Нормы современного русского литературного языка




1. Пользуясь орфоэпическим словарем, поставьте ударение в словах:

Каталог, договор, торты, возрастов, профессоров, форзац, симметрия, столяр, обеспечение, щавель, нефтепровод, газопровод, мусоропровод, шарфов, досуг, банты, творог, центнер, процент, квартал, приговор, средства, иконопись, мозаичный, вероисповедание, пломбированный, жалюзи, инсульт, сосредоточение, ракушка, хвоя, упрочение, патриархия, коклюш, ходатайство, ходатайствовать, танцовщик, оптовый, подростковый, кухонный, сливовый, согнутый, они близки, августовский, украинский, красивее, вы правы, (решение) принято, принята на работу, (задача) сложна, (результаты) плохи, (дело) возбуждено, (работа) начата, (текст) набран, спала, соврала, взяла, поняла, клала, включишь (свет), облегчить (выбор), позвонишь, добыла, поднялась, баловать, избалованный, осужденный, новорожденный.

2. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания, добавив прилагательные (например: Тбилиси – солнечный Тбилиси - муж. род):

Авеню, Гоби, кофе, шампунь, меню, танго, кенгуру, фойе, фрау, салями, конферансье, пенальти, пони, тюль, мозоль, ООН, Миссисипи, сулугуни, «Юманите», Сочи, брокколи, ВТО, визави, авеню, протеже, НИИ, иваси, МЧС, атташе.

3. Выберите правильный вариант из скобок:

Трое (грузин – грузинов, таджик - таджиков, бурят – бурятов, узбек – узбеков, гусар - гусаров), пятьсот (грамм – граммов), пять (килограмм – килограммов помидор - помидоров, мандарин – мандаринов, апельсин – апельсинов), не распрямить (плеч – плечей), пять (свеч - свечей), несколько пар (туфлей – туфель), нет (чулок – чулков, сапог - сапогов, носок – носков), из детских (ясель – яслей), две пары (джинс – джинсов, кед – кедов), строгие (инспекторы – испектора, профессоры – профессора), опытные (бухгалтеры – бухгалтера).

 

4. Раскройте скобки, поставив существительные в нужную форму:

Встретились в (Кривой Рог), отдыхать в (Переделкино), около (Великие Луки), родом из (Петропавловск – Камчатский), переехали из (Комсомольск-на-Амуре), ехать через (Старая Русса), севернее (Южно-Сахалинск), посетить (Большая Ижора), уехать из (Мытищи), работать в (Клинцы), пособие (Дитмар Эльяшевич Розенталь), автограф (Александр Буре), концепция (Александр Владимирович Бондарко), в повестях (Мельников-Печерский), встретился с (Дмитрий Берг), путешествие с (Джеральд Даррелл), подписано (Валентина Черняк), написано (Джордж Гершвин), познакомился с (Игорь Коломиец), дружил с (Анна Семенец), поехал к (Владимир Сердюк), с доктором (Владимир Устименко), в романах (Жюль Верн), высмеял в («Слон и Моська»), раскрыл в («Война и мир»), цитата из («Отцы и дети»).

 

5. Следуя правилам употребления числительных, выполните задания.

а) Замените числа словами: Площадь равна 2235 метрам, более 12500 слов, наполнить 13 775 литрами, более 3600 километров, в 40 километрах от дома, около 90 процентов, из 478 присутствующих, около 365 граммов, работать с 850 студентами, без 500 книг, 400 рублями, 200 тетрадям, прибавить к 548; отнять от 791, достигать 148 метров, от 100 до 200 часов, не хватило 54 рублей.

б) Замените цифры словами полтора, полтораста:

Более 1,5 тысяч подписей, не превышает 150 рублей, гордиться 150 учениками, добавить к 1,5 метрам, сообщить о 150 преступлениях.

в) Вставьте на место пропусков числительные оба или обе в нужной форме:
По …… сторонам дороги, дома не было …… братьев, в ……… случаях, держаться ……… руками, склоны ……. оврагов, сделать из ……. листов бумаги, от ……. дверей.

 

6. Из двух вариантов выберите правильный:

Более веселее-более веселый, более лучший – лучший, самый умнейший - самый умный,

обусловливать – обуславливать, удостоивать – удостаивать, колышет – колыхает, машет – махает, полоскает-полощет, едьте – поезжайте, не трогайте - не трожьте, кладите – ложите, затихнув – затихнувши, заведя (машину) – заведши (машину), пять подруг – пятеро подруг, альтернатива этому решению – альтернатива этого решения, версия преступления – версия о преступлении, идентичный этому – идентичный с этим, благодарить за помощь - благодарить о помощи, отмечать о заслугах – отмечать заслуги, вопреки смыслу - вопреки смысла, отзыв на книгу – отзыв о книге, согласно распоряжению - согласно распоряжения, оплатить за проезд - оплатить проезд, наперекор обстоятельствам – наперекор обстоятельств.

 

7. Следуя правилу построения предложений с деепричастным оборотом, исправьте ошибки:

1. Изучив правило, всем понятно, как делать упражнения. 2. Редактируя текст, студенту было интересно работать. 3. Просмотрев документы, директором было принято решение. 4. Приехав домой, мне показалось, что я здесь чужой. 5. Подъехав к станции, собаки встретили нас лаем. 6. Изучив схему работы прибора, у нас появились вопросы. 7. Отправляя телеграмму, всегда указывается ее обратный адрес.

 

8. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Они шли быстро и разговаривая на ходу.

2. Примерно пятая часть обманутых физических лиц рискуют остаться без жилья и без денег.

3. Основную часть финансирования произведенных работ, выполненных подрядным способом, было осуществлено также Муниципальным образованием г. Зеленогорска.

4. Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля – слишком ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям.

5. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен.

6. Колхоз был построен под руководством Давыдова, который затем превратился в крупное хозяйство.

7. Метель не утихала несколько дней, начавшаяся совершенно неожиданно.

8. Администрацией института принимаются ряд мер, направленные на укрепление дисциплины среди студентов.

9. В этом соревновании участвовали двадцать один российский спортсмен.

10. В выпуске дан обзор о применяемых до сих пор классических методах.

11. В Петрозаводске я исследовал и начал серьезно интересоваться архивами.

12. Все, кто были на спектакле, остались довольны.

13. Началась подготовка по проведению выборов.

14. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности этой организации.

15. В столице они ходили в музеи, театры и концерты.

16. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.

17. В сочинении было хорошо описано про окрестности школы.

 

9. Составьте словосочетания со следующими словами-паронимами, обращая внимание на различия в их лексических значениях: Эффектный – эффективный, будний – будничный, отборный – отборочный, дипломатический – дипломатичный, экономный – экономичный – экономический, надеть – одеть, предоставить – представить, искусный – искусственный, заплатить – оплатить, практический – практичный, деловитый – деловой – дельный.

 

10. Исправьте ошибки словоупотребления:

Изучать два заграничных языка, чаша терпения лопнула, удешевить стоимость товара, храбрая мысль, повысить кругозор, одержать поражение, поднять тост, верить в неминуемую победу, невежа в вопросах искусства, дешевые цены, ностальгия по Родине, веселый инцидент, предпринять меры, бережливое отношение, памятные сувениры, нет другого выбора.

 

12. Отредактируйте предложения, исправив допущенные в них лексические ошибки (нарушение лексической сочетаемости, тавтология, плеоназм, неправильное употребление фразеологического оборота, неправильный выбор слова)

1. Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений.

2. Любая проверка играет на пользу предприятию.

3. Важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.

4. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.

5. В данной ситуации это обстоятельство не играет большого значения.

6. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки.

7. Абонементы телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги связи.

8. Приобретение театрального абонента позволит вам сэкономить деньги и время.

9. Люди простодушные предлагают желаемое за действительное.

10. Он умеет брать быков за рога.

11. То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс.

12. Следует отметить следующие особенности.

13. А теперь подведем выводы.

14. Она была сильнее соперниц на голову.

15. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставит под сомнение реальность выполнения данного задания.

16. Выбравшись из воды, я упал навзничь, уткнувшись лицом в горячий песок.

17. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

18. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

Стили и типы речи

1. Определите функциональные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный) по их отличительным чертам:

а) точность, собирательность, эмоционально-экспрессивная оценочность

б) официальность, точность, стандартизированность

в) отвлеченность, точность, логичность

г) неподготовленность, фрагментарность

 


2. Для каких стилей речи типичными являются языковые средства:

а) канцеляризмы, клише, конструкции со страдательным залогом

б) термины, прямой порядок слов, причастия и деепричастия

в) неполные предложения, инверсия, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сниженная лексика

г) газетизмы, образные сравнения, экспрессивно-окрашенная лексика

 

3. К каким стилям речи относятся перечисленные жанры:

а) монография, доклад, рецензия, диссертация, статья, аннотация

б) репортаж, интервью, эссе, фельетон, заметка

в) заявление, доверенность, приказ, акт, справка

г) записка, спор, разговор на бытовую тему, личный дневник

д) роман, повесть, рассказ, поэма, баллада

 

4. Назовите тип речи (описание, повествование, рассуждение) по определению:

а) Между событиями, явлениями действительности существует временная, хронологическая связь


б) Одни предметы или явления выступают как составные части или качества одного практически одновременно воспринимаемого предмета, связаны пространственно или другим способом.


в) Один предмет служит причиной другого, а другой выступает следствием из первого (от тезиса к аргументам и от них к выводу).


5. Определите стиль речи

а) Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа. Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью. В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирают меда, чем с гектара цветущей гречихи. От цвета черемухи нет подобного проку, но цветет она рано, в пору весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков. Поэтому и связана с ним лирика тайных встреч, и первых свиданий, и горячей любви.

б) Зима с ее капризами на берегах Невы – далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк Петербурга, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны, наконец, проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах восьмисот и травмирования почти шести тысяч человек. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе – это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите им дорогу на повороте.

 

в) В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации направляет Вам извещение о состоянии Вашего индивидуального лицевого счета, бланк заявления о выборе инвестиционного портфеля и Инструкцию по его заполнению.

 

г) В качестве протокола общения в естественном языке выступают нормы литературного языка. Литературным языком называют обработанную форму общенародного языка, в боль- шей или меньшей степени обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы жизни общества. Языковая норма – это совокупность правил и средств литературного языка, сложившихся в процессе отбора элементов языка из числа существующих, наиболее пригодных для обслуживания коммуникативных потребностей общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: