Каждая вещь, созданная человеком, как и любая форма в природе, состоит не из случайного скопления отдельных независимых друг от друга деталей и элементов, а является гармонически стройным в своем единстве целым и имеет определенный порядок в построении.
Композиции делятся на динамичные и статичные. Обычно, если композиционная ось наклонена, – это динамичная структура, если она вертикальная / горизонтальная – статичная. Для композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика, в какой бы форме и виде они ни проявлялись – это первооснова всех закономерностей искусства. Возможность сосуществования этих двух состояний следует считать главной причиной возникновения и проявления специфических противоречий в искусстве.
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Композиционная ось наклонена.
Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности. Композиционная ось вертикальная / горизонтальная.
Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.
Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии и криволинейные поверхности.
Можно подразделить все композиции и отдельные мотивы на статические и динамические. И если статические композиции основываются на принципе симметрии, одинаковости, то динамические – на принципах асимметрии, неодинаковости, противопоставления. Все динамичные композиции строят на противопоставлении масштабов, поворотов, мотивов и расстояний между ними; при этом композиционные связи между одними мотивами основаны на контрастных отношениях, а между другими – на отношениях тождества, одинаковости.
|
Интерьеры на изображение сверху имеет статичную композицию и основаны на принципе симметрии. Масштаб и массы предметов одинаковы. Композиционная ось вертикальна.
Интерьеры на изображение сверху имеет динамичную композицию и основаны на принципе асимметрии. Масштаб и массы предметов неодинаковы. Композиционная ось смещена.
Статичные формы по производимому впечатлению оцениваются как стабильные, к ним можно отнести: квадрат, прямоугольник и параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду, вертикальные и горизонтальные линии и т.п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.
Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии, чтобы подчеркнуть красоту предметов, для передачи торжественности, спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, массе, фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. В основном задействован центр, симметричные композиции. Статичность – выражение покоя, устойчивости формы. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служит главным средством организации формы. Статичная форма обычно не только симметрична (четко выраженный центр), но еще и обладает крупной массой. В понятие статичности мы вкладываем как нечто обязательно тяжелое и большого размера.
|
Основные виды статичных форм | |
симметричная форма | |
с незначительным смещением элементов | |
с совмещением равных элементов | |
с облегченным верхом | |
с крупным главным элементом |
Динамичные формы по производимому впечатлению оцениваются как нестабильные, к ним можно отнести: вытянутый прямоугольник и параллелепипед, вытянутые цилиндры, перевернутые треугольники, пирамиды и конусы, наклоненные пирамиды, волнистые и диагональные линии, различные дуги, каплевидные формы.
Движение и выразительность можно передать, показав неправильность и неустойчивость композиции. Несбалансированность положения или формы объекта вызывает в нас предчувствие движения.
Динамика – это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение, можно более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов. Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах: контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство трех сторон объекта характеризует его относительную статичность. Разность сторон создает динамику, «зрительное движение» в направлении преобладающей величины. Сравним куб и вытянутый параллелепипед. Вытянутый параллелепипед создает движение глаза вдоль длинной стороны. Положим параллелепипед плашмя: вертикаль исчезнет, а с ней и односторонняя направленность. Теперь это статичный, «лежачий» объем. Чтобы динамичность проявилась, необходимо обозначить начало, придав форме направленность.
|
Основные виды динамичных форм | |
форма со смещенными от центра осями | |
ритмического характера | |
облегченного низа | |
искривленного вида | |
диагонального членения | |
свободного расположения элементов | |
вытянутых элементов | |
асимметричного расположения элементов |
Метр и ритм
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Метр и ритм – объективные закономерности его установления.
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы.
Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы. Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом такое же, как между n и (n+1)- элементами.
Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов.
Ряд как средство организации особенно важен при необходимости организации в единое целое большого числа элементов. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность. Ряды двух закономерностей придают элементам целого (внутри периода) статичность или динамичность, но всему целому – в зависимости от той закономерности, которая доминирует как система организации ряда. Всегда доминирует закономерность, определяющая отношение периодов ряда.
Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд. Основные виды построения метрических рядов представлены на рисунке внизу.