Азия и Африка сегодня. – 2017. - № 3. – С. 59-71.




КОРОЧКИНА В.А.

ТРЕТЬЯ ИНТИФАДА*?

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СИТУАЦИЕЙ С ОГЛЯДКОЙ НАЗАД

СПЕКУЛЯЦИИ ЭКСПЕРТОВ НА ТЕМУ,

ИЛИ АНАЛИЗ С УЧЕТОМ РЕАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ //

Азия и Африка сегодня. – 2017. - № 3. – С. 59-71.

(* Понятие интифада подразумевает вооруженное восстание палестинцев против израильских оккупационных сил).

В сентябре 2016 г. в Израи­ле начали подводить свое­го рода плачевные итоги событий, ознаменовавших нача­ло очередной волны террора. На протяжении всего года происхо­дили нападения отдельных арабских экстремистов на изра­ильских военнослужащих или простых граждан, заканчивав­шихся, как правило, смертью террористов и ранениями или гибелью их жертв.

Помимо этого факта, напи­сать в рубрику «Письмо в редак­цию» меня подвигло прочтение статьи А.А.Ермакова и И.В.Рыжова «Интифада Аль-Кудса и ее место в палестино-израильском противостоянии», опублико­ванной в журнале в феврале 2016 г. Авторы задаются вопро­сами - в чем причины этой но­вой волны насилия, каковы ее отличия от предыдущих кон­фронтационных периодов, ка­кое место она занимает в общем контексте палестино-израиль­ского противостояния, и нако­нец, каковы перспективы разви­тия событий?

По мере прочтения статьи у меня возникал один вопрос за другим.

Во-первых, осознавали ли ав­торы, что они априори рассуж­дали с позиции тех, чья деятель­ность заключается в том, чтобы ежедневные одиночные акты насилия раздувать до масшта­бов интифады?

Дело в том, что «Интифада Аль-Кудса» в заголовке статьи, безусловно, придает всей этой истории благородное звучание и революционный антураж. Пред­ставляется, что как раз подобно­го рода романтический сенти­ментализм и преследовали тру­женики палестинских «департа­ментов пропаганды», называя таким образом начавшуюся с осени 2015 г. кампанию по орга­низации серии одиночных напа­дений на евреев и перешедшую с весны 2016 г. в стадию относи­тельно продолжительного зати­шья.

В то же самое время в самом Израиле нет единодушного мнения о характере этого всплеска террористических атак. Корректно ли вообще го­ворить об интифаде, хотя в СМИ можно встретить форму­лировки типа «интифада но­жей», «интифада одиноких волков» и прочее. На мой взгляд, события являются ни чем иным, как «интифадой жертв политических игр». Но... «вся наша жизнь - игра».

Во-вторых, в статье авторы пытались разобраться в том, что же предшествовало последней волне террора. Учитывая, что в этом конфликте, анализируя од­ну причину за другой, можно зайти далеко в библейские вре­мена, приведем в качестве при­мера листовку, размещенную Бюро вербовки и логистики ор­ганизации ФАТХ от 4 октября 2015 г. в аккаунте Твиттер (ФАТХ - правящее движение Организации освобож­дения Палестины. Председателем обеих организаций яв­ляется Махмуд Аббас. Он же по совместительству - прези­дент Палестинской национальной администрации (госу­дарства Палестина), которой с 2007 г. Сектор Газа не под­контролен, а находится под властью ХАМАС).

По факту, основным мето­дом борьбы за последний год стали теракты с применением транспортных средств и холод­ного оружия (зачастую с ис­пользованием того и другого), совершенные в Иерусалиме и в других городах Израиля оди­ночными террористами, в про­шлом не замешанными в пре­ступлениях против безопаснос­ти Израиля2.

Нынешняя, третья по счету волна террора, как и предшест­вовавшая ей интифада, не обо­шлась без восхождений на Храмовую гору (С. 59-60). Вообще, посещение религиозными евреями Храмо­вой горы 9-го ава* - постоянный источник гнева со стороны мно­гих палестинских арабов, «за­щитников Аль-Аксы» (*Девятое ава - день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго Храма в Иерусалиме). Но в 2015 г. ситуация существенно накалилась в связи с деятельно­стью израильского «Института Храма», реконструирующего ут­варь и архитектурный облик Второго иерусалимского храма, который, как известно, был раз­рушен римским императором Веспасианом в 70 г. н.э.

В 2015 г. 9-е ава выпадал на 26 июля. Именно в этот день со­трудники Института храма пре­зентовали общественности трехминутный ролик, представ­ляющий подробную реконст­рукцию разрушенного храма и позволяющий совершить вирту­альное путешествие по святили­щу иудеев. При этом в коммен­тариях в прессе представители этой организации отмечали, что они преследуют цель возрожде­ния центральной роли храма в иудаизме после 2000-летнего забвения.

Однако если в Израиле ак­тивность Института в официальном дискурсе является ни­чем иным, как научными изыс­каниями, то для религиозных экстремистов - планом разруше­ния мечетей и воссоздания на их месте святого для иудеев Третьего Храма. С той только разницей, что для одних это яв­ляется целеполаганием, а для других - угрозой, для предотвра­щения которой любые средства хороши. На регулярно посещав­шего Храмовую гору директора Института Иуду Глика 30 октя­бря 2014 г. было совершено по­кушение *(* И.Глик стал депутатом Кнессе­та 25 мая 2016 г. от партии Ликуд). Звучали призывы к установлению израильского су­веренитета над святым местом.

В который раз складывается недвусмысленная картина, на­глядно демонстрирующая заин­тересованность радикалов с обе­их сторон в подрыве стабильно­сти, при этом еврейскими бор­цами преследуется цель созда­ния «царства галахи» (религи­озного закона).

Активность еврейских ради­калов не ограничивается ванда­лизмом и нападениями на ара­бов, что вынудило правитель­ство Израиля распространить действие закона о борьбе с тер­роризмом на эти экстремист­ские еврейские группировки. Создается впечатление, требую­щее, правда, отдельного рассмо­трения - если бы не было пре­словутого ХАМАС в Газе и па­лестинского радикализма в принципе, то его обязательно бы создали. С 2007 г. ХАМАС стал идеальным пугалом, при­крывающим сопротивление до­стижению какой-либо догово­ренности с палестинцами. При этом исламисты, как будто по­дыгрывая израильским радика­лам, с упорством, достойного лучшего применения, продол­жают, по сути, антипалестинскую, деструктивную деятель­ность. В результате, моховик насилия раскручивается вновь и вновь.

В-третьих, логично задава­ясь вопросом в начале статьи об отличии последней волны наси­лия от предыдущих периодов конфронтации, авторы так и не вывели четких заключений. По­стараемся разобраться. Рассмат­риваемый нами конфронтаци­онный период, как мы уже отме­тили, уходит корнями в пробле­му Аль-Кудс (Иерусалим на араб. яз), что объединяет его с двумя предшествующими затяжными «восстаниями пале­стинцев», названных интифадами, которые Израилю пришлось пережить.

ПЕРВАЯ ИНТИФАДА

Искрой для первой интифа­ды (с 1991 по 1993 гг.), получив­шей название «Интифада кам­ней», послужило убийство че­тырех израильтян. Завершилась же она следующей статистике - более 100 погибших евреев более 2 тыс. убитых арабов, из которых половина погибла в результате палестинских междоусобиц.

Все это происходило накануне и в период тайного переговорного процесса между палестинской и израильской делегациями в столице Норвегии. Как известно, по результатам перегово­ров были подписаны «соглашения Осло» («Осло-1» и «Осло-2»), направленные на разре­шение конфликта путем поэтапного создания палестинских институтов самоуправления и раз­граничения ответственности в вопросах безопасности6 (С. 60-61).

Отметим, что эту интифаду следует рассматривать в качест­ве специфического опыта, демонстрировашего на тот момент достаточно высокую степень со­циальной сплоченности палес­тинского гражданского общест­ва. Изначально это был всплеск массового протеста среди жен­щин, детей и пожилых людей, который позднее приобрел фор­мы организованного процесса. При этом независимость вовсе не являлась основным мотивом протестных настроений. Это был своего рода всплеск отчая­ния, вызванный десятилетиями израильской оккупации.

В то время не было Интерне­та, а коммуникация заключа­лась в распространении листо­вок и прослушивании сообще­ний по радио. Это сегодня в эпо­ху Интернета на любого челове­ка в сети в любое время можно оказать воздействие. В то время репортеры только начинали по­степенно практику ведения ре­портажей непосредственно с мест событий, и жители из раз­ных городов могли узнавать о происходящих там событиях. Протесты во время первой ин­тифады заключались в проведе­нии массовых демонстраций, сжигании покрышек или «осво­бождении» деревень, т.е. коли­чество террористических атак как таковых было минималь­ным, все акции были организо­ваны и находились под контро­лем. Израильтяне тогда наводи­ли порядок с помощью слезото­чивого газа, резиновых и плас­тиковых пуль. Спустя лишь не­которое время спецслужбы Из­раиля начнут использовать агентурный аппарат.

ВТОРАЯ ИНТИФАДА

Можно сказать, что Вторая интифада (или «Интифада Аль­ Акса»), длившаяся с 2000 по 2005 гг., стала результатом по­литики Ясира Арафата. Палес­тинская администрация бук­вально культивировала почву для восстания. Нужна была лишь искра для того, чтобы про­изошел взрыв.

Искра в лице на тот момент депутата Кнессета (парламента Израиля) Ариэля Шарона не за­ставила себя долго ждать. В ис­торию вошло его восхождение на Храмовую гору 28 сентября 2000 г. Этот политический акт привел к столкновению с его же коллегами. Дело в том, что груп­пу агрессивно настроенных па­лестинских арабов возглавляли депутаты от арабских партий Кнессета. Возмущение вызвало громкое заявление Шарона: «Храмовая гора в наших руках, и она останется в наших ру­ках!». Лучшего повода для кон­фронтации не найти - началось восстание, получившее назва­ние «Интифада Аль-Акса».

Во время Второй интифады положение осложнялось тем, что у палестинской стороны к этому моменту уже была сфор­мирована вооруженная поли­ция. Израилю пришлось отве­тить операцией «Оборонитель­ный щит ».

Визитной карточкой второго восстания стали взрывы, совер­шаемые смертниками, что в ито­ге привело к одной тысячи жертв со стороны евреев и 3 тыс. со стороны палестинцев. Одна­ко, как и предыдущая, эта инти­фада, кроме разрушений и смер­тей, ничего палестинцам не при­несла.

ТРЕТЬЯ ИНТИФАДА?

Что касается всплеска наси­лия в Израиле и на Палестин­ских территориях, стартовавше­го осенью 2015 г., то, повторюсь, в Израиле мнения разнятся от­носительно того, ставить ли его в один ряд с упомянутыми выше событиями.

Так, с сентября 2015 г. (а не с октября, как указано в статье А.Ермакова и И.Рыжова) в ре­зультате нападений палестин­цев погибли 34 израильтянина.

На сайте МИД страны приво­дится статистика, согласно ко­торой за указанный период (ко­личество, к сожалению, возрас­тает днем за днем) зафиксиро­вано 211 нападений с ножами, 83 перестрелки и 42 атаки, со­вершенных с помощью транс­портных средств. За этот же пе­риод приблизительно 200 пале­стинцев было убито израильтя­нами, 130 из которых - во время совершения нападения; 70 чело­век погибли в столкновениях с израильскими службами безо­пасности или от рук евреев, про­живающих на Западном берегу реки Иордан.

Вообще, во всех терактах и войнах Израиля с 1860 г. (от­счет, по традиции, ведется с го­да, когда на территории совре­менного Государства Изра­иль были созданы первые ев­рейские поселения за стенами Иерусалима) всего погибло 23447 человек.

Приводя статистику по тре­тьей волне террора, мы должны подчеркнуть, что это - данные за год, в то время как предыдущие периоды насилия продолжались на протяжении 3-5 лет.

Коренное отличие последней серии атак от прежних двух интифад заключается в том, что она подпитывается через Интер­нет, который предоставляет воз­можность для оперативной, до­ступной и постоянной коммуни­кации. В частности, позиции, со­гласно которой за отдельными атаками конкретно «никто не стоит», придерживаются офици­альные представители Палес­тинской национальной автоно­мии (ПНА). Они настаивают на том, что нападения на евреев - дело рук отдельных «волков-одиночек», вынужденных таким образом реагировать на «агрес­сию со стороны Израиля».

Ситуация такова, что сегодня отдельные потенциальные терро­ристы имеют возможность бес­препятственно вдохновиться на смертный подвиг в глобальной сети Интернет, просматривая пропагандистские и устрашающие видеоматериалы с применением холодного оружия и демон­страцией изощренных сцен наси­лия в исполнении ДАИШ (ИГИЛ) (С. 61-62). Атаки совершают именно молодые лю­ди, пользующиеся социальными сетями. Они холосты, перед ни­ми не стоит задача обеспечения своих семей. Более того, молодое поколение отличает полное от­сутствие авторитета родителей, учителей. В результате, происхо­дят трагедии, когда израильские военные разрушают родитель­ский дом сына или дочери, совер­шившей теракт.

Переживаемая Израилем вол­на террора отличается от преды­дущих интифад также степенью общественного напряжения. Со­гласно социологическому опросу, проведенному институтом Смитта Поллинга, большинство оп­рошенных граждан страны счита­ют, что сегодня положение с безо­пасностью ухудшилось по срав­нению со Второй интифадой.

Подобного рода настроения не удивительны. Ведь если под­рывы смертников во время Вто­рой интифады случались макси­мум раз в месяц, то нападения с ножами осенью, особенно в ок­тябре 2016 г., происходили чуть ли не каждый день! Лет десять назад, когда подрывались авто­бусы и смертники в людных ме­стах, в целях безопасности гражданам приходилось менять свои привычки - они старались не посещать рестораны, избе­гать большого скопления наро­да и, по возможности, не пользо­ваться общественным транспор­том. Но одно дело, когда ты от­казываешь себе в ужине в ресто­ране, а другое - боишься вообще выходить на улицу, т.к. нападе­ния с ножами или беспорядоч­ная стрельба происходят в раз­личных, самых непредсказуе­мых местах и по всей стране.

Напряженность в израиль­ском обществе привела к актив­ной дискуссии по поводу повы­шения роли охранных структур и вооруженных гражданских лиц в качестве реального заслона на пути непредсказуемых атак «одиноких волков». Ведь боль­шинство нападений было пре­дотвращено именно благодаря их бдительности и оперативным действиям. Остро встал вопрос о наборе полномочий, которыми их может и должно наделить го­сударство в складывающихся ус­ловиях небезопасности. Так, в марте 2016 г. Кнессет принял за­кон, согласно которому сотруд­никам служб безопасности после окончания смены следует остав­лять свое оружие при себе. Это привело к тому, что ежедневно на улицах Израиля находится на 50 тыс. стволов больше, чем до принятия закона. Подобное ре­шение парламента не могло не успокоить 69% граждан страны, уверенных в том, что вооружен­ное гражданское лицо в публич­ном месте значительно усилива­ет в них ощущение личной безо­пасности.

Каков же вывод? Что касает­ся авторов статьи, то они выве­ли «оригинальное» заключение

Израиль принадлежит к числу государств, где система проти­водействия терроризму функ­ционирует наиболее успешно. И, оказывается, «эти успехи бы­ли достигнуты израильтянами во многом благодаря значитель­ному опыту борьбы с «систем­ным сопротивлением».

Возникает очередной вопрос где и кто не знает, что Израиль в своей борьбе с террором наи­более успешен и что борьба с террористами-одиночками для любых спецслужб в разы за­труднительнее противодейст­вия системным организован­ным структурам или банд-формированиям?

Тем не менее, уважаемые ав­торы пишут вроде бы о чем-то, но на самом деле ни о чем - «...противостоять т.н. “народно­му сопротивлению”, которое также не является новым про­тивником для сил безопасности Израиля, оказалось крайне не­просто»!13 Верно, «непросто». Но на самом деле поножовщина, устроенная «одинокими волка­ми» (и волчицами) и окрашива­емая в благозвучные названия - новое явление, противоядие ко­торому пока не найдено.

В-четвертых. Отдельного комментария, по моему пред­ставлению, заслуживает упоми­нание в статье «т.н. “народного сопротивления”» (палестинско­го), которое, помимо того, что оно «народное», «является на сегодняшний день заметной со­ставляющей палестино-изра­ильского противоборства». Меня, например, подобные кли­ше, как минимум, заставляют задуматься.

Если мы оперируем таким понятием, как «палестинское народное сопротивление», то предлагаю сначала ответить на вопрос - а что мы знаем о палес­тинском обществе? Что собой представляет это общество сего­дня в условиях институцио­нального раскола и двух прави­тельств - на Западном берегу р. Иордан (в Рамалле) и в Сек­торе Газа (в Газе), - по сей день оспаривающих друг у друга пра­во контроля (в случае с ФАТХ - восстановление контроля) над осколками палестинских терри­торий. Существуют ли в прин­ципе основания говорить о сплоченном народе, устремлен­ном к решению национальных задач? Корректно ли использо­вание понятия «народное со­противление»? Я бы не рискну­ла дать утвердительный ответ.

Вообще, в палестинском по­литическом пространстве (по крайней мере, на Западном бе­регу р. Иордан) «народное со­противление» именуется как «сопротивление мирными мето­дами» (мукаума сильмия), или «невооруженное сопротив­ление» (мукаума мисалляха). Так, осенью 2015 г. Махмуд Аб­бас в очередной раз заявил: «Мы не используем жестокость или силу. Мы верим в мир и в народное сопротивление. Это наше право и обязанность про­должать его, пока существует агрессия, мы ни на кого не напа­даем, и не хотим, чтобы напада­ли на нас... Мы поддерживаем наших братьев, защищающих мечеть Аль-Акса... (С. 62-63).

Таблица

Количество террористических атак и жертв

  Кол-во террористических атак Убито[1] Ранено
2015г.
Сентябрь      
Октябрь      
Ноябрь      
Декабрь      
2016 г.
Январь      
Февраль      
Март -    
Апрель -    
Май -    
Июнь -    
Июль      
Август      
Сентябрь      
Октябрь      
         

* В статистике по жертвам терактов приводятся данные о пострадав­ших с обеих сторон - арабов и израильтян, а также иностранных граж­дан.

Мы хотим мира, и наши руки всегда протя­нуты к миру, несмотря на все страдания, которым мы подвер­гаемся...». Дипломатично, кра­сиво и даже трогательно (но... есть листовка с призы­вом убивать евреев).

Что же касается подконт­рольной ХАМАС Газе, там без лишней дипломатичности от­крыто проводится очередной митинг, название которого, по традиции, окрашено в романти­ческие тона - «Мелодия интифа­ды». На сцене установлен макет сгоревшего (в апреле 2016 г.) ав­тобуса компании «Эгед». В ходе митинга демонстрируются ин­сценировки, изображающие по­хищение солдат ЦАХАЛа («Ар­мии Обороны Израиля»), совер­шение терактов с применением холодного оружия и столкнове­ния с силами безопасности Из­раиля. В мероприятии принима­ет участие Исмаил Хания, зам. главы политического бюро орга­низации ХАМАС*, а также ли­деры военного крыла ХАМАС, звучат традиционные речи с уг­розами в адрес Израиля (*Председателем политбюро дви­жения ХАМАС с 13.02.2017 г. стал Яхья Синвар, 55-летний террорист со стажем, отпущенный на свободу (по­сле 22-летнего заключения) из изра­ильской тюрьмы в 2011 г. в составе 1027 палестинцев в обмен на похи­щенного в 2006 г. солдата ЦАХАЛа Гилада Шалита. Внутри ХАМАС он считается бескомпромиссным, самым влиятельным и радикальным "деяте­лем" на сегодняшний момент. Я.Синар не допускает какого-либо взаимо­действия с Израилем и считает воору­женное сопротивление единственным способом общения с ним).

Вообще, считаю некоррект­ным утверждение в статье А.Ермакова и И.Рыжова о том, что движение ХАМАС в период до начала «интифады Аль-Кудса» взяло курс на активизацию «со­противления», в подтверждение чего приводятся слова того же И.Хании. Дело в том, что ХАМАС с момента своего обра­зования (не без участия изра­ильских спецслужб) зафикси­ровало «вооруженное сопротив­ление» в качестве своей цели, т.к. без этой воинственной со­ставляющей движение попросту утратит не только спонсоров, но и свою идентичность, смысл су­ществования, а значит - электо­ральную поддержку. Отметим, что упомянутый выше митинг проводился 28 апреля 2016 г., т.е. в условиях затихания пре­словутого «народного сопротив­ления» и падения популярности ХАМАС.

Рассмотрим статистические данные (см. табл.), приведен­ные на сайте МИД Израиля, за год (с октября 2015 по октябрь 2016 гг.).

На упомянутом выше митин­ге Исмаил Хания признал, что первые этапы интифады пришли к своему завершению, однако также заявил, что теперь организация ХАМАС перешла к третьему этапу. Кстати, своей речью Хания напомнил, что так­тика ХАМАС заключается не только в вооруженной, но и в политической борьбе, отметив победу исламской фракции, входящей в структуру организа­ции ХАМАС, на выборах в со­вет студентов в университете Бир Зейт, что представляет со­бой, по его словам, «чувстви­тельный удар» для всех тех, кто желает окончания интифады.

И он абсолютно прав. Вся предшествующая политическая история ХАМАС вплоть до се­годняшнего дня - свидетельст­во успешного взаимодополне­ния политической и вооружен­ной борьбы. Так, возьмем сен­сационную победу ХАМАС на выборах в Палестинский зако­нодательный совет в январе 2006 г. (С. 63-64). На гребне какой волны исламисты смогли обеспечить себе электоральную поддерж­ку? Не воинственного ли и про­пагандистского толка, спекули­руя проблемой оккупирован­ных территорий и неспособнос­тью коррумпированных, «про­давшихся Западу светских» ру­ководителей ФАТХ (по совме­стительству - и всей Организа­ции освобождения Палестины/ООП) решить социально- экономические проблемы и привести народ к цели - Палес­тинскому государству.

Так, где же за всем этим раз­ноголосием народ?

Что касается моего личного опыта, то сжигающих флаг Из­раиля, палящих в воздух из де­сятков орудий одновременно и выкрикивающих на митингах угрозы в сторону евреев я, к сча­стью, не встречала. Но я знаю многих палестинцев (среди них не только профессора, бизнес­мены, студенты, но и обыкно­венные граждане - в Рамалле, Вифлееме, Наблусе), которые при всем своем объективно сложном жизненном положе­нии не возьмут оружие, взрыв­чатку или камень, до тех пор, пока их жизни действительно не будет грозить опасность. Они и детей своих воспитывают соот­ветствующим образом. Более того, они и их семьи страдают от того, что своими акциями и про­вокационной политикой их же собратья-радикалы - как на тер­ритории Западного берега р. Иордан, так и в большей сте­пени в Секторе Газы - не дают им спокойно работать и жить, в т.ч. на территории самого Изра­иля.

В свою очередь, в Израиле в среде моих знакомых и друзей - евреев я могу наблюдать как ярых фашиствующих национа­листов, так и здравомыслящих людей, поддерживающих идею создания Палестинского госу­дарства. Первые во время воен­ной операции «Несокрушимая скала » в Секторе Газа в 2014 г.

дружными компаниями устраи­вали пикник с алкогольными напитками и закусками на воз­вышенностях, с которых наблю­дали удары израильских ВВС по Газе. После каждого взрыва, разрушавшего очередной жилой дом в черте города, звучали ап­лодисменты и звенели бокалы. Вторые лее, как минимум, осуж­дают такое бесчеловечное пове­дение и на выборах голосуют за те политические силы, которые выступают за диалог с палес­тинцами.

Настроения людей, даже в рамках одной семьи, как с од­ной, так и с другой стороны, не­однозначны. Получается, что «народная» составляющая кро­ется в индивидуальных и спон­танных нападениях фанатиков на евреев. А может быть, авторы статьи изучили результаты со­циологических опросов, отра­жающие настроения в палестин­ском обществе? Представляет­ся, что если бы они это сделали (проанализировали данные, имеющиеся на конец 2015 г.), то наверняка, хотя бы предполо­жительно, ответили на ими же самими поставленный вопрос о перспективах развития собы­тий.

К сожалению, в статье А.Ермакова и И.Рыжова ответа на него я так и не нашла. В связи с этим поразмышляем сами, обра­тившись к последним исследо­ваниям, доступным на сего­дняшний момент.

Так, в обзоре Палестинского центра политического анализа и исследования общественного мнения (Palestinian Center for Policy and Survey Research) при­водятся результаты опроса, про­веденного со 2 по 4 июня 2016 г. Были опрошены 1270 человек в 127 поселениях на Западном бе­регу р. Иордан и в Секторе Га­за. Напомним, что накануне сбора данных, т.е. весной 2016 г., уже был зафиксирован спад тер­рористической активности, на­правленной против израильтян, хотя в середине апреля в Иеру­салиме был подорван автобус с пассажирами. Этот период был также отмечен встречами в Каире лидеров ХАМАС с офи­циальными лицами Египта, а также в Дохе (Катар) - перего­ворами между ФАТХ и ХАМАС. К тому же в это время проходила Парижская мирная конференция по проблеме пале­стино-израильского урегулиро­вания с участием представите­лей более чем из 20 стран.

Результаты исследования показали:

(1) Половина опрошенных полагает, что период конфрон­тации (или алъ-хабба аль-шаэ- бийа) завершился; поддержка актов нападений с ножами на евреев продолжает снижаться, так же как и количество тех, кто ожидает перерастания ограни­ченных одиночных вылазок па­лестинских террористов в пол­ноценное вооруженное восста­ние (интифаду). Лишь 1/4 оп­рошенных допускает такой сце­нарий. Имело место снижение - с 50% до менее 1/3 - тех, кто счи­тает, что продолжение конфрон­тационного периода в таком ви­де, как сейчас, приведет в итоге к реализации палестинских на­циональных прав, чего не удава­лось достичь с помощью перего­воров. Особенно на Западном берегу р. Иордан все меньше людей верят в то, что перераста­ние конфронтации в вооружен­ную интифаду поможет палес­тинцам отстоять свои нацио­нальные права. Одновременно уменьшается доля тех, кто вы­ступает за прекращение палес­тинской стороной исполнения обязательств, взятых в рамках «соглашений Осло».

(2) Половина респондентов поддерживает «инициативу Па­рижа», направленную на при­влечение международной под­держки мирного переговорного процесса между израильтянами и палестинцами, однако про­цент ожидающих успеха от этой инициативы ниже процента тех, кто высказывается в ее под­держку. Что касается руковод­ства Израиля, то оно отвергает и эту очередную «инициативу», предложенную извне, и тем бо­лее базирующуюся на «Араб­ском плане» мирного урегули­рования, выдвинутом Саудов­ской Аравией еще в 2002 г. (С. 64-65).

И, наконец,

(3). Принципи­альный, по нашему мнению, мо­мент - наметился спад в общест­венной поддержке ХАМАС и его лидера, кандидата в президенты - Исмаила Хании24. При этом рейтинг ФАТХ за первый квар­тал 2016 г. остался на прежнем уровне, а большинство респон­дентов рассматривают Палес­тинскую национальную автоно­мию в качестве бремени для па­лестинского народа: 78% опро­шенных считают институты ПНА коррумпированными. Ха­рактерно, что самой популярной фигурой в палестинском общест­ве на сегодняшний день является не И. Хания и не М. Аббас, а Марван Баргутти25.

Тем не менее, суммируя ре­зультаты, большинство продол­жает верить в то, что если пери­од существующей напряженно­сти все-таки выльется в воору­женную интифаду, то это, не в пример переговорному процес­су, поспособствует реализации чаяний палестинского народа. Более 2/3 опрошенных поддер­жали подрыв автобуса в Иеру­салиме в середине апреля 2016 г., в результате которого были ранены 20 израильтян.

Как бы там ни было, затиха­ние палестино-израильской конфронтации (хотя в мае 2016 г. еще продолжались де­монстрации палестинских ара­бов, шествия протеста и беспо­рядки) и акцентирование вни­мания на международную дип­ломатию склоняют чашу весов в палестинском политическом процессе в пользу Аббаса, ос­лабляя позиции ХАМАС.

Популярность последнего пострадала от перекрытия кон­трольно-пропускного пункта в г. Рафиах. Это событие значи­тельно убавило появившийся было оптимизм относительно потепления отношений между Египтом и палестинскими исла­мистами. Египетские силы безо­пасности затопили тоннель, ис­пользовавшийся для контрабан­ды из египетской части Рафиаха в Сектор Газа. При этом боль­шинство респондентов убежде­ны, что в ближайшем будущем Израиль начнет очередную во­енную операцию в Газе.

Подобные настроения при­водят к тому, что 41% респон­дентов в Газе вовсе желают эми­грировать в страны Европы.

Что же касается возможнос­ти того, что палестино-израиль­ское противостояние завершит­ся созданием «двух государств для двух народов», большинст­во (54%) не поддерживает такой вариант развития событий, а 70% негативно относятся к са­мой идее создания одного госу­дарства, в котором арабы и ев­реи обладали бы равными пра­вами.

Теперь вернемся к постав­ленному авторами вопросу, ими же и проигнорированному, - о перспективах развития собы­тий.

Если не произойдет корен­ных перемен в отношении суще­ствующих социальных сетей, а они, к сожалению, в ближайшем будущем не предвидятся, разру­шительный для социума про­цесс будет продолжаться. Един­ственное, что нападения на граждан с ножами через пару лет могут стать повседневнос­тью. Если бы в Первую интифа­ду был Интернет, она ничем бы не отличалась от сегодняшних событий. Только в тот период действия организованных групп кем-то управлялись, сегодня любой парень или девушка, но­чью насмотревшись роликов в Интернете, на утро может вый­ти с ножом на улицу, чтобы стать «героем». Каким образом бороться с такого рода террори­стами? Какие спецслужбы име­ют опыт предвидения с целью последующей нейтрализации опасных для общества завихре­ний в голове каждого палестин­ца, проживающего в 8-миллионной стране или на оккупирован­ных территориях? Ответ очеви­ден.

Ситуация осложняется чрез­мерной социальной неоднород­ностью как израильского, так и палестинского общества. Опре­деленно палестинскому социуму в меньшей мере, по сравнению с остальным арабским миром, присущ сдерживающий фактор в виде автократических тради­ций, невежества и доминирова­ния исламистских групп. Тем не менее, во многих сегментах па­лестинского общества, в кото­рых проявляется лояльность к местным руководителям общи­ны, религиозным, семейным и клановым лидерам, превалирует традиционная политическая культура. При этом влияние традиционных палестинских элит (клана Хусейни, Нусейбе, Нашашиби, Айвави, Абуаиши), значимость иерархии и патро­нажных отношений хоть посте­пенно и снижалась, но по-преж­нему играет существенную роль.

Добавим к этому фрагмента­цию населения в преимущест­венно сельских районах с боль­шой долей мигрирующего насе­ления. Социальная разобщен­ность палестинских территорий дополняется существованием палестинских сообществ в Из­раиле, Иордании, Ливане, Си­рии и др. странах, добивающих­ся возможности отстаивать свои собственные интересы по­средством институтов, в част­ности, Организации освобожде­ния Палестины (ООП) и ПНА.

* * *

Анализ, как нынешней ситуа­ции, так и предыдущих анало­гичных периодов конфронтации, при сохранении существующей политической расстановки сил, свидетельствует о том, что на­пряженность сохранится, а изра­ильтянам и палестинским ара­бам, к сожалению, придется рас­плачиваться жизнями и ресурса­ми в процессе поиска выхода из сложившегося на данный мо­мент тупикового положения (С. 65).

Примечания

Информационный центр Меира Амита по изучению терроризма - https://www.terrorism-info.org.il/ru/article/ 20887

Корочкина B.A. Государство в пути: институциональ­ное строительство Палестины или политическая афера. СПб, Фонд развития конфликтологии, 2016.

В 1993 г. в столице Норвегии Осло состоялись дву­сторонние секретные переговоры между Организацией ос­вобождения Палестины и Израилем. По окончании пере­говоров стороны подписали «Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению» («Декларация о принципах», «договоренности Осло», «соглашения Осло», «процесс Осло»), которая предусматривала введение ме­стного самоуправления в Секторе Газа и на Западном бе­регу реки Иордан на 5 лет, что должно было привести к по­стоянному мирному урегулированию. Основная суть дого­воренностей заключалась в создании Палестинской наци­ональной администрации, представлявшей только палес­тинцев, проживающих на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа.

Исследовательская и консалтинговая компания (the Smith Institute), основана в 1972 г. директором по науч­ным исследованиям Центрального статистического Бюро Израиля, одним из первых экспертов в области избира­тельных кампаний в Израиле. Институт провел сотни ис­следований в сфере социально-экономических и торгово- промышленных отношений. Это ведущий независимый исследовательский институт Израиля в области политики, принимающий участие во всех избирательных кампаниях регионального и национального масштаба. Клиентами ин­ститута являются такие политические партии, как «Ли- куд», «Кадима», «Наш Дом Израиль», «Мерец» и пр. В мае 1977 г. институтом впервые в стране был проведен экзит- полл, предназначенный для СМИ Израиля {прим. авт.).

Ермаков A.A., Рыжов И.В. «Интифада Аль-Кудса» и ее место в палестино-израильском противостоянии // Азия и Африка сегодня. 2016. № 2..

Если первые парламентские и президентские выбо­ры 1996 г. в ПНА оказались успешными для «светских на­ционалистов» (ФАТХ), то на парламентских выборах 2006 г. победу одержало «Исламское движение сопротив­ления» (ХАМАС). В результате, произошло разделение властных полномочий между ФАТХ и ХАМАС. С 2007 г. вплоть до настоящего времени продолжаются попытки формирования правительства национального единства.

В Хартии ХАМАС, принятой в 1988 г., помимо того, что в качестве эпиграфа цитируется Хасан Аль-Банна («Израиль будет существовать только до тех пор, пока не будет уничтожен Исламом, так же, как Ислам уничтожил других до него»), в ст. 7 приводится другая цитата: «Суд­ный час не наступит до тех пор, пока мусульмане не сра­зятся с иудеями. Мусульмане будут убивать их, так что иу­деи будут прятаться позади камней или деревьев, а камни и деревья будут говорить: «О, мусульманин! О, раб Алла­ха! За мной прячется иудей. Приди и убей его!». И только дерево гаркад не станет делать этого, потому что оно явля­ется иудейским деревом» (сказано Аль-Бухари) - http: //mfa.gov.il/М F ARUS/Enemies Peace/Т errorism/Page s/Hamas-charter—terror,-antisemitism,-Jihad.aspx

Телеканал «Аль Акса», 28 апреля 2016 г. Цит. по: Информационный центр Меира Амита по изучению тер­роризма - https://www.terrorism-info.org.il/ru/article/20998

Согласно палестинским СМИ, террорист, который совершил теракт в автобусе в Иерусалиме (18 апреля 2016 г.) - 19-летний житель лагеря беженцев Айада, распо­ложенного в г. Вифлеем, член организации ХАМАС (Бата­льонов Аз-Аль Дин Аль-Кассам). Молодой человек при­нимал активное участие в столкновениях с силами Армии Обороны Израиля в рамках нынешней волны террора. См.: Информационный центр Меира Амита по изучению терроризма -.../ru/article/20998

Если бы президентские выборы проводились сейчас на Западном берегу р. Иордан и в Секторе Газа, кандидат от ХАМАС Исмаил Ханийя опередил бы М.Аббаса, хотя исследования показывают, что разрыв между ними сни­зился с 11% до 5%. При этом не стихают требования со сто­роны 2/3 опрошенных об отставке последнего с поста пре­зидента ПНА. См.: Palestinian public Opinion Poll № 60...


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: