Понятие о моделировании и художественном оформлении причесок как о процессе образного решения моделей причесок и стрижек.




Историческое развитие причесок, их изменения обусловлены, с одной стороны, общим стилем эпохи, с другой - модой.

Стиль в искусстве - это устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства. Основное направление стиля эпохи проявляется в единстве художественных признаков, присущих архитектуре, изобразительному и прикладному искусству. Прическа является видом прикладного искусства, поэтому ее стиль наряду с другими произведениями прикладного искусства выражает общую направленность стиля той или иной эпохи.

В пределах одного стиля всегда возникают различные видоизменения, называемые модой. По определению В. И. Даля, "мода - это непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в костюме".

Внешнему оформлению образа модного типа человека служит костюм. Прическа по отношению к одежде имеет подчиненный характер, т. е. выбор прически зависит от художественного образа, выявлению которого служит тот или иной костюм в целом. Следовательно, с изменением одежды видоизменяются и прически.

Как исторический стиль в целом характерен единством художественных признаков, так и любой цикл моды имеет свою собственную систему признаков (строй моды), направленную на выявление эстетического идеала, и с изменением цикла меняется весь строй моды. Предметы прикладного искусства, входящие в общий строй моды, характеризуются единством формы и содержания, причем форма зависит от содержания. Под содержанием понимается назначение, применение, эстетические требования, предъявляемые к предмету, в данном случае к прическе. Так как сознание, потребности, культура человека все время меняются, меняется и использование предметов прикладного искусства (одежды, прически), связанное с деятельностью человека, т. е. меняется содержание, а с изменением содержания неизбежно меняется и форма. Так протекает процесс, воспринимаемый нами как мода. Наиболее полно выражает моду конкурсная модель прически.

От слова "модель" (т. е. образец) происходит термин "моделирование", который означает процесс создания моделей; по этим моделям парикмахеры делают прически различного назначения.

На сегодняшний день понятие "моделирование" истолковывается более широко и означает не только процесс создания моделей, но и разработку, на основе модели различных ее вариантов с использованием каких-либо характерных (возможно модных) деталей, а также процесс воссоздания (реконструкции) модели по рисунку или фотографии (рисунок и фотография всегда являются изображением части прически).

Моделированием причесок решаются следующие задачи:

1) удовлетворение потребностей населения в разнообразных красивых прическах, разработка новых форм причесок, отвечающих формам трудовой и других видов деятельности людей (спорт, отдых и т. д.);

2) воспитание и развитие вкуса людей на основе пропаганды художественно оформленных моделей причесок; создание демократичной моды;

3) развитие направлений моды.

Парикмахер-модельер должен пытаться выявить суть новой моды, общую идею, определяющую весь строй моды. Это даст ему возможность работать над новыми формами причесок, являющимися необходимыми элементами единого ансамбля с костюмом, создающими художественные образы, отвечающие эстетическому идеалу времени.

Таким образом, в основе работы модельера лежит умение наблюдать в быту, затем отфильтровывать массу мелких изменений, производя своеобразный процесс отбора популярного, нового, получать в результате новый замысел, отвечающий требованиям дня. После этого с учетом особенностей волос как материала разрабатывается необходимая технология. Так в общих чертах рождается новая модель. Этот путь постепенного видоизменения моделей называется эволюционным, и он характерен для работы над прической в пределах одного модного цикла. Когда же заканчивается цикл, возникает новая мода, полностью отвергающая предыдущую (такой качественный скачок называется революционным), и в этом случае модельер должен особенно остро чувствовать изменения общественного сознания.

Изменение моды во всех странах происходит в одном направлении. Это не означает, что одежда и прически в странах с разным социальным строем одинаковы, но различие вызвано не модой (в смысле формообразования), а разными социальными условиями жизни людей, идейной направленностью содержания моделей, различными общественными движущими силами. Используя опыт зарубежного моделирования, парикмахер-модельер в своей практической деятельности должен стремиться к тому, чтобы с максимальным вниманием из новейших предложений интернациональной моды суметь отобрать и использовать полезные сведения, касающиеся формообразования и технологии создания причесок, стрижек, новых силуэтов и деталей, которые обещают оказаться устойчивыми во времени и которые смогут отвечать нашему демократическому образу жизни.

Мода удовлетворяет вкусы различных людей, допуская одновременно существование целого ряда форм и силуэтов (стилевые направления), т. е. мода, несмотря на свой массовый характер, не препятствует людям проявлять свои индивидуальные особенности. Наличие стилевых особенностей, разнообразие форм позволяют продлить и расширить действие моды и таким образом удовлетворить возможно большее число людей.

Прической принято считать фигурную укладку, завивку или стрижку волос, часто в сочетании с ювелирными изделиями или с украшениями из лент, кружев, цветов, перьев. Искусственное удаление волос на голове, если это вызвано стремлением выразить определенную идею, также принято считать прической.

В зависимости от назначения прически условно подразделяются на две категории: бытовые и зрелищные.

В зависимости от пола и возраста прически делятся на мужские, женские и детские (для мальчиков и девочек). Деление причесок в зависимости от возраста основано на существенных отличиях в телосложении, пропорциях фигуры, психологии людей различного возраста.

По способу изготовления прически подразделяются на горячие завивки (щипцами), холодные укладки (пальцами, при помощи клипс, бигуди) и комбинированные (сочетание различных способов обработки волос). В самостоятельные виды можно выделить воздушные прически, выполняемые при помощи фена, а также прически, созданные посредством перманентной завивки и формообразующей стрижки ножницами.

На возможность создания тех или иных форм причесок очень большое влияние часто оказывает длина волос, имеющаяся стрижка, поэтому парикмахеры различают прически из коротких (до 10 см), средних (10-25 см) и длинных (более 25 см) волос. Из длинных волос могут изготовляться разнообразные пучки и узлы (пучки и узлы также можно делать из коротких и средних волос, но с использованием различных постижерных изделий - кос, прядей, шиньонов и т. д.). Пучками принято считать прически, в которых волосы нижней части затылка затягиваются вверх - шея открыта.

Прически на париках (бытовых, театральных, декоративных) составляют отдельный вид. К этому же виду относятся и художественные украшения, изготовленные из волос (например, цветы).

В своей работе модельер прежде всего учитывает целевое назначение прически. Назначение определяет выбор формы и способа обработки волос. Поэтому в зрелищных прическах идея максимально конкретизируется, выявляется, в бытовых она выступает не столь явно, не напрямую, а опосредованно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: