Кризис сословно-корпоративного строя и формирование гражданского общества




Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

Кризис сословно-корпоративного строя и формирование гражданского общества

    Студентки 3 курса группы ЕСС 129  
  Морозихиной Дарьи Андреевны  
  Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Русский язык»    
  Научный руководитель:  
  кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин  
  Костенко О.А.  
     
   
   
   
   
         

 

Ессентуки, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1.Кризис сословно-корпоративного строя……….,.…………….....Стр. 4

Глава 2. Формирование гражданского общества……….….....................Стр. 11

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 19

Список используемой литературы….……………………………………………...……………….Стр. 21

 

Введение.

Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии. Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами - государством в целом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции. Другими словами, политология воссоздает целостную картину гражданского общества.

Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Гражданское общество и государство уже как самостоятельные институты образуют тождество. Последнее раздвоенное: частные интересы (гражданское общество, семья) и всеобщий (государство). При столкновении интересов семьи и гражданского общества они должны быть подчинены государству. И тем самым семья и гражданское общество являются частями государства. Гражданское общество и семья - способ существования государства, они базис государства.

 

Глава 1. Кризис сословно-корпоративного строя.

Важной чертой феодального общества была его сословно-корпоративная структура, вытекавшая, как и потребность в личных связях, из необходимости сплочения отдельных социальных групп перед лицом враждебных им сил и обеспечения их определенными правами и привилегиями. Соответственно классы и различные социальные слои в средневековом обществе приняли форму юридически закрепленных сословий. Кристаллизация сословных различий шла сначала в среде господствующего класса, внутри которого еще в раннее средневековье сложились сословия духовных и светских феодалов, а позднее в среде последних почти повсеместно выделились сословные группы крупных и мелких феодалов. Корпоративность феодального общества проявлялась не только в его сословности, но и в том, что очень большую роль в нем играли союзы другого рода: сельские и городские общины и различные братства, ремесленные цехи и купеческие гильдии в городах, рыцарские и монашеские ордена и др.

Значительную роль в феодальной системе играло государство. Оно обеспечивало защиту населения от внешних угроз и являлось главным носителем внутреннего порядка в хаосе феодальной вольницы. От государства исходили указы, направленные против разбоя, нарушения торгового и общинного мира, на упорядочение мер веса и монеты, соблюдение норм гражданского права. В то же время государство было одним из главных эксплуататоров широких народных масс. Оно представляло в первую очередь интересы господствующего класса, хотя в зависимости от конкретно политических условий короли могли выступать иногда против отдельных групп феодалов, поддерживать до определенного предела интересы городского сословия или даже некоторых слоев крестьянства.

Характерным примером средневековой корпорации является Ганзейский торговый союз, возникший в Х111 веке. Первый из известных торговых договоров в 1241 году был заключен между городами Любек и Гамбург. Основная проблема, которую призван был решить договор - обустройство доставки товаров. Товары перевозились морским путем из Скандинавии, Новгорода и других Северо-западных русских городов. Корабли, плывущие с востока, разгружались в Любеке, а оттуда шли в Гамбург, откуда переправлялись в различные страны Европы. Постепенно к этому договору присоединились еще 80 торговых городов, располагавшихся на Балтийском побережье. Все города, входившие в ганзейский союз обладали правами самоуправления. Торговый договор представлял собой исключительно экономическое объединение; предусматривалась только защита совместными силами от пиратов и от произвола феодалов; все споры между городами - участницами должны были решаться исключительно мирным путем. Ганзейский союз просуществовал до второй половины ХУ111 века.

Разного рода корпорации возникали в первую очередь в средневековых городах. В социально-экономическом отношении город был средоточием товарных ремесел и промыслов, наемного труда, товарного обмена и денежных операций, внутренних и внешних связей. Его жители в массе своей были лично свободными. В городе размещались резиденции королей, епископов и других господ, опорные пункты дорожной сети, административной, фискальной, воинской служб, центры епархий, соборы и монастыри, школы и университеты; он был, следовательно, также политико-административным, сакральным и культурным центром. Он стал колыбелью понятия гражданства.Вместе с тем город оставался органичной частью феодального мира. Намного уступая деревне по общей численности населения и массе производимых продуктов, в том числе ремесленных, город уступал ей и политически, находясь в той или иной зависимости от сеньориального режима короны и крупных землевладельцев, обслуживая этот режим своими деньгами и выступая как место перераспределения феодальной ренты. Постепенно сложившись в особое сословие иди сословную группу феодального общества, горожане заняли важное место в его иерархии и активно воздействовали на эволюцию государства. Муниципальный строй и правовая организация города оставались в рамках феодального права и управления.

В социально-экономической области образование средневековых городов определялось отделением ремесла от сельского хозяйства, развитием товарного производства и обмена, концентрацией занятого в них населения в отдельных населенных пунктах.

ХI—XIII века столетия повсеместно в Европе отмечены значительным экономическим подъемом. Выросли тысячи городов, множество ремесленных и торговых слобод. Многие города добились самоуправления, в них сложились цехи и гильдии, трудились ремесленники и торговцы сотен специальностей. Расширились различные промыслы, особенно горно-металлургические, лесные, морские.

В городах ремесленники объединялись в цехи. Основной функцией цеха было регулирование производства и сбыта, каждый член цеха имел свою мастерскую и там же сбывал свою продукцию. Мастера пытались закупать одно и тоже сырье для своей продукции, чтобы качество готовой продукции не отличалось из-за качества исходного сырья. Устанавливалось продолжительность рабочего дня и объем производства, готовые изделия подлежали осмотру старшинами цеха, следившими за производством, на эту продукцию ставилось клеймо цеха, выручка оставалась в руках мастера. В таких условиях цех становился орудием подавления предпринимательской инициативы, но при этом страховало от разорения, и предоставляло стабильный сегмент на рынке сбыта. Еще одна функция – не допустить сельских ремесленников-одиночек на рынок города).Для поддержания товарищеского духа устраивались совместные трапезы. Цех представлял собой и религиозную общину, т.е. у каждого цеха было свое кладбище, своя церковь, даже свой покровитель. Членами производственного цеха считались только мастера, в отличие от подмастерьев и учеников. В цехах культивировалась взаимопомощь, совместное воспитание сирот, материальная помощь вдовам.

С XIV-XV вв. звание мастера становится наследственным и передается вместе с профессиональными секретами от отца к сыну, удлиняется процесс ученичества, формируется слой «вечных» подмастерьев. Члены цехов очень осторожно относились к техническим новшествам – вплоть до запретов на использование новых изобретений. В то же время происходит процесс специализации цехов и дифференцирование в рамках одной отрасли, чтог способствует техническому прогрессу. Например, производство сукна разбивается на валяние, чесание и т.д. В ХУ1 в. начинают появляться мануфактуры, но цеховая система сдерживала их развитие, не допуская их продукции к городским рынкам.

Революция середины XVII века в Англии обычно рассматривается как своего рода рубеж, разделяющий Средние века и Новое время

История Средних веков знала немало массовых на­родных движений. Они порождались протестом против религиозных притеснений, поборов и налогов, возмущением произволом иноземных завоевателей, узурпаторов, незаконно завладевших троном. Основной целью этих движений было восстановление прежних порядков.

Применительно к Англии происшедшие в ней в 1640— 1660-е гг. события принято характеризовать как революцию. Под этим термином понимаются прежде всего изменения, связанные с рождением новых для данного общества форм правления, сменой господствующего слоя и состава правящей элиты, принятием новых ориентиров в социальной и экономической жизни.

Абсолютистская политика английских монархов XVI века позволила короне с одобрения послушного ей парламента ослабить позиции местной земельной аристократии, собрать ресурсы и начать колониальную экспансию. Были созданы торговые компании, принесшие огромные прибыли. Однако с воцарением Якова I (правил в 1603— 1625) в обществе наметился новый конфликт между монархом, приближенными ему сановниками и большинством парламента. Он отражал интересы предпринимателей, банкиров и знати, связанных с торговыми компаниями и мануфактурным производством.

При Якове I расточительность двора возросла. Чтобы пополнять казну, король ввел систему продажи монополий (так называли патенты на производство определенных видов товаров и их продажу), разорительную для предпринимателей и исключающую конкуренцию. Сближение с Испанией, предпринятое из династических соображений — обеспечить брак наследника престола с испанской принцессой — было достигнуто за счет торговых интересов Англии. Затем, также из престижных и династических соображений, Яков I вовлек страну в Тридцатилетнюю войну, хотя это ни в коей мере не отвечало интересам Англии и не оказало большого влияния на ход военных действий. Война обернулась лишь новыми убытками и жертвами.

Парламент протестовал против королевского произвола. Палата общин уже в начале царствования Якова приняла документ, названный «Апология», в котором доказывалось, что права парламента выступают «законной», «естественной» нормой, вытекающей из Великой хартии вольностей, и не могут узурпироваться королем. В ответ на протесты король распустил палату общин и не спешил назначать новые выборы (с 1611 по 1614 г. Англия жила без парламента).

Еще более ярко тенденции к установлению самодержавного правления стали проявляться при Карле I (правил в 1625—1649). В 1629 г. он распустил парламент и не созывал его 11 лет, по своей воле вводил новые налоги, преследовал оппозицию.

Недовольство произволом получало все более широкое распространение. Высокие налоги, торговые пошлины, жесткая регламентация деятельности промышленного капитала привели к росту цен. Это болезненно сказалось на положении большей части населения. В связи с продолжавшейся практикой огораживания, сгона арендаторов с земли, которая отводилась под овцеводство и технические культуры, сокращалась площадь угодий, использовавшихся для производства продуктов питания. Это вызвало удорожание продовольствия. Число голодающих, разоренных крестьян, беднейших горожан катастрофически росло. Власти не находили иного ответа, кроме ужесточения законов, запрещающих бродяжничество и попрошайничество.

Недовольство существующим положением приняло религиозный характер. Противостоящие англиканской церкви, возглавляемой королем, протестантские, пуританские религиозные течения объединяли как собственников, недовольных высокими налогами, так и беднейшие слои общества, связывающие надежды на улучше­ние своего положения с утверждением новых религий.

В пуританизме (от англ. «риге» — «чистый») выделялось не­сколько направлений, хотя всем им было свойственно отрицательное отношение к англиканской церкви. Пуритане требовали лишить ее земель и привилегий. Пресвитериане, исповедующие кальвинизм, выступали за централизованную церковь, но полагали, что ключевую роль в ее иерархии должны играть не назначаемые королем епископы, а избираемые старейшины из числа наиболее уважаемых прихожан. Индепенденты (от англ. «independence» — «независимость») считали, что церковь должна состоять из самоуправляющихся общин. Многим из них были убеждены, что Бог — в душе человека и человек не нуждается в ритуалах и священнослужителях, чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Власти преследовали пуритан. Многих из них ссылали в североамериканские колонии Англии. Однако это не останавливало роста оппозиционных настроений в стране.

 

Глава 2. Формирование гражданского общества.

Исторически термин "гражданство" восходит к латинскому "civitat" – житель города. В русском понятии "гражданин" также есть единая основа с понятием "город", "горожанин". Эти смысловые связи не случайны. Они говорят о том, что вовсе не все члены того или иного общества граждане, т.е. лица, обладающие правом гражданства ("civitas" – право гражданства), и исторически только определенные категории жителей данной страны обладали таким правом. Общим здесь оказалось то обстоятельство, что несвободные жители, рабы не обладали правом гражданства, не были гражданами, не являлись членами гражданского общества. Другой аспект гражданства – участие свободных граждан в решении государственных дел, в управлении государством, а также их право образовывать общественные союзы, организации, независимые от государства.

При всем многообразии исторически сложившихся видов общественного и государственного строя эти три признака – быть свободными и обладать гражданскими правами, участвовать в делах государства (в той или иной форме), реализовать и защищать свои интересы вне и помимо государства – неотделимы от понятия "гражданин" и, соответственно, та часть жителей данного общества, которые обладают такими гражданскими правами, образовывали (и образуют) гражданское общество.

Гражданское общество возникает, когда открывается возможность для участия экономически свободных индивидов в государственной деятельности, а также возможность для обеспечения их интересов путем самоорганизации. Наличие или отсутствие гражданских прав и свобод служит наиболее очевидным индикатором состояния и уровня развития гражданского общества.

Развитие взаимоотношений гражданского общества и государства в процессе истории прошло несколько этапов:

- почти полное совпадение в полисе (античность);

- абсолютное совпадение и полное отсутствие разделения в сословно-корпоративной иерархии (феодальное средневековье);

- сущностное разделение и развитие их противоречивого единства (новое время, капитализм).

В самом общем виде, абстрагируясь от многообразия концепций, гражданское общество можно определить как социальное пространство, сферу не опосредованных государством и независимых от него (но взаимодействующих с ним) многообразных и переплетающихся хозяйственно-экономических, семейно-родственных, культурных, этнических, религиозных, моральных, правовых и первичных политических взаимосвязей и взаимоотношений между свободными и равноправными индивидами и самостоятельными социальными институтами, в которых создаются условия для их самореализации, выражаются и реализуются в ходе свободной игры частные интересы и потребности, как индивидуальные, так и коллективные; одним словом, это общество граждан с высоким социальным статусом, широкими и разнообразными правами и их объединений, ассоциаций, организаций и т.п., где преобладают не вертикальные (господства и подчинения), а горизонтальные связи (конкуренции и солидарности).

Исторически сложились и в настоящий момент существуют две трактовки гражданского общества. Согласно первой трактовке, гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться "цивилизованным, то есть гражданским обществом".

Вторая принципиальная трактовка гражданского общества связана с представлением о нем как об определенной сфере социума – сфере негосударственных отношений, структур и институтов (допускающем, в свою очередь, довольно разнообразные конкретные интерпретации). Понимание гражданского общества как особой сферы социума не означает разделения социального пространства на два тщательно отгороженных друг от друга поля. Общество есть единое целое, между различными его сферами неминуемы и необходимы взаимосвязь и взаимодействие. Государство в силу присущей ему функции структурирования социальных отношений неизбежно влияет на жизнь автономной частной сферы уже тем, что создает те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для ее развития и функционирования. С другой стороны, гражданское общество выполняет функции "сцепления" социума, соединения частного и общественного интересов, посредничества между личностью и государством. Оно, с одной стороны, является полем, на котором развертывается борьба разнонаправленных частных и групповых интересов, а с другой, – активным фактором этого процесса.

Вторая трактовка гражданского общества в настоящий момент включает две позиции, основывающиеся на анализе реальности современного постиндустриального общества.

Согласно одной из позиций, гражданское общество есть система независимых и автономных от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правосознании. Другими словами, в гражданском обществе присутствуют не только социально-экономические, но и политические изменения. Соответственно и институциональная структура гражданского общества включает не только "социальные движения" и другие непартийные общественные организации, но и политические партии, точнее, их непарламентские структуры, или, как их иногда называют, "массовые партии" (в отличие от парламентских фракций или "партий", являющихся органической частью государства).

Согласно другой позиции, "гражданское общество" – это феномен, институциональной основой которого являются социальные группы, организации и движения "неполитического" характера. Гражданское общество рассматривается им в двух аспектах. С одной стороны, это реальное развитие по линии гражданских инициатив, новых социальных движений и иной "низовой". Активности подобного рода, а с другой – своего рода исходная база для реализации модели, в рамках которой "коллективная идентичность" или коллективное сознание будет сочетаться с плюрализмом личностных ценностей, а политическая и экономическая подсистемы будут контролироваться гражданским обществом.

Основной проблемой средневековья был вопрос взаимоотношений между клерикальной и светской властью. Феодальный порядок рассматривался как выражение божьей воли, поэтому политико-правовые концепции коррелировались с более широкими философско-религиозными представлениями о вечности и неизбежности божественного порядка и могли срабатывать лишь как элемент этих представлений.

Дальнейшее развитие идей гражданского общества связано со становлением городов-государств Италии, подхвативших эстафету у античного полиса. Политический мыслитель итальянского Возрождения Николо Макиавелли рассматривал гражданское общество как совокупность противостоящих интересов – классовых, сословных, партийных. Он поставил вопросы о качестве гражданского общества и влиянии этого качества на формы государственного устройства, а также обосновывал зависимость гражданского общества от наличия сильного государства.

Далее в разработке идей естественных прав человека как гражданина, гражданского общества как гаранта соблюдения этих прав и его соотношения с государством (которое трактовалось то, как подчиняющее себе частные интересы своих граждан, то служащее этим интересам) участвовали многие мыслители: Гуго Гроций, Марсилий Падуанский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.

В Англии большую роль в утверждении либералистской традиции, основывающейся на утверждении личной свободы и обеспечении неприкосновенности личности, сыграло принятие законодательного акта Хабеас корпус в 1679 г., который содержал требование обязательного юридического обоснования ареста каждого гражданина и отстаивал его юридические права.

В ходе ранних буржуазных революций на место прежних сословий стали приходить политически организующиеся классы; возникла система республиканско-демократических институтов и разделения властей; появились конституции, декларирующие основные права человека и гражданина; социальные отношения строились в формах взаимопризнания индивидов как равноправных "юридических лиц".

Эти положения легли в основу многих политико-правовых концепций. Англичанин Джон Локк разрабатывал идею "первоначального общественного договора", который мыслился как соглашение-законодательство, посредством которого естественные индивиды (т.е. люди, выходящие из "состояния природы" и организующиеся в государство), с одной стороны, сами себя ограничивают в своих обоюдных посягательствах, а с другой, – лимитируют возможные деспотические посягательства вновь образующегося государства. Гражданское общество для Локка есть сфера политического соединения, установленного между людьми, когда они выходят из "состояния природы" и организуются в государство.

Особенную концепцию общественного договора, создающего политический организм, выдвинул Ж.-Ж. Руссо. Согласно его взглядам, через общественный договор человек переходит из естественного состояния в состояние гражданское. С этим новым для него состоянием связаны три главных качества, создающих личность: право собственности, гражданскую свободу, ограниченную единственно общей волей, и свободу моральную, мешающую поступать как раб, а не как гражданин.

Развитие теории "общественного договора" поставило вопрос о юридических границах вмешательства государства в жизнь подданных, вопрос о границах принуждения.

Наиболее остро поставил и решал эту задачу немецкий философ И. Кант. Кант впервые использует понятие "правовой порядок" исходя из того, что гражданское состояние, рассматриваемое как правовое состояние, основывается на признании свободы каждого его члена, равенстве его с каждым другим как подданного, самостоятельности каждого члена общества как гражданина. Тем самым Кант создал концепцию, обеспечивающую обоснование прав человека.

Гегель понимает гражданское общество как феномен современного ему мира, возникший исторически и постепенно достигший развитой формы социальной дифференциации и институционализации. То, что Гегель называет "гражданским обществом" – это по своим основным характеристикам общество владетелей собственности, которые, несмотря на религиозные, расовые и политические различия равны перед законом, и которым – в соответствии с общим для всех законом – разрешено преследовать личные интересы, и которые свободны, выбирать карьеру, профессию, занятие по найму, место проживания или работы. Гражданское общество, таким образом, – сфера реализации особенных, частных (нередко противоположных) целей и интересов, определяющих войну всех против всех. Поэтому Гегель отдает приоритет государству, настаивая на государственно-юридическом решении противоречий гражданского общества.

Карл Маркс рассматривал гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей. Но в отличие от Гегеля, который основой всего развития считал "мировой дух", а к гражданскому обществу относился как к "инобытию" этого духа, Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, и жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса. По их мнению, при осуществлении социальной революции именно в рамках гражданского общества происходят кардинальные отношения – вытеснение частной собственности и господствующих классов, которые затем закрепляются в политической сфере.

Признаки гражданского общества:

- промышленное,

- богатое,

- образованное,

- демократическое,

- культурное (т.е. имеющее развитую систему ценностей, прежде всего моральных, правовых и политических).

Формирование гражданского общества – это многоуровневый, нелинейный процесс возникновения и конституирования в социальном пространстве системы институтов и структур, элементов и субъектов гражданского общества. Его содержание, способы осуществления, временные сроки и векторная направленность детерминируются ступенью развития функциональной дифференциации социальной системы. Гражданское общество возникает в процессе функционирования социальной системы как один из сложных организационных, комплексов, как своеобразная "обратная связь", позволяющая оптимизировать процессы, протекающие в системе; увеличивать степень ее устойчивости к внутренним и внешним возмущающим воздействиям; внедрять в социальное пространство легитимные каналы снятия социальной напряженности.

Поэтому для формирования гражданского общества как целостного, качественно, дифференцированного социального феномена необходимо возникновение и последующая социальная адаптация трех его подсистем: системы субъектов, системы институтов и учреждений гражданского общества и культурной подсистемы. Эти три подсистемы могут быть рассмотрены как независимые оси организации элементов гражданского общества. А так как система координат является для них общей, то их взаимодействие и взаимопроникновение носят субстанциальный характер и могут существенным образом интенсифицировать, оптимизировать, или тормозить, деформировать процесс формирования гражданского общества.

Основными предпосылками процесса формирования гражданского общества в социальной системе любого типа являются: наличие индивидов, обладающих фундаментальными гражданскими правами и свободами, закрепленными в соответствующих законодательных актах; существование в социальном пространстве системы свободных от прямого государственного вмешательства "полей", необходимых для саморазвертывания институтов и структур гражданского общества; наличие в культурной сфере, в менталитете общества идей согласия, толерантности, взаимоуважения и т.п., обладающих достаточной степенью влияния на общественное сознание, чтобы стать основной мотивационной доминантой социального поведения. Поэтому говорить о формировании гражданского общества как целостном социальном феномене можно лишь с момента возникновения в социальном пространстве общественных отношений капиталистического типа (в историческом плане – это эпоха Нового времени), приведших к смене традиционной (бытийной) цивилизации цивилизацией техногенного (инструментального) типа.

 

Заключение.

Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.

Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.

Таким образом, гражданское общество - определенный рубеж в поступательном развитии человеческого общества. Оно выступает посредником между индивидом и обществом, формирует личность, осознающую себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод и несущую перед обществом ответственность за свою деятельность и поведение.

Основными сущностными признаками гражданского общества являются экономическая, социальная, политическая и духовная свобода его членов, их право и способность самостоятельно решать свои экономические и социально-политические проблемы. Гражданское общество - это самоорганизация граждан, независимая от государства и существующая наряду с ним, представляющая собой совокупность, многообразие форм самодеятельности людей и служащая для удовлетворения их потребностей и интересов.

 

 

Список используемой литературы.

1. Зеркин Д. Основы политологии.- Ростов на Дону, 2013.

2. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития, 2012.

3. Мигранян А.М. Гражданское общество. Опыт словаря нового мышления, 2014.

4. Мухаев Р.Т. Политология, учебник для вузов, 2015.

5. https://ru.wikipedia.org

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: