Правила составления анкеты.




Анкета (опросный лист) — это система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта или предмета исследования.

Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.

В структурном плане анкета должна состоять из четырех частей:

* вводной, где высказывается уважительное отношение к опрашиваемым и указывается, кто проводит опрос; с какой целью; инструкция по заполнению анкеты.

* контактной, где располагаются вопросы, преследующие цель заинтересовать опрашиваемого, ввести в круг изучаемых проблем;

* контрольной - с вопросами, позволяющими убедиться в достоверности данных. (например, если в контактной части основной вопрос был такой: "Знакомы ли Вы с основными способами ухода за молодняком птицы?", то контрольный может быть такого типа: "Какие из способов ухода за молодняком птицы Вы считаете наиболее важными?").

* заключительной - с вопросами, снимающими у респондентов пси­хологическое напряжение, позволяющими выявить их социально-демографические характеристики (пол, возраст, место жительства, социальное положение, об­разование, уровень доходов и т.д.), а завершаться словами благодарность опрашиваемому за участие в опросе.

При разработке анкеты следует руководствоваться следующими принципами их составления, которые в значительной степени могут способствовать качественному проведению опроса:

1. Первый вопрос должен заинтересовать респондента.

2.Формулировки вопросов анкеты должны быть простыми, понятными, однозначными и нейтральными.

3. Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы, что не следует...").

4.Основной и контрольный вопросы не должны следовать друг за другом, поскольку большинство людей, отвечают на следующий вопрос, находясь под впечатлением содержания и ответа на предыдущий.

5. Самые сложные вопросы, требующие размышления должны располагаться в середине анкеты.

6.Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например, до 20: 21-30; 31-40 и т.д.).

7.Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно. В случае вопросов с такими словами надо обязательно давать варианты ответов (использовать закрытые вопросы).

8.Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

9. Формулировка вопроса должна:

Ø соответствовать теме и задачам исследования, включение каждого вопроса в анкету обосновывается;

Ø быть такой, чтобы на вопрос можно было дать точный ответ;

Ø использовать язык среды, в которой проводятся исследования;

Ø скрывать отношение исследователей к предмету опроса;

Ø заключать в себе только один вопрос.

10. Последовательность вопросов основной части анкеты может соответствовать двум принципам:

ü тоннельный принцип предполагает постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным;

ü секционный принцип предполагает группировку вопросов по темам, организуя переход к следующей теме с помощью некоторой вступительной фразы.

11. Вопросы личного характера следует задавать в конце основной части; в этом случае отказ респондента отвечать на данные вопросы не повлияет на заполнение анкеты в целом. По той же причине в разделе идентификации личности последними задаются вопросы о личных доходах. Излишне детальная «паспортичка» может вызвать у респондентов сомнения в анонимности опроса. Поэтому в нее включаются только необходимые вопросы.

Можно избежать вопросов про доходы, спросив респондентов об их принадлежности к определенной социальной группе или о марке их автомобиля.

12. При почтовом и онлайн опросе анкета обязательно должна содержать преамбулу, в которой респонденту сообщаются цели и характер исследования, название организации-исследователя, а также подробные инструкции по заполнению анкеты. При личном интервью преамбулу можно убрать из текста, поручив озвучить ее самому интервьюеру.

13. Анкета должна иметь привлекательный внешний вид и хорошо читаемый шрифт.

Вопросы, входящие в анкеты бывают открытыми и закрытыми. Сегодня существуют комплексные вопросы, где респондент если не находит свой вариант в ответах, он выбирает другой вариант ___ и пишет свой вариант ответа.

Закрытые вопросы предлагают опрашиваемому набор возможных вариантов ответов (табл. 1).

Таблица 1.

Виды закрытых вопросов

Название приема Суть приема Примеры
Альтернатив­ный Сде­лать выбор из двух альтернативных ответов Покупали ли Вы товары фирмы " Ford "? ДА НЕТ
С вариантами ответом Выбор сделать из трех и более вариантов Главным достоинством товаров фирмы " Ford " Вы считаете: 1.Высокое качество? 2.Долговечность? 3.Приемлемую цену?
Со шкалой значимости (важности) Оценить важность той или иной характерис­тики товара по предлагаемой шка­ле По сравнению с другими характерис­тиками товара "А" цена имеет значение для Вас:
       
Исключительно важное Очень важное Довольно важное Совсем не важное
Со шкалой Лайкерта Указать степень согласия (несогласия) с оп­ределенным утвер­ждением Товары, не рекламировавшиеся в сред­ствах массовой информации, не заслу­живают доверия:
         
совсем не со-гласен не согла-сен затрудняюсь отве- тить Согла- сен Полно-стью согла- сен
Со шкалой оценок Оценить признак по представленной шкале Вы считаете, что качество товара «А»:
         
отлич-ное хоро-шее удовлет-вори-тельное пло-хое очень пло-хое
Семантичес­кий дифференциал Вы­брать балл на шкале между двумя полярны­ми понятиями Отметьте в каждой строке место трактора фирмы «Ford», фирмы "МТЗ»" и идеального для Вас трактора:
Дорогой           Недорогой
Надежный           Ненадежный
Доступный           Недоступный
Отличная управляе-мость           Плохая управляе-мость
                                     

 

Открытые вопросы предоставляют право формулировать ответы самостоятельно, см. табл. 2. Это обстоятельство хотя и делает обработку результатов опроса более сложной, в ряде случаев может предложить неожиданный вариант решения изучаемой проблемы и таким образом компенсировать затраты.

Таблица 2.

Виды открытых вопросов

Название приема Суть приема Примеры
Не структуриро-ванный вопрос Допускает любую формулировку ответа Что Вы думаете о фирме «Ford»?
Подбор словесных ассоциаций Опрашиваемый назы­вает отдельные сло­ва, ассоциируемые у него со словами, которые называет интервьюер Какие ассоциации возни­кают у Вас при слове фир­ма «Ford»?
Завершение предложе­ния Завер­шить незаконченное предложение Я покупаю товары фирмы «Ford», потому что...
Завершение рассказа Закончить незавер­шенный рассказ Вы посетили магазин фир­мы «Ford» и Вами овладели мысли и чув­ства...
Завершение рисунка Представить себя на месте одного из двух ге­роев, изображаемых обычно на веселых рисунках, и от его имени высказать свое мнение На рисунке изображены два участника диалога. Один из них говорит: «В магазине фирмы «Ford» всегда есть широкий выбор. Что Вы можете возразить в ответ?
Тематический тест на восприятие Приду­мать рассказ по картинке Например, изображены два покупателя у прилавка магазина фир­мы «Ford». Что происходит или может произойти?  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: