при организации дистанционного обучения




Здоровьесберегающие технологии

 

В законе «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетному направлению социальной политики в области образования. Сохранение и укрепление здоровья детей и детей с ограниченными возможностями здоровья - важная проблема, решение которой требует большого профессионализма, высокой подготовленности педагогических работников.

"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Исследования ученых позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1.Стрессовая педагогическая тактика;

2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3.Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4.Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Среди 1-ых классов 10% детей имеют хронические заболевания, среди уч-ся 11 классов -80%.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с нашей профессиональной деятельностью.

Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2.Творческий характер образовательного процесса. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

5. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровье сбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.

Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

Активизировать ребенка можно с помощью специально организованных физических упражнений. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза. Комплексы упражнений выполняются примерно на 10 и 20 минутах урока. Кроме этого, особенно для детей начальной школы, среднего звена необходима гимнастика для снятия зрительного утомления.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Обучение в онлайн-режиме вызывает сомнение у некоторых родителей

из-за того, что ребенок будет работать на компьютере. Повредит ли здоровью ребенка сидение перед экраном? При соблюдении принципов здоровьесберегающего обучения мы сможем сохранить и даже улучшить психологическое и физическое состояние ученика.

К основным проблемам здоровьесбережения на дистанционных уроках можно отнести вредные факторы, которые оказывают гаджеты на здоровье учащихся:

– стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;

– утомление глаз, нагрузка на зрение;

– стресс при потере информации.

Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

С целью предупреждения утомления и усталости обучающихся применяются дидактические игры. Детям предлагаются 1-2 задания, которые несут обучающую функцию, но представлены «не как в учебнике». Они включаются в урок.

Включение в урок элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

Большинство из нас, работая в программе «ZOOM», не следим за осанкой ученика, не напоминаем о том, чтобы ребёнок, по возможности, держал спину прямо. Работа на компьютере создает риск снижения зрения, поэтому учитель должен помнить, что по установленным нормативам расстояние до монитора должно быть не менее 30 сантиметров, уровень постановки монитора соответствовал расположению глаз ребёнка.

Не менее важен благоприятный психологический климат на дистанционном уроке, который служит одним из показателей успешности его проведения. Благоприятный психологический климат на уроке достигается проведением минуток эмоциональной разрядки, путем, например, рассказа коротких смешных или интересных зарисовок по существу излагаемого материала или организации работы на компьютере в целом.

Утомляемость учащихся зависит и от внешних факторов: температуры и свежести воздуха, степени освещенности, отсутствия отвлекающих звуковых раздражителей и т.п. Понятно, что за гигиеническими условиями домашней обстановки несут ответственность родители.

При комфортной психологической обстановке на уроке можно наблюдать естественную нескованную позу учащегося, поэтому следует обращать внимание на позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Всем известно, что на уроке необходимо менять виды учебной деятельности. Однако частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий, а это способствует росту утомляемости обучающегося. Допустимо использовать 4-7 видов за время дистанционного урока. Ориентировочная норма продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности 7-10 минут.

На уроке учитель формирует психическое здоровье и адекватную самооценку у детей. Это одна из важнейших задач педагога. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. Поэтому необходимо показать даже небольшое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Это улучшает настроение, повышает учебную мотивацию ученика.

Можно с уверенностью сказать, что терпеливый и опытный учитель, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья детей, помогут достичь любому ученику значительных успехов в учебе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: