ТЕМА 2. Предмет и метод бухгалтерского учета.




Организация располагает необходимым имуществом, которое постоянно изменяется в процессе деятельности. Каждый вид имущества имеет свой источник финансирования, который также изменяется.

Таким образом, предметом бух. учета является состояние и использования средств (имущества) предприятий, организации и учреждений, находящихся в их распоряжении и имеющих стоимостную (денежную) оценку.

Объектом бух учета являются:

1. Имущество (средства);

2.Источники образования хозяйственных средств;

3. Хозяйственные процессы (снабжение, производство и реализация).

Общим для этих объектов является, то что они:

- имеют денежную оценку;

- подлежат бух учету;

- ответственность за их использование в соответствии с действующим законодательством и уставом всегда возложена на конкретное юридическое лицо (предприятие, учреждение или организацию).

Для эффективного учета в организации должна быть создана система классификации средств (имущества). В основу такой классификации в бух. учете положено два основных признака:

роль в процессе производства (классификация по составу, размещению и виду) - дает ответ на вопрос, в качестве чего используется имущества организации, какую роль оно играет в деятельности организации (орудий или предметов труда), как восстанавливается при использовании;

источник образования (классификации по принадлежности) - отвечает на вопрос, кому принадлежит имущество и за счет каких источников оно возникло.

Классификация средств организации по составу и размещению отражает состав средств, которыми располагает предприятие. Все средства организации по их роли в процессе производства делят на две группы:

- Долгосрочного использования (Долгосрочные активы);

- Краткосрочного использования (Краткосрочные активы).

К долгосрочным активам относятся:

Основные средства – это средства, которые участвуют в процессе производства длительное время, постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции по частям в виде износа. К ним относятся: здания, сооружения, машины и т.д.) Эти средства создают долгосрочную основу, облик предприятия, определяют его технологию и являются основными орудиями труда.

В составе основных средств, находящихся в распоряжении организации, выделяют следующие группы:

Доходные вложения в материальные ценности – вложения организации в часть имущества, зданий, помещения и др. материальные ценности, имеющие материально- вещественную форму, предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода (аренда, лизинг).

Вложения в долгосрочные активы – этокапитальные вложения, которые представляют собой незаконченное строительство, монтаж и затраты приобретения новых объектов основных средств.

Оборудование к установке – это оборудование требующие монтажа и вводимое действие только после сборки его частей и прикрепление к фундаменту.

Нематериальные активы – объекты имеющие стоимостную оценку, но не имеющую натурально-вещественной формы; приносящие доход организации. Нематериальные активы переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течении нормативного срока их службы путем износа (лицензия, торговая марка и др.).

Краткосрочные активы – (средства краткосрочного или текущего использования) участвуют в экономических процессах, теряя свою натурально-вещественную форму, однократно или в течение короткого времени (год и менее).

К оборотным активам относятся сырье и материалы, из которых изготавливается продукция, запасные части для ремонта, топливо для машин, части изготавливаемой продукции, находящиеся на рабочих местах (незавершенное производство). Незавершенное производство после прохождения всех стадий производства, приемки отдела технического контроля и сдачи на склад становится готовой продукцией. Готовая продукция и товары, предназначенные для реализации и находящиеся на складах организации или в пути к покупателю, также относятся к краткосрочным активам.

После отгрузки и реализации продукции покупателям организация получает за нее денежные средства, которые аккумулируются в безналичной форме на расчетном счете в банке или в виде наличных денег в кассе организации.

Своеобразной формой (видом) оборотных средств является задолженность покупателей за продукцию, когда продукция получена, но деньги по каким-либо причинам еще не уплачены. Такая задолженность может возникнуть и в других ситуациях, в результате чего средства одного предприятия временно используется другими предприятиями. В бух учете такую задолженность называют дебиторской, а должников - дебиторами.

Дебиторская задолженность может возникнуть при расчетах с покупателями за товары, услуги, по выданным авансам, а также с подотчетными лицами.

Подотчетное лицо – это работники предприятия, которым выдаются наличные денежные средства подотчет на командировочные и операционно-хозяйственные расходы.

Расходы будущих периодов представляют собой затраты, произведенные в текущем отчетном периоде и подлежащие равномерному списанию на текущие затраты в течение периода, к которому они относятся (подписка на газеты и др.)

Хозяйственные процессы и операции.

Финансовые вложения – это приобретенные ценные бумаги других организаций, предоставленные другим организациям займы и др. виды вложений средств

Классификация средств предприятия по источникам образования предполагает деление их на две группы:

- собственные;

-заёмные.

Источниками собственных средств организации являются фонды (капитал), резервы, бюджетное финансирование и прибыль.

Основным источником собственных средств предприятия является уставный капитал.

Уставный капитал - сумма средств изначально переданных предприятию, его учредителями (государством, юридическими или физическими лицами) для осуществления деятельности в соответствии с уставом. Эта сумма средств фиксируется в уставе предприятия, утверждается и регистрируется в государственных органах. По договоренности между учредителями взносы в уставный капитал могут осуществляться в денежной или натуральной, неденежной форме (объектами основных средств, материалами, продукцией и т.п.).

Добавочный капитал отражает прирост внеоборотных и оборотных активов по результатам переоценки, а также разницу между рыночной и номинальной стоимостью акций.

Резервный капитал образуется для покрытия незапланированных затрат, возникших в процессе работы предприятия.

Резервы предстоящих расходов создаются с целью равномерного включения расходов в издержке производства или обращения. К ним относятся:

* резервы предстоящей оплаты отпусков работников;

* резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

* резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств и др.

Резерв по сомнительным долгам служит для погашения просроченной дебиторской задолженности. Образуется за счет прибыли организации.

Целевое финансирование - источник средств для осуществления мероприятий целевого назначения. Из этого источника организации получают дополнительные средства для осуществления и расширения своей деятельности. Такими источниками поступления являются бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Прибыль - это сумма превышения доходов над расходами организаций. Является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности.

В процессе работы у организации может временно возникнуть потребность в дополнительных денежных или материальных средствах. В этом случае в соответствии с действующим законодательством оно может их позаимствовать у других организаций и лиц, но прежде всего в банках.

К заёмным источникам относятся: кредиты банков и займы, кредиторская задолженность, обязательство по распределению.

Кредиторская задолженность - это задолженность данной организации перед поставщиками за поставленные материальные ценности, покупателями и другими кредиторами. Кредиторская задолженность означает, что в вашем пользовании находятся средства других организаций и лиц, которые вы должны вернуть по истечении времени. (Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организация приобретает у других предприятий-поставщиков сырье, материалы и прочие ресурсы. Получив эти ресурсы, организация-покупатель может некоторое время их не оплачивать. В результате у организации -покупателя временно в распоряжении будут находиться и приобретенные ТМЦ, и еще не уплаченные за них денежные средства. Источником этих ТМЦ до их оплаты фактически является задолженность поставщикам, которая называется кредиторской).

Обязательства по распределению приравниваются к кредиторской задолженности. К ним относятся:

* расчёты по оплате труда;

* расчёты по социальному страхованию;

* расчёты с бюджетом.

Эти обязательства возникают вследствие того, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Отличие этого вида обязательств состоит в том, что обязательства по распределению образуется путём начисления, а не поступают со стороны.

Средства предприятий не остаются в неизменном состоянии. При осуществлении деятельности они непрерывно изменяются - одни увеличиваются, другие уменьшаются и переходят из одного вида в другой. Эти изменения - следствия финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которую можно представить в виде трёх основных процессов: снабжения; производства; реализации. Любой из процессов состоит из ряда отдельных хозяйственных операций. Хозяйственная операция - событие, которое приводит к изменению в составе активов (А) и пассивов(П)

Совокупность применяемых в бухгалтерском учете приемов и способов, позволяющих получить всестороннюю характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации, называют методом бухгалтерского учета.

Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами (с помощью документации и инвентаризации), их измерение (путем оценки и калькуляции), группировку (с помощью счетов и двойной записи) и обобщение учетных данных (осуществляется в балансе).

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

* Документация.

* Инвентаризация.

* Счета.

* Двойная запись.

* Оценка.

* Калькуляция.

* Баланс.

* Отчетность.

Все эти приемы (элементы) в основном специфичны для бухгалтерского учета и взаимосвязаны. Они применяются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи.

Таким образом, бухгалтерский учет начинается с документации хозяйственных операций. На основании документов производится запись операций на счетах при помощи двойной записи. Для обобщения в едином денежном измерении учетных данных, содержащихся в документах и счетах, применяется денежная оценка. Данные, отражаемые на счетах, проверяют и уточняют при инвентаризации. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости продукции с помощью калькуляции, а также для составления баланса и других форм отчетности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: