Нормативные документы по подготовке к семинару (помимо Конституции РФ)




Задание на 9 октября (4 часа)

Тема 12. Конституционные основы федеративного устройства России

Вопросы:

Основные этапы становления и развития федеративного устройства Российской Федерации. Статус РСФСР как союзной республики в составе бывшего Союза ССР.

Особенности правового статуса субъектов РСФСР: автономной республики, автономной области, национального (автономного) округа. Реформирование РСФСР в 1990-1992 гг.

Федеративный договор от 31 марта 1992 г. и его значение. Конституционное изменение принципов ее федеративного устройства и состава субъектов.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации. Конституционные гарантии суверенитета Российской Федерации.

Территориальное единство Российской Федерации. Правовой статус территории Российской Федерации и ее границ.

Единое гражданство Российской Федерации. Общие для Федерации органы государственной власти. Единая система права.

Государственный язык Российской Федерации. Законодательство о языках народов Российской Федерации.

Государственные символы Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. Закон о статусе столицы Российской Федерации.

Предметы ведения Российской Федерации и их классификация.

Совместные предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации, их классификация.

Конституционно-правовые основы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях.

Конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов.

Национально-культурная автономия: понятие, система, порядок учреждения и регистрации.

Задачи:

Задача 1

Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что Республика Саха (Якутия) обладает всей полнотой власти на своей территории, за исключением тех полномочий, которые ею делегируются добровольно на основе договора в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации и осуществляются с ее участием (ч.3 ст.1, ч.3 ст.37). В Конституции перечислены предметы исключительного ведения республики, к числу которых относятся защита суверенитета республики, образование органов государственной власти, судов (ст.38).

В чем состоит отличие договорной федерации от конституционной? Каков конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации? Каков механизм реализации полномочий РФ и субъектов по вопросам совместного ведения?

 

Задача 2

Закон Кемеровской области от 27 декабря 2007 года N 215-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области» включил в состав территории ряд населенных пунктов на юге, на границе с Республикой Хакасия. В частности, в состав области были включены несколько населенных пунктов с шахтами по добыче полезных ископаемых. Республика Хакасия заявила, что этим законом были нарушены ее границы, что некоторые из указанных населенных пунктов много лет входят в состав территории республики, подтверждением чему служит ряд договоров аренды земельных участков, заключенных между администрацией республики и горнодобывающими предприятиями.

Каким образом может быть разрешен возникший спор?

 

Задача 3

В Конституционный Суд РФ поступило обращение Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в котором содержался запрос о соответствии Конституции РФ Указа Президента РФ от 28.12.2001 №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», договоров между Российской Федерацией и некоторыми ее субъектами в части передачи субъектам РФ права создавать комиссии по помилованию, а также соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок формирования и деятельности этих комиссий. Государственная Дума РФ считает, что согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ помилование находится в ведении Российской Федерации и является ее исключительной компетенцией. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Возражая на доводы Государственной Думы РФ, представитель Президента РФ указал, что согласно п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч.1 ст. 85 УК РФ вопрос о помиловании находится в ведении Российской Федерации, и помилование осуществляет Президент Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется не только Конституцией РФ, но также федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Кроме того, установленный оспариваемыми нормативными актами порядок подготовки решений о помиловании направлен на защиту прав и свобод человека, а защита прав и свобод человека и гражданина в силу п. «6» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской федерации.

Каковы полномочия Президента РФ по вопросам помилования? Возможна ли передача субъектам Российской Федерации полномочий, закрепленных Конституцией РФ за федеральными органами власти? Доводы какой стороны представляются Вам более весомыми и почему?

 

Задача 4

Постановлением главы Правительства области был утвержден Перечень основных лекарственных средств, отпускаемых больным на льготных условиях при амбулаторном лечении. В одном из пунктов того же постановления было предусмотрено, что Перечень лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях, ежегодно утверждается главой администрации края.

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительными указанных нормативных актов, сославшись на то, что Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением главы администрации края, и порядок его утверждения ущемляют права групп населения в части предоставления им бесплатно или на льготных условиях всех лекарственных средств.

Представитель администрации возражал против заявления прокурора и пояснил, что Перечень не отменяет льготы, предусмотренные законом, а только определяет их минимальный уровень, эта мера вынужденна и связана с дефицитом денежных средств. Кроме того, он ссылался на п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации вправе регулировать указанные вопросы самостоятельно.

Каков механизм реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов по вопросам совместного ведения? Какое решение должен принять суд?

 

Задача 5

В рамках проводимой в РФ реформы федеративных отношений группа депутатов Государственной Думы ФС РФ внесла в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

При рассмотрении концепции Закона в первом чтении разгорелась дискуссия. Часть депутатов утверждала, что концепция Закона неприемлема, поскольку вопрос о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий уже урегулирован непосредственно в Конституции и не может быть дополнен или изменен обычным законом. Другая часть депутатов утверждала, что указанный круг вопросов должен регулироваться в рамках определения общих принципов статуса органов государственной власти субъектов РФ, что, собственно, и сделано в Федеральном законе № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», поэтому представленный законопроект следует отклонить в первом чтении в связи с неприемлемостью концепции.

