Классификация нововведений.




Тема: Типология инноваций

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, т.е. цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

Особенности инновационных процессов обуславливаются преобладающим типом нововведений, образующих данные процессы. В свою очередь классификация нововведений позволяет реализующей их организации:

·обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;

·обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией организации;

·обеспечить программное планирование и системное управление нововведениями на всех этапах его жизненного цикла;

·разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения выполнения стратегических задач организации;

·выработать соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

Классификация нововведений.

1.По типу инновации выделяют:

1.1. Материально-технические включают:

Инновации-продукты (продуктовые инновации) включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Они позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Инновации-процессы (технологические инновации) означают новые методы организации производства (новые технологии). Они позволяют улучшить экономические показатели за счет:

* совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;

* увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;

* возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае, инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае - объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

Существует определенная закономерность в последовательности применения рассматриваемых типов инноваций при обеспечении прибыльности организации: сначала, как правило, наибольший эффект приносят продуктовые инновации, затем - технологические инновации, и завершающий цикл - модификации продукции. Спустя некоторое время цикл повторяется с переходом на новое поколение продуктов.

1.2. Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:

* они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;

* они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;

* их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;

* при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;

* они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.

2. По инновационному потенциалу выделяют:

2.1. Радикальные (базовые) инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

2.2. Улучшающие (модифицированные) нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

2.3. Комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (например, разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

3. По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на:

3.1. замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций);

3.2. отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен);

3.3. возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);

3.4. открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);

3.5. ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

4. По механизму осуществления выделяются:

4.1. единичные инновации, реализуемые на одном объекте, и диффузные инновации, распространяемые на множестве объектов;

4.2. завершенные и незавершенные инновации;

4.3. успешные и неуспешные инновации.

5. По особенностям инновационного процесса выделяют:

5.1. внутриорганизационные инновации, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре,

5.2. межорганизационные инновации, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

6. В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).

7. По объему применения инновации бывают точечные (локальные), системные и стратегические.

8. По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

9. Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

9.1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

9.2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

9.3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: