Данный материал взят из книги профессора В. Ю. Завьялова «Необъявленная психотерапия». Речь пойдет не о так называемом «зомбировании» или «эффекте 25 кадра». На самом деле все гораздо проще.
1. ТВ - реклама неизбежна. При появлении рекламы никто телевизор не выключает, а блуждание по каналам в половине случаев приводит к попаданию на новый рекламный блок.
2. Реклама многократна. Известный принцип «повторение - мать учения» всегда действует безотказно. После двадцатого просмотра даже самого тупого ролика мозг безошибочно запоминает его во всех подробностях. Забыть можно даже самый гениальный фильм, виденный один раз, но сто раз просмотренный ролик - никогда.
3. Реклама проста. Это понятно - делается она в расчете на самую широкую аудиторию: от пионеров до пенсионеров.
4. Реклама навязывает свой образ мышления. Сегодняшняя реклама на телевидении некорректна. А бывает ли реклама корректной? Бывает! Это строчное объявление, в котором сообщается, что, где и по каким ценам можно купить. Человек волен принять или отвергнуть предложение по своему желанию. Цель роликов - продать товар максимальному числу покупателей. Интересы последних в расчет не берутся.
На практике это и преувеличение достоинств объекта рекламы, и
выдуманные проблемы, о которых до просмотра ролика никто не
догадывался, и откладывающиеся в подсознании фразы, в нужный момент
всплывающие в памяти и дающие импульс к покупке, и создание
устойчивых ассоциаций товара с высоким положением его обладателя в
обществе.
5. Предсказуемость. Одинаковая информация заставляет всех думать,
чувствовать и поступать по единой схеме. Она пытается воздействовать на
|
образ мышления человека, определять его привычки и убеждения.
Прочтенная книга тоже может это сделать, но за ней стоит автор - живой
человек, со своим видением мира, которым он хочет поделиться.
6. Рекламе делиться нечем. За рекламой стоит фирма, единственное желание
которой - увеличить объемы продаж.
«Влияние рекламы в формировании зависимого поведения более чем очевидно. В самом деле, реклама - это средство воздействия на человека с целью вызывать у него желание купить товар. При этом используются самые разнообразные средства манипуляции сознанием для того, чтобы человек «захотел» что-либо иметь. Реклама стремится сформировать потребительское поведение человека. Сбыт продукции - самый главный момент этой экономики, поэтому ей нужен потенциально неистощимый потребитель».
Кто бы мог подумать, что реклама привычного для всех чая Lipton от начала до конца иллюстрирует так знакомую наркоманам картину? Сначала невыносимые муки и жажда чая, в конечном итоге они вызывают эффект наркотической ломки, которая тут же снимается приемом вожделенного напитка (наркотика)… И далее - несказанная радость и облегчение («кайф»). Вот какие скрытые посылы содержит, безобидная, на первый взгляд, веселая реклама.
Рекламные герои ведут себя точь - в - точь, как зависимые от субстанции субъекты - испытывают наркотические ломки, которые тут же снимаются приемом вожделенного напитка (наркотика), пьянеют от «всех красок вкуса» и ведут себя как обкурившиеся гашишисты: хохочут, расторможено двигаются.
Крепкий чай - препарат выбора для находящихся в вынужденной наркотической ломке наркоманов и алкоголиков («чифирь»). В массовом сознании чай никак не относится к классу наркотиков, наоборот, он считается полезным для здоровья продуктом. Реклама, таким образом, соединяет воедино наркоманическое поведение и полезный для здоровья продукт. Налицо скрытый обход закона, запрещающего рекламировать наркотики, алкоголь и табак; относящиеся к классу наркотиков вещества не показываются, а вот поведение демонстрируется в полную силу.
|
Реклама магнитофона Philips, показывает нам массовое «музыкальное опьянение», напоминающее мотив из русских сказок - насильственное танцевание от звуков волшебных гуслей. Кстати, на современных дискотеках танцующим предлагаются «экстази», которые подавляют чувство усталости и «заставляют» ноги плясать без устали много часов подряд.
Соблазняющая реклама мыла «Camay» рисует грезы намыленной дамы, которые весьма похожи на фантазии морфинистки - это художественное изображение так называемой «продуктивной» эйфории.
Конечно, дело не только в рекламе, но и в ней тоже. Нарастает количество других форм зависимого поведения: злоупотребление пищей и пищевыми добавками, азартные игры, работоголизм.
«Такие сопоставления наводят на мысль о том, что реклама не «простая игрушка», она требует к себе уважительного отношения со стороны специалистов, занимающихся проблемами психического здоровья населения. «Уважительное» означает внимательное и непредвзятое изучение самой рекламной продукции - что в ней, что она выражает или отражает?»
Предрасположенность к наркотикам формируют более слабые вещества, официально не считающиеся наркотическими. К ним относятся лекарства «для улучшения сна», «успокоения нервов», пищевые добавки, жвачки, конфетки, средства для похудания. С их помощью можно медленно и уверенно «приучить» человека к наркотику.
|
«На рынке пищевых и лекарственных товаров более 8 тысяч видов продукции, содержащей эфедрин и другие средства разрушения организма. Это почти все виды напитков с тонизирующим эффектом, это жвачки, конфетки, иностранный шоколад, пищевые добавки, средства для похудания и большинство «травяных» лекарств. Цель одна - достичь 100 % принятия наркотика потребителем".
М. Махов
Брать от жизни все.
Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?»
И после этого воображают, что они узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом, он стоит сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький Принц»
Начинать надо с семьи. Если в ней тоже царствует «доза», пусть она в виде денег или должности, которые достигаются бессовестными методами, то нечего ждать совести от ребенка. Среди восстанавливающих процессов выздоравливающих наркоманов на это нужно обратить особое внимание, поскольку совесть, как контролер самосознания человека, поможет ему в трудные минуты выбора, подскажет выход из тяжелого положения, если будет восстановлена в рамках настоящих общечеловеческих ценностей.
Во все времена человек служил чему-то во внешнем мире - семье, народу, государству.… Сегодня же он служит самоуслаждению. Прежде путь к радости лежал через какие-то свершения во внешнем мире - для эгоиста никакие перемены во внешнем мире ничего не значат для его внутреннего мира.
«Наркотическое общество формирует свои правила, где совесть не нужна. Украсть, отнять, убить за наркотик не является в среде наркопотребителей преступлением. Там царствует понятие «доза». Достать дозу для себя и компании возводится в ранг подвига, а как совершен этот «подвиг», мало кого волнует. Именно это искажение формирует условия жизни, приводящие к потере совести».
М. Махов
Врачебные тайны.
Торговать наркотиками выгодно. Но и «антинаркотиками» торговать тоже выгодно. Сегодня в медицине самая выгодная отрасль - лечение наркоманов. Ежегодный оборот рынка антинаркотических услуг приблизительно 100 миллионов долларов.
Наркотик умеет ждать. Окончательно вылечить, скажем, опиатного наркомана невозможно. Можно лишь добиться длительной ремиссии. После лучших мировых клиник без наркотиков живут один год не больше 40 % пациентов.
В России существует антинаркотическая программа. Но она не финансируется. Это обеспечит взрывоопасный рост рынка «антинаркотических услуг».
Дорогостоящие и престижные реабилитационные центры искусственно занижают официальные цифры денежного оборота. Единственное, что волнует эти клиники, так это «низкая платежеспособность населения». Однако по подсчетам Н. Григорьева, ведущего специалиста бюро медико-юридического аудита, уже сегодня ежегодный оборот этого рынка составляет более 200 миллионов долларов.
Объективные данные отсутствуют потому, что огромная часть клиник существует подпольно. Согласно закону «О наркотических средствах», медикаментозным лечением наркоманов имеют право заниматься исключительно государственные учреждения. Частные центры могут лишь оказывать реабилитационные услуги - общее укрепление организма2.
__________________________________________________________________________
2 Известно, что усиленно популяризируемая программа детоксикации «Нарконон» является филиалом сайентологической секты (хаббардисты), представители которой пытаются добиться от Министерства Здравоохранения одобрения использования их программы комплексной детоксикации в системе государственного здравоохранения.
Эта программа лишилась соответствующих рекомендаций Минздрава еще в 1996 году (специалисты посчитали, что с помощью этой программы сайентологи завлекают больных в свою секту).
Возникает вопрос, не является ли создание столь мощных структур по «детоксикации» и «реабилитации» самым выгодным видом медицинского бизнеса, в котором важно не столько выздоровление, сколько наличие клиентов и их «подлечивание» (или его видимость)?
Становится страшно,
Год от года сильней,
Если входит в привычку
Смерть старых друзей.
И хочется не плакать,
Даже не плакать, а выть,
Ты понимаешь, что не в силах
Ничего изменить.
Дельфин
Особо подвержены влиянию тусовок подростки с повышенной возбудимостью. Эти молодые люди, ищущие приключений и не умеющие ничего довести до конца, не способные решать и брать ответственность, не научены планировать свою жизнь. Отсутствие реальных достижений в жизни подменяется у них демонстрацией независимости, игнорированием существующих в обществе норм поведения.
Тусовка дает наркоману то, чего не смогли дать ни семья, ни школа: душевную поддержку, одобрение, ощущение безопасности, взаимопонимание.