Рабочий материал к проекту «Использование словарей и справочников в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку»




Дарья Звагольская, 10 кл. шк. №19 г. Севастополя

Научный руководитель – Л.Е. Литвинова,

преподаватель учреждения

дополнительного образования «Интеллект+»

Вступление

 

Термин «лексикография» состоит из двух греческих корней: «лексикон» - словарь и «графо» - пишу, описываю, т.е. буквально содержание понятия «лексикография» можно передать словосочетанием «пишу словарь», «описываю слова» Каждый из нас знает, что можно написать книгу, картину, симфонию, но что это означает применительно к словарю, можно ли «написать» словарь и что следует понимать под описанием слова?

Для ответа на этот вопрос обратимся к более подробному толкованию первой из частей термина «лексикография». В основе этой части – корень «лекс» со значением «слово, речение». Словом «лексикон» называют не только словарный запас отдельного человека, социальной или профессиональной группы (например, словарь конкретного школьника, словарь жителей определенного региона, словарь медицинских работников и т.д.). Следовательно, для полного понимания исследуемого термина нужно проанализировать и ту часть слова, которую логично отнести к суффиксам – он. С целью выяснения его значения рассмотрим слова похожего строения, таковыми будут: технион, триатлон, пантеон (далее по словарю Зализняка):

· «технион» – один из видов высших учебных заведений, имеющих множество факультетов различной направленности.

· «триатлон» - обобщенное название некоторых видов спорта, объединяющих три соревновательные дисциплины,

· «пантеон» - 1)место или храм, которые греки и римляне посвятили всем богам одновременно; 2) группа всех богов одной страны, мифологии или религии.

Проанализировав смысл перечисленных слов, можно сделать вывод: морфему – ОН можно рассматривать как суффикс обобщающего значения, с помощью которого множество становится единым целым, сохраняя при этом … Следовательно, «лексикон» - это книга, в которой объединено множество слов, объективно существующих в общем потоке языка, а не придуманных автором (впрочем, в отдельных случаях можно наблюдать и такое).

Терминоэлемент «графо», имеющий значение «описание», в термине «лексикография» сочетается с другим, а именно – «лекс», имеющего значение «слово, речение». Таким образом, мы доказательно можем утверждать, что основной задачей лексикографии является описание слова, точнее, определенного массива слов.

Лексикография представляет собой обширную область языкознания – науку о составлении словарей - справочников, которые имеют большое практическое значение. Словари помогают уточнить значение терминов, понять смысл слова, узнать его правильное написание.

Именно словари различных типов становятся активными и незаменимыми помощниками старшеклассников при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку. Это определяет прежде всего актуальность данного проекта, основными целями и задачами которого являются следующие.

1.Типы словарей.

 

Все словари делятся на два типа: энциклопедические и лингвистические. К наиболее распространенным видам лингвистических словарей относятся нормативные, именно к ним мы обращаемся, когда требуется проверить правописание слова, постановку ударения в нем, окончание падежной формы и т.д.

В основе таких словарей лежит принцип нормы, которой необходимо следовать. Слова (лексические единицы) в нормативных словарях могут быть представлены в одной из ниже перечисленных систем:

· системе определенных лингвистических единиц – либо слов, либо фразеологизмов;

· системе слов, представленных в соответствии с их морфологическим строением;

· системе слов, правописание которых соответствует тому или иному правилу орфографии;

· системе слов, правописание которых представляет определенную трудность и не проверяется правилом, – именно такие слова мы называем словарными.

К важной характеристике нормативных словарей относится расположение размещенных единиц: алфавитное – в прямом или обратном порядке или частично-гнездовое.

Так, в «Орфографическом словаре школьника» (ОСШ) лингвистические единицы представлены в алфавитном порядке с указанием ударения.

Объем школьного орфографического словаря - около 6 000 слов, а объем Большого академического словаря русского языка – 150 000 слов.

