Организация располагает необходимым имуществом, которое постоянно изменяется в процессе деятельности. Каждый вид имущества имеет свой источник финансирования, который также изменяется.
Таким образом, предметом бух. учета является состояние и использования средств (имущества) предприятий, организации и учреждений, находящихся в их распоряжении и имеющих стоимостную (денежную) оценку.
Объектом бух учета являются:
1. Имущество (средства);
2.Источники образования хозяйственных средств;
3. Хозяйственные процессы (снабжение, производство и реализация).
Общим для этих объектов является, то что они:
- имеют денежную оценку;
- подлежат бух учету;
- ответственность за их использование в соответствии с действующим законодательством и уставом всегда возложена на конкретное юридическое лицо (предприятие, учреждение или организацию).
Для эффективного учета в организации должна быть создана система классификации средств (имущества). В основу такой классификации в бух. учете положено два основных признака:
роль в процессе производства (классификация по составу, размещению и виду) - дает ответ на вопрос, в качестве чего используется имущества организации, какую роль оно играет в деятельности организации (орудий или предметов труда), как восстанавливается при использовании;
источник образования (классификации по принадлежности) - отвечает на вопрос, кому принадлежит имущество и за счет каких источников оно возникло.
Классификация средств организации по составу и размещению отражает состав средств, которыми располагает предприятие. Все средства организации по их роли в процессе производства делят на две группы:
|
- Долгосрочного использования (Долгосрочные активы);
- Краткосрочного использования (Краткосрочные активы).
К долгосрочным активам относятся:
Основные средства – это средства, которые участвуют в процессе производства длительное время, постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции по частям в виде износа. К ним относятся: здания, сооружения, машины и т.д.) Эти средства создают долгосрочную основу, облик предприятия, определяют его технологию и являются основными орудиями труда.
В составе основных средств, находящихся в распоряжении организации, выделяют следующие группы:
Доходные вложения в материальные ценности – вложения организации в часть имущества, зданий, помещения и др. материальные ценности, имеющие материально- вещественную форму, предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода (аренда, лизинг).
Вложения в долгосрочные активы – этокапитальные вложения, которые представляют собой незаконченное строительство, монтаж и затраты приобретения новых объектов основных средств.
Оборудование к установке – это оборудование требующие монтажа и вводимое действие только после сборки его частей и прикрепление к фундаменту.
Нематериальные активы – объекты имеющие стоимостную оценку, но не имеющую натурально-вещественной формы; приносящие доход организации. Нематериальные активы переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течении нормативного срока их службы путем износа (лицензия, торговая марка и др.).
|
Краткосрочные активы – (средства краткосрочного или текущего использования) участвуют в экономических процессах, теряя свою натурально-вещественную форму, однократно или в течение короткого времени (год и менее).
К оборотным активам относятся сырье и материалы, из которых изготавливается продукция, запасные части для ремонта, топливо для машин, части изготавливаемой продукции, находящиеся на рабочих местах (незавершенное производство). Незавершенное производство после прохождения всех стадий производства, приемки отдела технического контроля и сдачи на склад становится готовой продукцией. Готовая продукция и товары, предназначенные для реализации и находящиеся на складах организации или в пути к покупателю, также относятся к краткосрочным активам.
После отгрузки и реализации продукции покупателям организация получает за нее денежные средства, которые аккумулируются в безналичной форме на расчетном счете в банке или в виде наличных денег в кассе организации.
Своеобразной формой (видом) оборотных средств является задолженность покупателей за продукцию, когда продукция получена, но деньги по каким-либо причинам еще не уплачены. Такая задолженность может возникнуть и в других ситуациях, в результате чего средства одного предприятия временно используется другими предприятиями. В бух учете такую задолженность называют дебиторской, а должников - дебиторами.
Дебиторская задолженность может возникнуть при расчетах с покупателями за товары, услуги, по выданным авансам, а также с подотчетными лицами.
Подотчетное лицо – это работники предприятия, которым выдаются наличные денежные средства подотчет на командировочные и операционно-хозяйственные расходы.
|
Расходы будущих периодов представляют собой затраты, произведенные в текущем отчетном периоде и подлежащие равномерному списанию на текущие затраты в течение периода, к которому они относятся (подписка на газеты и др.)
Хозяйственные процессы и операции.
Финансовые вложения – это приобретенные ценные бумаги других организаций, предоставленные другим организациям займы и др. виды вложений средств
Классификация средств предприятия по источникам образования предполагает деление их на две группы:
- собственные;
-заёмные.
Источниками собственных средств организации являются фонды (капитал), резервы, бюджетное финансирование и прибыль.
Основным источником собственных средств предприятия является уставный капитал.
Уставный капитал - сумма средств изначально переданных предприятию, его учредителями (государством, юридическими или физическими лицами) для осуществления деятельности в соответствии с уставом. Эта сумма средств фиксируется в уставе предприятия, утверждается и регистрируется в государственных органах. По договоренности между учредителями взносы в уставный капитал могут осуществляться в денежной или натуральной, неденежной форме (объектами основных средств, материалами, продукцией и т.п.).
Добавочный капитал отражает прирост внеоборотных и оборотных активов по результатам переоценки, а также разницу между рыночной и номинальной стоимостью акций.
Резервный капитал образуется для покрытия незапланированных затрат, возникших в процессе работы предприятия.
Резервы предстоящих расходов создаются с целью равномерного включения расходов в издержке производства или обращения. К ним относятся:
* резервы предстоящей оплаты отпусков работников;
* резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
* резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств и др.
Резерв по сомнительным долгам служит для погашения просроченной дебиторской задолженности. Образуется за счет прибыли организации.
Целевое финансирование - источник средств для осуществления мероприятий целевого назначения. Из этого источника организации получают дополнительные средства для осуществления и расширения своей деятельности. Такими источниками поступления являются бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
Прибыль - это сумма превышения доходов над расходами организаций. Является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности.
В процессе работы у организации может временно возникнуть потребность в дополнительных денежных или материальных средствах. В этом случае в соответствии с действующим законодательством оно может их позаимствовать у других организаций и лиц, но прежде всего в банках.
К заёмным источникам относятся: кредиты банков и займы, кредиторская задолженность, обязательство по распределению.
Кредиторская задолженность - это задолженность данной организации перед поставщиками за поставленные материальные ценности, покупателями и другими кредиторами. Кредиторская задолженность означает, что в вашем пользовании находятся средства других организаций и лиц, которые вы должны вернуть по истечении времени. (Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организация приобретает у других предприятий-поставщиков сырье, материалы и прочие ресурсы. Получив эти ресурсы, организация-покупатель может некоторое время их не оплачивать. В результате у организации -покупателя временно в распоряжении будут находиться и приобретенные ТМЦ, и еще не уплаченные за них денежные средства. Источником этих ТМЦ до их оплаты фактически является задолженность поставщикам, которая называется кредиторской).
Обязательства по распределению приравниваются к кредиторской задолженности. К ним относятся:
* расчёты по оплате труда;
* расчёты по социальному страхованию;
* расчёты с бюджетом.
Эти обязательства возникают вследствие того, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Отличие этого вида обязательств состоит в том, что обязательства по распределению образуется путём начисления, а не поступают со стороны.
Средства предприятий не остаются в неизменном состоянии. При осуществлении деятельности они непрерывно изменяются - одни увеличиваются, другие уменьшаются и переходят из одного вида в другой. Эти изменения - следствия финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которую можно представить в виде трёх основных процессов: снабжения; производства; реализации. Любой из процессов состоит из ряда отдельных хозяйственных операций. Хозяйственная операция - событие, которое приводит к изменению в составе активов (А) и пассивов(П)
Совокупность применяемых в бухгалтерском учете приемов и способов, позволяющих получить всестороннюю характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации, называют методом бухгалтерского учета.
Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами (с помощью документации и инвентаризации), их измерение (путем оценки и калькуляции), группировку (с помощью счетов и двойной записи) и обобщение учетных данных (осуществляется в балансе).
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:
* Документация.
* Инвентаризация.
* Счета.
* Двойная запись.
* Оценка.
* Калькуляция.
* Баланс.
* Отчетность.
Все эти приемы (элементы) в основном специфичны для бухгалтерского учета и взаимосвязаны. Они применяются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи.
Таким образом, бухгалтерский учет начинается с документации хозяйственных операций. На основании документов производится запись операций на счетах при помощи двойной записи. Для обобщения в едином денежном измерении учетных данных, содержащихся в документах и счетах, применяется денежная оценка. Данные, отражаемые на счетах, проверяют и уточняют при инвентаризации. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости продукции с помощью калькуляции, а также для составления баланса и других форм отчетности.