Авторы же законопроекта настаивали на том, что Конституция РФ урегулировала не все вопросы разграничения предметов ведения и полномочий, федеративное устройство согласно ст. 71 Конституции РФ находится в ведении РФ, а в рамках предметов ведения РФ могут приниматься федеральные законы.

Дайте конституционно-правовую оценку трех приведенных позиций и обоснуйте Вашу точку зрения поданному вопросу.

 

Задача 6

Конституция одной из республик установила, что Глава данной республики обеспечивает права и свободы граждан республики, безопасность и территориальную целостность республики. На основании этой нормы Указом Главы республики был образован Государственный комитет по безопасности республики Коми и утверждено Положение о нем.

Прокурор республики обратился в Верховный Суд республики с заявлениями о признании указанных норм противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению. Заявители полагают, что данный указ и утвержденное им Положение неправомерно регулируют вопросы безопасности, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации, а также нарушают права и свободы граждан. В обоснование своих требований они указывают на то, что Конституция РФ и Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» относят вопросы государственной безопасности к исключительному ведению Российской Федерации и ее федеральных органов обеспечения безопасности, контроль за деятельностью которых может осуществлять только прокуратура. По мнению заявителей, создание органов государственной безопасности субъектов Российской Федерации с наделением их властными полномочиями по отношению к федеральным структурам власти незаконно.

Какое решение должен принять суд?

 

Задача 7

В Законодательное собрание Иркутской области группа депутатов внесла законопроект «О планировании территориального развития в Иркутской области». В проекте содержались положения, предусматривающие принципы планирования территориального развития во всей Российской Федерации, систему планов территориального развития в масштабах всей Российской Федерации, а также обязанности Правительства и федеральных органов исполнительной власти по подготовке и согласованию таких планов. В пояснительной записке было отмечено, что проект подготовлен по предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ в отсутствие необходимого федерального регулирования и в рамках осуществления субъектом РФ его права на опережающее правовое регулирование впредь до принятия соответствующего федерального закона.

Оцените аргументацию авторов законопроекта. Допустимо ли осуществление субъектом РФ права опережающего правового регулирования по вопросам, имеющим универсальное значение и для федерального, и для регионального законодателя?

 

Задача 8

Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими преамбулы и ряда статей устава области, которые провозглашали источником государственной власти области народ данной области.

Проанализируйте соответствие указанных норм устава области Конституции РФ и федеральному законодательству. Какие юридические последствия может иметь подобная формулировка в уставе субъекта РФ? Какое решение должен вынести суд по данному делу?

 

Задача 9

Законом области установлен порядок создания и обеспечения деятельности образовательных учреждений, реализующих дополнительные (не основные) образовательные программы (дома творчества юных, спортивные школы и т. п.), органами государственной власти области.

Прокурор области обратился в областной суд с требованием признать закон противоречащим федеральному законодательству в связи с тем, что организация образовательных учреждений с дополнительными образовательными программами не включена в полномочия органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с положениями ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Обоснованы ли требования прокурора?

 

Задача 10

Общественные организации Республики Татарстан начали сбор подписей в поддержку придания татарскому языку статуса второго государственного языка Российской Федерации. Свою идею инициаторы обосновывают тем, что татары — вторая по численности нация в России, один из государствообразующих народов. По их мнению, это ослабит попытки сепаратизма в Татарстане и других субъектах Федерации с многочисленным татарским населением. Кроме того, существуют мировые прецеденты: например, в Финляндии шведский признан вторым государственным языком, так как шведы являются второй по численности нацией, хотя и составляют менее 6 % населения.

Каков статус и порядок использования государственного языка Российской Федерации? Возможно ли введение второго государственного языка? Приведите аргументы в обоснование своей позиции.

Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"

Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

4. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.

 

Задача 11

Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы конституции республики Российской Федерации, согласно которой президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Российской федерации. При этом суд сослался на ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ, устанавливающие, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Обосновано ли решение суда?

 

Задача 12

Законом Псковской области предусмотрено обязательное употребление литературного русского языка в деятельности всех государственных и негосударственных организаций, независимо от формы собственности.

Соответствует ли указанная норма федеральному законодательству? Что такое государственный язык, каковы его статус и порядок использования? Каким образом можно установить стандарт (образец, эталон) языка — по лексике, грамматическим оборотам, стилю и т. д.? Каков статус официального языка?

 

Задача 13

С заявлением о выдвижении в качестве кандидата на должность Президента Республики Башкортостан обратился гражданин, владеющий языком республики и не владеющий русским языком.

Какое решение должна принять избирательная комиссия Республики Башкортостан? Какие требования в отношении владения языками предъявляются в отношении лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации?

 

Задача 14

Законодательное собрание области приняло закон «Об особенностях налогообложения и сборов», предполагающий отмену ряда налогов на её территории и отменяющий ряд общих принципов налогообложения в РФ. Возможно ли принятие такого закона субъектом РФ? Почему?

 

Учебные задания

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Конституции Российской Федерации

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Статья 68 Конституции Российской федерации

 

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 11 Конституции Российской Федерации

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:... (п. 1-59).

Полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные п. 1 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами,

Статья 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

 

Нормативные документы по подготовке к семинару (помимо Конституции РФ)

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации"

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.1998 N 12-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: