Библиографический список. «Документальный материал – основа замысла праздничного действа»




Бакалавр З

«Документальный материал – основа замысла праздничного действа»

Приступая к изучению выбранной темы, в первую очередь я хочу сказать о актуальности проблемы исследовательской работы. Документальный материал придаёт достоверности, эмоциональности и содержательности. Вместе с тем, современные сценаристы и режиссёры не уделяют должного внимания документальному материалу, его особенностям и разновидностям, порой вообще не обращаются к документу, а выстраивают программу из надуманных фраз и готовых штампов. Это приводит к бессодержательности, к пустому, не подкреплённому тем или иным материалом разговору. Также режиссёры не вызывают интереса у аудитории, так как их содержание не волнует аудиторию, не затрагивает проблем которыми живут зрители. Задача искусства состоит в обратном отражении действительности!

Обращаясь к литературе по данной теме мы видим, что к этой проблеме обращались многие деятели культуры. Большое внимание документальному материалу уделяет Д.Н. Аль Он пишет: «Сама история великолепный драматург»,[1] который воедино собирает человеческие судьбы и события. Также много внимания уделяется этой теме в работе Н.П. Шилова «Сценарное мастерство». Николай Петрович пишет: «Документальный и художественный материал, который собран в соответствии с темой будущего действа, образует основной смысловой ряд. Сценарный ход создает дополнительный. От пересечения этих двух рядов и рождаются удачные решения. Каждый из них (имеются в виду смысловые ряды) по мере развития тянет за собой определенный лексический шлейф. Возникает тот самый «бином фантазии», о котором говорит Дж. Родари и который помогает творить сценаристу.»[15] Данная тема поднимается и в таких работает, как: О.И. Марков «Сценарная культура режиссёра» (1988 г.), А.И. Чечётина «Основы драматургии театрализованных представлений» (1981 г.), Д.М. Генкин «Массовые театрализованные праздники», И.Г. Шароев «Режиссура массового действа», Т.Я. Маслова «Сценарное мастерство», Д.Н. Аль «Основы драматургии», В.В. Белозерова «Театрализованные представления: технологии создания сценария» и другие.

Режиссёру массового действа необходимо обращаться к местному документальному материалу. Для начала дадим определение документу. Документ (лат. – свидетельство) – это свидетельство о факте, зафиксированное в письменной форме. Д.Н. Аль по этому поводу пишет следующее: «Оно (свидетельство) существует реально и может быть использовано. Свидетельством может быть та или иная фиксация факта, отразившая, «охватившая» какую-то его сторону. Такой фиксацией могут быть письменные свидетельства о сути происходящего – протокол, стенограмма, купчая крепость, декреты, постановления, указы, свидетельство о рождении и т. п. Фиксацией фактов являются средства запечатленного внешнего, «зримого» ряда происходящего – зарисовка, фотография, кинокадр.»[1] То есть факт — это то, что есть или имело место быть в жизни, а документ — это информация об этом событии.

Документальным материалом праздничного действа могут служить:

a) документально-исторические источники (постановления, указы, решения, договоры, декларации, биографии конкретных людей и т.п.) Документальный материал такого типа часто используется при постановке дня города, или другого значимого местного события. Такой пример использования документально-исторического источника можно найти в учебном пособии «Основы сценарного мастерства» С.И. Гавдис. Светлана Ивановна прикладывает сценарий-либретто праздничного арт-моба «ПОЛЁТ КРЫЛАТОГО ГОРОДА» посвященного началу обратного отсчёта празднования 450-летия основания г. Орла [5].

b) литературно-документальные источники - мемуары, очерки, публицистические статьи. В практике режиссуры документально-художественных программ наиболее часто используются литературно-документальные источники, ведь даже из названия можно сделать вывод, что в этом материале немаловажную роль играет литературный, а значит художественный аспект.

c) эпистолярный материал. К такому материалу относятся дневники, письма, непосредственные и зафиксированные на плёнку выступления известных людей; фоно-, фото- и кино-документы. Этот вид документального материала особенно удобен в режиссуре юбилейных вечеров. Мы можем проследить взаимоотношения в переписках к примеру, Ивана Тургенева и Полины Виардо, можем ощутить эпоху в них, и перенести это на сцену. Письма могут стать режиссёрско-художественным приёмом и зритель, через письма будет узнавать информацию, письма могут стать частью сценографии — декорации.

И такой пример мы можем найти в театрализованном представлении «Волненье любящей души» посвящённое памяти И.С. Тургенева, проводимое кафедрой режиссуры театрализованных представлений орловского государственного института культуры. Благодаря документальному материалу режиссёру удалось найти художественный образ. Также, например, на юбилейном театрализованном вечере «Я люблю...» заведующей кафедры Режиссуры театрализованных представлений Орловского Государственного Института Культуры, профессора С.И.Гавдис в большом количестве были использованы фотоматериалы, что относится именно к эпистолярному жанру;

d) Реальный герой. Реальный герой – это живущий сегодня человек, свидетель и участник каких-либо событий, о которых идет речь в сценарии. Когда в представлении появляется реальный человек, это вызывает особое волнение у зрителей. Люди всегда эмоционально откликаются и реагируют на все настоящее, правдивое, истинное.

 

В театрализованных представлениях именно сочетание двух линий – документальной и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, в других - художественный и документальный материал синтезируются в рамках единого действия [9].

В ходе изученной литературы по данной теме можно сделать вывод, что
разработать сценарий и осуществить постановку программы - это значит создать некую целостность, которая должна быть представлена как композиция. Она помогает так выстроить программу, её информационные, смысловые и эмоциональные компоненты, чтобы воздействие их не притупляло чувство зрителя, а увлекало. Документальная основа нужна для того, чтобы раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность. В свою очередь, материалом для определения и формулирования документального объекта внимания служит факт, т. е. истинное событие, происшествие, явление, человек, предмет и т.п.[8]. Документальный материал должен соответствовать замыслу режиссёра, быть стилистически-совместимым, обладать новизной и быть безусловно правдивым.

Таким образом, четкий перечень документов, событий, героев, явлений, художественных элементов подчиненных режиссерскому замыслу и организованных композиционно, образуют основу праздничных действ. Документальный материал помогает находить режиссёру такие связи жизненных явлений, ко­торые помогут вызвать интерес у аудитории и не оставят её равно­душной к поднимаемым проблемам, заставит её активно воспри­нимать происходящее, сопереживать, размышлять, анализировать и принимать участие в праздничном событии.

 

Библиографический список

1. Аль Д.Н. Основы драматургии: учеб. Пособие.- 4 изд. – СПб: СПбГУКИ, 2005. – 280с.

2. Белозерова, В.В. Театрализованные представления: технологии создания сценария: Учебное пособие в 2-х частях. – Орёл: ООО «Горизонт», 2019. – Часть 1. – 186 с.

3. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа: Учебное пособие. Челябинск, гос. акад.куьт. и ис-в. - Челябинск. 2000. – 109с.

4. Вершковский Э.В. Режиссура клубных массовых представлений, ЛГИК, 1977. – 105с.

5. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. - Орел: ОГИИК, 2005. – 242с.

6. Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975. – 34с

7. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.- попул. — М.: Высш. шк., 1990 —208 с.

8. Маслова Т.Я. Сценарное мастерство. Кемерово: КемГУКИ, 2010. — 318 с.

9. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004. – 408с.

10. Рубб А.А. Театрализованный тематический концерт. Совершенствован организации и проведения. Конспект лекций. Изд. третье. Пере раб. и доп. - М.: АПРИКТ, 2005 - 67 с.

11. Силин А.Д. Массовые театрализованные представления и праздники: проблемы режиссуры, проблемы организации. - М.: Советская Россия, 1987. – 309с.

12. Туманов И.М. «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта», М, 1970. – 208с.

13. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. [Учебник для ин-тов культуры] / А. И. Чечетин. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

14. Шароев И. Режиссер эстрады и массовых представлений. М., 1975. – 309с.

15. Шилов Н.П. Сценарное мастерство: учебное пособие / Н.П. Шилов - Челябинск ЧГАКИ, 2000. - 56с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: