелой или же частичной схожести между Аллахом и Его творениями.

Аллах уберег приверженцев Сунны (прим.7) от искажений, уподобления и придания образа Его атрибутам, и проявил к ним Свою милость, наделив должным знанием и пониманием этого вопроса. Благодаря этому, именно приверженцы Сунны последовали путем признания абсолютной единственности Всевышнего Аллаха и очищения Его совершенной сущности от разного рода уподоблений и искажения, как того требуют Его слова: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура 42: 11).

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Обе Его Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» (аль-Маида 5: 75).

Помимо того, что Руки, как атрибут Аллаха упомянуты в Коране, существует также ряд достоверных хадисов об этом. В частности, известный хадис о споре, состоявшемся между пророками Адамом и Мусой (мир им обоим), когда Муса сказал: «Тебя Аллах сотворил Своей Рукой и велел ангелам пасть ниц перед тобой». Муслим 2652.

А также слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах создал Фирдаус (Рай) Своими Руками». (прим.8)

Прим.7 - Приверженцы Сунны (ахлю-Сунна) – известное имя мусульман, следующих истине. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия о термине «ахлю-Сунна уаль-джама’а» сказал: “Это те, кто строго следует Книге Аллаха и Сунне посланника Его (мир ему и благословение Аллаха), а также тому, на чем сошлись первые поколения из числа мухаджиров и ансаров, и тех, кто искренне последовал за ними”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/375.

Также Ибн Таймия говорил: “Положение ахлю-Сунна в Исламе подобно положению мусульман в среде прочих религий”. См. “Маджму’уль-фатауа” 3/141.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: