Политика Энрике Симонсена




ФГАУ ВО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра мировой экономики

 

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по курсу: «Экономика Бразилии»

на тему:

«Экономическая ситуация накануне падения режима военной диктатуры в Бразилии в эпоху президентства Жоау Фигейреду»

 

Работу выполнил:

студент III курса факультета МО

5 академической группы

Радченко Д.А.

Научный руководитель:

К.эк.н. Габарта А.А.

 

 

Москва, 2019

Оглавление

Введение. 3

Политика Энрике Симонсена. 5

Нововведения Нетту. 10

Оппозиция Нетту. 14

Проблема внешней задолженности. 16

Заключение. 18

Список источников. 20

 

 


 

Введение

Падение режима военной диктатуры в Бразилии имело ряд предпосылок в самых разных областях: в социальном развитии, в культуре, в политике и в экономике. Именно последний аспект и станет объектом изучения в данной работе. Конец диктатуры ознаменован правлением президента Жоау Фигейреду, политика которого считается относительно либеральной в сравнении с предшественниками. Следует отметить, что экономический фактор в латиноамериканской стране, зависимой от прямых иностранных инвестиций, переплетён с политикой, а экономическая стабильность в государстве напрямую зависит от политической обстановки. В данной работе следует изучить, какие факторы внутренней и мировой экономической политики в Бразилии в указанную эпоху повлияли на становление экономической обстановки и какой она была накануне падения военной диктатуры в 1985-ом году. Отдельно стоит вопрос задолженности развивающихся стран, который стал вызовом для экономической политики Фигейреду и его современников.

Актуальность данной работы состоит во многом в том, что сегодня эпоха диктатуры и процесс её падения рассматриваются по-разному, а после прихода к власти в Бразилии правого президента Жаира Болсонару наблюдается пересмотр отношения к эпохе диктатуры и к достижениям, ставившимся впоследствии под сомнение как в бразильской, так и в русской научной литературе. Коренной пересмотр как политической, так и экономической подоплёки конца военной диктатуры в Бразилии представляет интерес для изучения современной Бразилии в ряде аспектов и в экономическом, в частности. Помимо этого, следует иметь в виду, что и сегодня проблема внешней задолженности остаётся чрезвычайно актуальной, и поэтому исследование разных источников при анализе взаимоотношений правительства Бразилии и МВФ будет полезно для понимания того, как решать проблему задолженности развивающихся стран, избегая усугубления их экономической ситуации.

В данной работе будут использоваться данные из официальных источников и экономические показатели Бразилии на протяжении означенного периода. Помимо этого, будут привлекаться воспоминания функционеров, работавших в экономических ведомствах в эпоху правления Фигейреду. Оттуда будет возможно почерпнуть комментарии деятелей к своим преобразованиям, которые совершил Фигейреду на протяжении своего правления. Также будут рассматриваться работы историков и экономистов, а также публикации в авторитетных изданиях, как Veja или Folha. Отметим, что в эпоху правления Эрнесту Гейзела, предшественника Фигейреду, уже наблюдались экономические проблемы, как, к примеру, низкий доход населения, что спровоцировало в 1973-ем году протестное движение в Сан-Паулу, которое требовало проведения индексации зарплат населения с учётом роста инфляции. На фоне крупных экономических достижений в эпоху т.н. «бразильского чуда» 1969-1974гг, характеризовавшегося годовым приростом ВВП в 11 процентов и упавшем до 4,9 процентов к моменту, когда Фигейреду занял пост президента.[1] Иначе говоря, экономическая ситуация в Бразилии характеризуется возникновением проблем, характер которых предстоит рассмотреть в данной информационно-аналитической справке.

 


 

Политика Энрике Симонсена

Отмечается, что экономическая политика военного режима вообще отличалась, с одной стороны, государственным планированием, жёстко предписывавшим государственным предприятиям объёмы продукции и сроки её изготовления. Пример такого можно назвать ставший одним из символов той эпохи II Plano de Desenvolvimento. Параллельно с этим, предприятия были также вынуждены противостоять конкуренции иностранных фирм. Протекционистские меры государства порой не спасали фирмы от давящей конкуренции. В частности, издание O Estado de São Paulo отмечает, что в 1978-ом году бразильская тяжёлая промышленность требовала от властей запретить немецкой компании Mannesmann продавать продукцию в Бразилии. Folha de São Paulo пишет о том, как в этом же году производители электроники требовали запретить ввоз в Бразилии трёхсот мини-компьютеров IBM, так как сумма ввозимой продукции превышала 30 миллионов долларов. Более того, даже в картели ритейлеров наблюдался конфликт в связи с тем, что французский ритейлер Carrefour ввёл у себя оплату банковскими картами, что привело к исключению французской компании из картели. Такие обстоятельства указывают на то, что антимонопольное законодательство в Бразилии функционировало слабо, что било по неконкурентоспособным отечественным предпринимателям, которые были вынуждены считаться с нашествием более сильных и продвинутых в техническом плане конкурентов. Отмечается тот факт, что отношения между предпринимателями и властью на этом фоне стали осложняться. Лаэрте Сетубал, промышленник, выразился, что бизнес в Бразилии к концу 1970-х ещё не мыслил, но уже существовал. Вообще недовольство промышленников выливалось в конфликт с официальной властью в государстве. Как следствие, наблюдался и конфликт предприятий с работниками, так как любые высказывания в пользу преобразований вызвали бы ожидания у рабочего класса.

 

Власть же стремилась справиться с последствиями экономического чуда, которое к эпохе Фигейреду, как было сказано выше, сошло на нет. Правительство Фигейреду было вынуждено проводить монетарную политику, которая была призвана сократить инфляцию, об одном из последствий которой было также сказано выше. Одним из главных инструментов правительства Фигейреду была национализация внешнего долга Бразилии. Были повышены налоги и процентные ставки по кредитам. Таварес пишет, что рост «финансовых спекуляций» являлся не чем иным, как проявлением т.н. «денежной шизофрении». Финансы в государстве подвергались беспорядочным операциям, которые вели к ещё большему росту внешнего долга. Предприниматели, помимо своей беспомощности перед иностранными конкурентами, видят свои беды в отсутствии свободы действия. Из этого проистекает борьба предпринимателей за демократические ценности, которая, как полагает Жозе Макарини, стала одним из сигналов серьёзных социальных противоречий в обществе. [2]

Именно такая ситуация побудила Фигейреду к принятию серьёзных решений. Ведущим деятелем в области экономики Бразилии того времени стал перешедший в Seplan, орган планирования, из Министерства Финансов Симонсен. Рихтбихер, ставший министром финансов, в сущности, на основании декрета от 11/04/79 разделил обязанности с Симонсеном, министром планирования. Иначе говоря, Сеплану была передана практически полная власть, как об этом пишет Рейс Веллозу.[3] Симонсен заявлял, что решение проблем того времени требовало кардинальных перемен, как, к примеру, «монетарный шок» 1966-ого года. Такая новая риторика была свидетельством того, что проведение храброй политики реализации экономического чуда. В то же время, в правительстве на посту министра сельского хозяйства появился Делфим Нетту, который всё ещё лелеял мысли о былой политике, проводившейся в самые яркие годы «чуда». Таким образом, в правительстве в области экономической политики проявляется двойственность, вызванная отсутствием чёткого понимания, как противостоять новым вызовам второй половины 70-х.

Иначе говоря, экономическая политика нового правительства шла вразрез с политикой предыдущих, которые говорили о росте экспорта и непременном повышении влияния Бразилии на мировом рынке, хотя Симонсен и утверждал, что борьба с инфляцией в 1965-ом и 1967-ом гг никак не противоречила долгосрочным целям Бразилии.

Экономические трудности, как сказано выше, требовали переориентации экономики и, соответственно, отхода от пресловутого плана. Возможно, факт нахождения Делфима Нетту на посту министра сельского хозяйства поспособствовал ведению риторики о сельском хозяйстве как о статье экспорта, которая поможет Бразилии выйти из кризиса. Хотя кризис побудил его смягчить риторику и говорить не столько об экспорте сельскохозяйственных продуктов, сколько о программе разумного развития.

Следует заметить, что попытки борьбы с инфляцией в Бразилии наблюдались ещё в 1974-ом году после скачка, хотя тогда меры борьбы с инфляцией сильно отличались. Макарини полагает, что правительство Гейзела ни за что не могло бы отказаться от идеалов программа «Бразилия – великая держава» во имя эфемерных идеалов стабилизации. Либеральная политика отпуска цен была тогда призвана победить высокую инфляцию и вернуть её к потолку в 20-25 процентов, а показатели 1975-ого года, казалось, подтвердили тогдашние утверждения. [4]Впрочем, тяжело было списать скачок инфляции в 1976-ом году на это же обстоятельство было тяжело сослаться на скачок инфляции как следствие цикла роста 1967-73гг. Следствием такого стало понимание необходимости отказаться от Национального Плана Развития в пользу «контролируемого снижения темпа». Усугублялось положение тем обстоятельством, что резервы с 1974 по первое полугодие 1976-ого года неумолимо истощались. Отчасти это было связано с осложнением отношений с США, где президентом стал Джимми Картер. Происходит осложнение получения инвестиций от главного их экспортёра в Бразилию. Сам Симонсен утверждал, что решение проблемы могло состоять в концентрации на инфляции. Проведение данной политики оказалось не столь успешным: временный успех в 1976-ом году (46%): в 1977 падение до 38%, и последующий рост до 40% в 1978. Так или иначе, рост золотоволютного резерва означал по крайней мере стабилизацию обстановки, чего и добивалось правительство Фигейреду. Наблюдалась высокая цена на энергоносители, а также сильно выросла процентная ставка по займам (что было вызвано предшествовавшим падением доллара в 1978-ом году). Впрочем, именно тогда и проявляется зависимость от американской валюты и от кредитной политики США, которая в 1980-ом году примет скачкообразный характер: Пол Волкер проводит жёсткую политику в отношении стран-получателей, делая т.н. займовый шок вполне возможным.

В этом свете, когда уровень инфляции вновь стал представлять опасения для правительства, Симонсен вновь стал продолжать политику по её контролю, когда уровень инфляции вырос на пять процентов к марту 1980-ого года. Для этого было принято решение достичь профицита бюджета как минимум 1 процент от ВВП. Это подразумевало урезание инвестиций в неприоритетные направления. Как пишет Д. Карнейру, Симонсен стремился избавиться от инвестиций как таковых. Последняя из отраслей, которая была оставлена без инвестиций, - это сельское хозяйство. [5]Впрочем, цель отчасти оправдала средства, и рост резерва к 1978-му году открыл простор для новых манёвров при сокращении привлечения средств. Помимо этого, можно отметить, что, тем не менее, привлечение инвестиций оставалось нежелательным, и, как следствие, в 1979-ом году последовало ограничение с заморозкой 50% оговорённой суммы. Так назревала экономическая реформа в Бразилии, в рамках которой Центральный Банк, в сущности, терял функции обеспечении бюджета, теперь это происходило за счёт снижения нагрузки внешнего долга посредством фискальной политики. Давидофф Круз отмечает, что рост запланированного профицита до тридцати процентов никак не была выполнимой, и, более того, такой надрыв неминуемо привёл к экономической рецессии. [6]Ограничения стали распространяться и на субсидии, которые выделялись на экспортные статьи. Впрочем, это было вызвано, скорее, протекционистской политикой США, нежели изменениями в самой Бразилии. Как уже было отмечено выше, казначейство США стало повышать пошлины на импортируемые товары, что не могло не иметь последствий и для бразильских, субсидии на которые правительство Бразилии снижало каждые три месяца. Впрочем, тогда на помощь бразильским промышленникам пришло ГАТТ, которое осудило деятельность США. Были сняты наложенные ранее пошлины на бразильский текстиль. Впрочем, Бразилии были выдвинуты ответные требования снизить уровень инфляции – то, за что и так боролся Симонсен на посту министра. Неуспехи Симонсена впоследствии привели к его отставке, а его пост занял Нетту. Можно сказать, что приход Нетту отчасти ознаменовал признание несостоятельными идеи «рецессии».[7] Возвращаясь к разговору о том, какие последствия данное обстоятельство имело для бразильской политики, становится понятно, что приток иностранных инвестиций в новом миропорядке неизбежно требовал изменений политического строя – отсюда проистекает идея контролируемого открытия, которое должно было изменить облик страны, привлечь население к политической жизни, таким образом пытаясь снискать его лояльность. Именно эти цели преследовались, когда в 1982-ом году планируются выборы губернаторов штатов, первые с 1964-ого года.

 

Нововведения Нетту

Как уже было отмечено выше, Делфим Нетту уже занимал важнейшие государственные посты, и его назначение в 1979-ом году. Становилось ясно, что экономические решения, принимаемые Нетту, будут заметно отличаться от политики, которую проводил его предшественник Симондсен. Нетту пообещал населению Бразилии рост, говоря: «Приготовьте свои машины, мы будем расти». [8]Как говорилось, приоритетами новой экономики становились новые направления: сельское хозяйство (сохранялось), экспорт промышленных товаров и энергетика. В целом, как отмечает Круз, Делфим просто перенёс уже имевшийся опыт на новую эпоху, когда кризис энергоносителей усугубился в 1979-ом году. Делалась ставка на индустриализацию, которая была призвана состояться вследствие работы означенной триады, как и произошло в эпоху Медиси, когда и состоялось «экономическое чудо». [9]Жизненно важным был экспорт, чтобы отдалить кризис платёжного баланса. Изучая опыт прошлого, мы можем обратиться к опыту ряда авторов, как Макарини или советский историк Бразилии Коваль. Последний, высказывая своё скептическое отношение ещё к экономическому чуду, детищу Нетту, говорит, что оно несостоятельно хотя бы потому что была довольно низкая диверсификация экономики, что делало чудо явлением краткосрочным. Макарини же пишет подобное и про политику Нетту в конце семидесятых. Переходя к конкретным мерам, принятым Нетту, можно отметить:

· Снижение на десять процентов ставок на кредитные операции. Как указывает Таварес, Делфим, имевший много контактов с банкирами, был вынужден много торговаться с ними, чтобы добиться этого.[10]

· Также регулировалось действие олигополий. Теперь для повышения цен они были обязаны предоставлять отчёт о причинах повышения цен. Более того, пересмотр цен мог происходить не чаще, чем два раза в год. Иначе говоря, правительство Делфима начинает проводить политику по защите бизнеса.

· Повышение минимальных зарплат, а также политика пересмотра и индексации зарплат два раза в год. Политика Делфима менее направлена на борьбу с инфляцией, нежели меры Симонсена (последний критиковал последователя за то, что тот своей политикой неминуемо вёл к росту инфляции.

· Корректировка цен в публичном секторе, (или, как это было названо, «корректирующая инфляция») на энергоносители: 50 процентов на дизель, 30 процентов на керосин в августе 1979-ого года. К ноябрю эти цифры вырастут до 58 и 38 процентов соответственно. Целью такой меры было оказать поддержку госкорпорациям, которые же, в свою очередь, были призваны, получив силу, отдать накопившиеся долги. [11][12]

· Максимальная девальвация. Это шло вразрез с политикой сдерживания инфляции, предшествовавшей 1979-ому году. Помимо этого, в контексте такой политики были и необходимы меры по сдерживанию инфляции. Так, произошла заморозка иностранной валюты в Центробанке. Далее в ответ на растущую инфляцию происходит отход от заявленной политики: производится индексация пошлинных ставок по экспорту, которые до этого составляли 8 процентов и выросли до 40. Таким образом, проводимая политика активных инвестиций в сельское хозяйство привела к росту дефицита бюджета, что вынудило правительство Нетту обратиться к опыту Симонсена и всё же сократить субсидии, стремясь свести дефицит бюджета хотя бы к 1,5 процентам.

Здесь возникает одна из проблем, о которой пишется в ряде источников. Внешний долг в Бразилии неукоснительно продолжал расти, и, как следствие, возникала необходимость справляться с этой проблемой и посредством внешней экономической политики и дипломатии[13]. Развитые страны навязывали развивающимся завышенные пошлины. Как следствие, последние были вынуждены лишь увеличивать внешний долг, не в силах отдавать предыдущий. За три года с 1979-ого по 1982-ой гг инфляция Бразилии вырастет с 45% до 235%, а внешний долг достигнет 100 миллиардов долларов. [14]Лондонская межбанковская ставка предложения неукоснительно росла: в декабре 1979-ого года она составляла 14,4%, далее ко второму полугодию 1980-ого года она достигнет 21,5%. Помимо этого, правительство Фигейреду столкнулось с необходимостью регулировать долги филиалов. [15] Их задолженности порождали также и осложнение отношений с населением. Здесь как раз и наблюдается эпизод, когда отдельные экономические меры, как снижение цен на продукты питания, показывают свою полную несостоятельность: речь идёт о снижении цен на рис и бобы, [16]которое состоялось в 1979-ом году и которое не остановило роста трабалистских движений. Ситуация усугублялась ростом цен на энергоносители, от импорта которых Бразилия зависела. Назревал конфликт и внутри правительства: в 1980-ом году был смещён Карлос Рихбихер с поста министра финансов. Рихбихер занимал пост ещё во времена правления Мариу Симонсена, и его смена, Эрмане Галвеас, был, по сути, человеком Нетту, и их сотрудничество стало бы возвращением к полномерной политике развития экспорта, но означенная выше задолженность заставляла отказываться от этой инициативы в пользу «рецессионной экономики». В частности, к этому привёл тот факт, что положительное сальдо торгового баланса никак не спасало от роста задолженности. За 1980-ый год рост этого показателя составил 32%, однако усугублявшаяся ситуация вынуждала обращаться к ВМФ, поощрявшему проводившуюся политику. [17]

Сам же Нетту полагает, что в условиях нефтяного шока были приняты все возможные меры для минимизации убытков. Как заявляет экономист, Бразилия, в отличие от США, когда разразился нефтяной шок, вместо того, чтобы сокращать рабочие места, брала кредиты у иностранных, чтобы вкладывать средства в промышленность. Именно эта стратегия и привела к накоплению долга в 50 миллиардов долларов. Как заверяет Нетту, это имело бы успех, если бы цены на энергоносители не взлетели в три раза, а ставки по кредитам не поднялись бы с 8% до 21%. Нетту указывает, что ответными мерами, принятыми в этих целях, стали 1) привилегии для Петробраза, который мог бы позволить себе увеличить в четыре раза объём производства; 2) стимулирование производства спирта из сахарного тростника; 3)была сделана ставка на уголь в качестве топлива. Все указанные меры были призваны обеспечить энергетическую независимость Бразилии.

Помимо этого, было необходимо также усилить экспорт. Поскольку об этом уже сказано достаточно, можно добавить, что, по данным Нетту, благодаря девальвации 1979-ого и 1982-ого гг, экспорт вырос c 13 до 25 миллиардов долларов. Макарини присоединяется к этому мнению, полагая, что нефтяной шок сделал «a delfiniana» несбыточной мечтой.[18] Впрочем, обращая внимание на неожиданный рост доллара, можем привести и иные данные, что экспорт всё равно был на 4 миллиарда ниже, нежели ожидалось. [19]

Также Нетту заносит себе в актив снижение роли госсектора в экономике, говоря о том, что что до реформы три уровня: федеральный, штатный и муниципальный были камнями преткновения решения задач, так как создавали бюрократическое излишество, стоившее больших затрат. В результате реформ Нетту роль госсектора снизилась до 8% ВВП.

Иначе говоря, экономист утверждает, что бразильская экономика уверенно преодолела вставшие перед ней трудности, которые состояли в росте инфляции вплоть до 11% в месяц и растущей безработице.[20] Более того, происходившие явления отмечались в условиях продолжающегося роста инвестиций, достигавших 7,6% ВВП, что глава Центробанка Лангони оценивал как недозволительную роскошь, приводившую к ещё большей инфляции и дефициту. [21]

 

Оппозиция Нетту

Из предыдущей главы становится ясно, что политика Нетту неминуемо влекла за собой рост оппозиции, которая, в свою, очередь, аккумулировалась в Центральном Банке и главой которой стал Лангони. Центробанк, находясь в подчинении министерства финансов, начал проводить политику, шедшую вразрез с популизмом Нетту: наблюдается жёсткая налоговая политика, сокращение инвестиций (что противоречило многообещающим словам о будущем росте), либерализация цен (которая проводилась на протяжении всей политики Нетту). Как следствие, Нетту был вынужден лавировать между монетаризмом и идеалами, которые он исповедовал, как развитие промышленности без оглядки на рост инфляции. Такая политика подвергнется суровой критике со стороны М.Тавареса, который сочтёт запоздалый возврат к «рецессионной политике» фатальным для экономики и, вероятно, [22]для режима.[23] Таварес же и указывает, что, начиная с начала 1980-ого года наблюдается политика, разрушительная для внутреннего производителя, когда тот был ограничен в возможности взять кредит. Автор обвиняет Нетту в непоследовательности и доведении экономической ситуации до состояния, когда иного выхода, кроме как пойти навстречу сторонникам Симонсена, не было. В то же время автор указывает, что смена курса также происходила и в угоду иностранным кредиторам, которые навязывали меры жёсткой либерализации, ради более простого получения займов. Помимо прочего, принимались жёсткие меры на протяжении всего 1980-ого года:

· Либерализация ставок

· Отпуск цен, происходивший на протяжении полугода

· Фиксирование номинального роста инвестиций в государственные предприятия на 66%. Впрочем, ознакомившись с данными по инфляции в Бразилии, приведёнными выше, мы можем понять, что эта оценка была сделана на основе данных с умышленно недооценённой инфляцией. Фактически же инвестирование в государственные предприятия сократился на 12%.

· Сохранение политики кредитного контроля. Формально на 1981-ый год ставилась цель расширения базы в полтора раза, однако была недооценена инфляция (Макарини пишет, что она не упала бы ниже, чем до 100% за год). Реализация оказалась намного более суровой, чем изначально предполагалось. В первый квартал 1981-ого года был установлен потолок 5%, во второй – 9,5%.[24] Сам же Симонсен утверждает, что он и не мог предполагать, что практика девальвации, которую тот, как уже замечено, стремился применить в экономике, применил монетарную политику слишком поздно, хотя должен был сделать это ещё в 1979-ом.

Вероятно, произошло совпадение факторов, а сокращение инвестиций в экспорт совпало и с ростом инфляции в развитых странах. Иначе говоря, внешнеторговый оборот для Бразилии упал с 82% до 68% от аналогичных показателей в 1979-ом году, вопреки прогнозам 1979-ого года. [25]

Высказывается мнение, что недостаточное внимание к таким внутренним особенностям государства, как географические и климатические (здесь Диас-Алехандро, очевидно, говорит о засухе на северо-востоке Бразилии, в результате которой возник сильный неурожай [26]) не давало объективно составить планирование, и завышенные ожидания плохо сказывались на реализации плана.

Помимо прочего, одним из вызовов правительству Нетту становится и нежелание развитых стран вкладывать деньги в бразильскую экономику, что произошло впервые после роста инвестиций на протяжении пяти лет в семидесятые (рост среднегодовых инвестиций за период составил 17%). США не желали вкладывать деньги в экономику страны, чья экономическая ситуация не внушала доверия: уже были примеры Ямайки и Чили.[27] [28]

Помимо этого, имеем в виду тот факт, что 1982-ой год стал также годом тяжёлых событий на международной арене: события, связанные с Фолклендской войной, и Мексиканский август – всё это произошло в странах-торговых партнёрах Бразилии. [29] Иначе говоря, эти страны не могли поддерживать торговые связи с Бразилией на том же уровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: