... дупле... старом дубе
Живу... густом лесу.
Хожу... пушистой шубе,
Орешки я грызу.
... ветки... ветку быстрый, как мяч,
Скачет... лесу рыжий циркач.
Вот... лету он шишку сорвал,
Прыгнул... ствол и... дупло убежал.
Наверное,... жаркой стране
Она прислонилась... ограде.
Полоски теперь... неё... спине,
Как строчки кривые —... тетради.
19. Вставь в предложения слова из скобок. Постарайся понять, о чём рассказывают эти слова.
19-1. Мороз превратил капельку в льдинку (одинокую, ночной,
сверкающую).
19-2. Вдруг темноту ночи прорезал луч фонарика (южной,
непроглядную, яркий).
19-3. Лёнька Коробков играет на гармошке, как гармонист
(звонкой, десятилетний, заправский).
19-4. Берёзы цветут, и сквозь серёжки видны уже листья
(маленькие, золотистые, ярко-зелёные, старые).
19-5. Ветер с океана тихо покачивал пальмы и шелестел листвой
(стройные, густой, лёгкий, прибрежные).
19-6. Из яичек вылупятся птенцы, будущие певцы леса (звонкие,
беловатых, переливчатых, весёлые, крохотные).
19-7. Весной ящерица в наряде похожа на красавицу (праздничном,
ранней, малахитовую, сказочную, зелёном).
19-8. Лучи солнца проникли в глубь дупла и разбудили бельчонка
(маленького, небольшого, жаркие, пушистого).
19-9. Ёжик высунул из шара нос, пошмыгал, пошмыгал да как
припустит! (мокрый, чёрненький, хитрый, колючего).
19-10. Струйка с крыши попадает на сосульку и скатывается вниз
капельками (тёплой, тонкая, сверкающими, холодную).
19-11. Солнце мирно всплывает под тучкой и прячется в её туман
(узкой, светлое, длинной лиловый, лучезарное, прозрачный).
20. Найди и выпиши слова, называющие предметы и их признаки.
|
Рассмотри план действий и расскажи себе, как ты будешь выполнять упражнение.
План действий.
1) : Спрятался под развесистым густым кустом.
2) слово-предмет: (под) кустом
3) : (под) кустом каким? — развесистым, густым
4) : (Под) развесистым густым кустом.
20-1. Тянулся длинный прямой коридор. Попали в
небольшую круглую комнатку. В новой подземной
спальне тепло.
20-2. Устроился в воздушном летнем домике. Послышался
строгий глухой звук. Сидела в прозрачной кружевной
тени.
20-3. Из зеленоватой тёмной глубины показался. Встаёт над
скучной и унылой равниной. Вспыхивали быстрыми
колючими искрами.
20-4. Окутаны лёгкой зелёной дымкой. Тащились по разбитой
осенней дороге. Прятались за непролазными топкими
болотами.
20-5. Махнула широким узорчатым рукавом. Закричал грозным
тяжёлым голосом. Выглянуло из-за редких озябших
ветвей.
20-6. Из жаркого рыжего огня выскочила. В бодрящем
холодном воздухе колыхались. Раскинулось на широкой
солнечной поляне.
20-7. Прятался за купеческим каменным домом. После
холодного проливного дождя прояснело. Заснул на
пыльном горячем камне.
21. Найди слова-признаки (имена прилагательные). Подумай и определи, о каком предмете они рассказывают. Объясни самому (самой) себе, почему ты так думаешь.
21-1. Посреди широкого песчаного берега моря. На острове
высокий расписной дворец. В комнатах дворца,
красивых и нарядных.
21-2. Для маленьких забавных игрушек ребят. О мягком
пушистом комочке снега. В глубине за тёмными
|
мохнатыми елями.
21-3. С пучком вялого старого лука. На тяжёлых спелых
колосьях пшеницы. Под ровной блестящей поверхностью
озера.
21-4. Над серыми шиферными крышами домов. За острыми
заснеженными вершинами гор. По краю большого белого
одеяла.
22. Найди прилагательные. Выпиши их в таблицу.
План действий.
1) : В густом тумане мелькнула медвежья фигура.
2) : (в) тумане густом, фигура медвежья
3) :(в)
4).
22-1. За деревьями мелькнул огненный лисий хвост. Около
собачьей будки лежал грустный лохматый пёс. Барсучий
жир — очень хорошее лекарство. На бабушкиных грядках
зрели пузатые помидоры.
22-2. К странной шапке были пришиты заячьи лапки. Яркий
павлиний хвост был похож на большой веер. Звонкий
петушиный крик раздавался из сарая. В Машином
дневнике были только отличные отметки.
22-3. Густую волчью шерсть покрывал тонкий слой снега.
Осторожный хорёк сначала заглянул в беличье гнездо.
В открытое окно выглядывал Санькин дедушка.
Вера натянула мамин платок и тёплые сапожки.
22-4. На старых ветвистых берёзах чернели вороньи гнёзда.
У ворот стояла небольшая собачья конура. Из бумажного
пакета торчал кошачий хвост. Далеко в густых джунглях
прятался обезьяний город. Мы смотрели мультфильм
«Кошкин дом».
22-5. Большая голубая шляпа свалилась с Незнайкиной головы.
Из нашего чемодана послышалось тихое повизгивание.
В школьных коридорах стояла сонная тишина. Лес
наполнился весенними птичьими голосами. По
солнечной полянке бегали два солнышкина лучика.
|
22-6. За высоким забором слышались громкие ребячьи голоса.
Книжную ярмарку назвали «Книжкиной неделей». На
синеватом снегу ясно отпечатались заячьи следы. Над
болотом раздалось победное лягушачье кваканье. Из
молодой майской листвы доносились соловьиные трели.
23. Рассмотри план действий и постарайся понять, что надо делать, чтобы определить, какой частью речи является слово.
План действий.
1) : спрятались в низеньких кустиках;
2) : спрятались что сделали? — глагол; в — предлог;
низеньких — низенькие какие? — прилагательное;
(в) кустиках — кустики что? — существительное;
з)
Выбери любой вариант упражнения и работай по плану.
23-1. Поёжился от резкого ветра. Тоненьким голоском
завизжала. Утренний ветерок доносил. Огромные
толпы двигались. Считался обыкновенным ослом.
Тащили всякую всячину.
23-2. Прибыл известный путешественник. Подчиняется
разумным людям. Из разных городов сообщают.
Плюхнулся в холодную воду. Спасательные круги
хранятся. Ткнул красную кнопочку.
23-3. Прикрепили к деревянным столбикам. Выскакивает из
влажной земли. В крохотном дворике увидел. По
железным трубам течёт. Устанавливают на воздушных
шарах. Просверливает крохотную дырочку.
23-4. Кричит писклявым голоском. Остреньким подбородком
упирается. Оставляет мокрые полосы. Разглядывает
кожаные куртки. Тащите гаечный ключ. В открытую
дверь высунулась. Абрикосовую пастилу убрали.
23-5. Поднял старую шапку. Выглядывает из плетёной
корзины. Дружим с забавными малышами. Работает в
городской больнице. Оцарапает правую ногу. Заберётся на
плоскую крышу. Дёргаю застрявшей головой.
23-6. Считали своим долгом. Нажимают нужные кнопки. В
жёлтом автомобиле развалился. Изобрели облегчённую
пенорезину. Наливали газированную воду. Направляет
по заданному маршруту. Пригласил старинных друзей.
23-7. Останутся заметные синяки. Подержите в тёплом
растворе. В другом случае придётся. Трёхлетним
малышам помогли. Вздёрнула верхнюю губку. Онемел
от радостного удивления. Пожилым пассажирам
сообщили.
23-8. Улыбается слабой улыбкой. Мальчишка в старой
ковбойке. В рубашке с продранными локтями. У
крутого поворота затормозил. Схватил в последнюю
минуту. Сунул руку в знакомый карман. Под мышкой
градусник.
23-9. По различным вопросам обращаются. Поднимаемся по
крутой лестнице. Грязными руками ухватился.
Прозрачными мелкими крылышками. Маленькую
девочку с бантиком. Отпрыгнул от окошка. Толкнула
локтем в бок.
23-10. Варилось на газовой плите. Увидим праздничный салют.
Простые палочки пишет. Выросли на большой клумбе.
Валяется на удобном диване. Горячая шкурка лопалась.
Протянула белую мисочку. Мечется по тёмной комнате.
23-11. Увидели в тёмной раздевалке. Кинулись в малый зал.
На дедушкином аккордеоне играет. Отставил левую
ногу. Тихую музыку заглушает. Выскакивали разные
звуки. Скособочился в сторону. Поселились на
Яблочной площади.
23-12. Появилось огромное желание. Прокрашивал телесной
краской. О трёхголовом драконе рассказывали. Над
шиферной крышей поднимались. Застилала чистые полы.
Схватишься за толстую верёвку. На солнечную улицу
высыпали.
23-13. Залезает под детскую кровать. Спустишься по крутой
лестнице. Читает свежую газету. Остановлюсь у
высокого дуба. Мчимся по каменистой дороге.
Примостилась на узкой тумбочке. Поведал старую
историю. Отправили в курский зоопарк.
23-14. Вертится перед большим зеркалом. Спрятался в густой
траве. Захлопают сильными крыльями. Скучает по
верному другу. Заболеешь опасной болезнью. Поставят
на садовую скамейку. Направимся к дальнему озеру.
Скрылись за крутым поворотом.
23-15. Расходятся по круглым кабинкам. Обзвонила все
известные больницы. Проснулся от непонятного шума.
Пробираются по вспаханным полям. Вилась по
некрашеному забору. Взобралась на огромную бочку.
Ползают по пустой комнате. Сообщи о новой встрече.
24. Рассмотри план действий, посоветуйся с кем-нибудь из окружающих и постарайся понять, что надо делать, чтобы определить, какой частью речи является слово.
План действий.
1) : Папа шваброй быстро выгреб мячик из-под шкафа.
2) : папа кто? — сущ.; шваброй — швабра что? — сущ.;
выгреб что сделал? — глагол; мячик что? — сущ.; из-под — предлог; шкафа — шкаф что? — сущ.
3)
24-1. Жёлтая бабочка привлекла внимание щенка. Саня сразу
запачкал руки до самых локтей. Денис выпил полный
стакан холодной воды. Мишка стоял очень задумчивый
и смотрел в одну точку.
24-2. Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом. Лёвка
сунул сковородку прямо в костёр на горячие угли.
Испуганный Федя выскочил из класса. Федя принялся
тереть лицо носовым платком.
24-3. Кот Мышкин нахально влез на стол и слопал большой
кусок торта. Манечка сидела на тахте и листала папины
шахматные журналы. Костя хорошенько привинтил
кнопку к деревянной дощечке.
24-4. У Кати и Манечки была собственная комната. Валя
принялась бешено вертеть педалями. Папа построил
для мальчиков шведскую стенку. Рядом с книжным
шкафом стоял большой тренажёр «беговая дорожка».
24-5. Мишка аккуратно выкинул левую руку в сторону и
снова запел. Ребята в зале просто завизжали от смеха.
Люся схватила Мишку за руку и утащила за кулисы.
Лицо у Андрюшки стало несчастным.
(По В. Драгунскому.)
24-6. На лавочке одиноко сидел Костя в синей кепке с большим
козырьком. Вдруг во дворе послышалось громкое
козлиное блеянье. Это Манечка присела за балконной
решёткой и заблеяла. Старушки на лавочках недоуменно
завертели головами.
25. Выпиши из предложений все имена существительные. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.
План действий.
1) : Однажды Незнайка встретился с Кнопочкой на берегу Огурцовой реки.
2) : однажды когда? — нет;
Незнайка кто? — да;
встретился что сделал? — нет;
(с) Кнопочкой — Кнопочка кто? — да;
(на) берегу — берег что? — да;
Огурцовой какой? — нет;
реки — река что? — да.
3) и : Незнайка, (с) Кнопочкой, (на) берегу, реки.
25-1. В субботу друзья отправились в игрушечный магазин и
увидели на прилавке замечательную игрушку — телефон.
В большой коробке лежали два телефонных аппарата, две
трубки и целая катушка провода. (По Н. Носову.)
25-2. Дедушка и Лёлишна сидели возле подъезда и рассуждали о
голубях, которые копошились в песке. Тут к ним подошёл
высокий дяденька в голубом пиджаке, с огромным
чемоданом и спросил, где 38-я квартира Лёлишна ответила,
что квартира на пятом этаже. (По Л. Давыдычеву.)
25-3. Бекас взлетел под самые облака. Хвост рас крыл, как будто
веер, перевернулся носом к земле и понёсся вниз,
переворачиваясь с бока на бок, как брошенная с высоты
до щечка. Головой воздух рассекает, а в хвос те тонкие
перышки ветром перебираются И слышно с земли, словно
в вышине барашек заблеял. (По В. Бианки.)
25-4. Оркестр заиграл весёлый танец, а Горшко: шагнул через
барьер на арену. Петька и Владик увидели идущего к ним
милиционера и бросились бежать вдоль барьера разные
стороны. Горшков дунул в свисток так, что чуть не заглушил
оркестр. Публика засмеялась и подумала, что это очередной
клоунский номер. (По Л. Давыдычеву.)
26. Выпиши из предложений все имена прилагательные. Подумай, что ты будешь делать, чтобы выполнить задание. Составь план своих действий.
26-1. Ранним утром во двор вышел пожилой двор ник в белом
фартуке и огромных черны сапогах. В руках у него был
длинный резиновый шланг. Дворник открыл кран, и тугая
струя воды с тихим шипением вырвалась из узкого
наконечника.
26-2. Вокруг танцевальной площадки стояли удобные скамейки.
Слева построили двухэтажную беседку для духового
оркестра, а справа виднелись красивые палатки с
газированной водой и разными вкусными вещами. На
кустах висели разноцветные фонарики.
26-3. Из-за угла крайнего дома показалась странная фигура.
Она была одета в кургузый зелёный пиджак с узенькими
рукавами, зеленовато-жёлтые брюки и синий берет с
оранжевой кисточкой. Фигура держала в руке круглый
воздушный шар на длинной нитке.
26-4. В густой тени лип стояла удобная лавочка. Солнечные
зайчики, отражаясь от гладкой поверхности реки, плясали
на листьях, освещая их таинственным светом. Казалось,
что воздух под листьями машет бесчисленными невидимыми
крылышками. Всё вокруг было необычным, волшебным.