Принципы составления толковых словарей иные, чем у словарей нормативных. В подобных словарях представлен систематизированный перечень понятий и толковые словари различаются между собой п способу толкования значений, который может быть

· описательным (энциклопедическим),

· синонимическим - отсылает к синониму;

· перечислительным,

· отсылочным - для производных слов,

· денотативным - описание реальных признаков объекта,

· логическим - указывающим на ближайшее родовой понятие и на существенный отличительный признак (квадрат-равносторонний прямоугольник).

Особое внимание в толковых словарях уделяется подбору иллюстраций, т.е примерами, которые доказывают возможность употребления понятия, термина именно в том толковании, которое представлено автором словаря. Обычно эти примеры взяты из фольклора, художественной литературы, СМИ, документов.

К важным характеристикам словарей всех типов относится и такая, как объем - количество размещенных единиц, лексических или понятийных, на что обычно указывают следующие определения – словарь полный, краткий.

Словарь может выглядеть как книга привычного нам размера или как фолиант, или как многотомное издание. Книгу читают, а того, кто обращается к книге, обычно называют читателем. Можно ли сказать то же самое применительно к словарю? Такой словарь, как словарь Владимира Даля, действительно, можно читать, словно захватывающую книгу. Но обычно к словарю обращаются не как к художественному произведению, а как к справочному изданию. Именно в таком издании мы можем получить справку о правописании или об употреблении слова, и в этом случае человека, которому понадобился словарь, называют пользователем., Подтверждение может служить следующая фраза: в процессе над сочинением необходимо использовать (не читать) словарь (пользоваться словарем).

Словарь обычно предваряет вступительная статья, в которой разъясняется, какая лексика в нем описывается, в каком случае следует обращаться именно к этому словарю, как следует им пользоваться.

Родственным, а точнее, исходным по отношению к термину «лексикография» выступает другой термин – «лексика».

Лексика – это совокупность всех слов языка или его словарный состав.

С помощью распространенного терминоэлемента «логия» (биология, филология) будет образовано название науки, которая занимается рассмотрением лексического состава языка – «лексикология». Смысл данного термина можно передать словосочетанием «наука о словах».

Слово имеет свою структуру (состав), которую изучает морфология. Лексикологию же интересует значение слова, его взаимодействие с другими словами, история его возникновения, возможность использования в различных сферах общения, творчества, передачи информации. Каждый из аспектов слова, связанный с его значением, изучает отдельный раздел лексикологии.

РАЗДЕЛЫЛЕКСИКОЛОГИИ и ИХ СОДЕРЖАНИЕ

  Раздел лексикологии Что рассматривает Пояснение
1. Семантика Значение слова Под значением слова понимается 1. его соотнесённость с определёнными явлениями действительности. 2.однозначность или многозначность слова: - слова, имеющие одно лексическое значение, называют однозначными (запах цветов, приятный запах); - слова, имеющие два и более значения, – многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав);
2. Системные связи между словами Синонимы, антонимы  
3. Этимология Происхождение слов  
4. Группы слов по происхождению и употреблению   Слова, принадлежащие к активному или пассивному запасу лексики. Диалектные слова. I.По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские. - исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь). - заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция); - неологизмы. II.Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими Среди устаревших слов выделяют: - историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез); - архаизмы - слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).
5. Употребление слов в зависимости от сферы использования Экспрессивность (коннотацию). Под экспрессивностью понимают дополнительные значения, выражающие эмоциональную окраску. Коннотация может быть положительной и отрицательной.
6. Фразеология Устойчивые сочетания слов С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на · исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), · старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) · заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).

 

Представленный ниже перечень наиболее распространенных словарей русского языка не только показывает их разнообразие, но и подтверждает следующие выводы:

· вид словаря связан с определенным разделом лексикологии;

· именно корпус (собрание) словарей позволяет представить и отразить все многообразие лексики русского языка, ни один отдельно взятый словарь не может справиться с такой задачей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: