ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Государство как политический институт, орудие публичной власти. Основные подходы к пониманию сущности государства. Теории происхождения государства. Роль социально-экономических условий и геополитических причин в формировании государства.

Государство – основной носитель политической власти. Функции государства и его исторические типы. Формы правления и устройства. Президентская и парламентская республики. Правовое государство, предпосылки и условия его формирования, основные признаки их проявления в России.

Государство и гражданское общество: единство и принципиальные отличия. Сущность гражданского общества, основные условия его формирования и функционирования. Значение и пути формирования гражданского общества в современной России.

 

План семинара

1. Государство как продукт общественного развития, его происхождение, сущность, признаки и функции.

2. Формы правления и типы государственного устройства.

3. Правовое государство и гражданское общество.

4. Социальное государство, его соотношение с правовым государством.

5. Пути и возможности построения гражданского общества, правового и социального государства в России.

 

Основные понятия: бюрократия, государство, гражданское общество, конфедерация, местное самоуправление, монархия (абсолютная, конституционная, смешанная), неправительственные организации, правовое государство, республика (президентская, парламентская), социальное государство, унитарное государство, федерация, этатизм.

 

Основная литература

1. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.

2. Малахов, В.С. Государство в условиях глобализации: учебное пособие / В.С. Малахов. – М.: КДУ, 2007. – 256 с.

3. Мухаев, Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

 

Дополнительная литература

Источники

1. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.

2. Гоббс, Т. Сочинения [Текст]: в 2 т. / Т. Гоббс; Т. 2: Левиафан. – М.: Мысль, 1991. – С. 5-285.

3. Макиавелли, Н. Сочинения [Текст]: Государь / Н. Макиавелли. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – С. 47-123.

4. Ильин, И.А. О государственной форме / И.А. Ильин // Антология мировой политической мысли. Т. 4. – М.: Мысль, 1997. – С. 664-672.

5. Конституция РФ. – М.: Юрайт, 2009. – 47 с.

6. Платон. Государство / Платон // Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. – С. 63-383.

7. Путин, В.В. Какую Россию мы строим. Послание Президента РФ Федеральному Собранию / В.В. Путин // Российская газета. – 2000. – 11 июля.

8. Шмитт, К. Политическая теология. Четыре главы к учению о суверенитете / К. Шмитт // Вся политика. Хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М.: Европа, 2006. – 397-401.

 

Монографии

1. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. – 320 с.

2. Паршев, А. Почему Россия не Америка / А. Паршев. – М.: Астрель, 2007. – 352 с.

3. Форгюсон, А. Опыт истории гражданского общества / А. Форгюсон. – М.: РОССПЭН, 2000. – 392 с.

 

Статьи из научных журналов

1. Волков, В.В. «Дело Standart Oil» и «дело ЮКОСа» / В.В. Волков [Электронный ресурс] // «Pro et Contra». – Т. 9. – 2005. – Сентябрь-октябрь. – №2. – Режим доступа: https://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/73309.htm.

2. Волков, В.В. Монополия на насилие или скрытая фрагментация российского государства / В.В. Волков // Полис. – 1998. – №5.

3. Делягин, М.Г. Государство между народом и бизнесом / М.Г. Делягин // Полис. – 2008. – №3.

4. Ирхин, Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России / Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №5.

5. Кальной, И.И. Самоуправление как фактор развития гражданского общества / И.И. Кальной // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №5.

6. Левашов, В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России / В.К. Левашов // СОЦИС. – 2006. – №1.

7. Тихонова, Н.Е. Бюрократия: часть общества или его контрагент? / Н.Е. Тихонова // СОЦИС. – 2006. – №3.

8. Храмцов, А.Ф. Перспективы социального государства: Европа и Россия / А.Ф. Храмцов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Политический лидер: отличительные черты и типы. Формальные и неформальные политические лидеры. Функции лидеров. Политический лидер в правовом государстве. Политический волюнтаризм и роль правовых норм в его предотвращении. Роль политических лидеров в преодолении кризисных ситуаций в политическом и экономическом развитии страны.

Политическая элита и политический лидер как механизмы и конкретные способы реализации власти. Проблемы подготовки и формирования политической элиты и политических лидеров: методы, формы, социальная база, критерии и порядок отбора.

Политическое лидерство в современной России. Портреты политических лидеров России и их сравнительный анализ.

План семинара

1. Сущность и природа лидерства.

2. Политическое лидерство: понятие и функции.

3. Типология политических лидеров.

4. Сравнительный анализ с другими видами лидерства.

 

Основные понятия: антрепренёрская система отбора, волюнтаризм, гильдейская система отбора, меритократия, номенклатура, политический лидер, политический стиль, политическое лидерство, рекрутирование, этнократия.

Основная литература

1. Василенко, И.А. Политология: учебник / И.А. Василенко. – М.: Гарда­рики, 2004. – 288 с.

2. Гаджиев, К.С. Политология / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2009. – 432 с.

3. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.

4. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова [Электронный ресурс]. – М.: Юристъ, 2001. – 512 с. – Режим доступа: https://www.humanities.edu.ru/db/msg/59330.

5. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 408 с.

6. Мухаев, Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

7. Общая и прикладная политология: учебное пособие / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова [Электронный ресурс]. – М.: МГСУ; «Союз», 1997 – Режим доступа: https://grachev62.narod.ru/.

8. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Проспект, 2009. – 624 с.

9. Пугачёв, В.П. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 448 с.

10. Пушкарёва, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарёва – М.: Айрис, 2005. – 208 с.

 

Дополнительная литература

Источники

1. Блондель, Ж. Политическое лидерство / Ж. Блондель. – М.:Российская академия управления, 1992. – 135 с.

2. Моска, Г. Правящий класс / Г. Моска // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 118-134.

3. Парето, В. Компендиум по общей социологии / В. Парето // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М.: Мысль, 1997. – С. 59-67.

 

Монографии

1. Гаман-Голутвина, О.В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции / О.В. Гаман-Голутвина. – М.: РОССПЭН, 2006. – 448 с.

2. Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. – М.: Захаров, 2005. – 384 с.

3. Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: экономическая хроника, 1992-2000. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 232 с.

4. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук, 2006. – 704 с.

5. Щербинина, Н.Г. Теории политического лидерства / Н.Г. Щербинина. – М.: Весь мир, 2004. – 184 с.

 

Статьи из научных журналов

1. Бабинцев, В.П. Лидерство и аутсайдерство в молодёжной среде региона / В.П. Бабинцев, И.В. Бояринова, Е.В. Реутов // СОЦИС. – 2008. – № 2.

2. Беленький, В.Х. Российский высший класс: проблема идентификации / В.Х. Беленький // СОЦИС. – 2007. – № 5.

3. Ирхин, Ю.В. Политические элиты вчера, сегодня, завтра / Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 2.

4. Кравченко, В.И. Харизматическая личность: многообразие понимания / В.И. Кравченко // СОЦИС. – 2004. – №4.

5. Краснов, М.А. Глава государства: рецепция идеи «отцовства» / М.А. Краснов // Общественные науки и современность. – 2008. – № 5.

6. Решетников, А.В. Социально-политический портрет лидера организации / А.В. Решетников // СОЦИС. – 2001. – № 10.

7. Согрин, В.В. Российская политическая элита и американский опыт / В.В. Согрин // Общественные науки и современность. – 2008. – № 1.

8. Тощенко, Ж.Т. Элита? Кланы? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? / Ж.Т. Тощенко // СОЦИС. – 1999. – № 11.

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 0

1. Сравните политическую мысль античности и периода средневековья: выделите сходства и отличия. Дополните это задание сравнением двух мыслителей того и другого периода, например, Аристотеля и Аврелия Августина (или других).

2. СМИ и политика. Технологии формирования общественного сознания (манипуляцией сознания): кто, как и зачем их использует?

3. Опишите основные тенденции современного мирового развития. Определите место России в меняющейся политической структуре мира. Что нужно и можно сделать для улучшения своих позиций на мировой арене?

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

Вариант 1

1. Сравните политическую мысль периода средневековья и Возрождения: выделите сходства и отличия. Дополните ответ на это задание сравнением идей двух мыслителей того и другого периода, например: Фомы Аквинского и Н. Макиавелли (или других).

2. Покажите ключевые изменения в избирательном законодательстве России, произошедшие с 2000 года. Способствуют или препятствуют они развитию демократии? В чем особенности избирательных кампаний в России?

3. Сравните между собой основные политические идеологии (консерватизм, либерализм, коммунизм, национализм): найдите сходства и отличия. Какая из этих идеологий, по-вашему, характерна в современной России для большинства населения, крупнейших политических партий, политической элиты? Свой ответ объясните.

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

Вариант 2

1. Роль политического образования в демократическом обществе. Для чего необходимо изучать политологию?

2. Глобализация и Россия: как влияет глобализация на развитие нашей страны. Каковы плюсы и минусы во включении России в глобальное сообщество?

3. Сравните политические режимы двух стран (на выбор).

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

 

 

Вариант 3

1. Проблема человека как «существа политического» в спектре политических учений.

2. Какова взаимосвязь политики с остальными сферами общественной жизни? Покажите взаимодействие политики с каждой отраслью жизни общества: экономикой, культурой, правом, моралью и т.д.

3. Каковы особенности современной российской политической элиты? Как она рекрутируется, какова эффективность деятельности?

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

 

 

Вариант 4

1. Подходы к пониманию национализма. Какова опасность роста националистических настроений в России?

2. Сравните политические системы двух стран (на выбор).

3. Внешняя политика России на постсоветском пространстве после распада СССР и ее результаты.

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

Вариант 5

1. Сравните политическую мысль периода Возрождения и Нового времени: выделите сходства и отличия. Дополните ответ на это задание сравнением двух мыслителей того и другого периода, например, Н. Макиавелли и Дж. Локка (или других).

2. Сравните двух политических лидеров (на выбор).

3. Национальный суверенитет: понятие, значение для конкурентоспособного государства.

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

Вариант 6

1. Какие существуют трактовки глобализации? Угрожает ли она государственному суверенитету, в том числе и российскому?

2. Роль политики в жизни общества (проследите роль политики во всех сферах общественной жизни: экономической, культурной и т.д.).

3. Проблемы федерализма и местного самоуправления в Российской Федерации.

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

Вариант 7

1. Какова современная геополитическая структура мира, и в каком направлении она меняется? Опишите основные теории мироустройства и прогнозы будущего политологов (на выбор: Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, З. Бжезинский, Г. Киссинджер, В. Иноземцев, А.С. Панарин или др.).

2. Религиозный фактор в политике, его сущность, влияние и значение на современном этапе. Оцените действие религиозного фактора в мире и в России.

3. Финансы и политика. Роль государства в формировании экономических отношений.

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

 

Вариант 8

1. Сравните политическую мысль Западной Европы и России, выделите общее и особенное.

2. Молодёжь и политика в современной России.

3. Покажите порядок и принципы формирования (избрания) органов государственной власти РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ). Оцените эффективность работы каждого органа государственной власти России на современном этапе.

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

Вариант 9

1. Сравните политическую мысль периода Нового времени и периода начала-середины ХХ века: выделите сходства и отличия. Дополните ответ на это задание сравнением идей двух мыслителей этих двух периодов, например: Т. Гоббса и М. Вебера.

2. Аграрная политика в современной России и Удмуртии: проблемы и противоречия проведения. Продовольственная безопасность страны и республики.

3. Особенности политической культуры России. Чем объясняется каждая из особенностей и как они сформировались?

4. Проследите хронику политических событий в России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев, сделайте их обзор и дайте им свою оценку.

5. Выполните научно-исследовательскую работу по одной из предлагаемых политологических тем (тематика и рекомендации к ее проведению – в следующем разделе).

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Поскольку изучение дисциплины «Политология» студентами заочной формы обучения происходит в основном самостоятельно, главное место отводится такой форме учебного процесса как контрольная работа. Её качественное выполнение позволяет студенту обработать значительный по объёму материал и подготовиться к зачёту, а преподавателю позволяет судить об уровне знаний и подготовки студента.

Контрольная работа представляет собой перечень самостоятельных и законченных ответов на задания политологического характера одного из десяти представленных вариантов. Студент выбирает тот, который соответствует последней цифре индивидуального шифра (студенческого билета). Каждый вариант включает пять заданий, из которых первые четыре являются обязательными. Все они разбиты по определенному принципу.

Первое задание требует от выполняющего его студента знакомства с политологической литературой и сравнение различных точек зрения. 2-е и 3-е задания ориентируют на тщательную работу со значительным объёмом исследований и требуют всестороннего анализа. В определенных случаях, когда необходимо сравнение, возможно составление таблицы, но обязательно наличие выводов, которые должны следовать в текстовом виде. Четвертое задание ориентирует на знакомство с текущей политической ситуацией в России и Удмуртии.

Ответы даются на основе нескольких письменных или электронных (Интернет) источников (статей, монографий, учебных пособий и т.п.), ссылка на которые обязательна. Их поиск происходит в основном самостоятельно. В случае затруднений с обнаружением литературы студент обращается к преподавателю. Изложение материала по каждому заданию должно быть логичным, последовательным и заканчиваться выводами.

Пятое задание в контрольной работе выполняется по желанию студента и представляет собой научно-исследовательскую работу в рамках научного направления кафедры отечественной истории, социологии и политологии. Оно не является обязательным.

Однако качественно выполненное исследование позволяет преподавателю освободить студента от сдачи зачета или значительно облегчить ее, предоставив студенту на зачете право выбора в билете одного вопроса из двух. Рекомендации к проведению научно-исследовательской работы и необходимые требования излагаются в следующем разделе.

Контрольная работа в целом будет считаться выполненной, если даны полные и правильные ответы как минимум на первые четыре задания варианта, а она сама соответствует всем требованиям к оформлению, указанным в одном из следующих разделов методических указаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: