КОРОЧКИНА В.А.
ТРЕТЬЯ ИНТИФАДА*?
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СИТУАЦИЕЙ С ОГЛЯДКОЙ НАЗАД
СПЕКУЛЯЦИИ ЭКСПЕРТОВ НА ТЕМУ,
ИЛИ АНАЛИЗ С УЧЕТОМ РЕАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ //
Азия и Африка сегодня. – 2017. - № 3. – С. 59-71.
(* Понятие интифада подразумевает вооруженное восстание палестинцев против израильских оккупационных сил).
В сентябре 2016 г. в Израиле начали подводить своего рода плачевные итоги событий, ознаменовавших начало очередной волны террора. На протяжении всего года происходили нападения отдельных арабских экстремистов на израильских военнослужащих или простых граждан, заканчивавшихся, как правило, смертью террористов и ранениями или гибелью их жертв.
Помимо этого факта, написать в рубрику «Письмо в редакцию» меня подвигло прочтение статьи А.А.Ермакова и И.В.Рыжова «Интифада Аль-Кудса и ее место в палестино-израильском противостоянии», опубликованной в журнале в феврале 2016 г. Авторы задаются вопросами - в чем причины этой новой волны насилия, каковы ее отличия от предыдущих конфронтационных периодов, какое место она занимает в общем контексте палестино-израильского противостояния, и наконец, каковы перспективы развития событий?
По мере прочтения статьи у меня возникал один вопрос за другим.
Во-первых, осознавали ли авторы, что они априори рассуждали с позиции тех, чья деятельность заключается в том, чтобы ежедневные одиночные акты насилия раздувать до масштабов интифады?
Дело в том, что «Интифада Аль-Кудса» в заголовке статьи, безусловно, придает всей этой истории благородное звучание и революционный антураж. Представляется, что как раз подобного рода романтический сентиментализм и преследовали труженики палестинских «департаментов пропаганды», называя таким образом начавшуюся с осени 2015 г. кампанию по организации серии одиночных нападений на евреев и перешедшую с весны 2016 г. в стадию относительно продолжительного затишья.
|
В то же самое время в самом Израиле нет единодушного мнения о характере этого всплеска террористических атак. Корректно ли вообще говорить об интифаде, хотя в СМИ можно встретить формулировки типа «интифада ножей», «интифада одиноких волков» и прочее. На мой взгляд, события являются ни чем иным, как «интифадой жертв политических игр». Но... «вся наша жизнь - игра».
Во-вторых, в статье авторы пытались разобраться в том, что же предшествовало последней волне террора. Учитывая, что в этом конфликте, анализируя одну причину за другой, можно зайти далеко в библейские времена, приведем в качестве примера листовку, размещенную Бюро вербовки и логистики организации ФАТХ от 4 октября 2015 г. в аккаунте Твиттер (ФАТХ - правящее движение Организации освобождения Палестины. Председателем обеих организаций является Махмуд Аббас. Он же по совместительству - президент Палестинской национальной администрации (государства Палестина), которой с 2007 г. Сектор Газа не подконтролен, а находится под властью ХАМАС).
По факту, основным методом борьбы за последний год стали теракты с применением транспортных средств и холодного оружия (зачастую с использованием того и другого), совершенные в Иерусалиме и в других городах Израиля одиночными террористами, в прошлом не замешанными в преступлениях против безопасности Израиля2.
|
Нынешняя, третья по счету волна террора, как и предшествовавшая ей интифада, не обошлась без восхождений на Храмовую гору (С. 59-60). Вообще, посещение религиозными евреями Храмовой горы 9-го ава* - постоянный источник гнева со стороны многих палестинских арабов, «защитников Аль-Аксы» (*Девятое ава - день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго Храма в Иерусалиме). Но в 2015 г. ситуация существенно накалилась в связи с деятельностью израильского «Института Храма», реконструирующего утварь и архитектурный облик Второго иерусалимского храма, который, как известно, был разрушен римским императором Веспасианом в 70 г. н.э.
В 2015 г. 9-е ава выпадал на 26 июля. Именно в этот день сотрудники Института храма презентовали общественности трехминутный ролик, представляющий подробную реконструкцию разрушенного храма и позволяющий совершить виртуальное путешествие по святилищу иудеев. При этом в комментариях в прессе представители этой организации отмечали, что они преследуют цель возрождения центральной роли храма в иудаизме после 2000-летнего забвения.
Однако если в Израиле активность Института в официальном дискурсе является ничем иным, как научными изысканиями, то для религиозных экстремистов - планом разрушения мечетей и воссоздания на их месте святого для иудеев Третьего Храма. С той только разницей, что для одних это является целеполаганием, а для других - угрозой, для предотвращения которой любые средства хороши. На регулярно посещавшего Храмовую гору директора Института Иуду Глика 30 октября 2014 г. было совершено покушение *(* И.Глик стал депутатом Кнессета 25 мая 2016 г. от партии Ликуд). Звучали призывы к установлению израильского суверенитета над святым местом.
|
В который раз складывается недвусмысленная картина, наглядно демонстрирующая заинтересованность радикалов с обеих сторон в подрыве стабильности, при этом еврейскими борцами преследуется цель создания «царства галахи» (религиозного закона).
Активность еврейских радикалов не ограничивается вандализмом и нападениями на арабов, что вынудило правительство Израиля распространить действие закона о борьбе с терроризмом на эти экстремистские еврейские группировки. Создается впечатление, требующее, правда, отдельного рассмотрения - если бы не было пресловутого ХАМАС в Газе и палестинского радикализма в принципе, то его обязательно бы создали. С 2007 г. ХАМАС стал идеальным пугалом, прикрывающим сопротивление достижению какой-либо договоренности с палестинцами. При этом исламисты, как будто подыгрывая израильским радикалам, с упорством, достойного лучшего применения, продолжают, по сути, антипалестинскую, деструктивную деятельность. В результате, моховик насилия раскручивается вновь и вновь.
В-третьих, логично задаваясь вопросом в начале статьи об отличии последней волны насилия от предыдущих периодов конфронтации, авторы так и не вывели четких заключений. Постараемся разобраться. Рассматриваемый нами конфронтационный период, как мы уже отметили, уходит корнями в проблему Аль-Кудс (Иерусалим на араб. яз), что объединяет его с двумя предшествующими затяжными «восстаниями палестинцев», названных интифадами, которые Израилю пришлось пережить.
ПЕРВАЯ ИНТИФАДА
Искрой для первой интифады (с 1991 по 1993 гг.), получившей название «Интифада камней», послужило убийство четырех израильтян. Завершилась же она следующей статистике - более 100 погибших евреев более 2 тыс. убитых арабов, из которых половина погибла в результате палестинских междоусобиц.
Все это происходило накануне и в период тайного переговорного процесса между палестинской и израильской делегациями в столице Норвегии. Как известно, по результатам переговоров были подписаны «соглашения Осло» («Осло-1» и «Осло-2»), направленные на разрешение конфликта путем поэтапного создания палестинских институтов самоуправления и разграничения ответственности в вопросах безопасности6 (С. 60-61).
Отметим, что эту интифаду следует рассматривать в качестве специфического опыта, демонстрировашего на тот момент достаточно высокую степень социальной сплоченности палестинского гражданского общества. Изначально это был всплеск массового протеста среди женщин, детей и пожилых людей, который позднее приобрел формы организованного процесса. При этом независимость вовсе не являлась основным мотивом протестных настроений. Это был своего рода всплеск отчаяния, вызванный десятилетиями израильской оккупации.
В то время не было Интернета, а коммуникация заключалась в распространении листовок и прослушивании сообщений по радио. Это сегодня в эпоху Интернета на любого человека в сети в любое время можно оказать воздействие. В то время репортеры только начинали постепенно практику ведения репортажей непосредственно с мест событий, и жители из разных городов могли узнавать о происходящих там событиях. Протесты во время первой интифады заключались в проведении массовых демонстраций, сжигании покрышек или «освобождении» деревень, т.е. количество террористических атак как таковых было минимальным, все акции были организованы и находились под контролем. Израильтяне тогда наводили порядок с помощью слезоточивого газа, резиновых и пластиковых пуль. Спустя лишь некоторое время спецслужбы Израиля начнут использовать агентурный аппарат.
ВТОРАЯ ИНТИФАДА
Можно сказать, что Вторая интифада (или «Интифада Аль Акса»), длившаяся с 2000 по 2005 гг., стала результатом политики Ясира Арафата. Палестинская администрация буквально культивировала почву для восстания. Нужна была лишь искра для того, чтобы произошел взрыв.
Искра в лице на тот момент депутата Кнессета (парламента Израиля) Ариэля Шарона не заставила себя долго ждать. В историю вошло его восхождение на Храмовую гору 28 сентября 2000 г. Этот политический акт привел к столкновению с его же коллегами. Дело в том, что группу агрессивно настроенных палестинских арабов возглавляли депутаты от арабских партий Кнессета. Возмущение вызвало громкое заявление Шарона: «Храмовая гора в наших руках, и она останется в наших руках!». Лучшего повода для конфронтации не найти - началось восстание, получившее название «Интифада Аль-Акса».
Во время Второй интифады положение осложнялось тем, что у палестинской стороны к этому моменту уже была сформирована вооруженная полиция. Израилю пришлось ответить операцией «Оборонительный щит ».
Визитной карточкой второго восстания стали взрывы, совершаемые смертниками, что в итоге привело к одной тысячи жертв со стороны евреев и 3 тыс. со стороны палестинцев. Однако, как и предыдущая, эта интифада, кроме разрушений и смертей, ничего палестинцам не принесла.
ТРЕТЬЯ ИНТИФАДА?
Что касается всплеска насилия в Израиле и на Палестинских территориях, стартовавшего осенью 2015 г., то, повторюсь, в Израиле мнения разнятся относительно того, ставить ли его в один ряд с упомянутыми выше событиями.
Так, с сентября 2015 г. (а не с октября, как указано в статье А.Ермакова и И.Рыжова) в результате нападений палестинцев погибли 34 израильтянина.
На сайте МИД страны приводится статистика, согласно которой за указанный период (количество, к сожалению, возрастает днем за днем) зафиксировано 211 нападений с ножами, 83 перестрелки и 42 атаки, совершенных с помощью транспортных средств. За этот же период приблизительно 200 палестинцев было убито израильтянами, 130 из которых - во время совершения нападения; 70 человек погибли в столкновениях с израильскими службами безопасности или от рук евреев, проживающих на Западном берегу реки Иордан.
Вообще, во всех терактах и войнах Израиля с 1860 г. (отсчет, по традиции, ведется с года, когда на территории современного Государства Израиль были созданы первые еврейские поселения за стенами Иерусалима) всего погибло 23447 человек.
Приводя статистику по третьей волне террора, мы должны подчеркнуть, что это - данные за год, в то время как предыдущие периоды насилия продолжались на протяжении 3-5 лет.
Коренное отличие последней серии атак от прежних двух интифад заключается в том, что она подпитывается через Интернет, который предоставляет возможность для оперативной, доступной и постоянной коммуникации. В частности, позиции, согласно которой за отдельными атаками конкретно «никто не стоит», придерживаются официальные представители Палестинской национальной автономии (ПНА). Они настаивают на том, что нападения на евреев - дело рук отдельных «волков-одиночек», вынужденных таким образом реагировать на «агрессию со стороны Израиля».
Ситуация такова, что сегодня отдельные потенциальные террористы имеют возможность беспрепятственно вдохновиться на смертный подвиг в глобальной сети Интернет, просматривая пропагандистские и устрашающие видеоматериалы с применением холодного оружия и демонстрацией изощренных сцен насилия в исполнении ДАИШ (ИГИЛ) (С. 61-62). Атаки совершают именно молодые люди, пользующиеся социальными сетями. Они холосты, перед ними не стоит задача обеспечения своих семей. Более того, молодое поколение отличает полное отсутствие авторитета родителей, учителей. В результате, происходят трагедии, когда израильские военные разрушают родительский дом сына или дочери, совершившей теракт.
Переживаемая Израилем волна террора отличается от предыдущих интифад также степенью общественного напряжения. Согласно социологическому опросу, проведенному институтом Смитта Поллинга, большинство опрошенных граждан страны считают, что сегодня положение с безопасностью ухудшилось по сравнению со Второй интифадой.
Подобного рода настроения не удивительны. Ведь если подрывы смертников во время Второй интифады случались максимум раз в месяц, то нападения с ножами осенью, особенно в октябре 2016 г., происходили чуть ли не каждый день! Лет десять назад, когда подрывались автобусы и смертники в людных местах, в целях безопасности гражданам приходилось менять свои привычки - они старались не посещать рестораны, избегать большого скопления народа и, по возможности, не пользоваться общественным транспортом. Но одно дело, когда ты отказываешь себе в ужине в ресторане, а другое - боишься вообще выходить на улицу, т.к. нападения с ножами или беспорядочная стрельба происходят в различных, самых непредсказуемых местах и по всей стране.
Напряженность в израильском обществе привела к активной дискуссии по поводу повышения роли охранных структур и вооруженных гражданских лиц в качестве реального заслона на пути непредсказуемых атак «одиноких волков». Ведь большинство нападений было предотвращено именно благодаря их бдительности и оперативным действиям. Остро встал вопрос о наборе полномочий, которыми их может и должно наделить государство в складывающихся условиях небезопасности. Так, в марте 2016 г. Кнессет принял закон, согласно которому сотрудникам служб безопасности после окончания смены следует оставлять свое оружие при себе. Это привело к тому, что ежедневно на улицах Израиля находится на 50 тыс. стволов больше, чем до принятия закона. Подобное решение парламента не могло не успокоить 69% граждан страны, уверенных в том, что вооруженное гражданское лицо в публичном месте значительно усиливает в них ощущение личной безопасности.
Каков же вывод? Что касается авторов статьи, то они вывели «оригинальное» заключение
Израиль принадлежит к числу государств, где система противодействия терроризму функционирует наиболее успешно. И, оказывается, «эти успехи были достигнуты израильтянами во многом благодаря значительному опыту борьбы с «системным сопротивлением».
Возникает очередной вопрос где и кто не знает, что Израиль в своей борьбе с террором наиболее успешен и что борьба с террористами-одиночками для любых спецслужб в разы затруднительнее противодействия системным организованным структурам или банд-формированиям?
Тем не менее, уважаемые авторы пишут вроде бы о чем-то, но на самом деле ни о чем - «...противостоять т.н. “народному сопротивлению”, которое также не является новым противником для сил безопасности Израиля, оказалось крайне непросто»!13 Верно, «непросто». Но на самом деле поножовщина, устроенная «одинокими волками» (и волчицами) и окрашиваемая в благозвучные названия - новое явление, противоядие которому пока не найдено.
В-четвертых. Отдельного комментария, по моему представлению, заслуживает упоминание в статье «т.н. “народного сопротивления”» (палестинского), которое, помимо того, что оно «народное», «является на сегодняшний день заметной составляющей палестино-израильского противоборства». Меня, например, подобные клише, как минимум, заставляют задуматься.
Если мы оперируем таким понятием, как «палестинское народное сопротивление», то предлагаю сначала ответить на вопрос - а что мы знаем о палестинском обществе? Что собой представляет это общество сегодня в условиях институционального раскола и двух правительств - на Западном берегу р. Иордан (в Рамалле) и в Секторе Газа (в Газе), - по сей день оспаривающих друг у друга право контроля (в случае с ФАТХ - восстановление контроля) над осколками палестинских территорий. Существуют ли в принципе основания говорить о сплоченном народе, устремленном к решению национальных задач? Корректно ли использование понятия «народное сопротивление»? Я бы не рискнула дать утвердительный ответ.
Вообще, в палестинском политическом пространстве (по крайней мере, на Западном берегу р. Иордан) «народное сопротивление» именуется как «сопротивление мирными методами» (мукаума сильмия), или «невооруженное сопротивление» (мукаума мисалляха). Так, осенью 2015 г. Махмуд Аббас в очередной раз заявил: «Мы не используем жестокость или силу. Мы верим в мир и в народное сопротивление. Это наше право и обязанность продолжать его, пока существует агрессия, мы ни на кого не нападаем, и не хотим, чтобы нападали на нас... Мы поддерживаем наших братьев, защищающих мечеть Аль-Акса... (С. 62-63).
Таблица
Количество террористических атак и жертв
Кол-во террористических атак | Убито[1] | Ранено | ||
2015г. | ||||
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
2016 г. | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | - | |||
Апрель | - | |||
Май | - | |||
Июнь | - | |||
Июль | ||||
Август | ||||
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
* В статистике по жертвам терактов приводятся данные о пострадавших с обеих сторон - арабов и израильтян, а также иностранных граждан.
Мы хотим мира, и наши руки всегда протянуты к миру, несмотря на все страдания, которым мы подвергаемся...». Дипломатично, красиво и даже трогательно (но... есть листовка с призывом убивать евреев).
Что же касается подконтрольной ХАМАС Газе, там без лишней дипломатичности открыто проводится очередной митинг, название которого, по традиции, окрашено в романтические тона - «Мелодия интифады». На сцене установлен макет сгоревшего (в апреле 2016 г.) автобуса компании «Эгед». В ходе митинга демонстрируются инсценировки, изображающие похищение солдат ЦАХАЛа («Армии Обороны Израиля»), совершение терактов с применением холодного оружия и столкновения с силами безопасности Израиля. В мероприятии принимает участие Исмаил Хания, зам. главы политического бюро организации ХАМАС*, а также лидеры военного крыла ХАМАС, звучат традиционные речи с угрозами в адрес Израиля (*Председателем политбюро движения ХАМАС с 13.02.2017 г. стал Яхья Синвар, 55-летний террорист со стажем, отпущенный на свободу (после 22-летнего заключения) из израильской тюрьмы в 2011 г. в составе 1027 палестинцев в обмен на похищенного в 2006 г. солдата ЦАХАЛа Гилада Шалита. Внутри ХАМАС он считается бескомпромиссным, самым влиятельным и радикальным "деятелем" на сегодняшний момент. Я.Синар не допускает какого-либо взаимодействия с Израилем и считает вооруженное сопротивление единственным способом общения с ним).
Вообще, считаю некорректным утверждение в статье А.Ермакова и И.Рыжова о том, что движение ХАМАС в период до начала «интифады Аль-Кудса» взяло курс на активизацию «сопротивления», в подтверждение чего приводятся слова того же И.Хании. Дело в том, что ХАМАС с момента своего образования (не без участия израильских спецслужб) зафиксировало «вооруженное сопротивление» в качестве своей цели, т.к. без этой воинственной составляющей движение попросту утратит не только спонсоров, но и свою идентичность, смысл существования, а значит - электоральную поддержку. Отметим, что упомянутый выше митинг проводился 28 апреля 2016 г., т.е. в условиях затихания пресловутого «народного сопротивления» и падения популярности ХАМАС.
Рассмотрим статистические данные (см. табл.), приведенные на сайте МИД Израиля, за год (с октября 2015 по октябрь 2016 гг.).
На упомянутом выше митинге Исмаил Хания признал, что первые этапы интифады пришли к своему завершению, однако также заявил, что теперь организация ХАМАС перешла к третьему этапу. Кстати, своей речью Хания напомнил, что тактика ХАМАС заключается не только в вооруженной, но и в политической борьбе, отметив победу исламской фракции, входящей в структуру организации ХАМАС, на выборах в совет студентов в университете Бир Зейт, что представляет собой, по его словам, «чувствительный удар» для всех тех, кто желает окончания интифады.
И он абсолютно прав. Вся предшествующая политическая история ХАМАС вплоть до сегодняшнего дня - свидетельство успешного взаимодополнения политической и вооруженной борьбы. Так, возьмем сенсационную победу ХАМАС на выборах в Палестинский законодательный совет в январе 2006 г. (С. 63-64). На гребне какой волны исламисты смогли обеспечить себе электоральную поддержку? Не воинственного ли и пропагандистского толка, спекулируя проблемой оккупированных территорий и неспособностью коррумпированных, «продавшихся Западу светских» руководителей ФАТХ (по совместительству - и всей Организации освобождения Палестины/ООП) решить социально- экономические проблемы и привести народ к цели - Палестинскому государству.
Так, где же за всем этим разноголосием народ?
Что касается моего личного опыта, то сжигающих флаг Израиля, палящих в воздух из десятков орудий одновременно и выкрикивающих на митингах угрозы в сторону евреев я, к счастью, не встречала. Но я знаю многих палестинцев (среди них не только профессора, бизнесмены, студенты, но и обыкновенные граждане - в Рамалле, Вифлееме, Наблусе), которые при всем своем объективно сложном жизненном положении не возьмут оружие, взрывчатку или камень, до тех пор, пока их жизни действительно не будет грозить опасность. Они и детей своих воспитывают соответствующим образом. Более того, они и их семьи страдают от того, что своими акциями и провокационной политикой их же собратья-радикалы - как на территории Западного берега р. Иордан, так и в большей степени в Секторе Газы - не дают им спокойно работать и жить, в т.ч. на территории самого Израиля.
В свою очередь, в Израиле в среде моих знакомых и друзей - евреев я могу наблюдать как ярых фашиствующих националистов, так и здравомыслящих людей, поддерживающих идею создания Палестинского государства. Первые во время военной операции «Несокрушимая скала » в Секторе Газа в 2014 г.
дружными компаниями устраивали пикник с алкогольными напитками и закусками на возвышенностях, с которых наблюдали удары израильских ВВС по Газе. После каждого взрыва, разрушавшего очередной жилой дом в черте города, звучали аплодисменты и звенели бокалы. Вторые лее, как минимум, осуждают такое бесчеловечное поведение и на выборах голосуют за те политические силы, которые выступают за диалог с палестинцами.
Настроения людей, даже в рамках одной семьи, как с одной, так и с другой стороны, неоднозначны. Получается, что «народная» составляющая кроется в индивидуальных и спонтанных нападениях фанатиков на евреев. А может быть, авторы статьи изучили результаты социологических опросов, отражающие настроения в палестинском обществе? Представляется, что если бы они это сделали (проанализировали данные, имеющиеся на конец 2015 г.), то наверняка, хотя бы предположительно, ответили на ими же самими поставленный вопрос о перспективах развития событий.
К сожалению, в статье А.Ермакова и И.Рыжова ответа на него я так и не нашла. В связи с этим поразмышляем сами, обратившись к последним исследованиям, доступным на сегодняшний момент.
Так, в обзоре Палестинского центра политического анализа и исследования общественного мнения (Palestinian Center for Policy and Survey Research) приводятся результаты опроса, проведенного со 2 по 4 июня 2016 г. Были опрошены 1270 человек в 127 поселениях на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа. Напомним, что накануне сбора данных, т.е. весной 2016 г., уже был зафиксирован спад террористической активности, направленной против израильтян, хотя в середине апреля в Иерусалиме был подорван автобус с пассажирами. Этот период был также отмечен встречами в Каире лидеров ХАМАС с официальными лицами Египта, а также в Дохе (Катар) - переговорами между ФАТХ и ХАМАС. К тому же в это время проходила Парижская мирная конференция по проблеме палестино-израильского урегулирования с участием представителей более чем из 20 стран.
Результаты исследования показали:
(1) Половина опрошенных полагает, что период конфронтации (или алъ-хабба аль-шаэ- бийа) завершился; поддержка актов нападений с ножами на евреев продолжает снижаться, так же как и количество тех, кто ожидает перерастания ограниченных одиночных вылазок палестинских террористов в полноценное вооруженное восстание (интифаду). Лишь 1/4 опрошенных допускает такой сценарий. Имело место снижение - с 50% до менее 1/3 - тех, кто считает, что продолжение конфронтационного периода в таком виде, как сейчас, приведет в итоге к реализации палестинских национальных прав, чего не удавалось достичь с помощью переговоров. Особенно на Западном берегу р. Иордан все меньше людей верят в то, что перерастание конфронтации в вооруженную интифаду поможет палестинцам отстоять свои национальные права. Одновременно уменьшается доля тех, кто выступает за прекращение палестинской стороной исполнения обязательств, взятых в рамках «соглашений Осло».
(2) Половина респондентов поддерживает «инициативу Парижа», направленную на привлечение международной поддержки мирного переговорного процесса между израильтянами и палестинцами, однако процент ожидающих успеха от этой инициативы ниже процента тех, кто высказывается в ее поддержку. Что касается руководства Израиля, то оно отвергает и эту очередную «инициативу», предложенную извне, и тем более базирующуюся на «Арабском плане» мирного урегулирования, выдвинутом Саудовской Аравией еще в 2002 г. (С. 64-65).
И, наконец,
(3). Принципиальный, по нашему мнению, момент - наметился спад в общественной поддержке ХАМАС и его лидера, кандидата в президенты - Исмаила Хании24. При этом рейтинг ФАТХ за первый квартал 2016 г. остался на прежнем уровне, а большинство респондентов рассматривают Палестинскую национальную автономию в качестве бремени для палестинского народа: 78% опрошенных считают институты ПНА коррумпированными. Характерно, что самой популярной фигурой в палестинском обществе на сегодняшний день является не И. Хания и не М. Аббас, а Марван Баргутти25.
Тем не менее, суммируя результаты, большинство продолжает верить в то, что если период существующей напряженности все-таки выльется в вооруженную интифаду, то это, не в пример переговорному процессу, поспособствует реализации чаяний палестинского народа. Более 2/3 опрошенных поддержали подрыв автобуса в Иерусалиме в середине апреля 2016 г., в результате которого были ранены 20 израильтян.
Как бы там ни было, затихание палестино-израильской конфронтации (хотя в мае 2016 г. еще продолжались демонстрации палестинских арабов, шествия протеста и беспорядки) и акцентирование внимания на международную дипломатию склоняют чашу весов в палестинском политическом процессе в пользу Аббаса, ослабляя позиции ХАМАС.
Популярность последнего пострадала от перекрытия контрольно-пропускного пункта в г. Рафиах. Это событие значительно убавило появившийся было оптимизм относительно потепления отношений между Египтом и палестинскими исламистами. Египетские силы безопасности затопили тоннель, использовавшийся для контрабанды из египетской части Рафиаха в Сектор Газа. При этом большинство респондентов убеждены, что в ближайшем будущем Израиль начнет очередную военную операцию в Газе.
Подобные настроения приводят к тому, что 41% респондентов в Газе вовсе желают эмигрировать в страны Европы.
Что же касается возможности того, что палестино-израильское противостояние завершится созданием «двух государств для двух народов», большинство (54%) не поддерживает такой вариант развития событий, а 70% негативно относятся к самой идее создания одного государства, в котором арабы и евреи обладали бы равными правами.
Теперь вернемся к поставленному авторами вопросу, ими же и проигнорированному, - о перспективах развития событий.
Если не произойдет коренных перемен в отношении существующих социальных сетей, а они, к сожалению, в ближайшем будущем не предвидятся, разрушительный для социума процесс будет продолжаться. Единственное, что нападения на граждан с ножами через пару лет могут стать повседневностью. Если бы в Первую интифаду был Интернет, она ничем бы не отличалась от сегодняшних событий. Только в тот период действия организованных групп кем-то управлялись, сегодня любой парень или девушка, ночью насмотревшись роликов в Интернете, на утро может выйти с ножом на улицу, чтобы стать «героем». Каким образом бороться с такого рода террористами? Какие спецслужбы имеют опыт предвидения с целью последующей нейтрализации опасных для общества завихрений в голове каждого палестинца, проживающего в 8-миллионной стране или на оккупированных территориях? Ответ очевиден.
Ситуация осложняется чрезмерной социальной неоднородностью как израильского, так и палестинского общества. Определенно палестинскому социуму в меньшей мере, по сравнению с остальным арабским миром, присущ сдерживающий фактор в виде автократических традиций, невежества и доминирования исламистских групп. Тем не менее, во многих сегментах палестинского общества, в которых проявляется лояльность к местным руководителям общины, религиозным, семейным и клановым лидерам, превалирует традиционная политическая культура. При этом влияние традиционных палестинских элит (клана Хусейни, Нусейбе, Нашашиби, Айвави, Абуаиши), значимость иерархии и патронажных отношений хоть постепенно и снижалась, но по-прежнему играет существенную роль.
Добавим к этому фрагментацию населения в преимущественно сельских районах с большой долей мигрирующего населения. Социальная разобщенность палестинских территорий дополняется существованием палестинских сообществ в Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и др. странах, добивающихся возможности отстаивать свои собственные интересы посредством институтов, в частности, Организации освобождения Палестины (ООП) и ПНА.
* * *
Анализ, как нынешней ситуации, так и предыдущих аналогичных периодов конфронтации, при сохранении существующей политической расстановки сил, свидетельствует о том, что напряженность сохранится, а израильтянам и палестинским арабам, к сожалению, придется расплачиваться жизнями и ресурсами в процессе поиска выхода из сложившегося на данный момент тупикового положения (С. 65).
Примечания
Информационный центр Меира Амита по изучению терроризма - https://www.terrorism-info.org.il/ru/article/ 20887
Корочкина B.A. Государство в пути: институциональное строительство Палестины или политическая афера. СПб, Фонд развития конфликтологии, 2016.
В 1993 г. в столице Норвегии Осло состоялись двусторонние секретные переговоры между Организацией освобождения Палестины и Израилем. По окончании переговоров стороны подписали «Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению» («Декларация о принципах», «договоренности Осло», «соглашения Осло», «процесс Осло»), которая предусматривала введение местного самоуправления в Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан на 5 лет, что должно было привести к постоянному мирному урегулированию. Основная суть договоренностей заключалась в создании Палестинской национальной администрации, представлявшей только палестинцев, проживающих на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа.
Исследовательская и консалтинговая компания (the Smith Institute), основана в 1972 г. директором по научным исследованиям Центрального статистического Бюро Израиля, одним из первых экспертов в области избирательных кампаний в Израиле. Институт провел сотни исследований в сфере социально-экономических и торгово- промышленных отношений. Это ведущий независимый исследовательский институт Израиля в области политики, принимающий участие во всех избирательных кампаниях регионального и национального масштаба. Клиентами института являются такие политические партии, как «Ли- куд», «Кадима», «Наш Дом Израиль», «Мерец» и пр. В мае 1977 г. институтом впервые в стране был проведен экзит- полл, предназначенный для СМИ Израиля {прим. авт.).
Ермаков A.A., Рыжов И.В. «Интифада Аль-Кудса» и ее место в палестино-израильском противостоянии // Азия и Африка сегодня. 2016. № 2..
Если первые парламентские и президентские выборы 1996 г. в ПНА оказались успешными для «светских националистов» (ФАТХ), то на парламентских выборах 2006 г. победу одержало «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС). В результате, произошло разделение властных полномочий между ФАТХ и ХАМАС. С 2007 г. вплоть до настоящего времени продолжаются попытки формирования правительства национального единства.
В Хартии ХАМАС, принятой в 1988 г., помимо того, что в качестве эпиграфа цитируется Хасан Аль-Банна («Израиль будет существовать только до тех пор, пока не будет уничтожен Исламом, так же, как Ислам уничтожил других до него»), в ст. 7 приводится другая цитата: «Судный час не наступит до тех пор, пока мусульмане не сразятся с иудеями. Мусульмане будут убивать их, так что иудеи будут прятаться позади камней или деревьев, а камни и деревья будут говорить: «О, мусульманин! О, раб Аллаха! За мной прячется иудей. Приди и убей его!». И только дерево гаркад не станет делать этого, потому что оно является иудейским деревом» (сказано Аль-Бухари) - http: //mfa.gov.il/М F ARUS/Enemies Peace/Т errorism/Page s/Hamas-charter—terror,-antisemitism,-Jihad.aspx
Телеканал «Аль Акса», 28 апреля 2016 г. Цит. по: Информационный центр Меира Амита по изучению терроризма - https://www.terrorism-info.org.il/ru/article/20998
Согласно палестинским СМИ, террорист, который совершил теракт в автобусе в Иерусалиме (18 апреля 2016 г.) - 19-летний житель лагеря беженцев Айада, расположенного в г. Вифлеем, член организации ХАМАС (Батальонов Аз-Аль Дин Аль-Кассам). Молодой человек принимал активное участие в столкновениях с силами Армии Обороны Израиля в рамках нынешней волны террора. См.: Информационный центр Меира Амита по изучению терроризма -.../ru/article/20998
Если бы президентские выборы проводились сейчас на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа, кандидат от ХАМАС Исмаил Ханийя опередил бы М.Аббаса, хотя исследования показывают, что разрыв между ними снизился с 11% до 5%. При этом не стихают требования со стороны 2/3 опрошенных об отставке последнего с поста президента ПНА. См.: Palestinian public Opinion Poll № 60...