Семья как социальный институт.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями, такими как Платон, Аристотель, Кант, Гегель много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.
Но хотелось бы выделить некоторые определения сущности семьи:
- Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.(В.А. Сухомлинский.)[1]
- Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. (Л.Н.Толстой.)[2]
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Из этого следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).
В частности, отмечают следующие особенности семьи.
1. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри ее, в том числе нормативность в наличии, характере сексуального взаимодействия между супругами).
2. Особенность семьи в ее составе – небольшом размере от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.
|
3. Закрытый характер семьи – ограниченность и регламентированность вхождения и выхода из нее, известная конфиденциальность функционирования.
4. Полифункциональность семьи – что приводит не только к взаимодополнению много-численных аспектов ее жизнедеятельности, но и к множественному, часто конфликтному характеру семейных ролей.
5. Семья – исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития.
6. Всеобщий характер включенности индивида в семью. Значительная часть жизни проходит у человека в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительного и отрицательного эмоциональных компонентов. [3]
Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.
Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше, чем родителей.
Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей всего один ребенок.
Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей (воспитательная функция). Воспитание детей в семье – большой ежедневный труд, и физический (например, уход за малышами), и умственный (например, духовное развитие детей). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определенные правила поведения, забота о родителях.
|
Важнейшее средство воспитания ребенка – личный пример родителей. Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Жизнь каждой семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.
К другим функциям семьи относятся:
1) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
2) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
3) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
4) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
5) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
6) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
|
7)эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.[4]
В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так для молодой семьи в числе приоритетных – репродуктивная функция, для пожилой – функция духовного общения.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.
Формы семьи[5]:
1.Кровнородственная семья.
Существование этой формы приходится доказывать путём, основанной на непосредственно её проявлении. Будучи первой, после промискуитета и наиболее древней формой данного учреждения (низшая ступень дикости), она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских племён. Эта система – малайская. Она выражает те отношения родства, которые должны были существовать в кровнородственной семье, и предполагает существование такой семьи для объяснения её собственного существования.
Кровнородственная семья была первой организованной формой общества, она, несомненно, представляла улучшение предшествовавшего неорганизованного состояния, каково бы оно ни было. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса, факторами которого является развитие домашних учреждений, изобретений и открытий.
2.Пуналуальная семья.
Переход к пуналуальной семье был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и в гавайских группах. В австралийских классах было замечено два основных правила рода, а именно: запрещение брака между братьями и сёстрами и счёт происхождения по женской линии. Рассматривая ниже гавайские семьи, также найдётся зачаток рода.
Можно сказать, что пуналуальная семья выросла из обычая «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и двоюродные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны. Обычай «пуналуа» помог сложиться туранской системе родства. Отсюда ясно, что эта форма семьи образовалась из кровнородственной семьи. Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом великого движения вперёд, которое подготовило путь для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной семье. Влияние родовой организации на древнее общество было консервативным и в то же время возвышающим, потому что это учреждение явилось катализатором изменений, происходивших в то время в обществе.
3.Синдиасмическая и патриархальная семьи.
Морган рассматривает две эти формы семьи вместе, наверное, потому что считает их промежуточными при переходе к моногамии, т.к. при существовании синдиасмической и патриархальной семьи (низшая и средняя ступень варварства до появления моногамии на высшей ступени) господствовала туранская система родства.
Место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары, представляющие собой ясно выраженные, хотя лишь частично индивидуализировавшиеся семьи. В этой семье можно признать зародыш моногамной семьи, однако в ряде существенных отношений парная семья стояла ниже моногамной. Морган отмечает, что синдиасмическая семья была достаточно слабой организацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма домашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характер покупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений было то, что от женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её мог подвергнуть муж, не беря на себя того же обязательства. Привилегия была провозглашена привилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствием средств для того, чтобы ею пользоваться
4.Моногамная семья.
Моногамия в сложившейся форме проявляется в позднейшем периоде варварства. Морган восстанавливает моногамную семью на ранней стадии её развития по описаниям древних писателей, которые в свою очередь подробно останавливаются на том, каково было положение женщины. Автор исследуемой мною работы склонен утверждать, что переход счёта происхождения из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно снизить её положение в обществе и остановить её повышение по социальной лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римлян и у греков, Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом, моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере, наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весь предшествующий опыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется в этом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни его достигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, к которому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность, моногамная семья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.
5.Традиционная семья — гражданский или церковный брак, соединяющий мужчину и женщину общественным мнением и защитой закона. Эта форма более всего социально понятна и более других вариантов охраняет права женщин и детей, в связи с чем является наиболее разумной и предпочтительной по крайней мере с точки зрения общественных интересов.
6.Незарегистрированный, или фактический брак — все более распространенная форма семьи во всех странах. Была принята в Советской России при Ленине и постепенно отменена Сталиным.
В своих воспоминаниях Айседора Дункан пишет: «Я вышла замуж в своей жизни только один раз, — за Сергея Есенина, и то потому, что в Советской России сразу после революции брак был, по сути, отменен. Чтобы зарегистрироваться, двое людей просто расписывались в соответствующей книге, а под их подписями было напечатано: «Эта подпись не влечет какой бы то ни было ответственности ни с одной стороны и может быть аннулирована по желанию любой из сторон».
В ряде западных стран фактический брак в течение определенного времени (от 3 лет и более) приравнивается к юридически заключенному браку, но современное российское законодательство на этот счет категорично: правовые последствия порождает только юридический факт регистрации брака.
Незарегистрированный брак отличается от обычной дружбы совместным проживанием, совместным ведением хозяйства и общей постелью. Если у вас родились дети, у них те же права, что и в браке зарегистрированном, а вот приоретаемое имущество – нет, по умолчанию оно совместным не является. На кого оформлено – того и имущество.
7.Встречающаяся семья – не вполне традиционная, но распространенная форма семейной жизни. Они зарегистрированы, все честь по чести, но живут отдельно, каждый у себя. Раз или несколько раз в неделю встречаются, она ему готовит, спит с ним, потом снова каждый к себе. Появляются дети, — растит их, как правило, мать. Отец занимается с детьми, только когда есть время и желание. Такая семья — иногда единственный выход для тех, кто в силу жизненных обстоятельств обычной семьей жить не может. В других случаях предложение жить так скорее показатель неверия в серьезные перспективы отношений.
8.Прерывающийся брак. Трудно назвать это особенной формой семьи, но это распространенная и достаточно важная договоренность, достигнутая во многих семьях. В такой семье супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок: неделю, месяц, полгода. Причины могут быть любые — устали друг от друга или надо писать диссертацию. Здесь разъезд не трагедия, а норма, такая же, как утром на работу. Труднее — принять разъезд в связи с любовными увлечениями.
9.Ограниченная временем семья: брак заключается на время, скажем, на год. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или снова вместе на срок, или бессрочно. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются. Как теория, такой вариант семьи может показаться разумным. На практике такие замыслы встречают сильнейшее противодействие как окружающих, так и (особенно) той стороны, к которой доверия немного не хватает.
10.Шведская семья: во всех отношениях обычная семья, только в ней живут несколько мужчин и несколько женщин. Не нужно думать, что их соединяет только секс. Чаще это маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами. В Швеции, заметим, таких семей практически нет. Как увлечение свободолюбивых 60-х годов прошлого века, из моды вышло и в настоящее время существует только в продвинутых молодежных тусовках либо рамках отдельных религиозных общин.
11.Открытая семья: распространенный вариант семьи, в которой супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи. Открытая семья бывает очень разной. Она может быть номинально закрытой: в ней супруги изменяют, считая это нормой, но так, чтобы другой «не застукал», иначе — скандал. В другой признается право каждого на любовь «на стороне», но один при этом «закрывает глаза», другой не демонстрирует. В некоторых «открытых» семьях романы на стороне разрешаются и обсуждаются, но любовь каждого — отдельно. В предельном варианте — это общее семейное увлечение, вплоть до совместного участия в групповом сексе.
Выводы по первой главе:
Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Как следует из определения, семья – сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики:
– семья – ячейка общества, один из его институтов;
– семья – важнейшая форма организации личного быта;
– семья – супружеский союз;
– семья – многосторонние отношения с родственниками.
Семья имеет множество функций, которые направлены на воспитание, социализацию детей, формирования их мировоззрения, на развитие личности каждого члена семьи.
Существует множество видов и форм семей, наиболее распространенные в настоящее время, это традиционная семья и фиктивный брак, остальные встречаются в меньших процентах.
С понятием семья неотрывно следует понятие брак, но не нужно их путать. Брак – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Так же следует отметить психологический климат в семье, так как от него часто зависит, как складываются отношения между родителями и детьми. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Адлеровская модель (А. Адлер). [7] Эта концепция основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются равенство, сотрудничество и естественные результаты. С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности. Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.
Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер)
Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон)
Модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард).
Модель групповой терапии (X. Джинот).
Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И.В. Гребенников).
Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее[22]:
1. всегда помнить об индивидуальности ребенка;
2. учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
3. стараться понять требования маленького ребенка;
4. помнить, что для перемен нужно время;
5. противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
6. проявлять постоянство по отношению к ребенку;
7. чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
8. одобрять разные варианты конструктивного поведения;
9. совместно искать выход путем перемены в ситуации;
10. уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
11. ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
12. дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков; логически разъяснять возможности негативных последствий;
13. расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
14. использовать положительный пример других детей и родителей;
15. учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:
- «Принятие – отвержение». Принятие: родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
- «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
- «Симбиоз» – родитель не предоставляет ребенку самостоятельности, постоянно ощущает тревогу за него, как маленького и беззащитного.
- «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
- «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Особенности взаимодействия родителей (матери) с ребенком дошкольного возраста были представлены А.Д. Кошелевой, Л.А. Абрамян, которые выделяют три типа взаимодействия [27]:
- равнодушно-безучастный тип: безразличие матери создает дистанцию между нею и ребенком, во взаимодействии почти не наблюдаются теплые подбадривающие выражения, ласковые прикосновения, отсутствует сопереживание;
- эмоционально подавляющий тип: существует огромная дистанция между участниками взаимодействия, искусственно создаваемая напором мамы; ребенок выступает объектом родительских манипуляций, его Я не признается; большое количество эмоциональных воздействий со стороны мамы ограничивает свободу и самостоятельность ребенка, не развивает функции самоконтроля;
- эмоционально поддерживающий и понимающий тип наиболее благоприятен для развития ребенка, так как основан на теплых, эмоционально насыщенных действиях, взаимно адекватных; мама принимает ребенка таким, какой он есть, любит его, всегда готова в нужное время оказать поддержку.
Выводы по второй главе:
Рассматривая множество моделей воспитания, мы решили придерживаться модели Адлера, потому что она в полной мере позволяет развить ребенка и более благоприятно влияет на взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми. Так же существенным плюсом данной модели является использование естественных логических рассуждений, которые позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.
В ходе работы были выявлены причины и поводы возникновения конфликтов в семьи и их подробное рассмотрение направлено на предотвращение подобных ситуаций в дальнейшем. Можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
Исследования отношений между родителями и детьми всегда привлекала внимание психологов. Но мы более подробно рассмотрели исследования А.Я. Варга и В.В. Столин, которые выделили критерии родительский отношений. По нашему мнению самым приемлемым критерием является «Кооперация», так как родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему, ценит и гордится своим ребенком. Также нельзя не выделить труды А.Д. Кошелевой и Л.А. Абрамян, которые изучали отношение матери к своему ребенку и наиболее благоприятным выбрали эмоционально поддерживающий и понимающий тип. Потому что он основан на теплых, эмоционально насыщенных действиях, взаимно адекватных; мама принимает ребенка таким, какой он есть, любит его, всегда готова в нужное время оказать поддержку.