Тема 9. Профессиональная деятельность в органах по выявлению и расследованию преступлений




 

1. Общая характеристика предварительного расследования. Формы предварительного расследования и органы, их осуществляющие

Предварительное расследование – одна из стадий досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда - и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319 УПК).

Форма предварительного расследования - это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает две основных формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.

Предварительное следствие - это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание и дел возбуждаемых в порядке частного обвинения. Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.

Дознание - это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Условиями для производства дознания являются а) небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести - ч. 3 ст. 150 УПК), б) невысокая сложность расследования (выраженная в наличии подозрения против конкретного лица - ч. 1 ст. 223 УПК).

Упрощение формы расследования при производстве дознания выражено:

- в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователи);

- сокращении сроков (20 суток с возможным продлением до 30 суток);

- в отсутствии некоторых процессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицинский стационар для проведения экспертизы и др.).

Третьей формой предварительного расследования, подчиненной предварительному следствию, является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК).

Производство неотложных следственных действий органом дознания - это факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157 УПК). Не позднее 10 суток с момента возбуждения дела орган дознания обязан направить его прокурору для передачи следователю.

 

2. Органы дознания. Особенности осуществления предварительного расследования в форме дознания.

 

Дознание — это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо составлением обвинительного акта. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником подразделения дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

 

Перечень органов дознания приведен в ст. 40 УПК РФ. Условно их можно подразделить на три категории:

1) органы, производящие дознание в силу наделения их полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности;

2) органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность не является одним из основных и постоянных видов деятельности;

3) должностные лица, которым предоставлены ограниченные полномочия органов дознания только по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий (в юридической литературе их иногда называют органами, приравненными к органам дознания, либо органами дознания с ограниченной или чрезвычайной компетенцией).

 

К органам дознания первой категории относятся органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД. Таким образом, п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ не содержит развернутого перечня органов дознания, является бланкетным и отсылает к ст. 13 Закона об ОРД, которая содержит перечень из семи органов, полномочных осуществлять дознание в силу наделения их полномочиями по осуществлению ОРД:

 

1) органы внутренних дел РФ;

2) органы ФСБ России;

3) федеральные органы государственной охраны

4) таможенные органы РФ;

5) органы СВР России;

6) органы ФСИН России;

 

Следует особо подчеркнуть, что указанные органы обладают двойной компетенцией, являясь одновременно оперативноразыскными органами и органами дознания.

 

К органам дознания второй категории относятся: 1) органы ФССП России;

2) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

3) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

 

Указанные органы не наделены полномочиями по осуществлению ОРД. Кроме того процессуальная деятельность для данных органов не составляет основного содержания их практической деятельности, является второстепенной, дополнительной, осуществляемой только при определенных условиях.

Так, основными функциями государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является обеспечение пожарной безопасности, тушение пожаров, установка пожарной сигнализации и т.д. Дознание же производится для установления причин пожара, выявления поджогов, нарушений правил пожарной безопасности и др., являющихся уголовно наказуемыми деяниями. На органы дознания возлагается:

— дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (гл. 32 УПК РФ);

— выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);

— исполнение письменных поручений следователя о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий;

— оказание содействия следователю при осуществлении следственных и процессуальных действий (в том числе и посредством участия в качестве специалистов);

— производство экспертиз по уголовным делам.

 

Органу дознания, наделенному в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД, следователем по уголовным делам, находящимся в его производстве, может быть дано письменное поручение о проведении ОРМ. Таким образом, органы дознания первого и второго вида вправе в пределах своей компетенции осуществлять производство по уголовному делу в полном объеме и через прокурора направлять его в суд.

 

К органам дознания (должностным лицам) «чрезвычайной компетенции» относятся:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания первого вида, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений.

Процессуальные функции для указанных должностных лиц являются экстраординарными, исключительными в силу их особого территориального положения и удаленности от места расположения органов дознания первого вида. На эти органы возлагаются ограниченные полномочия лишь по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий.

 

Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ ДОЗНАВАТЕЛЬ — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. При этом полномочиями дознавателя не может быть наделено лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу ОРМ. Действующий уголовно-процессуальный закон существенно расширил полномочия дознавателя в сравнении с лицом, производящим дознание по УПК РСФСР 1960 г.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен: самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; в соответствии с уголовнопроцессуальным законом осуществлять иные полномочия.

 

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и ОРМ только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать разыскные и оперативно-разыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: