Пояснительная записка
В 21 веке вопрос приема Пав детьми и подростками стоит остро, т.к. по результатам мониторинга количество учащихся увеличивается с каждым годом. Сейчас в стенах образовательных учреждений вводиться необходимость проведения профилактических работ по данной теме.
В основе профилактики лежит помощь подросткам в освоении навыков эффективной социальной адаптации и способности осознавать свое эмоциональное состояние, и управлять им. Психологическая профилактическая работа ведет свое развитие через способствование формированию у детей и подростков осознания личностных ценностей и уверенного позитивного поведения.
Цель: профилактика употребления ПАВ детьми и подростками
Задачи:
· Способствовать формированию позитивного образа «Я»
· Развить навыки самопознания и саморефлексии
· Формировать навык принятия самостоятельных решений
· Формировать навык эффективного общения со сверстниками
· Способствовать осознанию подростков и детей своих ценностей
· Оказать помощь педагогам и родителям по вопросам приема Пав их детьми.
Участники программы: учащиеся школы; педагоги; родители
Сроки реализации программы: 2021-2022 уч.г.
Основные направления деятельности:
Работа с детьми и подростками;
Работа с педагогами;
Работа с родителями.
Формы работы: лекция; беседа; семинар; тренинг; круглый стол; конкурс творческих работ (конкурс рисунков); показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ
Эффективность программы оценивается с помощью методов анкетирования, опросников и наблюдения.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данной программы ожидается:
1. Повышение уровня развития умений и навыков:
· Уверенного поведения
· Конструктивного взаимодействия со сверстниками
· Принятия самостоятельных решений
2. Формирование позитивного образа «Я»
3. Осознание своих ценностей
Наибольший эффект программа может иметь, если будет реализована как целостная система взаимодействия психолога с педагогами и специалистами ОУ.
Календарно-тематическое планирование
Работа с детьми и подростками | |||||||
Диагностика | |||||||
Анкетирование учащихся Выявление уровня вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ, алкоголя, табачных изделий | Сентябрь-октябрь | 6-11 кл | Педагог-психолог | ||||
Измерение самооценки по методике Дембо—Рубинштейн | Ноябрь-май | 8-11 кл | Педагог-психолог | ||||
Методика выявления уровня социальной адаптированности личности М.И.Рожкова | Ноябрь-май | 7-9 кл | |||||
Анкета «Отношение к ПАВ» | Ноябрь | 7-8 кл | |||||
Развивающие занятия | |||||||
Занятие по профилактике приема ПАВ «Вредные привычки» | Октябрь-ноябрь | 3-4 кл | Педагог-психолог | ||||
Занятие «Общение в радость» | Октябрь | 5-6 кл | Педагог-психолог | ||||
Неделя ЗОЖ | Ноябрь/апрель | Все классы | Педагог-психолог | ||||
Тренинг «Уверенное поведение». | Ноябрь | 7-9 кл | Педагог-психолог | ||||
Тренинг «Как сказать «НЕТ» | Ноябрь | 7-9 кл | Педагог-психолог | ||||
Тренинг «Мои ценности» | Ноябрь | 7-9 кл | Педагог-психолог | ||||
Занятие «Телефон доверия» для учащихся | Декабрь | 5-6 кл 10-11 кл | Педагог-психолог | ||||
Упражнение «Жизненные ценности» | Декабрь | 7-9 кл | Педагог-психолог | ||||
Тренинг «Поиск альтернатив» | Декабрь | 7-9 кл | Педагог-психолог | ||||
Тренинг «Общение без конфликта» | Январь | 7-9 кл | Педагог-психолог | ||||
Классный час с психологом и классным руководителем «Профилактика курения» | Январь | 7-9 кл | Педагог-психолог, Классный руководитель | ||||
Тренинг «Межличностное общение и первая любовь» | Январь | 10-11 кл | Педагог-психолог | ||||
Классный час с психологом и классным руководителем «Профилактика приема алкоголя у учащихся» | Февраль | 7-9 кл | Педагог-психолог, Классный руководитель | ||||
Совместный просмотр фильмов и обсуждение | Февраль | Педагог-психолог | |||||
Занятие «Телефон доверия» для учащихся | Февраль | 7-9 кл | Педагог-психолог | ||||
Тренинг «Пути достижения жизненных целей» | Март | Педагог-психолог | |||||
Тренинг «Учимся противостоять трудностям» | Март | Педагог-психолог | |||||
Работа с педагогами | |||||||
Памятка для педагогов при обнаружении признаков употребления обучающимся ПАВ: | Сентябрь | Педагог-психолог | |||||
Занятие для педагогов «На одной волне» по профилактике приема ПАВ | Февраль | Педагог-психолог | |||||
Работа с родителями | |||||||
Тест для родителей «Употребляет ли ребенок ПАВ?» | Октябрь | Родители 5-11 кл | Педагог-психолог | ||||
Памятка «Как родителям понять, что ребенок употребляет пав» | Октябрь | Родители 5-11 кл | Педагог-психолог | ||||
Анкета для раннего выявления родителями химической зависимости у подростка Змановская Е. В | Ноябрь | Родители 7-9 кл | Педагог-психолог | ||||
Памятка Как эффективно общаться с ребенком, который употребляет? | Декабрь | Родители 5-11 кл | Педагог-психолог | ||||
Список использованной литературы:
1. Волкова Т. В., Яшин Д. П. Программа формирования здороого жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков 12–15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ».
2. Гимаджиева О.С. Программа по профилактике буллинга среди детей подросткового возраста «ДОРОГА ДОБРА»
3. Емельянова Е.В.Психологические проблемы современных подростков и их решение
4. Комплект программ «Учимся вместе» Ковальчук М.А., Ходнева Ю.А., Тарханова И.Ю.
5. Копыт Н.Я. и Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. – М.: Медицина, 1986.
Материалы сайта «Телефон доверия» https://telefon-doveria.ru/
6. Соловьева О.В. Психология лидерства: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 284 с.
7. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. / Под научн. ред. А. Ф. Шадуры
8. Рабочие тетради НРЦ «Ментори»
9. Соловьева О.В. Психология лидерства: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 284 с.
10. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. / Под научн. ред. А. Ф. Шадуры
11. Шевченко М.Психологические тесты и задания. Рисуночная цветотерапия для всей семьи
12. Юсупов В.В., В.А. Корзунин. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб.: Речь, 2007.