Бакалавр И
Приступая к изучению материала, необходимо сказать об актуальности данного вопроса. Проблема данного исследования состоит в незнании основ, особенностей и разновидностей выразительных средств, как одной из важных составляющих. А именно неумение применять иносказательные средства выразительности на практике, в веду чего зрительское восприятие трактует неправильный образ, отличное от заложенного режиссёром, поскольку часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Во многих театрализованных представлениях нет образного решения, нет формы, и это происходит в связи с тем, что недостаточно используются средства выразительности и особенно иносказательные средства выразительности, которые действительно могут предать яркости, зрелищности, вызвать интерес. Поэтому режиссёры всегда находятся в поиске новых решений, ищут средства выразительности, которые помогли бы образно донести мысль до зрителя.
В своих работах тему иносказательных средств выразительности и образного решения поднимали - Э.В. Вершковский «Режиссура театрализованных представлений», А.И. Чечётин «Основы драматургии театрализованных представлений» (1981 г.), О.И. Марков «Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба» (1988 г.), С.И. Гавдис «Основы сценарной драматурги» (2017 г.). [1]
Ни одно театрализованное представление не обходится без иносказательных средств выразительности таких как: - Символ, метафора, аллегория, гипербола, литота и др. – иносказательные выразительные средства театрализации, это театрализованный способ подачи материала - это то, на чем всегда сосредоточенно внимание людей. Это то, что вызывает «их активный интерес». Это те самые средства, которые помогают найти образ в сценарии и прийти к образному решению. Иносказательные средства выразительности можно применять не всегда, что было понятно, необходимо учитывать аудиторию, контингент образованности, возрастной контингент, для восприятия иносказательных средств выразительности которые используются. [1]
|
Символ в переводе с греческого означает "знак", рождающий ассоциацию - важное выразительное средство режиссуры. Символ заключает в себе систему метафор, ассоциативных связей, становится хранителем смысловой информации. Пример яблоко - «райское яблоко» - символ искушения, «Иваново детство» - символ мирной и счастливой жизни, символ плодородия. Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратиться в штамп.
Символы бывают:
I. УСЛОВНЫЕ: Связь между выражением внутренне мотивирована.
II. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ: Прямые. Связь между выражением мотивирована.
Другое важное выразительное средство для сценариста — метафора. В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.
Различаются три типа метафор:
— метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом («Колоннада рощи»);
— метафоры-загадки, в которых объект замещен другим объектом («Били копыта по мерзлым клавишам» — вместо «по булыжникам»);
— метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов. («Ядовитый взгляд», «Жизнь сгорела»).
|
Можно выделить наиболее типичные пути использования метафоры в языке театрализации.
Метафора оформления. Пути создания образа через метафору в театрально декорационном оформлении различны. Мысль и идея могут быть выражены через планировку, конструкцию, оформление, детали, свет, через их соотношение и сочетание.
Метафора пантомимы - может стать обобщающим художественным образом только в том случае, если в ее действии заложена борьба, динамика, образная пластика и монументальность.
Метафора мизансцены - требует особо тщательной разработки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссерской мысли.
Аллегория - представляет собой такой принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах, часто имеющих традиционно оформившееся и закрепившееся за ними содержание в мифологии, классическом искусстве, фольклоре, религии. В практике искусства аллегория выступает как персонификация, олицетворение мыслительных форм в образах живых существ или метафорических атрибутах. Например: жизнь, смерть, надежда, злоба, совесть, дружба, Мир — любое из этих понятий может быть представлено с помощью аллегории. [4]
Также необходимо выделить гиперболу (с греч. һуperbole - «преувеличение») представляет собой такой способ художественного обобщения, при котором художественная образность достигается путем намеренного преувеличения каких-либо свойств, качеств, особенностей предмета, явления или процесса. Художественный образ, созданный при помощи гиперболы подчёркнуто условен, его реальный аналог не может в действительности обладать изображёнными свойствами, так как заданная мера их концентрации, выступает нарушением правдоподобия. Вместе с тем, гиперболизация способствует созданию особой выразительности, эмоциональности и экспрессивности изображаемого.
|
А так же иносказательное средство выразительности - это литота. Это художественное преуменьшение, приём, внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью. Литота также берёт начало в обыденной речи. «Я на минуту», говорит человек, заходя к другому, из чего отнюдь не следует, что он удалится именно через минуту, а не через две или через пять. Литота, как и гипербола, широко представлена в фольклоре (классический пример: мальчик с пальчик) [2] Иногда литоту называют обратной гиперболой. Достаточно вспомнить два путешествия Гулливера и в Страну великанов, чтобы увидеть, как гипербола и литота дополняют друг друга, являясь как бы двумя сторонами одной медали. [1]
В качестве примера хотелось бы привести юбилейный театрализованный вечер «Я люблю…» заведующей кафедры Режиссуры театрализованных представлений Орловского Государственного Института Культуры, профессора С.И. Гавдис. В сценарном ходе используется олицетворение (аллегорический образ), девушки – Свет, как олицетворение всего доброго, который борется с Мраком – трудности которые встречаются на жизненном пути. Но несмотря на всё, Свет побеждает.
Так же, примером является, во всём театрализованном представлении использование иносказательного средства выразительности метафора мизансцены. При помощи пластики и мизансцен, Свет находился выше, чем Тьма, тем самым благодаря высокой мизансцене, Свет обволакивал всё вокруг, и тем самым было видно преобладание Добра над Злом. Это непосредственно влияет на восприятие зрителя данной тематике, даёт полёт мыслей, зритель может проникнуться в суть картинки.
В качестве примера использования символа в каждом эпизоде представления можно привести театрализованное представление «Сила доброго сердца» по мотивам сказки Х.К. Андерсена «Снежная Королева», этот символ Роза – символ Любви. Благодаря этому символу, зритель понимал, как через поступки проявляется любовь.
Это использование иносказательных средств выразительности придало представлению яркость, зрелищность, эмоциональность, образность.
Вывод: Необходимо организуя театрализованное представление или любое другое зрелище, помнить, что помимо традиционных, специфических средств выразительности, есть иносказательные, которые нужно использовать с осторожностью, чтобы это было понятно и доступно, и тогда оно будет привлекать и увлекать зрителя, а если будет не понятно то и само действо не вызовет никакого интереса. А главная задача режиссёра, донести свою мысль, и в этом ему помогут иносказательные средства выразительности.
Современному режиссёру необходимо владеть арсеналом иносказательных средств выразительности, чтобы доносить свою идею до зрителя.
Библиографический список:
1. Вершковский, Э. В. Режиссура массовых клубных представлений / Э. В. Вершковский. – Ленинград, 1981.
2. Гавдис, С. И. Основы сценарного мастерства / С. И. Гавдис. – Орел, 2005.
3. Генкин, В. Н. Массовые праздники / В. Н. Генкин. – М.: Просвещение, 1975.
4.Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства (поэтика мизансцены). Учебное пособие для учебных заведений культуры / Ю. Мочалов. – М.: Просвещение, 1981.
5. Силин, А. Д. Массовые театрализованные представления и праздники: проблемы режиссуры, проблемы организации / А. Д. Силин. – М.: Советская Россия, 1987.
6. Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства (поэтика мизансцены). Учебное пособие для учебных заведений культуры / Ю. Мочалов. – М.: Просвещение, 1981.